Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объект и предмет таможенного менеджмента




И особенности их изучения

Таможенное дело в качестве предмета изучения полимодельно. Оно представляется в виде иерархической системы моделей (теоретических, ма­тематических, физических, вербальных и др.) — от модели регулирования ВЭД таможенными методами и средствами до моделей выполнения тамо­женных операций таможенным инспектором в процессе таможенного оформ­ления и контроля. В результате их изучения специалист по таможенному делу должен обладать достаточными возможностями для постижения знаний о теории и практике таможенного дела в объеме усваиваемых моделей (ком­плекса моделей) и сформировать необходимые компетенции для реализации изучаемых моделей на практике.

Таможенное дело как объект изучения, исследования и управления имеет свою особую специфику и предъявляет особые требования к будущему спе­циалисту.

Как уже говорилось, таможенное дело — это инструмент государст­венного регулирования российской экономики, и прежде всего сферы внеш­неторговой деятельности, а следовательно, он содержит в себе все базовые признаки открытой развивающейся системы управления — системы та­моженного администрирования.

Сотрудники таможенных органов, непосредственно участвуя в процессе таможенного оформления и контроля, контроля таможенной стоимости и ва­лютных платежей, осуществляя процедуры правоохранительного характера, ведения статистики ВЭД и специальной статистики, проводя специаль-ные таможенные процедуры, реализуют определенные процедуры и тамо-женные технологии. В этих условиях таможенные органы представляют собой особую технологическую систему, непосредственно определяющую (в определен­ном контексте — производящую) государственные таможенные услуги для участников ВЭД.

Объект и предмет таможенного менеджмента представлены на рисун­ке 3.3.


Объект

таможенного менеджмента

Предмет

таможенного менеджмента


 

 


Рис. 3.3. Объект и предмет таможенного менеджмента

Один из вариантов структуризации таможенного дела как объекта тео­рии детально раскрывается на рисунке 3.4.



 

 


Таможенное дело как процесс: деятельность СТО. ЦА ФТС. РТУ и

т.п.

(деятельный аспект)

ОП^ГЗ

Управление """*

Деятель (функционирование и применение)

тамож. постом


Деятельность (функционированием применение) Управление таможенным персоналом
Таможенный пост

 

 


Деятельность таможенного персонала

Рис. 3.4. Структуризация таможенного дела как объекта теории


Здесь таможенное дело представлено как развивающаяся обще­государственная функция — таможенный институт, как организация — та­моженные органы и их подразделения, как процесс — деятельность таможен­ных органов и их подразделений, и как персонал, осуществляющий такую де­ятельность. На каждом уровне отражены последовательность и основные ре­зультаты управления. Показаны объекты теории и их взаимомаеавсвязь, включая проблемы (П), цели (Ц), идеи (И), правила и правовые нормы (ПН), механизмы управления (М) и организационные процессы (О).

Формы представления теоретических объектов, их содержательное наполнение зависят от выбираемого уровня структуризации и выбираемого методологического подхода к описанию и исследованию таможенного дела как объекта теории. Базовую основу составляют теоретические положения менеджмента и управления.

Современная теория управления находится в непрерывном развитии. Ее базовые компоненты (концепции, теоретические модели, методы и техноло­гии) эволюционируют с разной скоростью, что объясняется их различной востребованностью человеческой практикой. В силу этого всегда будут суще­ствовать различные ее ответвления — новые концепции и специальные раз­делы теории, а также соответствующие проблемы как источник их появления.

Наиболее существенные проблемы развития теории управления сле­дующие.

1. Проблема соответствия между субъектом и объектом. Центральная задача, решаемая в ходе исследования, — поиск механизма управления, объ­единяющего в целое меры, силы и средства воздействия на субъект.

2. Обоснование методов оптимальных решений. Центральная задача — согласование оптимальных решений организации как системы с целями мак­росистемы.

3. Обоснование качества информации для управления. Центральная за­дача — повышение достоверности, полноты и своевременности инфор­мационного обеспечения управления.

4. Обоснование показателей качества и эффективности. Центральная за­дача — формирование согласованной и сбалансированной системы целей де­ятельности, критериев и показателей оценки результативности деятель­ности организации.

5. Дальнейшее развитие методологии и механизмов управления на осно­ве целостно-эволюционного (когнитивного) подхода.

Общетеоретические проблемы управления в полном объеме можно отне­сти и к таможенному делу, поскольку как объект теории таможенное дело — это непрерывно эволюционирующая во времени и пространстве, развиваю­щаяся система управления.


Наличие таких признаков у системы позволяет осуществлять широкие заимствования концепций, технологий и методов государственного управле- имя, менеджмента и различных частных теорий для совершенствования тео­рии и практики управления таможенным делом.

Общетеоретические проблемы самым непосредственным образом влия­ют на повышение эффективности и качества управления деятельностью та­моженных органов. Они также усложняют теоретические проблемы управ­ления таможенным делом, решение которых носит комплексный характер и охватывает все аспекты теории таможенного менеджмента:

• концептуальный аспект (включая идеи, принципы, законы, законо­мерности);

• методологический аспект (включая модели, методы, методики);

® технологический аспект (включая программно-инструментальные, информационные и когнитивные средства и среды управления);

• организационно-функциональный аспект[17];

» психологический аспект[18].

Наиболее актуальные проблемные вопросы в теории управления тамо­женными органами следующие:

• формирование базовой идеи института таможенного дела по­средством интеграции идей таможенного администрирования[19], таможенной логистики и маркетинга таможенных услуг;

• формирование теории управления таможенным делом (таможен­ного менеджмента) на основе интегративной модели сервисно ориенти­рованного администрирования;

• формирование согласованной и сбалансированной системы целей, критериев и показателей оценки результативности деятельности таможенных органов;

• формирование системы показателей, критериев и методического инструментария оценки эффективности деятельности руководителей тамо­женных органов и их структурных подразделений;

• формирование комплексов задач поддержки принятия управ­ленческих решений, развитие методической и программно-технической базы для их автоматизированного решения;

• повышение качества информации, развитие технологии для осу­ществления информационно-аналитической и управленческой деятельности.

Циклический характер и последовательность шагов по решению проблем развития теории управления таможенными органами представлены на рисун­ке 3.5.

Рис. 3.5. Последовательность решения проблем развития теории управления таможенными органами

 

Таким образом, таможенный менеджмент как теоретическая платформа управления таможенным делом представляет собой особый специфический вид управления и развивающееся направление исследования. Важными эта­пами его становления и изучения являются: выбор теоретической базы, фор­мирование системы идей, понятий, теоретической модели таможенного дела, развитие методологии полимодельного описания таможенных систем, их ор­ганизации, функционирования и управления.

Выводы

В таможенном деле России происходят качественные изменения сис­темного характера. Таможенное дело видоизменяется и как объект управ­ления, и как объект изучения. Возрастает потребность в адекватной теоре­тической платформе управления таможенным делом; детализируются и структурируются требования к специалистам — таможенному персоналу, к их профессионализму, базовым компетенциям; актуализируются и предъяв­ляются качественно новые требования к подготовке специалистов для тамо­женной системы.

Введены общие и частные определения таможенного менеджмента, определены объект и предмет теории, представлена структура таможенного дела как объекта теории. Все это позволяет рассматривать таможенное дело как развивающийся объект, представляемый общегосударственной функцией таможенным институтом, организацией — таможенными органами и их подразделениями, процессом — деятельностью таможенных органов и их подразделений, персоналом, осуществляющим такую деятельность. В свою очередь, все это говорит о полимодельном характере теоретической модели таможенного менеджмента, но и дает представление о ее возможной структу­ре. Формы представления теоретической модели, ее содержательное напол­нение зависят от выбираемого уровня структуризации и выбираемого мето­дологического подхода к ее описанию и исследованию.

Таможенному менеджменту как специфическому виду управления при­сущи свои проблемы, решение которых самым непосредственным образом влияет на дальнейшее становление теории и повышение эффективности прак­тики управления. Важными этапами его становления и изучения являются: выбор теоретической базы, формирование системы идей, понятий, теоретиче­ской модели таможенного дела, развитие методологии полимодельного опи­сания таможенных систем, их организации, функционирования и управления.


Вопросы для самопроверки

1. Каковы особенности таможенного дела как открытой, динамично развивающейся системы?

2. В чем сущность таможенного менеджмента как теории управления?

3. Какие базовые понятия и определения формируют теории тамо­женного менеджмента?

4. Каковы особенности объекта и предмета таможенного менедж­мента?

Кейс ситуация

Постановление правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 4459 «О федеральной таможенной службе» (фрагмент):

«Общее положение:

1. Федеральная таможенная служба (Ф'ГС России) является уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законода­тельством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля, функции по проведению транспорт­ного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федера­ции и сагштарно-карантинного, карантинного фитосани-тарного и ветеринарного кон­троля в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предна­значенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска) и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

2. Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Пра­вительство Российской Федерации.

3. Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конститу­цией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федераль­ными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, поста­новлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международны­ми договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредст­венно и через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимо­действии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами испол­нительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправле­ния, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями...»

ЗАДАНИЕ. Проанализируйте предложенный фрагмент и дайте его интерпретацию, заполнив следующую таблицу:
Элементы понятия «таможенный менеджмент» Примеры (содержание элементов)
Институты (правовые основы)  
Организации (органы)  
Процессы и услуги  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...