Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие группы. Классификация групп и их социально-психологическая характеристика.




Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).

Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных

Формальные группы — группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями.

По времени существования выделяются группы временные (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные (семья, трудовые и учебные группы).

В зависимости от степени произвольности решения о участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее: открытые и закрытые.

Под структурой группы мы понимаем следующие ее компоненты: формальное лидерство; роли; нормы; статус; размер; состав.

 

Понятиие коллектива и их классификация. Соотношение понятий группа и коллектив.

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).

В качестве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив.

Коллектив представляет группу лиц, объединенных для совместной деятельности, важной и необходимой для значительного числа людей, не только членов этого коллектива

Классификация коллективов:

По типу организации:― государственная;

― общественная;

― культурная;

― политическая;

― религиозная;

― экономическая;

― военная;

― спортивная;

― научная;

По формам деятельности:― правовые;

― неправвовые.

По возрастным особенностям участников:― детский;

― подростковый;

― юношеский;

― зрелый;

― пожилой.

По времени существования:― временные;

― постоянные.

 

Межличностные отношении. Психологический климат и совместимость.

Межли́чностные отноше́ния – совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу.

Межличностная коммуникация – это процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.

Социально-психологический климат – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Психическая совместимость - способность членов коллектива к плодотворной и эффективной совместной деятельности вследствие оптимального сочетания их характеров.

 

Психология массовых социально-психологических явлений.

Известно, что, находясь среди группы людей, человек чувствует, переживает, воспринимает и ведет себя несколько иначе, чем наедине с самим собой. массовые психологические явления играют весьма значительную роль в межличностных отношениях.

Межли́чностные отноше́ния – совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу.

Виды массовых социально-психологических явлений

Коллективное переживание. Эмоциональные переживания могут одновременно захватить большие массы людей.

Паника - это один из видов поведения неорганизованной массы людей, толпы

Подражание - сознательное или неосознанное копирование образца

 

Методы изучения межличностных отношений в производственных коллективах и их регултрование.

Межли́чностные отноше́ния – совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу.

Выделяют следующие методы изучения:

-социометрический;

-референтометрический;

-изучение мотивационного ядра межличностных выборов;

-изучение сплоченности коллектива

Регулирование с помощью:

- моралью, этикетом, административными и другими социальными нормами

-социальный контроль (гласность, общедоступность информации.)

- корпоративной этики

 

Психология процесса управления.

Психоло́гия управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения.

Предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления:

Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.

Управленческая деятельность и ее организация с точки зрения психологической эффективности.

Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция

Профессионально важные качества личности руководителя.Лидер и руководитель.

В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей.

Если у человека задача организовать свое влияние на партнера или команду - это лидер. Если у человека задача организовать дело, процесс - это руководитель.

Лидер, даже если он изначально предложен кем-то со стороны, признает, принимает,избирает ведомая им группа. лидер всегда выдвигается «снизу». Руководитель же, напротив, назначается «сверху»

Стили управления.

Стиль управления - это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата. Для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от начальника огромное значение имеет то, как в каком тоне отдан приказ, как при этом вел себя начальник, учитывал ли при этом его, подчиненного, мнение, его профессиональный потенциал, возможности.

Виды

Авторитарный стиль управления - совокупность приемов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели.

Демократический стиль управления - совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроля подчиненных.

Делегирующий стиль управления - совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на передаче задач подчиненным, которые принимают на себя и часть ответственности за их выполнение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...