Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вводная теоретическая часть

Лабораторные работы

по дисциплине «Основы теории управления»

 

Работа выполнена на кафедре «Экономика и управление на предприятии»

 

 

Выполнил (а) студент группы _____ _________________________________

Ф.И.О. студента

 

Проверил профессор кафедры ЭиУП, д.т.н. Шарафеев И.Ш.

 

Казань 2017

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1.
Прогнозирование экономических показателей
по имеющейся статистической информации

(Проектирование математической модели)

Вводная теоретическая часть

Процедура «Прогнозирования» является важной составляющей в системе управления. В следствии этого, в данной лабораторной работе предлагается отработать эту процедуру на конкретных примерах – в части проектирования математических моделей.

Рассмотрим, для примера, некоторую совокупность статистической информации, как показано на рис. 1. Определимся, как на основании этой статистической выборки можно графическим способом построить математическую зависимость в декартовой системе координат с равномерными шкалами. Естественно, что в этом случае математическая зависимость будет представлять собой линейную функцию, типа .

Порядок построения математической зависимости.

1. Наносим на графике заданные статистические пары чисел x; y, как показано на рис. 1.1.

2. Рассчитываем для заданной статистической выборки координаты медианы

; .

Отметим координаты медианы на графике (см. рис. 1.1).

3. Разбиваем заданную статистическую совокупность чисел на две составляющие:

Первая (нижняя) совокупность чисел включает в себя пары чисел с координатами меньше, чем координата медианы, вторая (верхняя) совокупность – с координатами больше, чем координата медианы.

4. Для нижней составляющей исходной статистической выборки, определяем координаты нижней квартили[1] (см. рис. 1.1)

0,12 30

0,14 90

0,16 100

0,18 110

0,20 150

0,22 160

0,24 170

Отметим на графике координаты полученной нижней квартили (см. рис. 1.1).

5. Для верхней составляющей исходной статистической выборки определяем координаты верхней квартили[2] (см. рис. 1.1).

0,28 230

0,30 250

0,32 290

0,34 320

0,36 370

0,38 440

0,40 540

Отметим на графике координаты полученной верхней квартили (см. рис. 1.1).

6. Соединив точки верхней квартили и нижней квартили прямой линией, получаем график искомой функции (см. рис. 1.1), на котором мы можем оценить погрешности полученной математической зависимости.

7. Выполним анализ полученного графика, как показано на рис. 1.2. Для этого, зная значения координат верхней и нижней квартилей, определяем, какое приращение Dy получает искомая функция в результате заданного приращения Dx. Частное от деления этих приращений определяет тангенс угла наклона прямой линии и, следовательно, значение коэффициента k в уравнении прямой линии:

.

Пересечение прямой линии с осью «y», определяет значение коэффициента b. Для его определения рассмотрим треугольник ∆ АВС. Для этого треугольника справедливо соотношение . Из этого соотношения определяем B'B= . Следовательно, искомая зависимость будет иметь вид .

8. Рассчитаем погрешности полученной математической зависимости, как по казано в табл. 1.1.

 

 

C
A
Нижний квартиль
Верхний квартил ь
0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7     Рис. 1.1 Исходная статистическая информация
х
у
             
Х Y 0,12 30 0,14 90 0,16 100 0,18 110 0,20 150 0,22 160 0,24 170 0,26 220 0,28 230 0,30 250 0,32 290 0,34 320 0,36 370 0,38 440 0,40 540
Медиана
B’
B
C’

Таблица 1.1

Погрешность полученной математической зависимости

Заданные значения Расчётное значение y Погрешность математической зависимости, d, %
x y
1 2 3 4%
0,12   28,72 -4%
0,14   57,84 -36%
0,16   86,96 -13%
0,18   116,08 6%
0,2   145,2 -3%
0,22   174,32 9%
0,24   203,44 20%
0,26   232,56 6%
0,28   261,68 14%
0,3   290,8 16%
0,32   319,92 10%
0,34   349,04 9%
0,36   378,16 2%
0,38   407,28 -7%
0,4   436,4 -19%

Y
a
Нижний квартиль
Верхний квартиль
0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7
              - 146
X
X Y 0,18 116 0,34 349
Рис. 1.2 Результирующий график и искомая математическая зависимость

 


 

Задание

1. Спроектировать математическую зависимость, определяющую тренд повышения производительности труда по месяцам.

2. Рассчитать процент повышения производительности труда к концу года.

3. Рассчитать срок выхода на 10% повышение производительности труда.

 

Вариант Количество отработанных месяцев с начала запуска нового изделия
             
Повышение производительности труда, %
  1.5   2.3    
             
Повышение производительности труда, %
0,5 0,7 0,9 1,3   2,3
             
Повышение производительности труда, %
1,1 1.5 1,8   2,5  
             
Повышение производительности труда, %
  1.3 1,5 1,8 2,1 2.5
             
Повышение производительности труда, %
0,78 0,85 0,95 1,1 1,35 1,6
             
Повышение производительности труда, %
1,5 2,7 4,3 5,5 6,7 8,2
             
Повышение производительности труда, %
1,2 1.8 2,6 3,5   6,5
             
Повышение производительности труда, %
  1.5   2.3    
             
Повышение производительности труда, %
1,2 1.5 2,7   4,2 4,8
             
Повышение производительности труда, %
0,6 1.5 1,8 2.6    
             
Повышение производительности труда, %
0,7 1.3 2,2   3,5  
             
Повышение производительности труда, %
0,8 1.8 2,3 3,4 4,7  
             
Повышение производительности труда, %
0,9 2,5     4,4 5,6
             
Повышение производительности труда, %
0,9   3,3 4,4 5,5 6,7
             
Повышение производительности труда, %
1,2 2,7 3,8 4,5 5,3 7,2
             
Повышение производительности труда, %
1,5 2,4 4,0 5,5 6,9 8,2
             
Повышение производительности труда, %
0,75 1,7 2,5 2,9 4,0 4,2
             
Повышение производительности труда, %
1,3 2,4 3,8 4,9 6,3 8,2
             
Повышение производительности труда, %
1,4 2,7 3,9 5,5 6,3 8,2
             
Повышение производительности труда, %
1,6 2,9 4,5 6,5 7,3 9,2
             
Повышение производительности труда, %
1,1 2,0 3,4 4,5 5,2 6,8
             
Повышение производительности труда, %
1,2 2,1 3,8 4,6 5,8 7,2
             
Повышение производительности труда, %
0.9 1,7 2,8 3,5 4,3 6,2
             
Повышение производительности труда, %
0.8 1,7 2,8 3,3 4,2 5,2
             

 

 


 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.
Прогнозирование экономических показателей
по имеющейся статистической информации
(Прогнозирование снижения трудоёмкости выполнения производственных процессов)

Вводная теоретическая часть

При планировании производственных заданий, в основу берутся значения трудоёмкости[3] выполнения отдельных производственных процессов. По мере освоения выполняемых работ, а также в результате внедрения в производство более прогрессивных способов их выполнения, эта трудоёмкость имеет тенденцию постепенного снижения. Если имеется статистика снижения трудоёмкости, например, по кварталам, тогда можно построить математическую модель, характеризующую тенденцию этого снижения. Решение этой задачи отрабатывалось при выполнении Лабораторной работы № 1. Ценность этого решения заключается в том, что эта математическая модель может быть использована при принятии решений в будущем.

В данной лабораторной работе ставится задача прогнозирования и мониторинга изменения трудоёмкости. Для прогнозирования, мы должны иметь математическую зависимость. Как отмечалось выше, эту задачу мы решали в предыдущей лабораторной работе. Суть мониторинга сводится к сравнению прогноза с реальным значением. Например, на третий квартал мы спрогнозировали трудоёмкость – 94 нормо-часа, а в реальности, по отчётной информации, трудоёмкость составила 95 нормо-часа. Это говорит о том, что наша математическая модель дала погрешность . Следовательно, для дальнейшего её использования, мы должны её откорректировать и получить новую математическую модель. В совокупности вся эта процедура означает обучаемость системы проектирования математической модели. Суть процедуры «Обучаемость» нам и следует отработать в этой лабораторной работе.

1.2 Процедура обучаемости, используемая при проектировании
математической модели

Допустим, на какой-то базовый период времени трудоёмкость выполнения некоторого объёма работ составляла 100 нормо-часа, как показано на рис. 2.1 и в табл. 2.1. К концу первого квартала, трудоёмкость снизилась до 97 норма-часов. В принципе, предполагая, что темпы снижения трудоёмкости будут аналогичны и в дальнейшем, мы можем сделать прогноз на второй квартал. Для этого мы должны определить матмодель снижения трудоёмкости. Структура этой модели (а мы будем рассматривать линейные зависимости), вероятно должна иметь вид , где x – порядковый номер квартала, y – трудоёмкость выполнения некоторого объёма работ за конкретный квартал.

A
B
M tZQs8TrU1H+eMycoUe8Mrt9RNR7Hc5KY8cHrETJuV3O3qzFzfQo4mhXeQssTGe2D2pKtA32Lh2wW s6KKGY65a8qD2zKnIV8tPIVczGbJDE+IZeHCXFseg0dU45bcrG6Zs/02BVzDD7C9JI82KttGTwOz eYBWpnV7wLXHG89Pev/+VMb7tssnq4eDPv0JAAD//wMAUEsDBBQABgAIAAAAIQCBrK2S4AAAAAsB AAAPAAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sTI/BTsMwEETvSPyDtUjcqFMDgaRxqgoJDkhUpC13N94mUWM7 st0k/D3LCW6zO6PZt8V6Nj0b0YfOWQnLRQIMbe10ZxsJh/3r3TOwEJXVqncWJXxjgHV5fVWoXLvJ VjjuYsOoxIZcSWhjHHLOQ92iUWHhBrTknZw3KtLoG669mqjc9FwkScqN6ixdaNWALy3W593FSPjY uG21Hd+m90/vxfmw94/Vl5fy9mberIBFnONfGH7xCR1KYjq6i9WB9RJEkqYUJbHMMmCUEOKBNkcS 908Z8LLg/38ofwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAA AAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAA AAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQDdK7NvrQIAABgGAAAOAAAA AAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQCBrK2S4AAAAAsBAAAP AAAAAAAAAAAAAAAAAAcFAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAFAYAAAAA " fillcolor="#c2d69b [1942]" strokecolor="#4e6128 [1606]" strokeweight="2pt"/>
C
Z1
D
Трудоёмкость, н-ч            
B AAAPAAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sTI/LasMwEEX3hf6DmEJ3jRy35OFaDqGQD0haCN0p0viRSCMj ybHz91Wg0C7nzuHOmXIzWcOu6EPnSMB8lgFDUk531Aj4+ty9rICFKElL4wgF3DDApnp8KGWh3Uh7 vB5iw1IJhUIKaGPsC86DatHKMHM9UtrVzlsZ0+gbrr0cU7k1PM+yBbeyo3ShlT1+tKguh8EK+M5G M5xVvVOv8nak/dYufW2FeH6atu/AIk7xD4a7flKHKjmd3EA6MCNgvV4kUkD+tsqB3YH5MiWn34RX Jf//QvUDAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA AFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAA AAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEA+QXblgICAAAwBAAADgAAAAAAAAAA AAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAEGBg1dsAAAAKAQAADwAAAAAA AAAAAAAAAABcBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAGQFAAAAAA== " strokecolor="black [3213]" strokeweight="1pt"> B AAAPAAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sTI/dSgMxEEbvBd8hjOCdTbqF1q6bLUXoA7QK4t00yf5oMlmS bHf79qYg6OV8c/jmTLWbnWUXE2LvScJyIYAZUl731Ep4fzs8PQOLCUmj9WQkXE2EXX1/V2Gp/URH czmlluUSiiVK6FIaSs6j6ozDuPCDobxrfHCY8hhargNOudxZXgix5g57yhc6HMxrZ9T3aXQSPsVk xy/VHNQKrx903LtNaJyUjw/z/gVYMnP6g+Gmn9Whzk5nP5KOzErYbteZlLAqRAHsBiw3OTn/Jryu +P8X6h8AAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA AFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAA AAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEA6FSp6wICAAAwBAAADgAAAAAAAAAA AAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAwoDMzdsAAAAKAQAADwAAAAAA AAAAAAAAAABcBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAGQFAAAAAA== " strokecolor="black [3213]" strokeweight="1pt"> B AAAPAAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sTI/dagIxEEbvC32HMIXe1axK17puVqTgA2gL0rsxyf7YZLIk WXd9+0YotJfzzeGbM+V2soZdtQ+dIwHzWQZMk3Sqo0bA58f+5Q1YiEgKjSMt4KYDbKvHhxIL5UY6 6OsxNiyVUChQQBtjX3AeZKsthpnrNaVd7bzFmEbfcOVxTOXW8EWW5dxiR+lCi71+b7X8Pg5WwFc2 muEi671c4u1Eh51d+doK8fw07TbAop7iHwx3/aQOVXI6u4FUYEbAep0nUsDyNV8AuwPzVUrOvwmv Sv7/heoHAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA AFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAA AAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAUxVb3wICAAAwBAAADgAAAAAAAAAA AAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAn68WidsAAAAKAQAADwAAAAAA AAAAAAAAAABcBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAGQFAAAAAA== " strokecolor="black [3213]" strokeweight="1pt"> B AAAPAAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sTI/NTsMwEITvSLyDtUjcqEOatijEqSqkPkALUsVtazs/YK8j 22nSt8flAseZ/TQ7U21na9hF+9A7EvC8yIBpkk711Ar4eN8/vQALEUmhcaQFXHWAbX1/V2Gp3EQH fTnGlqUQCiUK6GIcSs6D7LTFsHCDpnRrnLcYk/QtVx6nFG4Nz7NszS32lD50OOi3Tsvv42gFfGaT Gb9ks5dLvJ7osLMb31ghHh/m3SuwqOf4B8OtfqoOdep0diOpwEzSRbFOqIBitcqB3Yhf55yczTIH Xlf8/4b6BwAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA AABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAA AAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAFLfpqECAgAAMAQAAA4AAAAAAAAA AAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAKonRPDcAAAACwEAAA8AAAAA AAAAAAAAAAAAXAQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAABlBQAAAAA= " strokecolor="black [3213]" strokeweight="1pt"> L AQAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyPzU7DMBCE70i8g7VI3KhNSn8U4lQVUh+gBanitrWdn9Ze R7HTpG+PywWOM/tpdqbYTM6yq+lD60nC60wAM6S8bqmW8PW5e1kDCxFJo/VkJNxMgE35+FBgrv1I e3M9xJqlEAo5Smhi7HLOg2qMwzDznaF0q3zvMCbZ11z3OKZwZ3kmxJI7bCl9aLAzH41Rl8PgJHyL 0Q5nVe3UHG9H2m/dqq+clM9P0/YdWDRT/IPhXj9VhzJ1OvmBdGA26bVYJlTC22KRAbsTv84pOat5 Brws+P8N5Q8AAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAA AAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAA AAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAnJN+OgMCAAAwBAAADgAAAAAA AAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAXi9z0N0AAAALAQAADwAA AAAAAAAAAAAAAABdBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAGcFAAAAAA== " strokecolor="black [3213]" strokeweight="1pt">
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 год 2 год 3 год

2 BAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAAYGAAAAAA== " fillcolor="white [3201]" stroked="f" strokeweight=".5pt">

Время (квартал, год)


 


 

 


Квартал Прогноз по фактической матмодели Прогноз по усреднённой матмодели Фактические значения Погрешность по фактической модели Погрешность по фактической модели  
снижения трудоёмкости, % трудоёмкости, н-ч Математическая модель по последнему факту Математическая модель усреднённая  
снижения трудоёмкости, % трудоёмкости на следующий квартал, н-ч снижения трудоёмкости, % трудоёмкости на следующий квартал, н-ч абсолютная, н-ч относительная, % абсолютная, н-ч относительная, %  
                   
      -3   y = -3,00x+100 y = -3,00x+100          
  -6,00 94,00 -5   y = -2,50x+100 y = -2,75x+100 -1,00 -1,05      
  -7,50 92,50 -8,25 91,75 -7   y = -2,33x+100 y = -2,61x+100 -0,50 -0,54      
  -9,32 90,68 -10,44 89,56 -10   y = -2,50x+100 y = -2,58x+100 +0,68 +0,76      
  -12,50 87,50 -14,90 85,10 -14   y = -2,80x+100 y = -2,66x+100 +1,50 +1,74      
  -16,80 83,20 -15,96 84,04 -16   y = -2,67x+100 y = -2,63x+100 -0,8 -0,95      
  -18,69 81,31 -18,41 81,59 -20   y = -2,85x+100 y = -2,66x+100 +1,31 +1,64      
                           

 


 



 

 


[1] От англ. the bottom quartile – нижний квартиль

[2] От англ. the top quartile ­ верхний квартиль

[3] Под трудоёмкостью подразумевается время выполнения определённого объёма работ, в данном случае – трудоёмкость выполнения конкретного производственного процесса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...