Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема искусства в сборнике «Кротовые Норы»




 

Тема искусства в сборнике Джона Фаулза «Кротовы норы» является одной из сквозных тем. Какое бы эссе мы не взяли, какой бы раздел книги не открыли - всегда встретишь, так или иначе, отсылки к теме искусства. Даже в тех эссе, которые на первый взгляд далеки от прекрасного.

Например, для того, чтобы показать разность межу понятиями «англичанин» и «британцев» автору приходится, так или иначе, обращаться к теме искусства.

Да и в размышлениях о природе природы писателю тоже приходится обращаться к теме прекрасного для того чтобы сохранить природу в первозданном, нетронутом виде - это не просто особое умение людей, это самое настоящее искусство.

Так уже в первом разделе сборника «Кротовые норы» читатель встречается с образным осмыслением действительности, которая проходит через призму авторского понимания, через душу писателя и его сознание. Через понятие искусства, как способ познания отражающихся интересов автора, его картины восприятия мира, а так же духовной культуры писателя читатель, открыв сборник эссе «Кротовые норы» приходит к результату деятельности искусства в масштабах всего общества - к художественному произведению.

В эссе, объединенных первым разделом «Автобиографическое: писательство и я», Фаулз рассказывает о своих романах, как жанре литературы. Можно сказать, что данные очерки, своего рода критика самого автора, которая очень органично дополняет и точно характеризует, описанные в ней произведения. Обратившись к эссе, данной группы, читатель поймет все то, что может быть осталось не досказанным или не понятым при прочтении романов Джона Фаулза.

При этом автор рассказывает и о том, как он пришел к писательству, и про то, что муки творчества терзают и его: «Вдохновение, общение с музой - это как телепатия… Не зная, что хуже - обладать словом и не иметь идей или наоборот. Думаю, все-таки первое хуже, а второе - как раз мой случай» [22, C.34-35].

Фаулз высказывает свое мнение о том, что в его понятии британский роман, и что такое английский роман и чем они оба отличаются, по мнению автора, друг от друга. При этом есть в эссе и авторские размышления о том, что такое роман, и как следует понимать этот жанр с точки зрения литературоведения: «Роман - свободная форма. В отличие от пьесы или киносценария он не имеет ограничений, помимо языковых. Роман - что поэма: он может быть тем, чем хочет. В этом его падение и слава; и это объясняет, почему оба эти жанра так часто используются ради достижения свободы в иных областях - социальной и политической» [22, C.55].

Через искусство автор рассказывает про свое отношение к окружающей его действительности, к чопорности англичан, которая порой доходит до некоей крайности и абсурда. Так Фаулз осуждает всевозможные клубы джентльменов, которые по факту не приносят ни какой пользы обществу, а существуют лишь из-за некой сложившейся веками, глупой, по мнению автора, традиции: «…Мой отец, соблазнившись названием клуба, по глупости записал меня туда еще до моего рождения. А многие из моих собратьев по клубу никогда ни одного добрым словом друг с другом не обмолвились…» [22, C.126-127].

При этом Фаулз в своем эссе «Клуб "Дж.Р. Фаулз"» (1995) дает очень яркие и меткие характеристики людям, собратьям по общению и по письменному цеху авторов различных произведений, например, писателей, поэтов. «Один болван, вообразивший себя писателем. Еще один притворяется феминистом. Хотел бы я хоть разок увидеть его с пыльной тряпкой в руках или с утюгом. Еще парочка полагает, что они оба великие натуралисты и знают все про естественную историю: один из них вроде бы ученый, а другой вроде бы поэт. Можете себе представить!» [22, C.127]

Фаулз в своем эссе «Заметки о неоконченном романе» приводит примеры того, как взаимодействует в современном искусстве кинематография и литература. Автор указывает на то, что у многих обывателей складывается ошибочное мнение о том, писатели специально пишут свои произведения (в частности романы) только лишь для того, чтобы их впоследствии экранизировали.

Так же писатель указывает на то, что он не разделяет мнение большинства о том, что жанр романа в современном искусстве литературы приходит в забытие и «приобретает «культурный» статус лишь для меньшинства» [22, C.56].

Фаулз высказывает мнение о причинах замены классической традиции в литературе на модерн и постмодерн не только в жанре романа, а также причины упадка романа, написанного в жанре классической традиции.

«С чего это я вдруг взялся за роман? Дело в том, что в последние пятьдесят лет роман вытесняется из жизни, не важно, в силу каких причин. Обстоятельства навязывают нам вытеснение романа. Романисты не виноваты. В XVIII, как и в XIX веке роман совсем недалеко - лишь на один шаг - ушел от жизни. Однако с пришествием кино, телевидения и звукозаписи он отступил уже на два шага» [22, C.63].

Фаулз говорит о том, что киносценарий - это тоже своего рода искусство, но это не литература, и уж тем более не роман. Но киносценарий тесно взаимодействует с таким жанром литературы, как роман, так как многие формы человеческого опыта можно описать лишь по средствам, которые используются писателями только в романе.

Однако, для романа характерным остается то, что между читателем и писателем необходимо сотрудничество, которое отсутствует в киносценарии.

А в эссе «Предисловие к сборнику стихов» Фаулз продолжает развивать тему кризиса современного романа и приходит к мысли о том, что основной причиной является форма романа, которая «по сути своей некая игра, искусная уловка, позволяющая писателю играть в прятки с читателем» [22, C.64].

Так же Джон Фаулз рассказывает читателю его эссе о том, что он вкладывает в понятие мужчины и женщины в своих романах. Так получается, что женщину писатель отождествляет с реальностью, теплой действительностью, которая всегда доминирует над мужчинами - чем-то искусственным и холодным. Но именно мужчина является основным генератором идей.

Эти заметки являются чрезвычайно важными для читателя, так как дают дополнительные сведения о героях иных произведений Фаулза, что позволяет существенно расширить понимание не только сюжета, но и основных событий, описанных в романах писателя.

Фаулз - писатель, но он не причисляет себя к классу великих. Однако через призму собственного понимания рассказывает читателю о том, как происходит его приобщение к искусству владения пером. Для него не чужды муки творчества, переживания по поводу издания произведения, мысли о дальнейшей судьбе своих изданных вещей.

Так же автора беспокоит тот факт, что в современном мире стираются традиции национальностей, особенно на территории Европы, и не только. Это может стать серьезной проблемой при самоопределении нации в будущем.

В эссе из сборника «Кротовые норы» Фаулз формирует свое творческое кредо как гуманиста-экзистенциалиста, который искренне убежден в социальной и эстетической значимости литературы не только для отдельных направлений культуры, но и для общества в целом.

Так же писатель, высказываясь по всем острым вопросам современной культуры, которые его волнуют, задает сам для себя необычайно высокие параметры восприятия творчества не только для простого читателя, но и для умудренного жизненным опытом критика.

Еще Фаулз пытается исследовать психологические основы не только своего, но и всего творчества в целом. При этом свои мысли писатель подтверждает цитатами из своих же «Дневников». Тем самым указывая на особую правдивость высказанного мнения.

И на первый взгляд кажется, что все описанное Фаулзом в эссеистике, это до наготы личное и искреннее. Так оно и есть, с той лишь поправкой, что нет в тексте излишних подробностей личной жизни писателя. Хотя по своей сути перед читателем предстает подчеркнуто литературный автобиографизм, который проявляется в особых комментариях к творчеству автора. Подобный прием направлен на то, «чтобы подготовить читателя к восприятию романов Фаулза, и исключить «неправильные», с его точки зрения, интерпретации» [9, C.73].

Знакомясь с эссеистикой Фаулза, читатель может заметить, как автор «растет» и развивается творчески с точки зрения искусства владения пером. Например, в более ранних произведениях писателя повествование более живое, афористичное и иносказательное, но при этом четко структурированное, объединенное общим сюжетом и повествованием.

В более поздних произведениях Фаулза уже наблюдается некая созерцательность, а само повествование становится каким-то фрагментированным, в целом «неровным», иногда даже слегка запутанным.

Автор начинает в этих эссе сочетать различные обширные куски иного текста с разными не совсем и не всегда гармонизированными между собой способами повествования.

Появляется в произведениях Фаулза, особенно в более поздних произведениях, и элемент ретроспекции, что показывает авторскую тенденцию к самораскрытию через искусство.

При этом весь описанный в эссе процесс творчества с рациональным изложением писательской программы Фаулз окутывает некой запредельной тайной, постичь которую могут лишь посвященные.

Очень часто в своих эссе из сборника «Кротовые норы» Фаулз предлагает иной угол зрения на те или иные вопросы искусства: о природе творческого акта, о способах выражения сокровенных движений души в искусстве, о значении искусства в жизни отдельного человека, общества, и шире - всего человечества.

Но по сути его эссе, вошедшие в сборник «Кротовые норы» это своего рода воплощение метафоризации художественного творчества и всей его движущей силы.

Так же И.Б. Картузова в своей работе «Проблемы искусства и образа в творчестве Джона Фаулза» говорит о том, что «именно в эссеистике Фаулза со временем происходит усиление меры «литературности»: в ранних эссе происходит выдвижение оригинальных концепций, как в романе «Дэниел Мартин», и при этом идет не стандартное ее обоснование. В более поздних произведениях автора имеется прямой отсыл к идеям одичания современности, о том, что люди стали забывать не только принципы свободы, но и равенства и справедливости» [12, C.147].

Таким подходом к рассмотрению проблем современного понимания искусства, в частности литературы, Фаулз показывает все злободневные политические проблемы и их взаимосвязь с культурой общества в целом.

При этом Фаулз постоянно повторяет свою мысль о том, что недопустимо в современном мире насилие, а тем более так распространенное ныне политическое попустительство этому насилию.

В более поздних эссе Фаулз приходит к мысли о том, что «заставить людей измениться, жить, основываясь на принципах любви и терпимости, ценить свою жизнь и жизни других, поступать сообразно совести и справедливости, невозможно, какими бы ни были средства воздействия (даже через искусство и литературу в частности), потому что в любом случае это будет насилие, а насилие рождает противодействие» [9,C.104].

Таким образом, рассмотрев сборник эссе Джона Фаулза «Кротовые норы» можно придти к выводу о том, что через самого себя, через самопознание автор затрагивает глубинные проблемы современного ему общества, пытаясь разобраться в истоках этих проблем, а так же в их последствиях для будущих поколений.

Все темы, которые поднимает Фаулз в своих эссе, для него являются глубоко личными, не просто обдуманными, но прожитыми. Это видно, прежде всего, по тому, как интегрированы они в его личный жизненный опыт, о котором он так с увлечением рассказывает читателю сборника «Кротовые норы».

Можно сказать, что сборник «Кротовые норы» открывает читателю через призму искусства тернистый путь не только к личности самого писателя, но и к обществу в целом.

При этом под понятием «искусства» у Фаулза скрывается несколько значений: искусство, как литература; искусство, как способность или умение писать, создавать романы и другие литературные произведения; искусство, как дело, требующее умения в создании достойного литературного произведения; искусство, как образная действительность; искусство, как способ приобщения к прекрасному; и искусство, как язык, по средством которого можно объяснить многое.


 

Заключение

 

«Кротовые норы» - удивительное произведение. Именно произведение, а не просто сборник эссе, пусть и самый полный. Книга оставляет впечатление удивительной целостности, словно мы читаем один большой роман, разбитый на части и главы.

Своими эссе Фаулз показывает читателю свое отношение ко многим сторонам жизни. Он проявляет себя, как многоплановый человек, который способен поговорить о многом доступными словами. При этом в любом высказывании проявляется личностное начало самого писателя.

Многопланово проявляется и тема искусства в сборнике «Кротовые норы». Так, обращаясь к творчеству других писателей, Фаулз значительно расширяет возможности для выражения своих собственных мыслей и идей о сущности творческого процесса для создания очередного произведения.

Так Фаулз рассказывает читателю о проблемах, которые подстерегают писателя в современной культуре, пишет о загадках творческого процесса, которые не постижимы каждому, а так же показывает экзистенциональное противопоставление подлинного, живого по отношению к мертвому.

Еще автор поднимает проблемы национальной идентичности и самоопределения наций.

При этом все данные темы поднимаются и проявляются писателем во всех эссе сборника на любые затрагиваемые им темы. А сам диапазон тем колеблется от творческой биографии писателя, обзора литературы и культуры Англии и Европы, до творчества отдельных писателей и их произведений.

В эссеистике Фаулза проявляется дух постмодернистского синтеза: стираются границы между жанровыми разновидностями эссе, происходят нарушения в читательских ожиданиях, которые изначально задаются заглавием самого эссе.

Своеобразие творческой личности автора определяет своеобразие его вариантов автобиографического, путевого, политического, литературно-критического эссе.

Изменения в повествовательной манере Фаулза-эссеиста - основной индикатор эволюции мироощущения писателя.

Особая ценность эссе Фаулза в том, что они представляют иной, по сравнению с тем, который обычно фигурирует в критике, круг литературных явлений, «составляющих культурно-исторический контекст творчества писателя».


 

Список используемой литературы

1. Андреев, А.Н. Теория литературы: Учебник. В 2 ч. Ч 1.: Художественное произведение. - Мн.: Издательство Гревцова, 2010. - 200 с.

2. Андреев, Л.Г. Литература конца XX века. Современное литературоведение: из серии «Литературоведение на пороге XXI века». - М.: «Рандеву-АМ», 1998. - 434 с.

.   Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.

.   Бессмертная, И.П. Энциклопедический литературоведческий словарь. Зарубежное литературоведение. - М.: Махаон, 1994. - 660 с.

.   Бочкарева, Н. С. Искусство и художник в романе «Коллекционер» и повести «Башня из черного дерева» Джона Фаулза // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX - XX веков. - 1997. - № 6 - С. 92 - 102.

.   Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, С. И. Бройтман и другие / Под редакцией Л. В. Чернец. - М.: Высший школьный издательский центр «Академия», 1999. - 556 с.

.   Волков, И. Ф. Теория литературы: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: Просвещение; Владос, 1995. - 256 с.

.   Гиршман, М. М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. - М.: Прогресс, 1991. - 160 с.

.   Гарушьян, С. А. Эссеистика Джона Фаулза - Иваново: ВПО «Ивановский государственный университет», 2012 - 240 с.

.   Дарк, О. Художник и его натурщицы. Тема художественного творчества в романах Джона Фаулза «Коллекционер» и П. Зюскинда «Парфюмер» // Литературное обозрение. - 1993. - №7-8. - С. 70 - 74.

.   Жлуктенко, Н. Ю. Проблемы гуманизма в прозе Джона Фаулза. Литература Англии. XX век - Киев: Азбука, 1987. - 462 с.

.   Картузова, И. Б. Проблемы искусства и образа в творчестве Джона Фаулза. - СПб.: Издательство «Современная литература», 2003. - 260 с.

.   Конспект по зарубежной литературе: Материалы к экзамену: Пособие для студентов. / Составители Л. Б. Гинзбург, А. Я. Резник. - М.: «Современное слово», 2002. - 192 с.

.   Литература: Справочный материал: Книга для студентов. / С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, И. Д. Вишневский и другие. - М.: Просвещение, 1989. - 336 с.

.   Мельникова, Н. Я не понимаю, из чего сотворен мир… //История и литература. - 2009. - № 4. - С. 209 - 266.

.   Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. - 4-е издание, дополненное / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. - 944 с.

.   Судминова, О.А. 100 писателей Великобритании / О. А. Судминова, Л. П. Кормес - Мн.: Высшая школа, 1997. - 248 с.

.   Тимофеев, Л. М. Основы теории литературы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов; издание 5-е, исправленное и дополненное. - М.: «Просвещение», 1976. - 548 с.

.   Тимофеев, Л. М. Теория литературы: Учебное пособие для студентов и преподавателей; 4-е издание, исправленное и переработанное. - М.: «Просвещение», 1977. - 560 с.

.   Хализев, В. Е. Теория литературы: Учебник; 2-е издание. - М.: Высшая школа, 2000. - 398 с.

.   Циглер, Е. От Пигмалиона до Калибана // Всемирная литература. - 2001. - №12. - С. 151 - 157.

.   Фаулз, Дж. Кротовые норы: Сборник. / Дж. Фаулз; Перевод с английского И. Бессмертной, И. Тогоевой. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 702 с.

.   Энциклопедический словарь литературоведа / Составители В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. - 2-е издание, дополненное и переработанное. - М.: Педагогика-пресс, 1998. - 454 с.

.   Энциклопедический словарь литературоведа от «А» до «Я» / Составители В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. - 2-е издание, дополненное, доработанное и переработанное. - М.: Издательский дом «Современная педагогика», 2001. - 528 с.

25. <http://ru.wikipedia.org> (http://magazines.russ.ru/inostran/2002/1/faul.html)


 

Приложение 1

 

«Искусство - 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Например, искусство музыки, искусство кино, изобразительные искусства, декоративно-прикладное искусство. 2. Умение, мастерство, знание дела. Например, владеть искусством шитья. 3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Например, военное искусство» [16, c.252].

«Искусство (от церковно-славянского искусьство (латинское <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> eхperimentum - опыт, проба); старославянское <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA>искоусъ - опыт, реже истязание, пытка) - образное <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7> осмысление действительности <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>; процесс или итог выражения внутреннего <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80> или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7>; творчество <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Искусство (наряду с наукой <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0>) - один из способов познания <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, как в естественнонаучной <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8>, так и в религиозной <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F> картине восприятия мира» [25].

«Понятие искусства крайне широко - оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0> деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5>. Вместе с эволюцией <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F> социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0>-выразительных форм.

В масштабах всего общества, искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5> и часть духовной <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C> культуры, как человека, так и всего человечества <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>, многообразный результат творческой деятельности <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат - художественное произведение <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>» [25].


 

Приложение 2

 

«Очерк - эпический жанр, широко распространенный в современной литературе наряду с рассказом. Назначение его в том, чтобы показать и разъяснить какие-либо особенно важные или новые, ранее неизвестные явления. Очерк всегда находится на переднем крае литературы, позволяет быстро откликаться на новые темы и проблемы» [25].

Очерки разнообразны по содержанию, они касаются политических, экономических, научных и производственных вопросов, изображают явления общественно-политической жизни, природы и быта, типы представителей социальных или профессиональных групп и т.д. Различны и формы очерков: очерки-путешествия, очерки-хроники, очерки-биографии, очерки-сценки и так далее.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...