Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное поведение подростков




Социологические и психологические исследования последних лет убедительно констатируют серьезные деформации в личностном развитии и социальном поведении подрастающих граждан России. Особую тревогу вызывает не столько прогрессирующая отчужденность и духовная опустошенность детей и подростков, сколько их цинизм, жестокость, агрессивность, враждебность по отношению ко всему окружающему, включая взрослых и сверстников, а также официально принятые в обществе морально-этические ценности, нормы и правила поведения, духовные стандарты и законы [7].

В наиболее болезненной форме этот фактор проявляется в переломный для личности период, при переходе ребенка из детства во взрослое состояние.

Проблема агрессивности подростков затрагивает общество в целом, она вызывает глубокое беспокойство у педагогов и родителей, однако со стороны государства для решения этой проблемы предлагаются преимущественно репрессивные санкции. Как правило, это меры весьма чувствительного воздействия на подростков со стороны сотрудников «правоохранительных» органов. Кроме того, принят закон, согласно которому гражданин России несет уголовную ответственность с 14, а то и с 12 лет. Другими словами, кредо государственной политики в этой социальной сфере сводится к тому, что чем раньше молодой человек окажется «за решеткой», тем лучше.

Но не только родителей и педагогов беспокоят проблемы подрастающего поколения; эти вопросы вызывают острый научно-практический интерес и у специалистов-исследователей [24; 47; 84; 90; 124]. Однако попытки объяснения такого всплеска агрессивности в современной молодежной среде, какой наблюдается в последние годы, часто оказываются неудачными потому, что не только в обыденном сознании, но и во многих теоретических концепциях, сформулированных знающими профессионалами, явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, затрудняя как его понимание, так и возможность феноменологического описания.

К сожалению, проблема агрессивности и жестокости в настоящее время не только не утратила своей актуальности, но стала одной из центральных в психологии и педагогике. Необходимость определения реальных психологических причин агрессивности личности, исследования условий и механизмов ее формирования, а также средств предотвращения и коррекции обусловливает актуальность этой проблемы [13; 18].

Еще с начала 60-х годов во многих экономически развитых странах заметно увеличилось число патологических форм поведения несовершеннолетних. Прокатилась волна подростковых наркоманий, массовым явлением стали побеги из дома, бродяжничество, обострилась проблема ранней алкоголизации, суицидального поведения (аутоагрессии), агрессивности и жестокости [78].

Общественная важность обсуждаемой проблемы становится очевидной и в нашей стране. В первую очередь это связано коренными социальными переменами и все возрастающей нестабильностью во всех без исключения сферах жизнедеятельности. Тяжелое экономическое положение, крушение устоявшегося мировоззрения, ценностей и идеалов, отсутствие необходимых предпосылок эффективной адаптации к новым жизненным условиям привело общество к непреодолимым трудностям и конфликтам [63]. Одно из самых негативных последствий государственной политики в социальной сфере – это серьезная деформация внутрисемейных отношений. Общение в семье становится все более формальным и отчужденным и практически сводится до уровня исключительно бытовых вопросов. Между членами семьи обычно возникает четко выраженная психологическая дистанция, каждый ее член занят решением лишь своих собственных проблем и не интересуется заботами и проблемами других ее членов. Это неизбежно приводит к тому, что в таких семьях теряется целостность, сбалансированность и гармония отношений. Родители, как правило, заняты вопросами материального обеспечения семьи, вынуждены много работать, не получая никакого духовного удовлетворения от своей профессиональной деятельности. Это, естественно, приводит к психическим и физическим перегрузкам и переутомлению; у человека просто не остается времени на искреннее и заинтересованное общение с близкими. В таких ситуациях нередко возникает эмоциональный дискомфорт, который очень быстро перерастает в состояние нервно-психического напряжения и тем самым способствует невротизации остальных членов семьи, что, естественно, не может не сказаться на дальнейших семейных взаимоотношениях. И, если такой порочный круг сформировался в семье, разорвать его практически невозможно. Вот почему, даже по официальным статистическим данным, число разводов в России давно превысило число заключаемых браков.

Такая ситуация в семье оказывает мощное негативное влияние на формирование психики подростка, который оказывается один на один со своими многочисленными проблемами и трудностями, вообще характерными для этого возраста. Действие этих факторов проявляется в усилении негативизма, в пренебрежительном отношении подростков к любым авторитетам, общепринятым нормам и стандартам. Оно выражается в вызывающе демонстративном поведении по отношению к взрослым, проявлении агрессивности и жестокости в самых крайних формах, которое все чаще приводит молодых людей на скамью подсудимых [68].

Проблема подростковой агрессивности в психологической литературе разработана явно недостаточно, специальных исследований, посвященных этим вопросам мало. Имеющиеся данные в основном касаются феноменологии агрессивности в целом, но в отношении специфических аспектов агрессивного поведения в подростковом возрасте имеются лишь отдельные фрагментарные сведения, полученные исследователями при изучении общей проблемы агрессивности.

В то же время с точки зрения профилактики агрессивного поведения, его страшных, а порой непоправимых последствий, чрезвычайно важным представляется изучение особенностей этого феномена у подростков, поиск его глубинных причин и социально-психологических предпосылок.

Подростковый возраст в онтогенезе – это остро протекающий переход от детства к взрослости, в нем наиболее ярко выражены все противоречия развивающейся личности. С одной стороны, для этого этапа развития характерны негативные тенденции в поведении подростка, может быть ярко выражена дисгармоничность развивающейся личности, обусловленная изменением системы потребностей, протестный характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и многими положительными факторами – растет самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения со сверстниками и родителями, расширяется и качественно меняется сфера его интересов, развивается ответственное отношение к себе и к другим [21; 22; 75; 128; 129].

Между тем в научной литературе стало традицией обозначать этот возраст как «трудный», «критический», «конфликтный» и т.п., а агрессивное поведение подростков рассматривать в контексте понятия «трудный подросток» [3]. Но подростковый возраст уже сам по себе является одним из самых «трудных» периодов человеческой жизни, поэтому в первую очередь необходимо выяснить, что же кроется за этим определением, по отношению к чему или к кому подросток оказывается «трудным».

Анализ литературных источников дает возможность выделить, по крайней мере, три существенных признака «трудного» подростка [53; 54; 55; 98]:

1. Наличие у подростка таких форм поведения, которые отклоняются от общепринятых норм. Сама норма и степень отклонения от нее чаще всего определяется с помощью специальных диагностических методик, результаты которых интерпретируются специалистом-психологом. Кроме этого, используется специально организованное систематическое наблюдение, которое может осуществляться не только психологом, но врачами, педагогами и родителями. Для характеристики отклоняющегося поведения используются специальные термины – «девиантность» и «делинквентность». Девиантным («deviate» – отклонять) считается такой тип поведения, который выходит за рамки «нормальных» индивидуальных реакций, то есть допустимых в данной культуре отклонений. Делинквентное поведение – одна из разновидностей девиантного, которое включает в себя проступки, мелкие провинности и правонарушения, не подлежащие уголовному наказанию. Асоциальное поведение включает в себя уголовно наказуемые поступки и действия.

2. Признаком «трудности» подростка считаются такие нарушения поведения, которые нелегко исправляются и корригируются. В этой связи нередко возникает необходимость в отграничении социально спровоцированных форм поведения от патологических, связанных с болезненными нарушениями психики.

3. «Трудные» – это подростки, которые более других нуждаются в индивидуальном подходе со стороны педагогов, воспитателей, родителей и сверстников.

До сих пор многими специалистами упорно отстаивается мнение, что причины подросткового кризиса – в физиологических изменениях, происходящих на этом этапе развития. Как правило, этот возраст связывают с пубертатным кризом, где главную роль играет процесс полового созревания. В работах отечественных психологов [14; 102; 108] показано, что половое созревание, как и другие изменения, связанные с развитием организма, оказывают определенное влияние на психическое развитие ребенка, но: во-первых, это влияние опосредовано отношением подростка к окружающему миру, психологическим сопоставлением себя со сверстниками и взрослыми; во-вторых, определяющими в развитии личности подростка являются не биологические особенности созревания организма, а переход ребенка на качественно новую ступень социального развития, на которой реально формируется сознательное отношение к себе как члену общества.

В этой ситуации тревожные моменты в поведении подростков, такие как агрессивность, жестокость, враждебность в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в различного рода компаниях, могут принимать устойчивый характер. Но эта система отношений, строящихся, в том числе и на основе жестких, а иногда и жестоких законов асоциальных подростковых групп, не является следствием какой-то генетической предрасположенности, изначальной подростковой агрессивности. Чаще всего, она выступает в роли «замещающей» деятельности, как реакция подростка на отношения к нему социально-значимых взрослых. Скорее всего, этот кризис можно рассматривать как ситуацию совместного переживания этого социального конфликта [32].

Потребность в стихийно-групповом общении отмечается только у 14,5% подростков, однако реально такое поведение зафиксировано у 56% 11-17-летних. По мнению Д.И. Фельдштейна [107] это обстоятельство связано с тем, что если потребность подростка в интимно-личном общении в основном удовлетворяется, то его склонность к социально-ориентированным формам поведения в 38,5% случаев остается неудовлетворенной, тем самым, порождая феномен стихийно-группового общения.

Человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым, атеистом или верующим; таким он становится. Поэтому лишь в процессе развития человека как личности и возникают как социально полезные, так и социально вредные черты. Д.И. Фельдштейн исследовал подростков-правонарушителей – физически и психически здоровых детей и убедительно доказал этот факт.

Оказалось, что ядром конфликта, приведшего к нравственной деформации личности этих подростков, являются не биологические генетически запрограммированные качества, а недостатки семейного и школьного воспитания. У этих подростков, в частности, был утрачен интерес к учебе, и фактически отсутствовали какие-либо связи со школой. В результате они, как правило, на 2-4 года отстают от сверстников по своему образовательному уровню [102]. При этом оказалось, что это отставание, как и деформация познавательной, эмоциональной, ценностно-потребностной и волевой сфер личности, не определяются психическим развитием этих детей. Они обладают нормальными умственными возможностями, и целенаправленное включение их в систему многоплановой учебной и общественной деятельности обеспечивает успешную ликвидацию интеллектуальной запущенности и пассивности.

К сожалению, выдвигаемые со стороны взрослых требования, характерные для сложившейся в обществе системы воспитания не учитывают особенностей формирования личности подростка, что неизбежно ведет к «конфликту поколений», поэтому у подростка естественным образом развивается потребность в самостоятельности, самореализации, появляется стремление избавиться от излишней опеки. Критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности, а, нередко, и лживости поступков.

Подросток хочет не только внимания, но и понимания, доверия со стороны взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди своих сверстников, но и среди старших по возрасту людей. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка – он ребенок и должен «слушаться старших». В результате между взрослыми и подростками возникает психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения.

Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотивации. В значительной степени она связана с эмоциями негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность. Агрессивное поведение детей подросткового возраста, опосредованное этими эмоциями, выражается в оскорблениях и драках, нередко заканчивающихся телесными увечьями, изнасилованиями, убийствами, повреждением либо уничтожением имущества.

Именно такое поведение часто рассматривается в качестве наиболее убедительной модели, подтверждающей тезис о генетической природе агрессивности [161]. При этом полагают, что агрессивное, особенно «недостаточно мотивированное», поведение есть прямое проявление генетического неблагополучия индивида, пусть даже и не выраженного в какой-то хромосомной аномалии.

Вместе с тем вопрос о генезе агрессивности, о роли, которую в ее происхождении играют биологические и социальные факторы, исключительно сложен. Есть теории, согласно которым агрессивность – черта, присущая человеку от природы такая же, как инстинкт или потребность. Прежде всего, это теория, развитая З. Фрейдом [113], который связывал агрессию с прирожденным стремлением к смерти, таким же властным, как и либидо – стремление к жизни. По его мнению, влечение к смерти побуждает человека к саморазрушению, а агрессия становится механизмом, благодаря которому это влечение – разрушение – направляется на другие объекты, в первую очередь, на других людей.

Следует отметить, что теорию врожденности агрессии защищали не только психоаналитики, но и психологи, не разделяющие концептуальных положений З. Фрейда. Так, В. МакДугалл [163], не принимавший психоаналитической доктрины, вместе с тем признавал «инстинкт драчливости», заложенный в человеке от природы. Г. Мюррей [165] в число первичных потребностей человека включал потребность в агрессии, побуждающую организмы искать возможность для атаки с целью нанести противнику какой-либо ущерб.

Согласно К. Лоренцу [57], человек как один из многих видов животного мира обладает инстинктом агрессии. В качестве примера он приводит случай с подростком, который при первом знакомстве со сверстником сразу же начинал с ним драться, поступая точно так же, как в аналогичных случаях ведут себя обезьяны, крысы и ящерицы.

Э. Фромм [117] обстоятельно проанализировал проблему человеческой деструктивности, пытаясь ответить на вопрос, является ли склонность человека к разрушению врожденной, инстинктоидной или же она обусловлена социальными причинами. К «разрушительной потребности» он отнес и агрессивность. При этом инстинктоидными он считал свойства личности, не сводимые к инстинктам, но имеющие определенную природную основу. Наибольшего внимания заслуживает рассмотрение Э. Фроммом [117] данных зоопсихологии, детской психологии и антропологии, которые привели его к общему выводу о необоснованности теории предопределенности человеческой деструктивности, а значит и агрессивности, природными инстинктами. Сделав уступку биологизаторскому толкованию агрессивности, Э. Фромм все-таки пришел к выводу, что она не инстинктивна, но инстинктоидна, то есть только похожа на инстинкт.

В настоящее время утверждение об агрессивной природе человека и генетической обусловленности агрессии находит еще больше опонентов.

О том, что те или иные проявления агрессивности тесно связаны не только с биологическими детерминантами, но и с типами человеческой культуры, наглядно свидетельствуют антропологические исследования. Переживания и эмоции, порождаемые как внешними, так и внутренними причинами, обычно выражаются у человека в форме, принятой в той культуре, к которой он принадлежит, то есть формирование агрессивного поведения и развитие агрессивности во многом зависит от общественных условий, которые определяются макро- и микросоциальными факторами, такими как государство, ближайшая общественная среда, малая группа. Нередко агрессивность в открытой или замаскированной форме культивируется в обществе как орудие в борьбе за власть. Проявлению агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемого разными социальными институтами – не только семьей и школой, но и средствами массовой информации.

Выяснению влияния стиля воспитания в семье и школе на агрессивность детей посвящено множество исследований. А. Бандура и Р. Уолтерс [11] на основе опросов и собственных жизненных наблюдений установили, что если матери снисходительно относятся к агрессивности своих детей и даже склонны им потакать, то дети становятся еще агрессивней в своих действиях. Вместе с тем в другом исследовании ими было показано, что дети, подвергающиеся очень строгим наказаниям, также ведут себя очень агрессивно, особенно по отношению к сверстникам. При этом физические наказания за агрессивное поведение лишь усиливают жестокость детей.

Агрессивный подросток – это чаще всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. А черты агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей, возникающих в окружающей его среде. Агрессивность как личностная характеристика формируется у подростка в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что и проявляется в соответствующем поведении.

Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенности его темперамента, такие как возбудимость и сила эмоционального реагирования, способствующие формированию определенных черт характера – вспыльчивости, раздражительности, неумения сдерживать себя [94]. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с такой психической организацией ищет выхода создавшемуся внутреннему напряжению, в том числе в драке, ругани и прочих социально не одобряемых формах поведения. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью самозащиты или удовлетворения потребности растущего организма в естественной активности, когда подросток не находит для этого иного способа, кроме драки или, по крайней мере, словесных угроз. А для некоторых подростков участие в драках – это своего рода утверждение себя в глазах окружающих, когда с помощью демонстрации физической агрессии вырабатывается определенная линия поведения, отражающая нормы, принятые в асоциальных группах.

Таким образом, в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости процесса формирования личности, внутренних и внешних условий ее развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...