Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование умения. Планировать свои действия. Форма проведения: групповая. . Ориентироваться на систему. Признаков (условий)




ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ

ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ

Цель: формирование умения планировать свои действия.

Возраст: 8-10 лет.

Форма проведения: групповая.

Для формирования данного умения необходимо использовать упражнения, побуждающие обучаемо­го ребенка изменять свою позицию. Изменяя пози­цию (т. е. рассматривая ситуацию как бы с точки зрения другого участника деятельности), ребенок учится выделять те связи и отношения между эле­ментами ситуации, которые обычно воспринимают­ся нерасчлененно. Благодаря соотнесению разных точек зрения должна сняться свойственная детям этого возраста «центрация» на отдельных сторо­нах решаемой задачи. Для того чтобы вызвать из­менение позиции, обучение делится на два этапа. На первом (предварительном) этапе дети реально действуют вдвоем. Различие их позиций (точек зрения) проявляется в практических действиях и не осознается детьми. На втором («основном) этапе ребенку предлагают продолжать в одиночку реше­ние задачи, которую раньше он делил с партнером. При этом теперь от ребенка требуется выполнять как те операции, которые числились за ним пре­жде, так и те, которыми занимался партнер. Само по себе выполнение операций за другого еще не обеспечивает принятие позиции другого. Однако я данном обучении принятие позиции достигается благодаря организации специальной игры, по хо­ду которой ребенка побуждают брать на себя роль партнера. Учитель предлагает: «Давай теперь Ле­ше (называется имя партнера по первому этапу) дадим отдохнуть, а ты сам будешь действовать и за себя, и за него». Далее, уже в процессе вы­полнения, учитель спрашивает: «Кто ты  сейчас? Сережа? А теперь Леша, да? » я т. д. Такая орга­низация обучения обеспечивает ребенку «двойную позицию» (одну из разновидностей условно-динами­ческой). Обучение происходит на следующем ди­дактическом материале.

Материал: игровое поле представляет собой лист бумаги с нанесенными на нем кружками. Два край­них кружка (один из которых обращен к одному из играющих, другой — к другому) отмечены звез­дочками. Кружки соединяются линиями (дорож­ками). На исходный кружок перед началом игры ставится фишка.

Ход игры: Играющие по очереди передвигают фишку. За одни ход фишка мажет «шагнуть» на любой кружок, соединенный дорожкой с тем, на котором она стояла до этого. Выигрывает тот, на чьей звездочке в итоге оказывается фишка. Чтобы выиграть» нужно заранее проделать в уме возмож­ные ходы и определить, какая из дорожек позволит провести фишку к «своей» звездочке, не упуская из виду при этом, что противник будет оказывать противодействие. Сначала дети просто трениру­ются в игре на разных полях. Затем в качестве противника выступает учитель, и, наконец, в по­следней серии ребенок действует «один за двоих». В таком условии игры «за двоих» сами практичес­кие действия ребенка вскрывают структуру игры (определяемую наличием у партнеров противореча­щих друг другу целей). Это и позволяет детям ус­пешно переходить к предварительной ориентировке в задании во внутреннем плане, планировать свои действия в уме. Действие, первоначально выступа­ющее для ребенка как некое нерасчлененное целое, теперь четко разделяется на отдельные последова­тельные операции (ходы).

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ

ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА СИСТЕМУ

ПРИЗНАКОВ (УСЛОВИЙ)

Цель: формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий).

Возраст: 8-10лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Детям предлагается воспроизвести постройки из кубиков так, чтобы каждая соответ­ствовала одновременно паре чертежей (на одном из них изображается фасад, на другом — задняя стена одного и того же здания). Всего детям бы­ло предложено воспроизвести по чертежам 8 ус­ложняющихся построек. Вот примеры некоторых из них:

 

Сначала ребенок учится выполнять задание ин­дивидуально. Учитель учит анализировать чертеж и подбирать отдельные блоки, составляя из них до­мик. Затем проводится поэтапная интериоризация ориентировочной стороны действия, в соответствии с методом П. Я. Гальперина поэтапного формиро­вания умственных действий.

На следующем этапе дети строят домик вдво­ем, сидя один напротив другого. Перед каждым из них лежит чертеж, обращенный к нему стороной, требующей постройки. Дети по очереди выкладывают по одному кубику. Если кубик, поставленный одним из них, не удовлетворяет второго, тот может убрать его и заменить другим.

Наконец, на заключительном этапе дети обучают­ся исходя из выработки у них «двойной позиции». Первый домик строится двумя детьми совмест­но (как на втором этапе), затем ребенок собирает домики, действуя «за двоих» (свой кубик — кубик партнера и т. д. ). В зависимости от позиции, зани­маемой ребенком, изменяется цель, с точки зрения которой производится ориентировка. Анализ ситуа­ции под углом зрения двух разных целей позволяет расчленить как собственную деятельность (выделив в ней отдельные операции), так и поставленную за­дачу (выделив каждое из ее условий).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...