Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современный управленческий поход к формированию группового поведения




Наиболее частым причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие их потребности:

− достижение социальных, экономических и других целей;

− усиление власти; обеспечение безопасности;

− формирование личности;

− самоуважение;

− равноправное участие и помощь в совместной деятельности;

− удовлетворение социальных потребностей;

− получение определенного общественного статуса.

Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее перед лицом трудностей и препятствий. Кроме того, принадлежность к определенной группе, например к профессиональной ассоциации, может обеспечить ее члену престижное положение в обществе, в коллективе, среди друзей и родственников. При этом одновременно будет удовлетворять и потребность в самоуважении. Объединение в группы может также увеличить власть ее членов: то. Обычно, объединяясь в группы, люди удовлетворяют не одну, а сразу несколько насущных потребностей. Например, объединяясь в профессиональные союзы, работники одновременно могут удовлетворять свои потребности в защите прав и социальных гарантий, усилении своей власти для достижения конкретных целей, таких, как улучшение условий труда на предприятии, а также потребности в самоуважении и общении.

В группе люди:

• взаимодействуют;

• имеют общую цель;

• знают друг о друге.

Г руппа - это любая совокупность людей, которые воспринимают себя как группу с некоторой целью.. Группы обычно стремятся быть небольшими по размеру и часто вырабатывают свой собственный признак, который может быть отражен в названии, территории, ритуалах и т. п.

Некоторые группы могут возникать и для выполнения других, менее формальных задач (некоторые из них могут не содействовать достижению целей организации).

Назначение групп в организации

§ для распределения работы;

§ для осуществления управления и контроля за работой;

§ для решения проблем и принятия решений;

§ для обработки информации;

§ для сбора идей и информации;

§ для проверки и ратификации решений;

§ для осуществления координации и связи;

§ для поднятия чувства ответственности и причастности к делам;

§ для ведения переговоров или разрешения конфликтной ситуации;

§ для проведения расследований или наведения справок о прошлой деятельности.

Классификация групп

 

Существуют разные критерии, по которым классифицируют группы. Например, в зависимости от характера совместной деятельности они могут быть производственные, учебные, семейные и т. п.; в зависимости от длительности существования - постоянные или временные и т.д. Однако большинство ученых в основу типологии групп берут наиболее общий критерий − принцип их создания.

Одни группы создаются директивно по воле руководства организации для выполнения ее целей, другие − добровольно самими работниками для удовлетворения своих различных потребностей.

Первые называют формальными, вторые − неформальными.

Формальные группы бывают двух типов: административные и оперативные. К административным относятся группы, предусмотренные организационной структурой: отделы, участки и т.д. Оперативные включают рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое - либо задание или проект. К такому типу относится, например, команда.

Неформальные группы также делятся на два вида: группы по интересам и группы на основе дружбы.

Примером первого типа могут служить объединения людей на основе стремления к саморазвитию, повышению своего профессионального мастерства или коллекционеры.

Источником формирования групп второго типа являются симпатии друг к другу и сходство личностных ценностей и установок. Формальные и неформальные группы имеют много общего.

Во-первых, и те, и другие проходят похожие стадии развития.

Во-вторых, они одинаково организованы − у них есть иерархии, лидеры, роли, нормы (правила), статус, размер. В-третьих, групповой динамике тех и других свойственны одинаковые характеристики: сплоченность и конфликты.

Вместе с тем между формальными и неформальными группами существуют принципиальные различия. Наиболее важными из них Джон В. Ньюстром и Кейт Дэвис считают следующие(табл. 8).

Таблица 1

№ п/п   Основа для сравнения   Неформальна группа   Формальная группа  
  Общие взаимоотношения   Неофициальные   Официальные  
  Основные концепции   Власть и политика   Права и обязанности  
  Основное внимание к   Человеку   Должности  
    Источник власти   Исходит от группы   Делегируется руководством  
  Руководство к поведению   Нормы   Правила  
  Источник управления   Санкции   Вознаграждение и санкции  

Как видно из табл.8, в неформальных группах основную роль играют члены групп и их взаимоотношения, в формальных же — официальные роли в соответствии с их должностными правами и обязанностями.

Неформальная власть, таким образом, обращается к человеку как к личности и, следовательно, носит личностный характер; формальная — как к должностному лицу, она устанавливается официально.

Власть эту лидер неформальной группы получает от товарищей по работе, формальный — от руководства организации. Поведение в неформальной группе регламентируется групповыми санкциями, в формальной — правилами и должностными инструкциями.

Наконец в неформальной группе в качестве методов воздействия на управление поведением служат групповые санкции, в формальной — награждения и штрафы

Все эти различия способствуют созданию в неформальных группах особых межличностных отношений, которые оказывают порою более сильное влияние на поведение работников, чем административная власть.

Поэтому, хотя неформальные группы создаются не по воле руководства, каждый менеджер должен считаться с ними. От того, как взаимодействуют неформальные группы с формальными, зависит, в конечном счете, эффективность организации.

Неформальные группы имеют много своих достоинств. Они облегчают управленческую нагрузку менеджмента: если член такой группы разделяют цели организации, то сами осуществляют контроль. Неформальные группы способствуют сотрудничеству и кооперации, получения удовлетворения от труда, служат своего рода клапаном для выхода эмоций работников, улучшают коммуникации в организации. Использование всех этих возможностей для повышения эффективности организации − прямая обязанность менеджмента.

Существует ряд проверенных на практике правил, которых должен придерживаться в своей работе с неформальными группами менеджер. Суть их сводится к тому, чтобы:

1. Признать существование неформальной группы и осознать, что ее подавление повлечет за собой ослабление организации.

2. Выслушать мнение членов и лидеров неформальных групп, чтобы знать их настроение.

3. Перед тем, как предпринимать какие−либо действия, просчитывать их возможные последствия для неформальной группы.

4. Для ослабления сопротивления изменениям в организации со стороны неформальной группы привлекать ее членов к принятию управленческих решений.

5. Своевременно выдавать работникам точную информацию, препятствия тем самым распространению слухов.

В зависимости от степени близости членов группы различают первичные и вторичные группы.

Первичные группы выполняют функцию посредника между индивидом и обществом. Каждый индивид испытывает потребность в такой группе, вне зависимости от преследуемых им социальных целей, отношения носят личностный интимный неформальный характер..

Вторичные группы − социальные контакты и отношения носят безличный характер. Направлены в основном на достижение общих целей распадайся при отсутствии таковых.

Для предпринимательской деятельности большое значение имеет классификация групп по численному составу, которая характеризуется понятием «большая» и «малая» группы.

Численность малой группы составляет от 2 до 30 человек, и общественные отношения в ней выступают в форме непосредственных личных контактов.

Наименьшими группами являются диады (два человека) и триады (три). Последние подпадают под особое внимание исследователей в связи со специфическими отношениями между их участниками. Диады строятся на примерном равенстве отношений, обмене и взаимности. Триада − первая ступень социального структурирования, где возникает эффект большинства, способного диктовать свою волю меньшинству.

В качестве примеров малых групп могут рассматриваться семья, друзья, бригада, отдел.

Малая группа всегда является элементом большой группы.

Малые группы отличаются неориентированными на групповые цели действия и высоким уровнем социального контроля и конформизма к групповым нормам

В отношении малых групп отмечаются следующие некоторые закономерности:

1. Размер группы (в пределах указанного выше) варьируется в зависимости от деятельности.

2. Если малая группа превышает верхний предел численности, то распадается на новые малые группы. Средняя численность 7-8 человек.

3. Малым группам, как правило, свойствен стабильный состав за счет повышенного внимания к индивидуальным характеристикам участников.

4. В малой группе заметна ее внутренняя структура.

5. Число межличностных связей внутри группы увеличивается в геометрической прогрессии при арифметическом возрастании числа членов группы.

6. Уменьшение состава усиливает силу взаимодействия и наоборот.

7. По оценке Г. Зиммеля, рост численности групп ведет к усилению индивидуальности ее членов с уменьшением сплоченности и единства между ними.

Большие группы — это классы, нации, народности, коллективы организаций. В больших группах отношения людей безличны, так как общение каждого с каждым носит случайный и поверхностный характер, а часто вообще не происходит. Большая группа всегда вторичная.

Большие группы предполагают следующее:

• рациональные целеориентированные действия;

• организационный контроль;

• конформизм к политике активной части группы.

Кроме рассмотренных объективных различий, группам присуща и субъективная дифференциация. К таким субъективно распознаваемым разновидностям групп относятся: референтная, ингруппа и аутгруппа.

Референтная группа [1] — это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном.

Ингруппа — группа или социальная категория, по отношению, к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности. Индивид видит членов этой группы как «Мы». Ее антипод — аутгруппа.

Встречаются различные варианты отношений к ингругше и аутгруппе, начиная от обычной сдержанности до ослепления любовью или ненавистью.

 
 

Типичные примеры внутренней структуры групп включают: круг, змею (цепочку), штурвал (звезду), паутину (сеть). Одной из особенно значимых для исследований и для жизни вообще разновидностей групп является трудовой коллектив. Под ним понимается группа, объединенная совместной общественно полезной деятельностью, опосредующей межличностные отношения. Проще говоря, сотрудники любой организации являют собой трудовой коллектив.

Совместная деятельность, − организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство материальных и духовных благ, характеризуется:

• пространственным и временным соприсутствием, возможностью контакта, обмена информацией и деятельностью;

• единством цели − предвосхищением результата, отвечающего общим интересам;

•наличием органов организации и управления;

•возникновением межличностных отношений на основе заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих впоследствии относительно самостоятельный характер.

Соприсутствие способствует развитию межличностных отношений;

совместимость целей определяет их характер, групповые нормы и ценности; организация и руководство − формы сотрудничества и взаимной ответственности.

По определению А. В. Петровского, коллектив представляет собой группу людей, где межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием деятельности.

 

Общественные нормы - средства регуляции поведения индивидов и групп. В нормах четко просматриваются ответы на вопросы: какое поведение считается приемлемым, допустимым? кто контролирует и оценивает действия и поступки? как происходит перевод норм в эталоны, моде­ли, стандарты, образцы поведения?

Установка - готовность, предрасположенность субъекта к действи­ям и поведению должным образом (в конкретных условиях). На основе принятых установок члены группы поступают надлежащим образом или негативно ведут себя. Установка освобождает человека от необходи­мости каждый раз принимать решения и преднамеренно контролиро­вать свою деятельность и поведение в повторяющихся стандартных си­туациях. Установки консервативны, устойчивы. В этом их полезная зна­чимость, когда они имеют положительную направленность, а при отри­цательной требуется довольно длительная перестройка.

Набор ожидаемых поведенческих установок принято называть ро­лью. Ролевое поведение (от франц. го/е - функция, модель) - совокуп­ность предписаний, требований к работнику, занимающему должност­ную определенную ступеньку в групповой иерархии.

Трудовые роли тесно переплетаются с поведенческими ролями, находят в них свое проявление, т.е. следование принятым обязаннос­тям и правам, стандартам делового общения в данной группе.

Ролевое поведение связано с наделением работника правами и обязанностями в соответствии с занимаемым им положением, а не психологическими характеристиками. Иначе говоря, ролевые предпи­сания будут одинаковыми для всех членов группы, стоящих на опреде­ленной позиции, т.е. они неличностны.

Эффективность группы − степень реализации общих целей группы (с учетом удовлетворения, которое испытывают члены группы от того, что они состоят в группе).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...