Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние миграции рабочей силы на экономическое развитие страны. Регулирование международной трудовой миграции. Проблема «утечки умов» и возможные пути ее решения.




Система экономических связей, возникающих между государства­ми в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая де­нежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату субси­дий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу. Для страны, принимающей рабочую силу, это ведет к повышению кон­курентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабо­чей силы.

Помимо этого можно отметить следующее:

• иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополни-, тельную занятость в стране пребывания;

• при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональ­ную ПОДГОТОВКУ;

• иностранные рабочие часто рассматриваются как определен­ный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они пер­выми могут быть уволены;

• иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учи­тываются при реализации разного рода социальных программ.

Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, свя­занных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возник­новение элементов социальной напряженности в обществе (при за­нятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работни­ки), межнациональную неприязнь и др.

Выгоды стран-экспортеров:

Основная выгода состоит в том, что экспорт рабочей силы рас­сматривается как весьма важный источник валютных поступлений. Имеется три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

• налоги с прибыли фирм-посредников;

• переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родст­венников;

• личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).

Процессы международной трудовой миграции регулируются как го­сударством, так и международно-правовыми актами. В основе ре­гулирования этого процесса лежат две противоположные тенден­ции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного переме­щения трудовых ресурсов и населения, а с другой — реальная об­становка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.

Государственное регулирование экспорта рабочей силы на­правлено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на воз­мещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж.

На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:

• обеспечение прав работников на свободу перемещения и тру­доустройство;

• гарантии возвращения мигрантов на родину;

• обеспечение поступления в страну и эффективного использо­вания валютных переводов трудящихся-мигрантов;

• содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех ра­ботников, профессии которых не пользуются спросом;

• ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потреб­ности которых в рабочей силе не удовлетворены;

• совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;

• предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам.

Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собствен­ного населения и национальную экономику.

Международно-правовые документы, регулирующие процессы миграции рабочей силы между странами внутри интеграционных группировок, как правило, имеют либеральный характер.

По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободы перемещения в рамках Европейского союза может при­вести к тому, что высококвалифицированные кадры могут концент­рироваться в наиболее развитых регионах. Низкоквалифицирован­ные работники окажутся менее мобильными. Результатом миграции рабочей силы в рамках ЕС может стать ее демпинг.

«Утечка мозгов» («brain drain») – международная миграция высококвалифицированных кадров (ученых, специалистов, менеджеров и т.д.)

«Утечка мозгов» является серьезной проблемой для большинства развивающихся стран, особенно в Африке (Малави, Судан, Заир, Замбия). Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается.

Миграция специалистов обусловлена теми же факторами, что и неквалифицированной рабочей силы. В первую очередь надо отметить различный уровень экономического и социального развития стран. Ученые и специалисты покидают свою страну в пользу другой, если находят там более высокое материальное вознаграждение, неограниченные возможности для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, больше гражданских прав и демократических свобод.

Миграция специалистов имеет отличные от миграции неквалифицированных рабочих последствия для стран. Миграция неквалифицированных рабочих достаточно благоприятна для страны-донора, т. к. позволяет уменьшить безработицу и связанные с ней социальные издержки и расходы, а так же эмигранты, пересылая часть заработка на родину или привозя его домой по возвращении, снабжают тем самым отечественную экономику валютными ресурсами.

При эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадровТаким образом, страна-донор ухудшает свое сегодняшнее положение, теряет перспективы развития в будущем.

В вопросе утечки кадров профессор Оболянский главным необходимым, но далеко не определяющим, условием решения проблемы видит в повышении материальной заинтересованности прежде всего молодых специалистов. По его мнению, создание крепкой материальной базы может заинтересовать молодых людей оставаться работать в своих родных деревнях и городах. "Но в то же время только создание материальной базы не может предотвратить полностью отток кадров, нужно повысить социальный статус молодого учёного и специалиста, изменить к нему то негативное отношение со стороны работодателя, которое сложилось в современном российском обществе.

Проблема утечки мозгов в разных регионах РФ решается по-разному, утверждает Геннадий Оболянский, но всё, что их объединяет, так это попытки увеличения экономической привлекательности села для молодых специалистов. "Есть примеры, когда, например, аграрный вуз заключает контракты с сельскими предприятиями и направляет туда своих выпускников". В свою очередь, местные сельские администрации, по их заверению, готовы выделять молодым специалистам безвозмездно дома для жилья, чтобы только они остались работать на родине.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...