Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы педагогического менеджмента.

ГЛОССАРИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ДОУ

В узком смысле управление - это процесс информационного воздействия субъекта управления на объект управления, побуждающее объект совершать некоторые действия, направленные на достижение целей субъекта.

В широком смысле управление включает в себя не только само воздействие, но также и подготовку к нему, контроль над деятельностью объекта управления и анализ полученных результатов.

Управление – это совокупность законов, правил об организации осознанной, целенаправленной деятельности, нацеленной на упорядочение и подчинение интересам субъекта деятельности элементов внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники.

У правление – это особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованную совместную дельность учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы.

Управление — деятельность управляющей подсистемы, заключающейся в выработке управляющего воздействия и его осуществления и направленная на эффективное достижение цели деятельности системы в целом (Мухин, В. И. Основы теории управления: учебник / В. И. Мухин. — М.: Экзамен, 2002. — 256 с.).

Управление современным дошкольным образовательным учреждением — это научно обоснованное воздействие на коллектив воспитателей, обслуживающего персонала, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Руководство – это составная часть управления. Это непосредственная работа с учителями, учениками, родителями по выполнению задач, стоящих перед школой.

Субъект управления - орган или подструктура управления в данной системе: министерство образования, департамент или комитет образования и т.д.

Субъект управленческой деятельности – менеджер (Менеджер – (англ. manager) - управляющий)

Менеджер – профессиональный руководитель; человек, профессионально осуществляющий функции управления; человек, непосредственно реализующий деятельность, которая в условиях рынка называется менеджментом.

В широком смысле слова менеджмент – это «умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей» (М.М. Поташник). Это наука и искусство управления людьми и социальными процессами.

Менеджмент – наука, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации.

Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития. (В.П. Симонов).

Управление образовательными системами – отрасль педагогики, предметом которой являются вопросы организации управления в системе образования и в образовательно-воспитательных учреждениях.

Управление функционированием образовательным учреждением призвано обеспечивать использование имеющегося у нее образовательного потенциала на ранее достигнутом уровне. Его объектом служит учебно-воспитательный процесс и обеспечивающие его процессы (то есть материально-технического, финансового, кадрового и другого обеспечения).

Управление развитием призвано обеспечивать наращивание потенциала школы и повышение уровня его использования (или, как говорят, КПД) за счет освоения каких – новшеств. Его объектом выступают инновационные процессы и процессы и процессы их обеспечения. Управление функционированием ориентировано на настоящее, а управление развитием – на будущее.

Принципы педагогического менеджмента – основные правила поведения субъекта менеджмента при взаимодействии его с управляемыми субъектами (объектами

 

Принципы педагогического менеджмента.

  1. Гуманизация – это принцип научной организации труда в структуре и содержании педагогического менеджмента. Это главное условие развития способностей обучающихся в организованном учебно-воспитательном процессе. Он максимально реализуется в условиях благоприятного психологического климата, способствующего выработке положительной установки на трудовую (учебную) деятельность у всех членов коллектива. В нем проявляется сочетание высокой теплоты отношений с требовательностью, требовательности – с уважением к каждой личности.
  2. Сочетание единоначалия и коллегиальности. Руководитель – бесспорно единоначальник. Но действует он в коллективе, члены которого ни в чем по своему образовательному, интеллектуальному уровню не уступают ему (не должны уступать), кроме техперсонала. И здесь очень важно уметь «командовать», «прислушиваясь» к своим подчиненным, опираясь на их помощь.
  3. Индивидуализации и конкретности. НОТ немыслима без четкой конкретности дел, поручений. Их нельзя подменять общими призывами «поднять», «улучшить», «наладить». Нельзя назначать ответственным «весь коллектив», а сроки исполнения определять «на весь учебный год».
  4. Перспективности и прогноза. Он тесно связан с предыдущим, так как нельзя НОТ строить без четкого научного планирования, целеполагания. Там и предусматривается система поручений, ответственных и так далее. Об этом мы поговорим подробнее в следующих разделах курса.
  5. Научности управления (или единства решения и практики). Знать теорию управления – очень важно для сегодняшнего руководителя. Об этом мы уже частично говорили. Но надо уметь претворять теорию в практику. Знание теории – важный, но только первый этап фактической, а не формальной организации труда.
  6. Морального и материального стимулирования. При всей специфичности педагогического труда, его «подвижнической» сущности, это все-таки труд, который должен быть вознагражден и поощрен. Нельзя злоупотреблять так называемой «созидательностью» педагога.
  7. Оптимальности. Он призван обеспечить важное условие педагогического менеджмента – необходимости и достаточности. Это краеугольный камень НОТ. Его нарушение (несоблюдение) приводит чаще всего к перегруженности планов мелкими делами, к излишней регламентации деятельности руководителя, изменений опеки с его стороны.

Методы управления - способы достижения поставленных целей менеджмента, способы реализации основных его функций.

Различают следующие группы таких методов (Гончаров М.А.):

  1. Экономические (или методы экономического стимулирования). По мере совершенствования нашего общества будут совершенствоваться и эти методы. Пока что мы к этому только стремимся. По-прежнему актуальным остается положение: от каждого по способности, каждому по труду. Надо на деле учитывать качество труда педагога: его звание, квалификацию и так далее.
  2. Административные. Они реализуются путем регламентирования деятельности и исполнителя, ее нормирования. Сюда же: инструктирование исполнителя, подбор и расстановка кадров. Это очень важные методы, но управлять только ими нельзя. Это приводит к автократическому стилю управления.

Психолого-педагогического воздействия. Сюда входят: советы, пожелания, просьбы, требовательное (но не грубое) распоряжение, поощрения и так далее.

  1. Общественного воздействия. Эти методы реализуются через широкое вовлечение работников в управление, развития в нем демократических начал. Очень важно коллективно обсуждать острые проблемы школы, развивать здоровую конкуренцию в коллективе.

Цель – описание, образ идеального состояния какого-либо сегмента функционирования дошкольного образовательного учреждения.

Педагогический анализ — это функция управления образовательным учреждением, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата учебно-воспитательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перехода ее в более высокое качественное состояние.

Регулирование есть вид деятельности по поддержанию режимов функционирования социально-педагогической системы в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций.

Контроль - наблюдение за процессом изменения в системе, сравнение полученных результатов с заданной программой, определение отклонений от программы, их места, причин, времени, различных затрат.

Стратегическое планирование - единственный способ формального прогнозирования проблем и возможностей, который обеспечивает создание долгосрочного плана; даёт основу для принятия решений, т.е. знание того, что и как организация хочет достичь; способствует снижению риска при принятии решений; помогает установить взаимосвязь и единство целей планирования;

Тактическое планирование - обеспечивает разработку конкретных планов для реализации стратегических планов;

Оперативное планирование – разработка конкретных действий с учётом всех необходимых ресурсов.

Управленческое решение — это программа действий, выраженная в директивной форме. Всякое решение определяет цель, средства достижения цели (материальные, трудовые, финансовые, моральные), а также формы координации всех сил, участвующих в достижении этой цели (Непершина, О. В.)

Принятие решения - деятельность, направленную на оценку всех возможных альтернатив и выбор одной из них.

Принятие решения — это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать (выбор курса действий)

4. Формы отражения управленческих решений

 

· Приказ — правовой акт, издаваемый руководителями различных уровней, действующих на основе единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач. Приказы — наиболее категоричная, частная и наиболее часто используемая форма оформления управленческий решений.

· Инструкция — это правовой акт, издаваемый органами государственного управления в целях установления правил, регулирующих организационные, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, должностных лиц и граждан. Инструкция издается также в целях разъяснения законодательных актов, распорядительных документов (приказов). Инструкция является документом постоянного или длительного действия.

· Указание — распорядительный документ, издаваемый ведомствами, организациями, преимущественно по вопросам, связанным с исполнением приказов, инструкций и других правовых актов.

· Решение (постановление) — правовой акт, издаваемый коллективными органами управления. При обсуждении решений необходима коллегиальность, однако, ответственность за исполнение принятых решений — персональная.
В коллективных решениях указывается объем заданий, срок их выполнения и ответственные.

· Рекомендации — один из способов принятия управленческих решений и доведения их до исполнителей. Рекомендации не обязывают, но служат советом и необходимы для того, чтобы придать деятельности нужное направление.

Нововведение (инновация) – целенаправленный процесс создания, распространения, внедрения, использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. – новшества для удовлетворения человеческих потребностей;

Инновация – процесс изменения связанный с созданием признанием или внедрением новых элементов в определенной социальной системе (словарь социально-гуманитарных терминов);

Инновация – (от англ. Innovation) – нововведение, новация) – это изменения внутри системы, удовлетворяющие течение и результаты учебно-воспитательного процесса;

Эксперимент – исследовательская стратегия, в которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом, в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик, условий его протекания;

Эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях;

Эксперимент – важнейший научный метод, заключающийся в преднамеренном создании определенных условий, с целью изучения хода педагогического процесса и активного влияния на него.

Мониторинг – объективная фиксация достижения результатов и целей по заранее определенным критериям, индикаторам, параметрам.

Качество управления дошкольным образовательным учреждением - совокупность свойств и признаков, определяющих его достоинство, высокосортность.

Комплексно-целевая программа развития дошкольного учреждения — это стратегический программно-плановый документ, определяющий принципиальные положения развития учреждения на длительный срок.

Годовой план работы дошкольного учреждения — плановый документ, определяющий работу дошкольного учреждения на учебный год.

 

Циклограмма — это форма плана работы, отражающая регулярно повторяющиеся мероприятия, фиксирующая ритм работы дошкольного учреждения

 

Литература:

 

  1. Белая, К. Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом: [руководителям детских садов, методистам, воспитателям, студентам, слушателям ИПК, родителям, работникам образования] / К. Ю. Белая. — М.: АСТ, 1997. — 382 с.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб, 2000.
  3. Васильева, А. И. Старший воспитатель детского сада / А. И. Васильева, Л. В. Бахтурина, М. И. Кобитина. — М., 1990.
  4. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании – М., 2006.
  5. Денякина, Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном учреждении: методические рекомендации / Л. М. Денякина. — М., 1997.
  6. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., 2004, Часть IV, С.457-469.
  7. Крулехт, М. В. Экспертные оценки в образовании: учеб. пособие для студ. фак. дошкольного образования высш. пед. учеб. заведений / М. В. Крулехт, И. В. Тельнюк. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 112 с.
  8. Непершина, О. В. Современные подходы к инспектированию дошкольных образовательных учреждений: учебно-методическое пособие / О. В. Непершина. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. — 48 с.
  9. Поздняк, Л. В. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие для студ. пед. вузов. — 2-е изд., стереотип. / Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 432 с.
  10. Рудакова И.А. Основы управления педагогическими системами. – ростов-на-Дону, 2005.
  11. Управление в системе школы: проблемы и решения. Под ред. В.А. Караковского и др. – М., 1999.
  12. Управление развитием школы. Под ред. М.М. Поташника и др. – М.,
  13. Фролова, О. А. Инспектирование детского сада / О. А. Фролова. Изд. 3-е, перераб. и доп — М.: Просвещение, 1975. — 128 с.
  14. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами.- 3-е изд. – М.: Академия, 2006.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...