Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  3.5 Оценка показателей рентабельности предприятия




  3. 5 Оценка показателей рентабельности предприятия

 

Еще одним важным пунктом финансового анализа предприятия является оценка его показателей рентабельности. Относительный показатель экономической эффективности. Они комплексно отражают экономическую эффективность использования ресурсов (материальных, трудовых, денежных и др. ) предприятия. Коэффициенты рентабельности, в основном, рассчитываются как отношение прибыли к активам или потокам, которые её формируют.

Рентабельность оборотных активов является одним из наиболее значимых показателей прибыльности компании, так как именно они гарантируют непрерывность финансового оборота. Другими словами, это возможность организации обеспечивать удовлетворительный объем прибыли по отношению к величине оборотных средств. Показатель рассчитывается по формуле 3. 30:

 

                                        РОА = ЧП / ОА,                                                  (3. 30)

 

где РОА – коэффициент рентабельности оборотных активов;

    ЧП – величина чистой прибыли;

    ОА – величина оборотных активов.

 

     Рентабельность оборотных активов имеет значительное влияние на процесс производства. Увеличение объемов должно быть целесообразным, а оборотные средства должны использоваться рационально. Именно эти задачи включает в себя обеспечение рентабельности. Чем выше коэффициент, тем эффективнее работает предприятие.  

     Коэффициент рентабельности внеоборотных активов показывает степень эффективности использования долгосрочных фондов предприятия (здания, сооружения и т. д. ). Аналогично предыдущему коэффициенту, данный показатель отражает возможность организации обеспечивать удовлетворительный объем прибыли по отношению к величине внеоборотных средств. Рассчитывается по формуле 3. 31:  

 

                                           РВОА = ЧП / ВОА,                                        (3. 31)

 

где РВОА – коэффициент рентабельности внеоборотных активов; ВОА – величина внеоборотных активов.

  Коэффициент рентабельности собственного капитала отражает отношение чи- стой прибыли к собственному капиталу предприятия (формула 3. 33). Он является показателем отдачи и характеризует, эффективность использования вложенного в организацию капитала, причем, только той его части, которая принадлежит собственникам предприятия.  

                                               РСК = ЧП / СК,                                          (3. 32)

 

где РСК – коэффициент рентабельности собственного капитала;

  СК – величина собственного капитала.

 

Рентабельность авансированного капитала (общая рентабельность активов) – финансовый коэффициент, который характеризует отдачу от использования всех активов организации. Показатель отражает способность предприятия генерировать прибыль, не учитывая структуру его капитала (финансовый рычаг) и эффективность управления активами. В отличие от коэффициента рентабельности собственного капитала, данный показатель учитывает все активы организации, а не только собственные средства. Рассчитывается по формуле 3. 33:

 

                                                РАК = ЧП / А,                                           (3. 33)

 

где РАК – коэффициент рентабельности авансированного капитала;   А – величина активов.    

Рентабельность продаж показывает доход компании на каждый заработанный рубль, то есть насколько стоимость товара окупает затраты на процесс производства (формула 3. 34). Рентабельность продаж характеризует способность предприятия контролировать издержки, а также его ценовую политику. Коэффициент рентабельности продаж полезен для экономических прогнозов в условиях ограниченного объема рынка, сдерживающего рост продаж.

РП = ЧП / В,                                               (3. 34)

где РП – коэффициент рентабельности продаж.

  Дать оценку способности вложенного в предприятия капитала приносить доход можно с помощью расчета рентабельности. Показатели рентабельности ООО

«ЛУКОЙЛ Урал-нефтепродукт» представлены в таблице 3. 12

 

Таблица 3. 12 – Показатели рентабельности ООО «ЛУКОЙЛ Уралнефтепродукт»

Наименование показателя

Значение показателя на конец года

  2014 год 2015 год 2016 год
Рентабельность оборотных активов 0, 2 0, 05 0, 14
Рентабельность внеоборотных активов 0, 3 0, 7
Рентабельность авансированного капитала 0, 2 0, 04 0, 12
Рентабельность собственного капитала 0, 7 0, 4 0, 5
Рентабельность продаж 0, 02 0, 003 0, 008

 

Из таблицы 3. 12 видно, что рентабельность оборотных активов уменьшилась в 2015 году, а в 2016 году снова увеличилась. Это связано с увеличением доли оборотных активов в структуре баланса предприятия за рассматриваемые периоды.

 

Вывод по разделу три

 

Таким образом, оценив финансовое состояние предприятия можно выявить сильные и слабые стороны финансовой деятельности предприятия, а также сформулировать решения по внесению изменений в финансовую модель компании. Такая оценка дает возможность не только констатировать улучшение или ухудшение положения предприятия, но и спрогнозировать тенденций роста и стратегического планирования предприятия.  

Анализ структуры совокупных активов показал, что наибольший удельный вес в балансе приходится на внеоборотные активы. Такая структура является абсолютно нормальной для АЗС.  

Имущество предприятия на каждую отчетную дату то прирастало, то уменьшалось. Но при сравнении 2014 и 2016 годов, виден ощутимый прирост, что свидетельствует о расширении масштабов хозяйственной деятельности предприятия.      Основные средства имеют наиболее значительный вес во внеоборотных активах

(и, соответственно, в совокупных активах), а их значение их абсолютного показателя увеличивается, что также свидетельствует о расширении масштабов производства.

Вертикальный и горизонтальный анализ пассивов показал, что основным источником формирования активов предприятия на 2014, 2015 и 2016 года является собственный капитал, причем его удельный вес в структуре пассива баланса увеличивается на каждую рассматриваемую отчетную дату.

Увеличение нераспределенной прибыли из периода в период свидетельствует об эффективной работе предприятия.

Анализ ликвидности показал, что на все три рассматриваемых периода предприятие не является абсолютно ликвидным, но в то же время оно имеет общую платежеспособность.

В 2014, 2015 и 2016 годах предприятие имеет низкую степень финансовой устойчивости, но коэффициенты финансовой зависимости свидетельствуют об автономии предприятия, а также о снижении риска утраты платежеспособности. В 2016 году произошло увеличение продолжительности операционного цикла, снижение оборачиваемости запасов, что повлияло на снижение скорости получения прибыли по сравнению с 2014 и 2015 годом. Но уменьшение оборачиваемости дебиторской задолженности при увеличении оборачиваемости кредиторской задолженности, по сравнению с двумя предыдущими периодами можно охарактеризовать как положительную тенденции.

 

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ НА РЫНКЕ

3. 1. Предложения по совершенствованию на рынке стратегичкого менеджемента ООО «ЛУКОЙЛ»

Суть проекта заключается в следующем: расширить рынок сбыта, путем установки дополнительных резервуаров, в результате чего появится возможность увеличения объема продажи бензина различных марок и дизельного топлива.

 В рамках данного проекта будет устранена одна из самых часто встречаемых

проблем, с которыми сталкиваются владельцы автомобилей.

 На автозаправочной станции постоянно осуществляется, налив топлива в стационарные емкости. Во время налива топлива, АЗС прекращает свою работу по

продаже топлива своим клиентам. Клиенты, которые приезжают на АЗС оказываются разочарованными и по причине спешки вынуждены ехать на другое АЗС, что

приводит к потере денежных средств. Для решения данной проблемы устанавливаются дополнительные резервуары, для того чтобы, во время подвоза и налива

топлива в резервуары, АЗС не прекращала свою работу по подаче топлива для своих клиентов.

 Предприятие для осуществления проекта имеет необходимое оборудование.

 Продуктами проекта являются: розничная торговля нефтепродуктами.

 Так как компания планирует увеличение объемов сбыта, то соответственно

требуется введение дополнительного оборудования. Основная цель внедряемого

проекта – повышение экономической эффективности деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и увеличение объемов продаж, получение дополнительной прибыли за счет расширения рынков сбыта. Горизонт расчета проекта – 3

года.

 Источником инвестиций выступает нераспределенная прибыль предприятия,

которая по данным бухгалтерского баланса на 2016 год составила – 1 550 731

рубль. Проект является актуальным для предприятия, решает задачи оптимизации

ресурсных решений: временных и финансовых, что должно сделать функционирование предприятие более эффективным и рациональным

 

3. 2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий

4. 2 Организационный план

     

Для осуществления проекта предприятие планирует установку резервуаров. Установка дополнительных резервуаров для подачи топлива позволит осуществлять бесперебойную работу автозаправочной станции.  

Реализация проекта включает в себя следующие этапы: выбор проекта для реализации, разработка проекта, переговоры с поставщиками оборудования, заключение контракта, монтаж оборудования и запуск проекта. Календарный график проекта представлен в таблице 4. 1.

 

Таблица 4. 1 – Календарный график проекта 

Номер этапа     Наименование этапа Дата начала    Дата окончания Длительность этапа, в днях

1     Выбор проекта для реализации 10. 01. 2018      25. 01. 2018      15

2     Разработка проекта 26. 01. 2018      08. 02. 2018      14

3     Переговоры с поставщиками оборудования, заключение контракта 09. 02. 2018      24. 02. 2018      15

4     Монтаж оборудования     25. 02. 2018      26. 03. 2018      30

5     Запуск   01. 04. 2018      -    

Итого    74

 

 

4. 3 Производственный план реализации проекта 

 

Следующим этапом планирования является определение потребности в финансировании на каждом из этапов проекта.

Для приема, хранения и выдачи топлива на данной АЗС приняты 2 двустенных двухсекционных резервуара (стальных горизонтальных подземной установки) вместимостью 40 м3 каждый. В каждом резервуаре будет храниться 2 вида топли- ва: Аи–92, Аи–92+; Аи–95, ДТ.

Установка резервуаров производится подземно, верхняя отметка корпуса резервуара на глубине 0, 65 м от поверхности островка. Оборудование резервуаров монтируется в металлических колодцах прямоугольной формы с размерами в плане 1000 х 1200 мм, установленных на резервуарах. Корпус колодца приваривается к корпусу резервуара электродуговой сваркой. Для предохранения от коррозии поверхность резервуара и колодцев покрывается антикоррозионной усиленной изоляцией.

В целях предохранения от действия статических электро-зарядов и блуждающих токов резервуары оборудуются специальным заземлением. Потребность в финансировании проекта представлен в таблице 4. 2.

 

Таблица 4. 2 – Потребности в финансировании проекта 

                                    

Резервуарное оборудование 200 000 1 5 000     10 000   3 200 218 200 10 20 000

Резервуары РГСД - 40м3   410 000 2 35 000   25 000   5 500 885 500 10 82 000

Итого потребность в финансировании проекта                1 103 700

 

Амортизацию будем начислять линейным способом, исходя из полезного срока использования по группам объектов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01. 01. 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Для оборудования срок амортизации составляет 4 года, для газопроводов срок полезного использования составляет 25 лет. Рассчитать норму амортизации линейным способом можно по формуле 4. 1.

 

                                         НА = 100% / СПИ,                                                    (4. 1)

 

где НА – норма амортизации,

СПИ – срок полезного использования оборудования

 

К постоянным затратам относятся затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды и прочие затраты.

Численность персонала ООО «ЛУКОЙЛ-Урал-нефтепродукт» представлена в таблице 4. 3.

 

Таблица 4. 3 – Численность персонала

Специальность рабочего    Коли-

чество, чел. Заработная плата, руб/м Социальные отчисления, руб/м Увеличение з/п на 10% руб/м    Социальные отчисления, руб/м

Управляющий 1   33 000   9 900     3300 990

Бухгалтер 1   20 000   6 000     2000 600

Операторы 2   25 000   7 500     2500 750

Пистолетчики   2   15 000   4 500     1500 450

Итого 6   93 000   27 900   9300 2790

 

После того, как разработан производственный план, разрабатывается маркетинговый план реализации проекта.

4. 4 Маркетинговый план реализации проекта 

 

Для успешного продвижения нового товара необходимо провести ряд марке- тинговых мероприятий, направленных на стимулирование спроса у потребителей.   Для продвижения АЗС будут использоваться дорожные рекламные указатели и предупреждения водителей о возможности заправиться. Также будут использо- ваны яркие вывески на дорожных полосах. Будет предложены различные акции и накопительная система скидок, фирменные карты, бонусы.

 

Таблица 4. 4 – Смета бюджета по продвижению продукции ООО «ЛУКОЙЛУрал-нефтепродукт»

Мероприятия   Сумма, в руб. Ответственные лица

Рекламные указатели 3 800     Отдел маркетинга 

Размещение рекламы в интернете и СМИ (сред- ствах массовой информации) 3 000         

Итого     6 800     -

 

К постоянным затратам относится расход электроэнергии и транспортные расходы. Потребность в переменных затратах представлена в таблице 4. 5.

 

Таблица 4. 5 – Постоянные затраты 

Наименование Руб. /мес.

Транспортные расходы 5 000

Итого постоянные затраты руб. /год.    60000

 

Далее проведем расчет себестоимости единицы продукции для каждого вида топлива, результат представим в таблице 4. 6.

   

Ближайшая АЗС конкурирующей организации «Беркут» находится в 3 километрах от ООО «ЛУКОЙЛ Урал-нефтепродукт». Сравнение цен по продаже нефте- продуктов представлена в таблице 4. 7

 

Таблица 4. 6 – Себестоимость единицы продукции для каждого вида топлива в год.

Наименование            Стоимость

АИ-95   АИ-92   АИ-92+ ДТ

Цена производителя, руб. 26, 9 23, 50     24, 7 27, 6

Общие постоянные, руб.    317 150 317 150 317 150 317 150

Объем производства, л. 56 000   56 000   90 000   30 000

Удельные постоянные затраты, руб/л. 5, 6 5, 6 3, 5 10, 5

Итого себестоимость, руб. 32, 5 29, 1 28, 2 37, 6

 

 

Таблица 4. 7 – Сравнение цен по продаже нефтепродуктов

В руб.

Вид топлива     ООО «ЛУКОЙЛ Уралнефтепродукт» «Беркут»

АИ-95      39, 50     39, 10

АИ-92+   36, 90     -

АИ-92      36, 50     36, 30

Дизельное топливо    39, 23     39, 80

 

Исходя из таблицы 4. 7 можно сделать вывод, что ассортиментный перечень на АЗС «ЛУКОЙЛ Урал-нефтепродукт» шире, а цены у конкурирующей организации АЗС «Беркут» ниже, кроме ДТ, но качество топлива у ООО «ЛУКОЙЛ Уралнефтепродукт» выше (ЕВРО-5), вместе с тем АЗС расположена ближе, чем АЗС «Беркут», а также более широкий ассортимент.  

Таким образом, рассчитаем валовую выручку с учетом установленной цены (таблица 4. 8).

Таблица 4. 8 – План продаж с учетом установленной цены 

В руб.

Наименование показателей Единица измерения 2018 г.   2019 г. 2020 г.

АИ 95      -   -   -   -

-объем продаж; л   56 000   56 000   56 000

-цена за ед.; руб. 39, 5 39, 5 39, 5

-выручка от продаж. руб. 2212000 2212000 2212000

АИ-92      -   -   -   -

-объем продаж; л   56 000   56 000   56 000

-цена за ед.; руб. 36, 5 36, 5 36, 5

-выручка от продаж. руб. 2044000 2044000 2044000

АИ-92+   -   -   -   -

-объем продаж; л   90 000   90 000   90 000

-цена за ед.; руб. 36, 9 36, 9 36, 9

-выручка от продаж. руб. 3321000 3321000 3321000

ДТ -   -   -   -

-объем продаж; л   30 000   30 000   30 000

-цена за ед.; руб. 39, 2 39, 2 39, 2

-выручка от продаж. руб. 784000 784000 784000

Итого -   8753000 8753000 8753000

 

 Далее представим финансовый план реализации проекта. Цель финансового плана – дать ясное видение финансовых результатов деятельности предприятия по реализации проекта.

 

4. 5 Финансовый план 

 

Используя расчетные данные, полученные в плане маркетинга и данные отчета о финансовых результатах ООО «ЛУКОЙЛ Урал-нефтепродукт» сформируем форму № 2 (отчет о финансовом результате по проекту). Отчет о финансовом результате представим в таблице 4. 9.

Таблица 4. 9 – План прибыли и убытков

В руб.

Статья     2018 год 2019 год 2020 год Итого

Выручка (без НДС)   7177460 7177460 7177460 2153238

Себестоимость продаж 7116, 5   7116, 5   7116, 5   21349, 5

Валовая прибыль 7170343, 5 7170343, 5 7170343, 5 21511030, 5

Коммерческие расходы 6, 8 -   -   6, 8

Управленческие расходы   -   -   -   -

Прибыль (убыток) от продаж      7170336, 7 6848903, 5 6848903, 5 20868143, 7

Прочие доходы и расходы -   -   -    

Текущий налог на прибыль 1434067, 3 1369780, 7 1369780, 7 4173628, 8

Чистая прибыль(убыток)    5736269, 36     5736274, 8 5736274, 8 17208819

 

Далее составим отчет о движении денежных средств (Cash-flow). Он состоит из трех основных разделов: операционная деятельность, это денежные потоки, приносящие доход от основной деятельности компании; инвестиционная деятельность - расходы на ресурсы, предназначенные для генерирования будущего дохода; финансовая деятельность - денежные потоки, связанные с формированием капитала компании (таблица 4. 10).

 

Далее проводился анализ и оценка эффективности проекта, который включает в себя несколько этапов:  

− обоснование ставки дисконтирования;

− интегральные показатели эффективности проекта;

− анализ чувствительности проекта;

− расчет безубыточности;

− описательный анализ рисков.

Таблица 4. 10 – Отчет о движении денежных средств (Cash-flow)

В руб.

Наименование показателей Подготовительный период 2018 год

 

2019 год

2020 год

 

 

0   1   2   3

Сальдо на начало перио-

да 0   (1103700) 6840852, 8 12578004, 2

Операционный поток                      

Выручка по проекту 0   7177460 7177460 7177460

Себестоимость без амортизации 0   6239, 9   6239, 9   6239, 9

Налоговые выплаты 0   14334067, 34   1434068, 7 1434068, 7

Итого условный операционный денежный по-

ток 0   5737152, 76     5737151, 4 5737151, 4

Инвестиционный поток                             

Итого инвестиционный денежный поток (1103700) 0   0   0

Итого сальдо денежных потоков проекта     (1103700) 0   0   0

Финансовый поток                           

Поступление денежных средств на проект    1103700 0   0   0

Сальдо денежных потоков на конец периода (1103700) 6840852, 8 12578004, 2     18315155, 6

 

 

4. 6 Анализ и оценка эффективности проекта

 

4. 6. 1 Обоснование ставки дисконтирования

 

Так как источником финансирования являются собственные средства предпри- ятия, то ставку дисконтирования рассчитаем по методу расчета стоимости капи- тальных активов САРМ по формуле 4. 2:

 

I = R + β ∙ (Rm − R),                                              (4. 2)

где β – коэффициент, измеряющий относительный уровень дохода проекта по                          сравнению со средним доходом проектов того же типа;

Rm – средняя доходность отрасли;

R – безрисковая ставка доходности.

 

Подставив все значения в формулу получим ставку дисконтирования, равную 17%. С помощью расчета интегральных показателей и рассчитанной ставки дис- конта проведем оценку эффективности проекта.

 

4. 6. 2 Интегральные показатели эффективности проекта

 

Для того, чтобы определить эффективность инвестиций в проект, определим чистую приведенную стоимость (NPV), которая на основе денежных потоков пока зывает экономический эффект проекта с учетом упущенной выгоды и рисков, и равна разнице про дисконтированных притоков и оттоков денежных средств проекта (формула 4. 3).

 

      NPV = (CF0 / (1+r)0) + (CF1 / (1+r)1) (CF2 / (1+r)2)…+… (CFn / (1+r)n),    (4. 3)

 

где СFn – чистый поток денежных средств;     n – период, за который нужно произвести расчет;     r – ставка дисконтирования.  

 

  Проведя расчеты, получаем NPV равный 11 573 025 рублей, что больше ноля, следовательно, проект можно считать эффективным.

Чистая приведенная стоимость – это абсолютная оценка проекта, характеризующая экономический эффект от проекта. Для того, чтобы определить является ли выгодным этот проект, необходимо рассчитать следующие показатели эффективность: индекс доходности, внутреннюю норму рентабельности, простой и дисконтированный период окупаемости.

Индекс доходности (PI) – показывает эффективность проекта, отражая величину сальдо (остатка) денежных потоков от операционной деятельности, приходящегося на единицу продисконтированных инвестиций. Рассчитывается по формуле 4. 4:

 

                                          PI = NPV / IC,                                                            (4. 4)

 

где IC – первоначальный затраченный инвестиционный капитал.

 

  Проведя расчеты, мы получим период, необходимый на покрытие инвестиций за счет генерируемого проектом чистого денежного потока, составляет 11 месяцев.  

PI больше единицы, следовательно, проект эффективен.

Внутренняя норма рентабельности (IRR), рассчитывается как решение уравнения, при котором NPV равен нолю и демонстрирует максимально допустимую для безубыточности проекта средневзвешенную стоимость капитала.  

  IRR была найдена методом подбора той ставки дисконтирования, при которой NPV равен нолю и составила 57%. IRR больше, чем r, таким образом, проект можно считать эффективным.

   Период окупаемости (простой (PBP) и дисконтированный (DPP)) – это показатели ликвидности проекта, они отражают период времени, который необходим, чтобы покрыть чистыми поступлениями требуемые инвестиции. В общем случае, срок окупаемости показывает, за какой период сумма сальдо притоков от операционной деятельности покроет сумму инвестиционных потоков. Простой период окупаемости можно рассчитать по формуле 4. 5:

 

                                          PBP = I / NP                                                              (4. 5)

 

где I – первоначальные инвестиции;

NP – чистая прибыль за год.

 

Таким образом, период окупаемости проекта равен 19 месяцам или 1 год и 7 месяцев.

Далее рассчитаем дисконтированный период окупаемости по формуле 4. 6:

 

                       DPP = min n, при котором ∑ CFt > IС.                                        (4. 6)

 

Дисконтированный период окупаемости будет равен 23 месяцам или 1 год и 11 месяцев.

Соответствие показателей критериальным соотношениям говорит о целесообразности вложения средств (при заданных условиях финансирования) в проект и запуска проекта в реализацию. При этом, следует понимать, что доказательно нормируются лишь показатели эффекта и эффективности, а сроки окупаемости экономически доказанных нормативов не имеют.

Интегральные показатели эффективности проекта при ставке дисконтирования, равной 17%, представлены в таблице 4. 14.

 

4. 7 Анализ рисков проекта

 

  Так как проект основывается на предположениях о будущем и связан с неопределенностью, следует оценить его риски. Основной задачей анализа риска является определение вероятности и возможного ущерба от наступления рискового события.

 

   Таблица 4. 11 – Интегральные показатели эффективности проекта

Показатель Обозначение Норматив Значение

Чистый приведенный доход, в рублях NPV > 0 11 573 025

Индекс доходности    PI > 1 11

Внутренняя норма рентабельности, в процентах    IRR > r 57

Простой период окупаемости, в годах PBP -   1, 7

Дисконтированный период окупаемости, в годах   DPP -   1, 11

4. 7. 1 Анализ чувствительности проекта

 

Для оценки устойчивости и эффективности проекта в условиях неопределенности проведен анализ чувствительности. В соответствии с методическими рекомендациями № ВК 477 [1] рекомендуется проверять реализуемость и оценивать эффективность проекта в зависимости от изменения следующих параметров:

- инвестиционных затрат;  

- объема производства;

- издержек производства и сбыта;

- процента за кредит; - ставки дисконта.

Т. к. информация о возможных пределах изменения значений параметров отсутствует, то проведем вариантные расчеты реализуемости и эффективности

- проекта последовательно для следующих сценариев:

- увеличим инвестиции на 20% от проектного значения;

- снизим объем реализации на 15% от проектного значения:

- увеличим затраты на 20% от проектного значения;

- увеличим ставку дисконтирования до 20%;

- увеличим инвестиции на 10% и снизим объем реализации на 10% от проект-      ного значения.

Определим показатели предельного уровня, которые характеризуют степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий его реализации (таблица 4. 12).

 

Анализ чувствительности показал высокую чувствительность чистого приведенного дохода к изменению ставки дисконтирования. Вероятность наступления такого события может быть связана с банкротством предприятия, но она низка, так как предприятие ООО «ЛУКОЙЛ Урал-нефтепродукт» имеет удовлетворительное финансовое состояние.

Таблица 4. 12 – Анализ чувствительности проекта 

Показатели NPV PI PBP( в месяцах)

Базовый вариант 11 573 025      11 19

Увеличение инвестиций на 20%   10 645 125      9   17

Увеличение издержек на 20% от проектного уровня 5 978 154 5   21

Уменьшение объема выручки на 15% от проектного значения 3 624 856 3 24

Увеличение ставки дисконтирования с 17% до 20% 10 081 504      5   22

Уменьшение объема выручки на 10% и увеличение инвестиций на

10% от проектного значения 8 622 120 4   23

 

 

4. 7. 2 Оценка безубыточности проекта

 

Точка безубыточности показывает значение выручки, при котором предприятие не несет убытков, но и не имеет прибыли. Расчет точки безубыточности производится по объему продаж в целом. Данный расчет производится по формуле 4. 7:

 

                                       BEP = TFC / (P -VC),                                                   (4. 7)

 

где BEP – точка безубыточности;   TFC – общие постоянные затраты;

     P – цена продукции;

     VC – переменные затраты в единице продукции.

 

     Помимо точки безубыточности в данном пункте необходимо также рассчитать запас финансовой прочности по формуле 4. 8, который показывает, насколько можно снизить плановый объем продаж до безубыточного состояния.

 

                               ЗПФ = (ВВ - ВЕР) / ВВ * 100%                                        (4. 8)

где ЗПФ – запас финансовой прочности;

ВВ – валовая выручка.

 

    Для расчета безубыточности проекта сформируем таблицу 4. 13.

 

   Таблица 4. 13 – Расчет безубыточности проекта от объема валовой выручки

 

Показатель Значение 

Удельные переменные затраты (VC), в руб. 25, 5

Совокупные постоянные затраты (TFC), в руб. 317 150

Цена (P), в руб. 38, 03

Объем продаж (л)      58 000

Точка безубыточности (BEP), в л. 16564, 4

Точка безубыточности (ВЕР), в руб.    630199

Выручка (В), в тыс. руб.    8 753 000

Запас финансовой прочности (ЗФП), в % 67

Так как предприятие занимается торговлей бензина, то, чтобы достичь безубы- точного объема продаж необходимо реализовать 67% продукции от общего объема продаж.

4. 7. 3 Описательный анализ рисков 

 

В процессе своей деятельности предприятие может столкнуться с рядом рисков, описание видов рисков и доля вероятности их возникновения представлены в таблице 4. 14.

Таким образом, определены все возможные риски проекта, проведён анализ чувствительности, безубыточности, описаны основные риски.

Таблица 4. 14 – Описательный анализ рисков

Риски Последствия

Неэффективность проекта Потеря денежных средств

Недостижения запланированных технических параметров Снижение эффективности проекта

Утечка топлива Дополнительные затраты на ликвидацию последствий

Предоставление некачественного топлива   Потеря потребителей, снижение привлекательности 

Появление новых конкурентов   Снижение выручки

 

 

Выводы по разделу четыре

 

  В рамках проекта планируется расширить рынок сбыта и увеличить объем продаж за счет установки дополнительного резервуара, для бесперебойной работы АЗС. Подготовка проекта занимает около 2, 5 месяцев. С апреля 2018 года начинается реализация продукта проекта. Финансирование проекта планируется за счет собственных средств – нераспределенной прибыли.

Рассчитанные показатели эффективности проекта говорят о целесообразности реализации данного проекта. Так дисконтированный поток имеет положительную динамику больше нуля. Индекс доходности больше единицы, Внутрен- няя норма рентабельности составит 57%, простой период окупаемости будет составлять 1 год и 7месяцев, а дисконтированный 1 год и 11 месяцев.

Следовательно, проект принесет прибыль, так как он экономически эффективен.

Данный проект может быть рекомендован для реализации.

 

 

ЗАΚ ЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе выполнения работы были использованы следующие методы: PEST- анализ, анализ конкурентных сил (модель М. Портера), SWOT-анализ, горизон- тальный анализ, вертикальный анализ, анализ ликвидности, анализ финансовой устойчивости, анализ деловой активности, анализ чувствительности и безубыточ- ности.

При проведении PEST-анализа выяснили, что для предприятия положительное влияние оказывают технологические факторы, так как использование новых технологий позволяет продавать продукцию достаточно высокого качества, по характеристикам не уступающую импортной.

Экономические и социальные факторы имеют отрицательную тенденцию в развитии предприятия, так как отмечает рост уровня инфляции, ведущий за собой увеличение цен на ресурсы, а как следствие на продукцию предприятия. Также зафиксировано падение реальных зарплат, это влечет за собой снижение покупательских способностей физических лиц и возможное снижение спроса. Данные факторы также влияют на ценообразование компании, а также на финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия.   

При SWOT-анализе провели качественную оценку угроз и возможностей, сильных и слабых сторон. На основании количественной оценки выяснили, что для предприятия ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» максимально значимой сильной стороной являются: высокое качество продукции и удачное месторасположение. Именно на эти сильные стороны необходимо обратить внимание для дальнейшего успешного развития компании.

Достаточно весомыми слабыми сторонами являются факторы, связанны с высокой себестоимостью.

Однако не стоит недооценивать существующую угрозу – появление новых АЗС на рынке. Усилия компании должны быть направлены по расположению ближе к потребителю позволит уменьшить транспортные расходы. При осуществлении перечисленных выше мероприятий, использованию гибкой ценовой политики компания позволит нейтраизовать такую угрозу как появления новых АЗС на рынке.

Анализ структуры совокупных активов показал, что наибольший удельный вес в структуре приходится на оборотные активы. Это свидетельствует о формирова- нии достаточно мобильной структуры активов, что говорит о достаточно мобиль- ной оборачиваемости средств предприятия.

Имущество предприятия на каждую отчетную дату неизменно прирастало. Рост этого показателя заслуживает позитивной оценки, поскольку свидетельствует о расширении масштабов хозяйственной деятельности предприятия.

Основные средства имеют наиболее значительный вес во внеоборотных активов (и соответственно, совокупных активов), но значение их уменьшается, что связано с амортизацией основных средств. Доля основных средств в совокупных активах на 2015 год составляла – 2, 3%, а на 2016 год – 1, 9%. За период 2015 года доля запасов в структуре активов увеличилась на 1%, за 2016 год составили – (-0, 9%).

Вертикальный и горизонтальный анализ пассивов показал, что основным источ- ником формирования совокупных активов предприятия на 2014, 2015 и 2016 года являются долгосрочные и краткосрочные обязательства, они имеют равную тен- денцию с собственными средствами предприятия, это дает основание говорить о возникновении риска финансовой неустойчивости.

Увеличение нераспределенной прибыли из периода в период является результатом эффективной работы предприятия.

Собственный капитал предприятия сформирован из уставного капитала и не- распределенной прибыли, причем уставный капитал абсолютно незначителен. Анализ ликвидности показал, что на все три анализируемых периода предприятие обладает текущей ликвидностью. Значения коэффициента абсолютной ликвидности значительно превышают нормативные значения на все три отчетные даты. Значение коэффициента промежуточной ликвидности, аналогично, не отвечает условиям норматива во всех трех периодах. Превышение значений коэффициентов ликвидности его нормативных значений свидетельствует о нерациональном вложе- нии предприятием своих средств и неэффективном их использовании. Значение ко- эффициента срочной ликвидности соответствует нормативам.

Во всех трех анализируемых периодах предприятие имеет кризисную финансовую устойчивость.  

Наличие у предприятия достаточного объема собственных оборотных средств является одним из главных условий его финансовой устойчивости. Во всех трех периодах оно больше заданного значения, что позволяет говорить о удовлетвори- тельной структуре баланса, а предприятие является платежеспособным. Значение коэффициента маневренности на 2014 и 2016 годы попадает в нормативный интервал, что позволяет обеспечить достаточную гибкость в использовании собственного капитала. Анализ финансовых коэффициентов показал, что коэффициент оборачиваемости запасов увеличился.  

Фондоотдача характеризуется небольшими значениями, как в 2015 году, так и в 2016 году, причем этот показатель увеличивается. Чем выше значение показателя, тем эффективно используются основные фонды. Это означает, что с каждого рубля основных фондов организация получает больше продукции. Иными словами, на каждый рубль выручки предприятие затратило меньше основных средств. Показательным является и прирост рентабельности инвестиций. Показатель рентабельности инвестированного капитала выражает эффективность использования средств, вложенных в развитие данной организации. Его большое значение, а также прирост во треттем периоде, говорит о том, что предприятие эффективно использует свои средства. Все в совокупности позволяет говорить, о том, что предприятие имеет возможность повысить свою экономическую эффективность за счет установки дополнительных резервуаров. Первое место заняло решение о повышении экономической эффективности деятельности ООО «ЛУКОЙЛ–Уралнефтепродукт» за счет установки дополнительных резервуаров. Целесообразность принятия данного решения проанализирована и представлена в четвертом разделе выпускной квалификационной работы.

В рамках проекта планируется установка дополнительных резервуаров, что обеспе- чит бесперебойную работу автозаправочной станции.

Подготовка проекта займет около 2, 5 месяца, с апреля 2018 года начинается реализация продукта

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...