Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, признаки, функции и состав налога.




ТЕМА 10. ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА

Понятие налогового права.

Понятие, признаки, функции и состав налога. Классификация налогов.

Принципы построения системы налогообложения.

 

 

Понятие налогового права

Налоговое право - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с установлением, сбором, изменением налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджеты разного уровня и целевые фонды денежных средств, которые обеспечиваются принудительной силой государства.

Предмет налогового права - группа однородных общественных отношений, которые определяют поступление денежных средств от плательщиков в бюджеты в форме налогов и сборов.

Методом налогового права можно назвать те специфические способы, с помощью которых нормы налогового права регулируют поведение участников налоговых правоотношений. Основным методом налогового права является императивный (властный). Налоговые правоотношения строятся как отношения власти и подчинения по изъятию части доходов у юридических и физических лиц для обеспечения государственного бюджета.

Характерной особенностью метода налогового права выступает то обстоятельство, что властные распоряжения затрагивают круг плательщиков, порядок, условия и размер платежей в бюджеты или целевые фонды, цели использования денежных средств и прочее. Круг государственных органов, уполномоченных давать распоряжения участникам налоговых отношений, составляют налоговые органы.

Принципы налогового права:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

3. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

4. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

5. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство страны и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах страны товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

6. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными признаками налогов или сборов, не предусмотренные законодательством либо установленные в ином порядке, чем это определено действующим законодательством.

7. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

8. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Налоговые нормы

Экономическая и правовая природа налога обусловливает юридическую природу налогово-правовых норм, характер их взаимоположения и взаимодействия, всю систему налогообложения. Так же как и другие правовые нормы, налогово-правовые нормы содержат правила поведения, установленные государством и обеспеченные силой его принуждения.

Нормы налогового права представляют собой установленные и охраняемые государством правила поведения участников налоговых отношений, выраженные в их юридических правах и обязанностях.

Нормы налогового права являются разновидностью юридических норм, в более узком плане - разновидностью финансово-правовых норм. Нормы налогового права, являясь разновидностью юридических норм, обладают следующими признаками:

1) нормы налогового права являются правилами поведения, гарантированными государством;

2) налоговые нормы возлагают на участников отношений юридические обязанности и предоставляют им субъективные права;

3) нормы имеют общеобязательный характер, т. е. обращены ко всем участникам регулируемых ими общественных отношений, а не к конкретным индивидам;

4) налоговая норма всегда выражена либо в нормативно-правовом акте, принятым компетентным государственным органом или органом местного самоуправления, или постановлением Конституционного Суда;

5) налоговые нормы являются средством реализации пуб­личных, а не частных интересов. Отношения, регулируемые нормами налогового права, связаны с потребностями и интересами больших масс людей - государства, населения муниципального образования, общества в целом;

6) Налоговые нормы отличаются от других норм права своей нестабильностью. Зависят от состояния экономики в стране, финансовой политики на том или ином этапе развития. Налогово-правовое регулирование является изменчивым по определению.

Налогово-правовая норма состоит из следующих элементов:

· гипотеза - указывает на условия, при которых она должна действовать;

· диспозиция - определяет права и обязанности участников, регулируемые нормой отношений;

· санкция - указывает на неблагоприятные последствия за нарушение нормы.

·

Виды налогово-правовых норм:

1) В зависимости от функций, выполняемых налоговым правом:

а) регулятивные нормы - направлены на регулирование налоговых отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Делятся на:

- обязывающие нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия. Большинство норм налогового права - обязывающие. Чаще всего они формируются в актах налогового законодательства в виде прямых обязательных предписаний;

- уполномочивающие нормы, предусматривающие возможность субъекта налогового права действовать в рамках требований налоговой нормы, но по своему усмотрению. Существует два вида уполномочивающих норм налогового права. Для первого вида этих норм характерно, что возможность их реализации (или не реализации) зависит исключительно от воли субъектов налогового права. Главным образом к таким субъектам относятся налогоплательщики. Для второго вида характерно то, что субъект права имеет определенную свободу средств, времени и т.д. реализации этой нормы, но эта норма в любом случае должна быть им реализована;

- запрещающие нормы, устанавливающие обязанность лица воздержаться от определенных действий, указанных в норме налогового права

б) охранительные нормы - предусматривают применение мер государственного принуждения за налоговые правонарушения, а также за нарушение банками обязанностей, предусмотренных за­конодательством о налогах и сборах.

2) По территории действия:

- действующиена всей территории государства;

- действующие на территории отдельного муниципального образования.

3) По содержанию норм:

а) материальные нормы - устанавливают объекты налогообложения, налоговые ставки, льготы по отдельным видам налогов, общие требования к реализации норм налогового права и т.д.;

б) процессуальные - устанавливают порядок реализации материальных норм налогового права. Например, процессуальными являются налоговые нормы, определяющие порядок принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, порядок осуществления налоговыми органами налогового контроля и др.

 

Налоговые правоотношения

Субъекты налогового права реализуют свои права и обязанности посредством налоговых правоотношений.

Налоговые правоотношения - это общественные отношения, регулируемые нормами налогового права.

Особенностью налоговых правоотношений является движение денег в собственность государства снизу вверх (от плательщика в бюджет) в форме налогов и сборов. Распределение же этих средств, выделение их на удовлетворение государственных потребностей (то есть движение сверху вниз) - уже не предмет налогового права, хотя и регулируется финансовым правом.

Налоговые правоотношения являются разновидностью фи­нансовых правоотношений, поэтому имеют общие с ним черты.

Во-первых, налоговые правоотношения возникают и развиваются в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, но только в той части финансовой деятельности государства и муниципальных образований, которая обеспечивает сбор государством и муниципальными образованиями денежных средств в их казну.

Во-вторых, налоговые правоотношения являются формой реализации публичных интересов. По сути, это публично-правовые отношения.

В-третьих, налоговые правоотношения являются отношениями экономическими.

В-четвертых, важнейшей характеристикой налоговых правоотношений является их имущественный характер.

В-пятых, налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых - налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежат властные полномочия, а другой - налогоплательщику - обязанность повиновения. Требования налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следует не из договора, а из закона.

Налоговые правоотношения, как и любые другие право­отношения, имеют свою структуру, элементами которой являются: субъект, объект и содержание.

Субъектами налоговых правоотношений являются лица, участвующие в конкретных правоотношениях и являющиеся носителями субъективных налоговых прав и обязанностей. Выделяют три группы субъектов:

1) Государство (в лице законодательных органов, которые принимают нормативно-правовые акты в сфере налогообложения).

2) Налоговые органы (Республиканские налоговые инспекции, Республиканское казначейство, Таможенная служба ДНР).

3) Плательщики налогов (физические и юридические лица).

Субъекты должны быть правоспособными и дееспособными.

Налоговая правоспособность - это предусмотренная нормами налогового права способность иметь права и обязанности по поводу уплаты налогов.

Налоговая дееспособность - это предусмотренная нормами налогового права способность своими действиями создавать и реализовывать права и обязанности.

Под объектами налоговых правоотношений следует понимать установленные налоговыми законами материальные и нематериальные объекты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение налоговых прав и обязанностей.

Содержание составляет субъективные права и субъективные обязанности. Это означает, что конкретный налогоплательщик и конкретная государственная налоговая инспекция осуществляют свои права и исполняют обязанности в соответствии с налоговым законодательством.

Классификация налоговых правоотношений:

1. Исходя из основных функций права:

а) регулятивные налоговые правоотношения составляют основную массу отношений в сфере правового регулирования налогообложения. Их основной целью является упорядочение и развитие общественных отношений, связанных с налогообложением, закреплением субъективных юридических прав, с исполнением налоговой обязанности. Возникновение их обусловлено правомерным поведением субъектов, реализующих налоговую обязанность. Примерами регулятивных налоговых правоотношений являются отношения по установлению и введению налогов, их исчислению и уплате, получению инвестиционного налогового кредита, предоставлению информации налогоплательщику, соблюдению налоговой тайны и т.д.

б) охранительные налоговые правоотношения обеспечивают реализацию охранительной функции права. Возникают при условии нарушения прав и невыполнения обязанностей, когда участники правоотношения нуждаются в правовых способах защиты со стороны государства; как реакция государства на неправомерное поведение субъектов налоговых правоотношений.

2) По характеру налогово-правовых норм:

а) материальные налоговые правоотношения возникают на ос­нове материальных норм налогового права. Например, материальными следует считать правоотношения по исчислению налоговых ставок, уплате налога, использованию налоговых льгот и т.д.;

б) процессуальные налоговые правоотношения возникают, соответственно, на основе процессуальных норм. Они обеспечивают порядок реализации материальных прав и обязанностей. Процессуальные налоговые правоотношения возникают в ходе налогового процесса (производства по исчислению и уплате налога) и налогово-контрольного производства.

3) На основании особенностей их объекта:

а) имущественные налоговые правоотношения - объектом правоотношений являются налог, сбор, пеня, штраф и т.д.;

б) неимущественные налоговые правоотношения - объектом является деятельность по осуществлению налогового контроля и т.п.

4) По структуре их юридического содержания:

а) простые налоговые правоотношения - характеризуются тем, что их содержание состоит из одного права и одной обязанности.

б) сложные налоговые правоотношения – их содержание состоит из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей.

Понятие, признаки, функции и состав налога.

Классификация налогов

Налоги и сборы (обязательные платежи) в бюджеты и в государственные целевые фонды - обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, который осуществляется плательщиками в порядке и на условиях, определенных законами о налогообложении.

Главными признаками налогов и сборов являются:

- налоги и сборы устанавливаются исключительно законами;

- уплата налогов и сборов является обязательной и обеспечивается государственным принуждением;

- субъектами уплаты налогов и сборов выступают юридические и физические лица, которые являются плательщиками;

- обязанность уплаты налогов и сборов возникает только у владельцев, которые имеют доходы;

- отчуждение доли собственности юридических и физических лиц в пользу государства осуществляется не добровольно, а принудительно;

- налоги являются безвозмездными, то есть отчужденная доля переходит в собственность государства и становится частью национального дохода;

- уплата налогов и сборов осуществляется, как правило, в национальной валюте;

- при перераспределении национального дохода налоги и сборы (обязательные платежи) обеспечивают государство, как властного субъекта финансовых правоотношений, частью новой стоимости в денежной форме.

Налоги в финансово-правовых отношениях выполняют такие функции:

1) Фискальная функция. Фискальная функция налогов состоит в удовлетворении финансовых интересов государства. С помощью налогов обеспечивается формирование доходной части бюджета, поступление ресурсов для выполнения государством своих функций.

Посредством фискальной функции налога государство получает достаточно доходов, надежность поступлений которых характеризуется постоянством, стабильностью и равномерностью их распределения по регионам.

Постоянство налогов заключается в том, что налоги должны поступать в бюджет постоянно в течение бюджетного года в четко установленные сроки и в определенных размерах, а не в виде разовых платежей с неопределенными сроками уплаты.

Стабильность налоговых поступлений заключается в высоком уровне гарантий получения от плательщиков бюджетных доходов, предусмотренных Законом о бюджете на текущий год, в полном объеме.

Равномерность распределения налогов по территории заключается в обеспечении достаточными доходами всех звеньев бюджетной системы.

2) Регулятивная функция. С помощью налогов осуществляется регулирование государством производства и потребления, выравнивание доходов отдельных социальных групп, поддержка плательщиков налогов и других обязательных платежей. В основном сущность регулирующей функции заключается в воздействии налогов на разные стороны деятельности их плательщиков.

3) Контрольная функция реализуется в ходе налогообложения при регламентации государством финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, получении доходов гражданами, использовании ими имущества. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого налога отдельно, проверяется, насколько налоги отвечают реализации цели в сформированных условиях.

Дополнительные функции налога образовывают подсистему, которая охватывает такие виды функций:

1. Распределительная функция представляет собой своеобразное отображение фискальной: наполнить казну, чтобы потом распределить полученные средства. Но на стадии распределения эта функция очень тесно переплетается с регулирующей, и в одном действии могут оказываться обе функции. Например, косвенные налоги, регулируя потребление, создают основы для перераспределения средств одних плательщиков в пользу других (акцизы на деликатесные виды продуктов и т.п.). Это дает возможность говорить о существовании первичного и вторичного распределения (перераспределения) с помощью налогов. 

2. Стимулирующая (дестимулирующая) функция создает ориентиры для развития или свертывания производства, деятельности. Как и регулирующая, она может быть связана с применением механизма льгот, изменением объекта налогообложения, уменьшением налогооблагаемой базы. Иногда эту функцию рассматривают как подвид регулирующей.

3. Накопительная функция представляет собой своеобразное обобщение всех предыдущих функций и главной — из позиций реализации целей государства в налоговой системе. Наиболее обобщающей функцией налогов, с которой связано их возникновение и развитие, является фискальная. Но это только на первый взгляд. Она имеет временный характер, выступает этапной, такой, что реализует насыщение бюджета на определенный период. Конечная цель налогов — не только сформировать бюджет, но и сформировать цель, интересы в распределении этих средств и других средств плательщиков, то есть создать условия для накопления как юридическими, так и физическими лицами. В этом случае речь идет об активном накоплении, которое выразилось бы в увеличении мощностей, развития производства и т.д. Осуществить это можно путем дифференциации или снижения имущественных налогов, предоставления льгот при целевом использовании средств. Эта функция очень тесно связана со стимулирующей, но есть более глобальной и обобщающей. Кроме того, если стимулирующая функция связана с процессом, деятельностью плательщиков, то накопительная ориентированная на конечный результат, определяет цель деятельности и имеет более статический характер. Законодательства многих государств не делают размежевания между налогами, собранием, пошлинами, и налоговая система характеризуется как совокупность налогов и сборов.

Как и любые другие правоотношения, налоговые правоотношения имеют собственный юридический состав, характеризующий специфику этих правоотношений, то есть юридический состав налога.

Состав  налога

Юридический состав налога - это определенная налоговым законодательством государства структура правового механизма, которая применяется государством при взимании налогов и обеспечении порядка их уплаты.

Как правовой механизм, юридический состав налога содержит структурные элементы, которые делятся на основные и дополнительные.

К основным элементам правового механизма налога относятся:

- субъекты налога - юридические или физические лица, которые являются владельцами, имеют доходы и обязаны платить налог. В налоговых правоотношениях субъекты налога называются налогоплательщиками;

- объект налогообложения - объектами налогообложения являются операции по реализации товаров, услуг, имущество, прибыль, доход и стоимость реализованных товаров, оказанных услуг или иной объект, имеющий стоимостную, качественную или физическую характеристику, с которой законодательный акт связывает возникновение обязанности уплатить налог;

- источник уплаты налога - это доход плательщика, с которого он платит налог и который может быть непосредственно связан с объектом налогообложения. Общим источником уплаты являются доходы от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг;

- ставка налога - это установленный государством и органами местного самоуправления размер налога на единицу обложения, который выражается в процентах или в твердой сумме и не изменяется в течение года, если иное не предусмотрено действующим законодательством. При определении налоговой ставки используют два подхода к установлению налоговых ставок - универсальный и дифференцированный.

При универсальном подходе устанавливается единая для всех плательщиков ставка налога.

При дифференцированном подходе устанавливается несколько налоговых ставок, которые по своему построению делятся и твердые и процентные.

Твердые ставки устанавливаются в денежном выражении на единицу налогообложения в натуральном исчислении. Они делятся на два вида:

- фиксированные налоговые ставки - ставки, установленные в конкретных суммах;

- относительные ставки - это налоговые ставки, которые определены в отношении определенной величины дохода.

Процентные ставки - это налоговые ставки, устанавливаемые только по объекту налогообложения, который имеет денежное выражение. Эти ставки делятся на три вида:

- пропорциональные процентные ставки - это единые ставки, которые не зависят от размера объекта налогообложения. Такие ставки соответствуют принципу равенства плательщиков и упрощают налоговую работу.

- прогрессивные - это такие ставки, размер которых возрастает по мере увеличения объемов объекта налогообложения.

- регрессивные ставки - это налоговые ставки, которые в отличие от прогрессивных, уменьшаются по мере роста объекта налогообложения.

Дополнительными элементами правового механизма налогов являются:

- единица обложения - часть налогового объекта, на который устанавливается ставка налога - 1 рубль, 1 м2, гектар земли, мощность мотора, объем тары, грузовая вместимость, длина судна, то есть единица физического или денежного измерения объекта налогообложения;

- срок уплаты - твердо фиксированная в законе дата внесения платежа в бюджет, за нарушение которой непременно применяется наказание в виде пени.

- льготы - это полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Льготы определяются законодательством как исключение из общих правил и устанавливаются для определенной категории лиц, четко определенных законом;

- база налогообложения - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Например, доход определенного гражданина, подлежащий налогообложению, составляет 12000 руб.;

- предмет налогообложения - это тот же объект налогообложения, который отражает признаки не юридического, а фактического характера, то есть фактически полученных доходов или стоимостные характеристики налогооблагаемой собственности (имущества). Одно и то же имущество может быть предметом нескольких налогов. Например, автомашина-иномарка облагается пошлиной, акцизом, НДС при ввозе, а также ежегодным налогом на владельца транспортных средств.

Классификация налогов

Вся совокупность обязательных платежей налогового характера может быть классифицирована по нескольким признакам:

1. В зависимости от компетенции органа, который вводит действие налогового платежа на соответствующей территории:

а) республиканские - налоги и сборы, действующие на всей территории ДНР. Полностью поступают в Республиканский бюджет;

б) местные - налоги и сборы, которые вводятся в действие местными органами самоуправления и действуют на местном уровне. Полностью поступают в местные бюджеты.

2. В зависимости от канала поступления:

а) закрепленные - налоги, которые на длительное время закреплены как источник дохода конкретного бюджета (таможенные пошлины, сборы и иные платежи);

б) регулирующие - налоги, по которым предусматриваются нормативы отчислений в другие бюджеты. Нормативы отчислений устанавливаются в бюджете на очередной год (налог на доходы организаций, НДС, акцизы).

3. В зависимости от плательщика:

а) налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на имущество предприятия и т.д.);

б) налоги с физических лиц (подоходный налог, налог на промысел и т.д.);

в) смешанные - налоги, предполагающие в качестве плательщика и юридических, и физических лиц (налог с владельцев транспортных средств, земельные налоги и т.д.). При этом смешанные налоги можно разделить на:

налоги, которые определяются наличием определенных материальных благ (транспортные средства, участок земли);

налоги, которые определяются деятельностью плательщиков (налог на добавленную стоимость, акцизный сбор).

4. В зависимости от формы обложения:

а) прямые (подоходно-имущественные) — налоги, которые взимаются в процессе приобретения и аккумуляции материальных благ, определяются размером объекта обложения, включаются в цену товара и уплачиваются производителем или собственником. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на:

личные - налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного им дохода (прибыли) и учитывающие платежеспособность плательщика;

реальные (англ. real - имущество) - налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход.

б) косвенные (на потребление) - налоги, которые взимаются в процессе расходования материальных благ, определяются размером потребления, включаются в виде надбавки к цене реализации товара и уплачиваются потребителем. При прямом налогообложении - юридический и фактический плательщики совпадают, при косвенном - нет.

Еще одно важное обязательство следует учитывать при разграничении прямых и косвенных налогов - их участие в образовании цены. Если прямые налоги закладываются в цену на стадии производства, у производителя, то косвенные - только на стадии реализации и как надбавка к цене товара.

5. В зависимости от способа взимания:

а) долевые (количественные) - устанавливают размер налога для каждого плательщика отдельно, учитывают имущественное состояние плательщика и его возможности уплаты. Общая величина налога формируется как сумма платежей отдельных плательщиков;

б) раскладочные (репартиационные) - налоги, начисляемые на целую корпорацию плательщиков, которые самостоятельно осуществляют между собой окончательное распределение налогового бремени.

6. В зависимости от характера использования:

а) налоги общего назначения - налоги, используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются;

б) целевые налоги - налоги, зачисляемые во внебюджетные целевые фонды и предназначенные для целевого использования.

7. В зависимости от периодичности взимания:

а) разовые - налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного времени (чаще всего - налогового периода) при совершении определенных действий (налог с владельцев транспортных средств; налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения). В большей степени данная разновидность налогов имеет характер сборов.

б) систематические (регулярные) - налоги, взимаемые регулярно, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (помесячно, поквартально).

8. В зависимости от учета налогового платежа:

а) налоги, финансируемые потребителем (акциз, налог на добавленную стоимость);

б) налоги, включаемые в себестоимость (налог с владельцев транспортных средств, земельный налог);

в) налоги, финансируемые за счет балансовой прибыли, т.е. прибыли до уплаты налога (налог на имущество, налог на рекламу);

г) налоги, финансируемые за счет чистой прибыли, т.е. прибыли после уплаты налога (сбор за право торговли, за использование национальной символики).

В отдельную подсистему можно выделить группу общегосударственных сборов, которые могут быть дифференцированы следующим образом:

1) сборы экономического характера;

2) сборы социального характера (сбор на обязательное государственное социальное страхование и т.д.);

3) сборы природоресурсного характера (сбор за специальное использование природных ресурсов и т.д.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...