Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Девятимерная (качественно-количественная) линейка




Количественная оценка     Качественная оценка
-5 -4 -3 -2 -1             ЗАДАЧИ         4          
                      1.                  
                      2.                  
                      3.                  
                      4.                  
                      5.                  
                      РЕСУРСЫ 1.                  
                      2.                  
                      3.                  
                      4.                  
                      5.                  
                      6.                  

 

На рисунке 13.6 представлен пример применения девятимерной (каче­ственно-количественной) линейки для анализа состояния нормативно- правовой базы таможни.

  Признаки                  
Задачи
  Обеспечение соблюдения законности           а      
  Взаимодействие с иными государственными органами     И-            
  Повышение профессионального уровня должностных лиц           и      
  Информационно-техническое обеспечение правовой дея­тельности         Я        
  Внедрение электронных систем для работы с нормативно-правовой базой     н;            
  Взаимодействие с вышестоящими таможенными Органами                  
  Правовое обеспечение системы управления рисками     И'            
  Правовая поддержка деятельности таможни и должностных лиц                  
  Анализ правоприменительной практики       Й          
  Информирование и консультирование участников ВЭД       ш          
Ресурсы
  Наличие современной нормативно-правовой базы       т.          
  Программно-техническое обеспечение         ж.        
  Своевременное доведение           а      
  Высококвалифицированные кадры       т:          
  Проведение занятий с личным составом           «      
  Правовое регулирование взаимодействия с иными государственными органами     н            
  Финансовое обеспечение       ш          

 

Рис. 13.6. Пример оценки состояния информационно-правового обеспечения таможни с использованием девятимерной линейки

Эксперты оценили состояние задач информационно-правового обеспе­чения на 4,40 балла по шкале от 1 до 9. Качественный показатель ресурсов составил в 4,57 балла.

Трансформированная матрица Бостонской консультационной группы. Матрица позиционирования позволяет отразить исследуемое состояние си­стемы (текущее, прогнозируемое), определить наличие проблемы, а также выбрать определенную стратегию ее решения.

Пример применения матрицы для позиционирования состояния инфор­мационно-правового обеспечения таможни представлен на рисунке 13.7. Анализ позиции позволяет идентифицировать проблемы, позиционировать задачи и, исходя из используемых ресурсов, выбрать определенную страте­гию развития информационно-правового обеспечения.


Задачи

Jur


 

 


4,40


 

 


4,57
лГ

Jj

Ресурсы


 

 


Рис. 13.7. Позиционирование информационно-правового обеспечения на трансформированной матрице

На рисунке видно, что состояние задач информационно-правового обеспечения и ресурсов, используемых для их решения, соответствуют доста­точно низкому уровню и находятся в проблемной зоне. Эффективное реше­ние задач предусматривает нахождение качественных показателей на уровне не ниже 7 баллов.

Метод SWOT. Основой методологии, определяющей подход к построе­нию стратегии, обеспечивающей соответствие (баланс) внутренних возмож­ностей системы и внешних условий окружения (макросистемы) является мо­дель (метод) SWOT. Модель представляет возможности по оценке сил (Strengths) и слабостей (Weaknesses) системы в контексте существующих возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) со стороны макросистемы.

Метод SWOT позволяет определить сильные и слабые стороны, воз­можности и угрозы со стороны окружающей среды. Техника работы по мето­ду следующая:

- эксперт определяет цель, описывает и идентифицирует систему и окружение через присущие им признаки;

- определяются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы со стороны окружающей среды (используется метод парных сравнений и способ разделения признаков на основные и дополнительные);

- формируется матрица альтернативных стратегий для выбора наиболее оптимальных;

- формируется стратегия как принципиальная концепция-перспектива и осуществляется ее реализация.

Общий вид матрицы СВОТ представлен на рисунке 13.8.
ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ Возможности 1. 2. 3. Угрозы 1. 2. 3.
Сильные стороны 1. 2. 3. ПОЛЕ СИВ ПОЛЕ СИУ
Слабые стороны 1. 2. 3. ПОЛЕ СЛВ ПОЛЕ СЛУ

Рис. 13.8. Общий вид матрицы СВОТ

 

В левой части матрицы выделяются два блока, отражающие сильные и слабые стороны таможенного органа. В верхней части матрицы — два блока, характеризующие возможности и угрозы со стороны окружения. На пересе­чении блоков образуется четыре поля: СИВ (сила и возможности); СИУ (сила и угрозы); CJIB (слабость и возможности); СЛУ (слабость и угрозы). На каж­дом из полей эксперт должен рассмотреть все возможные парные комбина­ции и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения таможенного органа.

В отношении тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон таможенного органа для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появи­лись во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, страте­гия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся воз­можностей попытаться преодолеть имеющиеся в таможенном органе слабо­сти. Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы таможенного органа для устранения угрозы. Наконец, для пар, находящихся на поле СЛУ, таможенный орган должен вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ему как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ним угрозу.

Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, например, неиспользо­ванная возможность может стать угрозой.


Ресурсно-функциональный анализ (РФА) предназначен для исследования функциональной целостности и ресурсного обеспечения деятельности таможенного органа. Исследуется целесообразность привле­чения каждого вида системных ресурсов для исполнения определенной функции. Результатом РФА являются ответы на вопросы о том, справляется ли таможенный орган со своими функциями, о необходимости пре­образований в организационной, физической, информационной, финан-совой структуре таможенного органа или его структурного подразделения (в общем случае — таможенной системы).

В соответствии с видами ресурсов, используемых в таможенных органах, можно выделить:

- материально-функциональный анализ, исследующий вещественно- энергетический ресурс, затрачиваемый таможенной системой для выполне­ния функций;

- организационно-функциональный анализ, исследующий кадровый ресурс, затрачиваемый таможенной системой для выполнения функций;

- информационно-функциональный анализ, исследующий информа­ционный ресурс, затрачиваемый таможенной системой для выполнения функций;

- функционально-стоимостной анализ, исследующий финансовый ре­сурс, затрачиваемый таможенной системой для выполнения функций;

- стратегический анализ, исследующий поведение таможенной систе­мы во времени и пространстве.

Рассмотрим алгоритм организационно-функционального анализа на примере гипотетической таможни. Основные этапы анализа следующие:

- определение функций подразделения, разбивка их на работы, вы­полнение которых дает реализацию данных функций;

- сопоставление с использованием матрицы РФА «ресурсы-работа»;

- анализ соответствия функциональной и ресурсной структуры орга­низации;

- рациональное перераспределение работ, ресурсов между подразде­лениями (до упразднения нефункциональных отделов), прекращение финан­сирования, сокращение затрат на снабжение и других затрат, которые не свя­заны с выполнением эффективных работ, коррекция ресурсной структуры.

РФА проводят эксперты совместно с руководителями отделов и со­трудниками организации. В процессе РФА распределение материальных, че­ловеческих, информационных и финансовых потоков в организации сопо­ставляется функциональным потребностям. В каждом случае строится мат­рица РФА. Для целей стратегического анализа кроме методов ресурсно- функционального анализа активно используются методы исследования внеш­ней среды.

Пример организационно-функционального анализа (рис. 13.9): функция 1 включает работы А, Б, В; функция 2 включает работы А, К, Д; функция 3 включает работы А, Р, О.

Отделы Функции       1 fljiif:"1§ i!;l||i!V: SI ■ИНИм
Ф1 А, В Б  
Ф2 А К Д  
ФЗ А, О р,о  
Рис. 13.9. Пример матрицы организационно-функционального анализа

 

При реализации функции 3 отделы № 1 и № 3 вместе выполняют одну базовую работу «О», что является противоречием — одну базовую работу следует делать одному подразделению. Отдел № 2 имеет малую загрузку, необходимо его упразднение либо перераспределение работ.

Одной из основных функций управления в таможенной деятельности является принятие решений. Наиболее эффективной формой принятия реше­ний является групповая (коллективная). Главным критерием формирования такой группы является компетентность, способность решать творческие зада­чи, конструктивность мышления и коммуникабельность.

Наиболее эффективное принятие управленческих решений (особенно решений по сложным, многофакторным проблемам, принимаемых группой лиц) достигается на основе использования экспертно-аналитической техноло­гии.

Экспертно-аналитическая технология — это технология работы с экс­пертами в интерактивном режиме с использованием универсальных и специ­ализированных методов (инструментальных средств) подготовки и принятия управленческих решений по проблемам функционирования и развития орга­низации.

Необходимыми компонентами экспертно-аналитической технологии являются:

- информация;

- методы и модели преобразования исходных данных в выходные в со­ответствие с целями моделирования;

- персонал и программно-технические средства обработки, передачи и представления данных (компьютерные системы, системы связи и передачи данных, средства ввода и вывода информации и т.д.).

Наиболее характерным примером экспертно-аналитической технологии является тренинг.

Тренинг — это технология работы с экспертами-таможенниками или обучающимися в активном режиме с использованием универсальных и спе­циализированных инструментальных средств в целях подготовки решений по проблемам оперативно-тактического управления деятельностью таможенных органов и развития института таможенного администрирования

Методическую базу технологии тренинга составляют: методы подго­товки и принятия коллективных решений, методики информационного об­следования, методы и инструментальные средства количественного и экс­пертного анализа таможенных систем, методики построения рациональных организационно-функциональной, информационной и других моделей дея­тельности таможенных органов, методики формирования программ их разви­тия или модернизации.

В состав компонентов тренингга включены: задачи, решаемые на каж­дом этапе формирования программы, эксперты, привлекаемые для их реше­ния, используемые в процессе решения инструменты, а также результаты проектирования программы, получаемые инструментально в ходе тренинга.

В зависимости от сложности решаемой задачи управления функциони­рованием или развитием таможенного органа в состав основных инструмен­тальных средств тренинга могут входить:


- метод парных сравнений;

- качественно-количественная (девятимерная) линейка;

- трансформированная матрица Бостонской консультационной груп пы (матрица позиционирования — МПт), «многомерная» матрица позицио нирования (прототип лепестковой диаграммы) — ММП;

- метод SWOT;

- метод организационно-функционального моделирования;

- метод информационно-функционального моделирования;

- метод функционально-стоимостного моделирования и др.

Вопросы для самопроверки

/. Что такое тренинг? Назовите основные принципы проведения тренинга. К чему сводится ситуационное моделирование в режиме тренинга?

2. Определите структуру тренинга и раскройте компоненты технологии.

3. Определите состав основных инструментов тренинга.

4. Раскройте содержание метода парных сравнений, охарактеризуйте «много­мерную» Бостонскую матрицу.

5. Нарисуйте матрицу SWOT. Что позволяет определить метод SWOT?

Кейс ситуация

Но рекомендации Всемирной таможенной организации подготовка специалистов по таможенному делу осуществляется с применением «Профессиональных стандартов», разработанных в соответствии с программой ПИКАРД.

ЗАДАНИЕ. На основании предложенных показателей определите уровень подго­товки специалиста таможенного дёла и примите соответствующие решение по результа­там оценки.
Общие требования l|2 34|5 6 7|8|9
Знания
Национальная и международная страте­гия/политика                  
Роль таможни в системе государственной власти и взаимодействие с другими государственными органами                  
Таможенное дело                  
Аспекты судебной и правовой систем, касающиеся таможенной деятельности                  
Микро- и макроэкономика                  
Стратегическое планирование                  
Развитие политики и ее внедрение                  
Финансовый менеджмент                  
Управление трудовыми/капитальными ресурсами                  
Управление рисками                  
Информационный менеджмент/управление знани­ями                  
Международный канал поставок                  
Торговая практика                  
Современные технологические подходы к тамо­женным органам и предпринимательской Деятельности                  
Связи с общественностью и СМИ                  
Принципы этики, надлежащего управления и со­блюдения норм профессиональной этики                  
Управление взаимодействием с клиентами                  
Умения
Лидерство                  
Способность к мотивации                  
Видение                  
Стимулирование                  
Оценка умственных способностей                  
Аналитические способности                  

 

Общие требования                  
Принятие решений                  
Решение проблем                  
Коммуникабельность                  
Способности к самооценке                  
Политические умения                  
Установление контактов с внутренними/внешними клиентами                  
Умение вести переговоры                  
Умение составлять проекты документов                  
Управление изменениями                  
Управление программами/проектами                  
Базовые компьютерные умения                  
Методология исследования: расшифровка /интерпретация / структура                  
Творческие способности                  
Поведение (навыки)
Ролевая модель                  
Этика                  
Умение ставить себя на место другого и объек­тивность                  
Доверие                  
Способность к мотивации                  
Ориентированность на клиента                  

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...