Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы и стадии прикладных научных исследований




ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ2

 

Термин "научные исследования" (НИ) охватывает все процессы: от зарождения идеи до ее воплощения в виде новых теорий, веществ, материалов, продуктов, процессов, технологий, устройств, образцов техники и является синонимом термина "научная деятельность".

Выполнение научных исследований - это, образно говоря, элементарный акт в науке, так как только с их помощью может произойти переход от более низкого уровня знаний к более высокому.

Научные исследования - это постоянный вид человеческой деятельности, так как законы философии говорят, что мир познаваем, а наши научные знания его, несмотря на их истинность, являются относительными.

Методы научных исследований

 

С философских позиций все методы научных исследований можно условно разделить на следующие группы [1]: всеобщие (действующие во всех областях науки и на всех этапах научных исследований), общенаучные (т.е. для всех отраслей науки), частные (т.е. для определенных наук), специальные или специфические (для данной науки). Такое разделение методов всегда условно, так как по мере развития метода он может переходить из одной категории в другую.

К всеобщему методу научных исследований относят материалистическую диалектику, а к общенаучным методам - наблюдение, сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, формализацию, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, моделирование, идеализацию и др.

Большинствометодов научных исследований можно подразделить на теоретические и эмпирические.

К эмпирическим методам относят наблюдение и эксперимент.

Под наблюдением будем подразумевать сбор фактов реально происходящих явлений без существенного вмешательства исследователя в их ход. Примером классического наблюдения является ежедневный сбор данных о метеорологических условиях местности: температуре и влажности воздуха, направлении и силе ветра и т.п.

При эксперименте исследователь сознательно вмешивается в нормальное протекание процесса или явления и с помощью материальных средств (приборов, реактивов и др.) существенно изменяет или создает новые условия его протекания. Примером эксперимента может служить измерение содержания кислорода в морской воде при температуре 80ОС (такая температура морской воды не является обычной и создается исследователем искусственно путем ее подогрева).

При наблюдении и эксперименте во многих случаях проводят счет и измерения (определение значения измеряемой величины путем сравнения ее с эталоном).

К теоретическим методам научных исследований относят известные Вам при изучении философии методы: анализ, синтез, дедукцию, индукцию, абстрагирование, формализацию и др. Напомню Вам их краткие определения.

Анализ - метод расчленения (разложения) предметов исследования на составляющие для более глубокого изучения.

Синтез - метод соединения (объединения) различных составляющих предмета исследования в определенном порядке в единое целое (взаимосвязанную систему).

Дедукция -методперехода от общих утверждений к частным (метод выявления причин).

Индукция - метод перехода от частных утверждений к общим (метод выявления последствий).

Абстрагирование - метод мысленного отбрасывания тех свойств, составляющих предмета исследования, которые мешают выявлению закономерностей, интересующих исследователя.

Формализация - метод отображения предмета исследования в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, физики, химии и др.) и изучения реальных объектов путем формального исследования взаимосвязи этих знаков.

Важное значение при выполнении научных исследований имеют методы моделирования, основанные на теориях подобия и моделирования. Более детально Вы с ними знакомитесь при изучении дисциплин "Общая химическая технология" и "Основные процессы и аппараты химических производств"[2,3].

Более детальную классификацию и характеристику методов научных исследований изучите самостоятельно [1].

Классификация научных исследований

 

Научные исследования подразделяется на два вида: фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных законах строения, функционирования и развития человека, общества, природы (законах физики, химии, биологии, механики, социологии и др.).

Прикладные научные исследования - исследования, направленные на изучение частных явлений в рамках общих законов и на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Поскольку после окончания вуза большинству из Вас придется решать в первую очередь конкретные практические задачи, то будем в дальнейшем, из-за дефицита учебного времени рассматривать специфику только прикладных научных исследований.

В заключение этой лекции еще раз отмечу, что человек с высшим образованием значительную часть своей деятельности будет посвящать научным исследованиям независимо от специфики его служебной деятельности.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И СТАДИИ ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Прикладные научные исследования состоят из трех взаимосвязанных этапов (рис. 2):

 

 
 

 


НИР ОТР ОКР

       
   
 
 

 

 


Соотношение затрат (времени и средств), в усл. ед., по этапам соответственно

4: 6: 100.

 

Рис. 2. Этапы прикладных научных исследований

 

Начальным этапом научных исследований являются научно - исследовательские работы (НИР).

Целью НИР является получение исходных данных, образцов новых веществ, материалов и других объектов для проведения опытно-технологических и опытно-конструкторских работ.

Научно-исследовательские работы подразделяют на два подэтапа: теоретические НИР и поисковые НИР.

Теоретические НИР направлены на разработку рабочих гипотез и теоретических моделей объектов исследования.

Поисковые НИР связаны с выбором объекта, направлений и методов исследований, проверкой рабочих гипотез и теоретических моделей объектов исследований.

Опытно-технологические работы (ОТР) направлены на выбор и разработку технологий и оборудования для организации промышленного производства новых веществ, материалов, устройств, образцов техники, продуктов или новых процессов, технологий, оборудования для производства известных объектов.

Опытно-конструкторские работы (ОКР) направлены на проектирование и создание опытного производства новых веществ, материалов, продуктов, устройств, образцов техники; освоение новых процессов, технологий, оборудования.

Практически не встречаются случаи перехода от этапа НИР к этапу ОКР, минуя этап ОТР. Возврат от этапа ОКР возможен как к этапу ОТР, так и к этапу НИР.

Таким образом, фундаментом любого научного исследования являются НИР, поэтому рассмотрим рекомендации по их проведению более подробно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...