Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Романтический образ талисмана в стихотворении А.С. Пушкина «Храни меня, мой талисман», 1825 г.




 

Стихотворение «Храни меня, мой талисман...» имеет под собой реальную основу. У поэта действительно было кольцо, подаренное ему одной из его возлюбленных. Образ талисмана можно понимать двояким образом: буквально, то есть подразумевая под талисманом некую вещь, либо символически - и тогда в виде талисмана предстает сама любовь, чувство, которое умирает и вновь возрождается и одновременно живет вечно: в воспоминаниях и в стихах. По форме стихотворение «Храни меня, мой талисман...» напоминает молитву или заклинание:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненъя,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Особая магия этого стихотворения усиливается благодаря многочисленным повторам одной и той же фразы: «Храни меня, мой талисман». В первых трех четверостишиях ни слова не говорится о любви, и лишь в четвертом появляется некий намек, пока еще довольно туманный:

Священный сладостный обман,

Души волшебное светило...

Оно сокрылось, изменило...

Храни меня, мой талисман.

Анализируя стих при прочтении можно догадаться, что здесь говорится о разлуке, об охлаждении чувств. Но воспоминания поэта остаются светлыми и чистыми. Ни словом не упоминается в этом стихотворении ни о том, что произошло между влюбленными, ни о самой возлюбленной; лишь ощущение уходящего чувства незримо витает в воздухе:

Пускай же ввек сердечных ран

Не растравит воспоминанье.

Прощай, надежда; спи, желанье;

Храни меня, мой талисман.

Другим примером гениального описания чувств, владеющих человеком, пережившим разлуку, является стихотворение «Сожженное письмо». Образы пушкинской поэзии глубоко символичны: образ огня, поглощающего письмо, - это образ невосполнимой утраты, но одновременно стихия огня и очищает душу, подготавливая ее к возрождению. Былое становится пеплом, прахом, но человеческая душа, а тем более душа поэта, обновляется в огне чувств:

Готов я: ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет...

Минуту!., вспыхнули... пылают... легкий дым,

Виясъ, теряется с молением моим.

И, как и в стихотворении «Храни меня, мой талисман...», автор ничего не рассказывает о своей любимой. В самом начале он лишь упоминает, что сжигает ее письмо по ее собственной просьбе: «Прощай, письмо любви! Она велела...» Поэт признается, что долго не хотел расстаться с дорогим ему письмом, но воля любимой для него священна. Письмо сожжено; но воспоминания о минувшем счастье навек остаются с тем, кто любил:

.Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди...

Для любовной лирики Пушкина характерно то, что, о чем бы он ни писал - о прошедшей любви или о просыпающемся чувстве, - в его стихотворениях всегда ощущается светлое, возвышенное настроение. Наверное, в этом заключается определенная мудрость: быть благодарным судьбе за все, что она дает и давала, независимо от того, ушло ли счастье или осталось. Главное, что оно было, значит, навсегда сохранится в памяти человека.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Тема любви в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. необычайно интересна для изучения, поскольку именно любовь вдохновляет человека к новым свершениям, побуждает двигаться вперед, творить и развиваться.

Актуальность представленной темы, на наш взгляд, состоит в неисчерпаемости и многогранности творчества великого поэта, в непознанной и по сей день глубине его великого таланта.

Изучая представленную тему, мы ставили перед собой следующие задачи:

. Раскрыть тему любовной лирики как одну из основных тем творчества поэта;

. Рассмотреть автобиографичность любовной лирики А.С Пушкина;

. Рассмотреть романтический образ талисмана как символа любви и верности.

Тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период - это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую страсть.

И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.

В системе ценностей Пушкина любовь стоит выше желания славы и стремления к свободе, потому что, за исключением "поэтической неволи", единственные оковы, которых не стыдится влюбленный, - оковы любви: "свободу потеряв навек, неволю сердцем обожаю". Любовь - награда и результат трудной и горестной жизни: "И может быть, - на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной".

В неумирающей любви поэт видит залог бессмертия: "Во мне бессмертна память милой, что без нее суть человеческая моя?" Сила любви открывает рубеж в запредельный мир. Об этом пишется в стихотворениях "Придет ужасный час...", "Заклинание", "Для берегов отчизны дальной...". В противостоянии смерти любовь оказывается победительницей.

В определенный период своего творчества, А.С.Пушкин наделяет это сложное чувство еще и некой магической силой.

Стихотворение «Храни меня, мой талисман» написано именно в такой период. Образ талисмана можно понимать двояким образом: буквально, то есть подразумевая под талисманом некую вещь, либо символически - и тогда в виде талисмана предстает сама любовь, чувство, которое умирает и вновь возрождается и одновременно живет вечно: в воспоминаниях и в стихах. По форме стихотворение «Храни меня, мой талисман...» напоминает молитву или заклинание:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненъя,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан….

Вершины любовной лирики Пушкина не только показывают пример высокого отношения к женщине, но и содержат "эталон" простоты выражения сложных душевных движений, когда почти не украшенная поэтическими приемами обыденная речь свидетельствует о чистоте и непринужденности чувства. Таковы стихотворения "Я вас любил...", "На холмах Грузии...", "Прощание".

На протяжении всей жизни Пушкина любовь питала его поэтическое вдохновение. Любовная лирика поэта пробуждает "чувства добрые", имеет общечеловеческую гуманистическую ценность.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Вересаев В. В. «Загадочный Пушкин» / Сост. и коммент. Ю. Фохт-Бабушкина. - М.: Республика, 1996. ISBN 5-250-02616-8

2. Лахотский К.П. Александр Сергеевич Пушкин. Биография. Пособие для учащихся./К.П. Лахотский. - М. - Ленинград: Просвещение,1964.

.   Лотман Ю.М. Пушкин А.С./ Ю.М. Лотман. - Спб.: «Искусство - Спб», 1995.

.   Мусатьев В. История русской литературы первой половины XX века/ В. Мусатьев. - М.:2001.

.   Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 томах. Т.2,/А.С. Пушкин - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959.© Электронная публикация - РВБ, 2000-2014.Пушкин А.С.

.   Полное собрание сочинений./А.С. Пушкин. - М.: Библиотека "Огонек", "Правда". - 1954.

.   Петров С.М. А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества./С.М. Петров. - М.: «Просвещение», 1973.

.   Томашевский В.В. Пушкин. Работы разных лет./В.В. Томашевский. - М.: 1990.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...