Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По содержанию биогенных элементов




 

Взаимосвязь влияния химического состава питьевой воды на состояние здоровья и заболеваемость населения установлена во во многих исследованиях как в России, так и за рубежом. По зарубежным данным, в ряде стран в результате непосредственного влияния на состояние здоровья населения от потребления недоброкачественной питьевой воды ущерб достигает 1665 млрд. долларов в год.

В Российской Федерации также имеют место значительные затраты, связанные с компенсацией негативного влияния на здоровье людей питьевой воды, не соответствующей гигиеническим требованиям по содержанию, основных биогенных элементов. Свыше 65% населения Российской Федерации проживает в условиях дефицита йода, что в ряде случаев является причиной развития врожденных аномалий, повышенной перинатальной смертности, снижения умственных способностей у детей и взрослых, глухонемоты.

В Российской Федерации практически повсеместно имеется недостаток фтора в питьевой воде, что обусловливает заболеваемость более 60% детей кариесом зубов, а в Оренбургской области – до 90-98%.

Избыток кальция и повышенная жесткость в подземных источниках питьевой воды увеличивает риск развития мочекаменной болезни, приводит к нарушению состояния водно-солевого обмена, раннему обызвествлению костей, замедлению роста скелета у детей.

Установлена связь дефицита селена со снижением устойчивости организма к развитию заболеваний, с ростом сердечно-соссудистой патологии и онкологических заболеваний, снижением иммунной реактивности организма и повышением детской смертности.

Около трети водопроводов Российской Федерации подают воду с повышенным содержанием железа, что способствует развитию аллергических реакций, болезней крови. В ряде мест использующих подземные водоисточники, отмечаются повышенные уровни содержания натрия, хлоридов и сульфатов, что увеличивает число заболеваний гипертонической болезнью и желудочно-кишечного тракта.

Вместе с тем, по данным Института питания РАМН, в настоящее время недостаток поступления биогенных элементов с пищевыми продуктами составляет: по кальцию – 30 -40%, по йоду – 80%, по селену – 80-100%, что определяет необходимость их восполнения с питьевой водой.

На необходимость осуществления мер по коррекции поступления биогенных элементов, в том, числе йода и других микронутриев, указано в постановлении Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1999 года № 1119 «О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода».

Несмотря на создавшееся положение, в большинстве субъектах Российской Федерации не принимаются действенные меры как по проведению своевременного ремонта и реконструкции разводящих сетей и водоочистных сооружений, так и по использованию имеющихся возможностей восполнения дефицита в организме биогенных элементов за счет рациональных поставок доброкачественной бутилированнной питьевой воды.

В целях охраны здоровья населения и руководствуясь статьей 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11 июля 2000 года № 5 «О коррекции качества питьевой воды по содержанию биогенных элементов» рекомендуется руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с руководителями органов управления образованием рассмотреть вопрос о возможности обеспечения с учетом региональных особенностей качества питьевой воды детских дошкольных учреждений и школ питьевой бутилированной водой с оптимальным содержанием биогенных элементов.

 

  1. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТЬЕВОГО РЕЖИМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Основными формами организации питьевого режима в образовательных учреждениях является использование кипяченой водопроводной воды; воды, расфасованной в ёмкости, и воды, подаваемой через стационарные питьевые фонтанчики.

Форму организации питьевого режима администрация образовательного учреждения совместно с родительскими комитетами выбирает самостоятельно в зависимости от вида источника питьевого водоснабжения в образовательном учреждении, химического и микробиологического состава воды.

По выбору формы питьевого режима рекомендуется проконсультироваться со специалистами Роспотребнадзора.

Согласно требованиям п.10.2 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» питьевой режим в образовательных учреждениях, на которые распространяется область применения данных санитарных правил и нормативов, может быть организован только в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в ёмкости.

В образовательных учреждениях должна использоваться вода, соответствующая санитарным требованиям по органолептическим показателям, безопасности в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредная по химическому составу, полноценная по содержанию основных биологически необходимых макро- и микроэлементов.

Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в образовательном учреждении. В общеобразовательном учреждении целесообразно устройство питьевых фонтанчиков в каждой рекреации.

Потребность ребенка в воде зависит от возраста, времени года, двигательной активности ребенка: чем моложе ребенок, тем больше количествах жидкости на 1 кг массы тела он нуждается. Ребенок в возрасте от 1 года до 3-х лет нуждается в 100 мл воды на 1 кг массы тела, от 3 до 7 лет – в 80 мл, более старшие - в 50 мл.

При нахождении ребенка в образовательном учреждении целый день, он должен получить не менее 70% суточной потребности в воде.

По возможности, при организации питьевого режима, наряду с питьевой водой, следует использовать обогащенные незаменимыми микронутриентами (витаминами, минеральными веществами) инстантные (быстрорастворимые) витаминизированные напитки, допущенные в установленном порядке органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора к использованию в питании детей соответствующего возраста.

При применении на пищеблоках образовательных учреждений для технологических целей (для приготовления кулинарной продукции) водопроводной воды, последнюю целесообразно подвергать доочистке, для которой используются системы подготовки воды, допущенные к применению в установленном порядке по согласованию с Роспотребнадзором. Используемые для доочистки устройства(системы) должны эффективно улучшать органолептические показатели воды (показатели мутности, запаха), а также снижать в воде концентрации железа, хлорорганических соединений и механических примесей. При использовании систем доочистки водопроводной воды должен быть организован систематический производственный контроль питьевой воды, используемой для приготовления кулинарной продукции на соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по показателям качества, безопасности и физиологической полноценности, а также за своевременным проведением замены или регенерации фильтрующих элементов.

При организации питьевого режима кипяченой или бутилированной водой образовательное учреждение должно быть обеспечено достаточным количеством чистой посуды(стеклно1, фаянсовой или одноразовыми стаканчиками), а также отдельными промаркированными подносами для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды; контейнерами – для сбора использованной посуды одноразового применения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...