Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психотерапия и психопедагогика

Психотерапия — это совокупность приемов лечения болезней психологическими средствами. Применение ее в большом спорте ограничено прежде всего из-за несовмести­мости занятий спортом и психических болезней. Однако мы некоторые авторами (Уайтин, Гомбравелла, Оджилви, Гошек) допускают, что иногда и в спортивной практике возникают психические расстройства подобные неврозам, которые снижают уровень спортивной деятельности. Однако понятие «психотерапия» в данном случае рассмат­ривается более глубоко, придавая ему несколько специали­зированное содержание, в которое включаются методы преду­преждения и устранения психических проявлений, мешаю­щих спортивной подготовке или снижающих результаты. Психологическое обеспечение в спорте также характеризуется взаимопроникновением психотерапии и психопедагогики.

На основе многочисленных исследований, проведенных в разное время, необходимо отметить, что психотерапия не является методом, применяемым на основе какой-либо тех­нологии. Пока еще нет точной кодификации механизма воздействия и, следовательно, результаты не лишены оши­бок. Неясности, которые существуют в психотерапии, объ­ясняются отсутствием объективного, точно измеренного критерия, который мог бы быть подвергнут научному ана­лизу. И все-таки психотерапия может и должна быть применена в спорте. Выбор метода зависит от вопроса, который требуется решить.

Возможности применения психотерапии в спортивной работе. В спортивной работе относительно часто встреча­ются ситуации, при которых может быть применена пси­хотерапия. Некоторые авторы требуют обязательного при­сутствия психотерапевта в каждой команде, объясняя это тем, что большой спорт волей-неволей рождает и некото­рые отрицательные психические реакции. Гошек и Гомбравелла часто отмечали появление тревожащих состояний в моменты наивысшего спортивного напряжения, что обу­словливает необходимость борьбы за их устранение, в том числе и средствами психотерапии.

Психотерапия может быть применена в любом случае потери приспособляемости (многообразные ситуации с проявлением чисто патологических и предельных психиче­ских состояний, которые отрицательно влияют на спортив­ную подготовку) у спортсмена или спортивной группы. Ко­нечно, областью применения психотерапии являются раз­личные виды признаков вялости, психических реактивных состояний, вызываемых трудностями на тренировках и нервным напряжением на больших соревнованиях. Об­ластью применения психотерапии являются разнообразные стертые формы психогенного восстановления, часто встре­чаемого в период перед соревнованиями.

Кроме того, психотерапия применяется, когда необхо­димо устранить психические явления отрицательного ха­рактера, которые появляются в трудных ситуациях и мо­гут приобрести постоянный характер.

Из нашего опыта мы можем вспомнить так называемые случаи ятрогений, вызванные у спортсменов внушениями со стороны руководителей, тренеров, прессой или публи­кой. Речь идет о том, что иногда неудовлетворительное поведение спортсмена объясняется неудовлетворитель­ностью психического приказа, не всегда во всем реального, который может создать иногда очень острое осознание этой недостаточности, которую спортсмен фиксирует, да­вая ей собственное объяснение. Это сходно с процессом, который профессор Лурия назвал когда-то «внутренней картиной болезни», т. е. собственным представлением субъекта о своем состоянии, возникшим в результате чрезвычайно сложного процесса, обусловленного чувствительностью спортсмена, силой его воображения и способностью к ин­терпретированию.

Свойства и формы психотерапии. Особенности примене­ния психотерапии еще не совсем ясны из-за отсутствия точности методов. Упор делается за применение раз­личных форм психопедагогики, осуществление психотера­пии воспитательными средствами, так как они имеют то преимущество, что понятны тренерам и не требуют лабо­раторной техники. В первую очередь следует использовать приемы, основанные на «курсе лечения доверием» (сове­ты, разговоры, убеждения и принуждение, демонстрация). Они применяются тренерами и не вызывают у спортсме­нов никаких предубеждений.

В спортивной работе хорошие результаты может дать такой метод психотерапии, когда спортсмену даются объяс­нения тех психических явлений, которые могут появить­ся или которые уже беспокоят его.

В информационном плане мы хотим подчеркнуть, что сейчас делаются попытки применить в спортивной работе методы терапии поведения. Отправной точкой при этом яв­ляется то, что невротическое поведение - это стойкий навык неадаптированного поведения, установленного путем изучения физиологически нормального организма. И хотя данное утверждение верно, терапия поведения имеет ог­раниченные возможности применения.

Индивидуальная психотерапия. Эта форма применяется для воздействия на спортсменов, которые подходят под принцип «случай-проблема». Речь идет о спортсменах, находящихся в нормальном состоянии, но которые из-за отдельных индивидуальных особенностей личных качеств не могут осуществить двигательный специфический акт во всю силу своих возможностей. При этом мы выделяем субъектов, затруднения которых связаны с отсутствием ве­ры в собственные силы, боязливых и «нервных», «слож­ных», «с мрачными мыслями», появляющимися накануне соревнований, людей, психика которых в решительные мо­менты блокируется. Задача психотерапевтов в том, чтобы помочь этим людям успокоиться, расслабиться, укрепить веру в собственные силы, способствовать появлению у них уверенности в себе и т. д.

Хорошие результаты были получены при работе с группой спортсменов, общеобразовательный уровень которых был невысоким. Путем их психологического обуче­ния, ознакомления спортсменов с основными психологиче­скими аспектами спортивной жизни, механизмом и зако­нами психической деятельности постепенно удалось соз­дать у них необходимые навыки самоанализа повседневно испытываемых трудностей психологического порядка. Пер­вые попытки самоанализа поведения были проведены с помощью психолога, затем спортсмены сами анализирова­ли свои поступки, осуществляя настоящую психическую самотерапию, акт освобождения от внутреннего напряже­ния путем осознания и объяснения причин, которые вы­звали его. Такая разновидность индивидуального воздей­ствия является наилучшей, ибо в аналитических формах личной психотерапии может появиться опасность проявле­ния некоторых состояний преувеличенной зависимости спортсмена от психолога, которая в сложных условиях мо­жет вызвать нежелательные психические явления в том случае, когда психотерапевта нет поблизости или он от­сутствует.

Групповая психотерапия. Возможно, наше мнение о том, что коллективные обсуждения, лекции и культурно-просветительная работа, проводимая со спортсменами, - это групповая терапия, покажется претенциозным. Тем не менее вся эта работа является чрезвычайно благоприятным фоном для применения более тонких психотерапевтиче­ских приемов, которые направлены обычно на тех спорт­сменов, кто не поддается индивидуальному воздействию. Мы отличаем две разновидности групповой психотерапии по результатам воздействия: воздействие индивида при помощи коллектива и воздействие группы, рассматривае­мой как единое целое.

Данные формы воздействия применялись для устране­ния таких отрицательных психических проявлений, как чувство недовольства внутри коллектива, неприязни, когда в группе отсутствовало взаимопонимание, доверие, возни­кали конфликты между спортсменами. Подобные отрица­тельные психические проявления не могут быть решены тренерами обычными воспитательными средствами, имею­щимися в их распоряжении. Исследователи получали хорошие резуль­таты при кратковременном применении групповой психо­терапии перед соревнованиями тогда, когда была про­ведена предварительная психологическая подготовка. Опросы, проведенные нами с помощью теста ММПИ, при­меняемого в спортивной работе, показали, что сеансы пси­хотерапии перед соревнованиями помогают преодолевать состояния тревоги или подавленности, способствуют появ­лению ясности мышления, ослаблению напряженности в движениях. Действие психотерапии может быть ускорено, если использовать различные слуховые и визуальные сред­ства. Записанные на магнитофонную видеоленту формулы психотерапии способствуют достижению единства спортив­ной группы, появлению веры в силы своей команды.

Касаясь применения групповой психотерапии, обратим, однако, внимание на появление феномена «привычки» в случае регулярного применения ее перед каждым соревно­ванием. В этих случаях отмечено появление отрицатель­ных эффектов. В таких ситуациях необходимо применять только индивидуальную психотерапию, для всей команды рекомендованно проводить сеансы периодически.

Условия проведения психотерапии. Одним из первых и существенных условий воздействия является умение пси­хотерапевта установить контакт с субъектом. Это предпола­гается сделать в начальный период испытательного срока, когда психотерапевт принимает условия, молчаливо по­ставленные пациентом, позволяя, таким образом, осуществить постепенный переход к более эффектному воздей­ствию. При этом условии (первичные отношения - «воз­действующий испытуемый») складывается схема дальней­шего воздействия на субъект.

Я не преувеличу, если скажу, что успех психотера­пии обусловливается качествами личности психотерапевта. Это необходимо доказать своими естественными действия­ми, серьезностью и симпатией к субъекту. Мы не можем обойти и тот факт, что во всех случаях воздействия на субъект должны быть соблюдены такие этические нормы, как сохранение тайны, уважение к личности спортсмена, гарантия психического спокойствия и безопасности внут­ренней жизни субъекта.

Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка является психотерапевтиче­ским методом, который используется в медицинской прак­тике. Она определена ее автором Шульцем как «процесс сконцентрированного самоотключения». Данный метод позволяет достигнуть состояния аналогичного сну, харак­теризующегося расслаблением и внутренним спокойствием. Использованный вначале в психиатрической клинике ме­тод стал завоевывать популярность благодаря своим ус­пешным, часто захватывающим результатам. В настоящее время аутогенная тренировка стала методом психологиче­ской подготовки здоровых людей, выполняющих задачи, требующие максимального использования их физических и психических возможностей. Среди самых недавних слу­чаев применения аутогенной тренировки — использование некоторых ее вариантов при подготовке космонавтов (для преодоления состояний одиночества, боязни, грусти и т. д.).

В некоторых странах аутогенная тренировка успешно применяется при подготовке спортсменов к большим со­ревнованиям, и при этом достигаются убедительные ре­зультаты.

Специальная литература отмечает, что аутогенная тре­нировка оказывает многочисленные положительные воз­действия на психику и организм спортсмена: способствует появлению состояния покоя и точности движений путем снятия состояния психического напряжения; усиливает самоконтроль, который устраняет состояние робости, стра­ха, боязни, паники; предупреждает усталость и бесполезную затрату нервной энергии, увеличивая, в частности, сопротивляемость состояниям стресса; регулирует мус­кульный тонус и вегетативные функции организма и т. д. С психологической точки зрения отмечалось, что освобож­дение от состояния психического напряжения позволяет использовать существующий потенциал субъекта и через это в практическом плане ведет к росту эффективности умственной деятельности.

Метод, разработанный Шульцем, берет начало в раз­личных древних приемах (особенно йогов), в европейской теории внушения и самовнушения, исходит от медицин­ских опытов гипноза. Беря за основу утверждение, что в процессе гипнотического внушения могут произойти раз­личные изменения, Шульц разработал свой метод. Он ос­новывается на том, что путем умственного сосредоточения (самовнушения) в состоянии психосоматического расслаб­ления может быть достигнуто саморегулирование физиче­ских и психических состояний.

Метод состоял из 6 циклов комплекса упражнений, ко­торые выполнялись в строгой последовательности. Пере­ход от одного цикла к другому зависел от степени усвое­ния предыдущего цикла.

В качестве классического варианта Шульц рекомендует следующие циклы упражнений:

-упражнения для расслабления мускулатуры туло­вища путем умственного сосредоточения на ощущении тя­жести в туловище;

-упражнения для расширения сосудов путем само­внушения ощущения теплоты отдельных частей тела;

- упражнения для сердечного регулирования;

- упражнения для контроля за дыханием;

- упражнения для регулирования деятельности внут­ренних органов путем самовнушения ощущения теплоты в районе солнечного сплетения;

-упражнения, связанные с деятельностью мозга пу­тем самовнушения ощущения охлаждения головы.

Для достижения состояния психического сосредоточе­ния необходимо, чтобы на стадии обучения аутогенная тре­нировка проходила в определенных условиях: тишина, за-темненность (приятная), приемлемая температура возду­ха. Впоследствии психическое сосредоточение может осуществляться в любых условиях.

Аутогенная тренировка, разработанная Шульцем, явилась отправным пунктом для разработки нескольких ва­риантов использования, наиболее приближенных к нуж­дам спортивной работы. Некоторые авторы различают специфические варианты для каждого вида спорта в от­дельности.

Опыт применения аутогенной тренировки в боль­шом спорте показывает, что этот метод полезен при психо­логической подготовке спортсменов.

Однако одни авторы считают, что наилучшие результа­ты получаются при выполнении всех циклов упражнений. Другие отрицают необходимость использования некоторых упражнений из-за отсутствия полезных результатов или возможного появления отрицательных эффектов. Вспом­ним Клейнзорга, который на основе клинических наблюде­ний пришел к выводу, что для снятия психического напря­жения упражнения для сердца не всегда необходимы и во многих случаях могут быть опущены.

Ощущение охлаждения головы имеет, по мнению неко­торых авторов, ограниченное значение в спортивной прак­тике. Некоторые авторы выступают за использование только тех упраж­нений, которые вызывают ощущения тяжести и теплоты, так как:

- психическое перенапряжение снижается при мус­кульном расслаблении, вызываемом ощущениями тяжес­ти и теплоты;

- продолжительность тренировки сокращается, что, очевидно, имеет большое значение для спортивной работы. Кроме того, опыты «тяжести» и «теплоты» по своему без­обидному характеру могут быть применены в спортивной среде и людьми, не имеющими специальной медицинской подготовки, но которые получают соответствующие мето­дические указания от медика или психолога.

Усвоение принципов аутогенной тренировки зависит от определенных факторов: согласия и восприимчивости по отношению к методу и мотивации его применения. По нашему мнению, проблема, которая стоит в большом спорте, не связана с применением аутогенной тренировки. Она усваивается нормально, без трудностей, в более быст­ром темпе, чем среди других категорий здоровых людей. Это связано прежде всего с конкретной выгодой, так как метод, применяемый в «классической» форме, дает в ко­нечном итоге тем, кто его применяет, максимальную прак­тическую пользу.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...