Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции управления в таможенных органах




Функция управления — это конкретный вид управленческой деятель­ности, для реализации которого требуются определенные операции (управ­ленческие работы).

Функции управления раскрывают сущность и содержание управлен­ческой деятельности на всех уровнях и являются распределением обязан­ностей в сфере управления, требуют определенной очередности и единства реализации для получения намеченных результатов.

Несмотря на наличие различных подходов к классификации функций управления, для управления в системе таможенных органов их целесообразно разделить на общие функции управления, отражающие стадии процесса управления, и специфические (функции управления конкретными видами оперативно-служебной деятельности таможенных органов).

Общие функции управления раскрывают сущность управления, они универсальны, т.к. характеризуют процесс управления любым объектом.

При определении состава общих функций управления следует учи­тывать их диалектическое единство, а также единство управляющей и управ­ляемой систем. Состав функций управления должен обеспечивать эффектив­ность реагирования управляющей системы на любые изменения состояния управляемой системы.

К общим функциям управления относятся: анализ и прогнозирование, планирование, организация, регулирование, учет и контроль.

Для того чтобы реализовать ту или иную общую функцию управления, необходимо выполнить ряд операций (управленческих работ). При этом под операцией (управленческой работой) понимается совокупность устойчиво повторяющихся действий, необходимых для реализации функций управ­ления, но недостаточных для обеспечения управляемости объекта управ­ления.

Если полная реализация общей функции управления приводит к тому, что оперативно-служебная деятельность переходит в новое качество, то вы­полнение отдельной операции (управленческой работы) еще недостаточно для того, чтобы эта деятельность получила новое качественное состояние.

Реализация каждой конкретно взятой общей функции управления осу­ществляется строго определенным количеством конкретных только для этой функции операций (управленческих работ).

Объективные возможности социальной системы могут быть выявле­ны на основе анализа и прогнозирования как из важнейших функций управле­ния.

Анализ — это методологический прием разложения явления, системы или процесса на логически составленные части для их последующего исследования с научных позиций, синтезирования общего вывода, который и является базой для подготовки управленческого решения.

Анализ как познавательная деятельность руководителя имеет свои отличительные черты по сравнению с анализом, проводимым функциональными службами и отдельными специалистами. К ним можно отнести: рассмотрение организации в целом как системы, состоящей из обособленных элементов: систематическое проведение сравнений и сопоставление конечных результатов и государственной установкой; системная оценка эффективности технологических процессов деятельности организации; факторный подход при оценке конечных результатов, позволяющий «заглянуть внутрь социально-экономических процессов, выявить причины успеха и срывов.

Прогнозирование — это вид научного предвидения, предвосхищения бу­дущего объекта управления. Овладение научными основами прогнози­рования — необходимое условие успеха в деятельности управленческих кад­ров, так как управлять — это значит предвидеть, а предвидеть можно только на основе составления и использования в управленческой практике досто­верных прогнозов.

По своей сути прогнозирование — это определение тенденций и пер­спектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии. Оно дает субъекту, принимающему реше­ние, информацию о будущем состоянии исследуемых объектов, как наблюда­емых в настоящее время, так и не наблюдаемых.

Планирование — это основная функция управления, посредством кото­рой вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения систе­мы, разрабатывается методы, с помощью которых это движение обеспечива­ется темпом движения, материальные источники, обеспечивающие это дви­жение.

Планирование решает следующие задачи: выработка цели, моде­лирование и программирование. Перечисленные задачи решаются вы­полнением таких операций (управленческих работ), как: определение цели управления; выявление проблемы, мешающей достижению цели; принятие управленческого решения; разработка и утверждение программы или органи­зационного плана реализации принятого управленческого решения.


Планирование в таможенных органах и их подразделениях является обя­зательным. Наличие планов работы свидетельствует об уровне организован­ности. Планирование в таможенных органах и их подразделениях осуществ­ляется на основе их общей компетенции в сфере управления таможенным делом.

Объектом планирования является деятельность соответствующего тамо­женного органа.

Таможенные органы и их подразделения планируют как общую работу, так и разрабатывают планы проведения конкретных мероприятий, готовят предложения к планам вышестоящих звеньев управления, проводят анализ плановой работы в подчиненных подразделениях, оказывают методическую помощь в составлении планов.

Ответственность за планирование возлагается, как правило, на первых руководителей таможенных органов и их подразделений.

Основными задачами планирования являются: взаимоувязка целей и за­дач деятельности таможенных органов с имеющимися ресурсами; обеспе­чение единства и согласованности действий всех звеньев таможенной систе­мы, направленных на достижение целей таможенного дела; обеспечение устойчивости и преемственности.

Сам по себе готовый и утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен. Для этого нужны соответствующие условия, их создает функция управления организации.

Под организацией понимается общая функция управления, посредством реализации которой и создаются условия, необходимые для успешного про­ведения в жизнь принятых управленческих решений (планов). Сущность этой функции состоит в создании системы сил и средств, установлении необходи­мых связей и отношений между исполнителями, в определении рациональ­ных форм и методов их деятельности.

Организуя исполнение принятых решений и планов, субъект управления решает следующие основные задачи: упорядочение элементов системы и от­ношений между ними для успешной реализации принятых решений; поддер­жание и совершенствование состояния упорядоченности; воздействие на ис­полнителей с целью предупреждения и устранения отклонений от принятых решений; создание условий для успешной реализации решений.

При организации исполнения принятых решений и планов необходимо соблюдение ряда требований, которые вытекают из общих принципов управ­ления и специфики таможенной деятельности. Это определение основной за­дачи перед исполнителями; эффективность и экономичность организации ис­полнения принятых решений; соблюдение законности; эффективное сочета­ние различных методов управления; стимулирование деятельности исполни­телей.

Под регулированием следует понимать общую функцию управления, в результате осуществления которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при пла­нировании.

Регулирование осуществляется на основании результатов обратной свя­зи, путем координации; поддержания взаимодействия; мотивации и стимули­рования должностных лиц и коллективов, а также операционного руковод­ства.

Управленческий учет — это процесс накопления, анализа, переработки и передачи информации о деятельности организации, используемый для плани­рования, руководства и контроля. Его предназначение — обеспечить инфор­мацией руководителей различных уровней внутриорганизационного управле­ния, ответственных за достижение конкретных оперативно-служебных целей. Контроль — это общая функция управления, включающая систему мер наблюдения за подготовкой, принятием и ходом реализации управленческих решений.

Это постоянная деятельность субъекта управления по проверке фактического состояния оперативно-служебной деятельности и обеспечения единства слова и дела.

Усиление контроля в таможенных органах в современных условиях вызы­ваются следующими обстоятельствами: возрастанием ответственности таможенных органов за решение поставленных перед ними задач; предъявлением особых повышений требований к должностным лицам и их деятельности; передачей ответственности за принятие ряда решений сверху вниз; потребностью специализации, разделения функций между подразделениями; развитием инициативы и творчества и др.

Задачи, решаемые с помощью контроля: повышение дисциплины кадров и их ответственности за порученное дело; выявление неиспользованных ресурсов и возможностей для неукоснительного выполнения принятых решений; обобщение и распространение положительного опыта в исполнении решений; совершенствование организации управленческой и непосредственно таможенной деятельности; стиму­лирование творческого подхода к решению возложенных задач; упреждение возможных просчетов и ошибок в исполнении решений.

Контроль направлен на обеспечение законности, проведение в жизнь решений высших органов власти и управления в области таможенной политики, дальнейшее укрепление исполнительской дисциплины, готовности должностных лиц к выпол­нению задач в слоимых условиях обстановки и др.

Главной задачей контроля является выявление отклонений от парамет­ров, заданных при планировании, и вскрытие причин, их порождающих, а также положительных моментов, дальнейшее развитие которых может по­служить существенному повышению эффективности всей деятельности та­моженного органа.

В таможенных органах применяются три основные метода контроля: наблюдение, обследование, эксперимент.

Контроль осуществляется в различных формах. К основным формам контроля относятся: проверка; рассмотрение отчетности; заслушивание уст­ного доклада (на коллегии, совете, лично руководителю или на созываемом им совещании); изучение и оценка поступающей к субъекту оперативной ин­формации; изучение дел, отражающих состояние и динамику управленческой и таможенной деятельности, и др.

Наиболее эффективной формой контроля является проверка.

Все рассмотренные общие функции управления находятся в неразрыв­ной связи друг и другом и представляют собой единое целое.

К специфическим функциям управления в таможенных органах отно­сятся функции управления таможенной, финансово-экономической, социаль­ной и административно-хозяйственной деятельностью.

Функция управления таможенной деятельностью включает в себя управ­ление: таможенным оформлением и таможенным контролем, правоохрани­тельной деятельностью, экономической деятельностью, статистической дея­тельностью, а также деятельностью по научно-техническому развитию тамо­женного дела.

Функция управления финансово-экономической деятельностью вклю­чает в себя: управление финансовой деятельностью и управление бухгал­терской деятельностью.

Функция управления социальной деятельностью включает в себя: управ­ление кадровой, трудовой деятельностью и социальным обеспечением, а так­же психолого-педагогической деятельностью.

Функция управления административно-хозяйственной деятельностью включает в себя: управление административной деятельностью; управление развитием таможенной инфраструктуры и капитальным строительством; управление материально-техническим обеспечением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...