Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные педагогические понятия

Любая наука развивается и передает результаты исследований, пользуясь средствами научного языка, т.е. используя определенный понятийно-терминологический аппарат. Термин — определен­ная словесная оболочка, содержащая одно или несколько слов, выражает определенное понятие — со­держательное наполнение термина, чаще всего характерис­тики определенного процесса, деятельности, включенной в этот процесс, или состояния субъектов деятельности. По­нятийно-терминологическая система науки — не только от­ражение действительности, словесное оформление научной деятельности, но инструмент познания, ибо термины и рас­крываемые ими понятия всегда отражают концепцию, понимание сути явлений и процессов, представляют собой ме­тодологический концептуальный каркас поиска, понимания и истолкования изучаемой и преобразуемой действительно­сти. Понятийно-терминологическая система сложна, подвиж­на, она развивается: появляются новые термины", наполня­ются новым содержанием традиционные. Кроме того, суще­ствует разное понимание и истолкование и относительно стабильных понятий. Нередко один и тот же термин выра­жает разные понятия, а одно и то же понятие выражается разными терминами. Например, понятие «образование» вы­ражает и процесс получения образования, и его результат (высшее образование, среднее образование), а термин «вос­питание» трактуется и как общее развитие и становление личности (и тогда он очень близок к термину «образова­ние»), и как процесс становления личности под воздействи­ем всей совокупности влияний среды (тогда он близок по­нятию «социализация»), и как обозначение внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Очень близки по со­держанию понятия, отражаемые терминами «индивидуали­зация» и «персонификация», оба отражают превращение индивида в индивидуальность, но несут и некое специфи­ческое содержание: индивидуальное — то, что отличает че­ловека от других людей, а персональное — черты, которые в целом определяют именно данного человека, его само­бытность и целостность. Такая многозначность (полисемия), вариативность и тонкость передачи оттенков, вообще харак­терная для русского языка, в науке не всегда позволяет до­биться адекватного понимания, в то же время делает изло­жение и понимание более гибким, емким, наполненным ню­ансами, выразительным.

Необходимо, однако, не забывать, что терминологическая точность, исключение неопределенности и путаницы в тер­минах и понятиях - одно из важнейших условий продук­тивного поиска и взаимного понимания исследователей и прак­тиков. Поэтому нередко возникает необходимость в доопре­делении и уточнении конкретного значения терминологии в тексте учебника, пособия, статьи, научной публикации, в со­общении или лекции.

В понятийно-терминологической системе науки выделяют прежде всего базовые, наиболее общие понятия, именуемые катего­риями (от греч. kategoria — высказывание, признак), а их совокупность обозначают термином «катего­риальный аппарат педагогики». Они выражают наиболее су­щественные, определяющие свойства и отношения изучае­мой сферы действительности. Содержание категорий конк­ретизируется и раскрывается рядом ведущих понятий. Эти понятия частью заимствуются из смежных наук, частью вы­ражают содержание, специфическое для данной науки.

С учетом вышеизложенного раскроем основные катего­рии и некоторые ведущие понятия педагогики.

Прежде всего о категориях. Чаще всего к ним относят: образование, воспитание, обучение, социализацию, педаго­гическую процесс, педагогическую систему.

Образование — процесс и результат направленного форми­рования человека, осуществляемый в учебно-воспитательных учреждениях и социальных институтах, нацеленный на усвое­ние человеком культурных ценностей, общее развитие и при­обретение социальной и профессиональной компетентности. В современном понимании, принятом в мировом сообществе, образование включает обучение, воспитание, развитие и соци­альную адаптацию человека, сохранение и коррекцию его здо­ровья. Неверно сводить образование к обучению, а образован­ность к обучености.

Воспитание — в традиционном для России понимании включает обучение и развитие, и практически тождественно понятию «образование». В современном более узком пони­мании — это часть образования, целенаправленно формиру­ющая духовный облик, культуру и личностные качества че­ловека, систему его отношений к окружающей действитель­ности, к гражданственным и нравственным ценностям. Прямо или косвенно на воспитании отражается влияние среды, ее традиций и обычаев.

Обучение — организованный и целенаправленный про­цесс овладения знаниями, умениями и навыками, развития способностей и других социально и личностно значимых качеств в процессе изучения материала учебных программ под руководством педагога.

Социализация — процесс приобщения человека к цен­ностям и установкам общества, нормам поведения, освое­ния социальных ролей, необходимых для успешной адап­тации и активной жизнедеятельности в социуме. Социали­зация происходит как в результате стихийного влияния факторов окружающей среды, социокультурных традиций, так и в процессе социально контролируемых и целенап­равленно организованных обстоятельств и ситуаций обра­зовательного процесса.

Индивидуализация — процесс, происходящий одновременно и в тесной связи с социализацией, но в определенном отноше­нии противоположный ему, ибо социализация несет общие ус­тановки, правила, нормы для всех, а индивидуализация есть сохранение и развитие «самости», своеобразия психической орга­низации, стиля деятельности, вкусов, предпочтений отдельно­го человека. В индивидуализации формируется личность ак­тивного, но самобытного, обладающего своим лицом, способ­ного самостоятельно принимать решения субъекта общества.

Педагогический процесс — целенаправленное, осуществ­ляемое стадально взаимодействие всех участников (субъек­тов) образования, факторов развития (в том числе учебного материала), направленное на реализацию целей образования, на удовлетворение образовательных запросов государства, об­щества, семьи и отдельного человека.

Педагогическая система — единство и взаимодействие структурных элементов, концептуальных установок, тео­ретических положений и способов их реализации в Цело­стном педагогическом процессе (программ, средств обуче­ния и воспитания), требований к субъектам (учитель, уче­ник, родители и др.), в деятельности которых реализуются цели образования, и так называемых внеструктурных фак­торов — психологического климата, традиций, принятых членами образовательного сообщества ценностей.

Образовательная система — совокупность объединенных общими целями и установками образовательных программ учреждений, органов управления и подразделений инфра­структуры, обслуживающих основные учреждения. Нормаль­но функционирующая образовательная система должна быть открытой, способной к приобретению новых качеств, к раз­витию и обновлению в соответствии с запросами обществен­ного развития, интересами населения.

Перейдем к определению ведущих понятий. Прежде всего необходимо отметить, что педагогика, как и другие конкрет­ные науки, употребляет множество общенаучных понятий, таких как «система», «структура», «процесс», «экспери­мент», «гипотеза», «инсайт», «формализация», «модель», «прогноз», «интеграция», «деятельность» и ряд других. Они употребляются в общепринятом смысле, но часто с добав­лением «педагогическая» или «образовательная» и, соот­ветственно, со специальным наполнением: «педагогиче­ский эксперимент», «образовательный прогноз», «педаго­гическая модель» и т.д.

Охарактеризуем некоторые из ведущих педагогических понятий (другие будут раскрыты в соответствующих гла­вах учебника).

Учебно-воспитательный процесс означает взаимодействие педагогов и обучающихся в рамках функционирующей пе­дагогической системы, в котором при изучении программы реализуются воспитательные, учебные (овладение ма­териалом) и развивающие задачи.

Педагогическая деятельность — система активных дей­ствий педагога по проектированию и реализации образова­тельных задач через систему педагогических ситуаций, сти­мулирующих развивающую деятельность воспитанников.

Педагогическая ситуация — совокупность внешних и внутренних обстоятельств учебно-воспитательного процес­са, требующая преобразования, разрешения возникшего про­тиворечия между достигнутым и желаемым; стимулирует поисковую активность, готовит переход к новой обучаю­щей и развивающей ситуации.

Педагогическая задача — включает условие и требование преобразования познавательной, иной учебной, воспитыва­ющей (специально созданной, имитированной) или жизнен­ной (реальной) ситуации. Воплощается в предъявлении обу­чающимся познавательных и практических заданий, выпол­нение которых развивает учащихся (воспитанников).

Самообразование — стимулируемая собственными побуж­дениями, инициативная деятельность по поиску и усвоению знаний, повышению квалификации, развитию способностей.

Самовоспитание — выработанное в процессе воспитания стремление и умение через осознание собственных дости­жений и недостатков совершенствовать свои личностные качества, преодолевать собственные заблуждения и недо­статки; способствует самоопределению и самореализации.

Непрерывное обучение — совершенствование личностных и профессиональных качеств человека на протяжении всей жиз­ни. Включает периодическое обучение и повышение квали­фикации в системе учреждений общего образования (школа: начальная, средняя); базовое, среднее и высшее профессиональ­ное образование; учреждения дополнительного образования детей и взрослых; учреждения повышения квалификации на произ­водстве, аспирантура и т.д.), а также самообразование.

Педагогическое взаимодействие — преднамеренный кон­такт педагога и воспитуемых в форме общения, взаимопо­мощи, поддержки, сотрудничества, сотворчества, наставни­чества, имеющие своим следствием изменения в мотива­ции, деятельности, отношениях, умножение и раскрытие потенциала личности.

Социальный заказ образованию — выраженные в госу­дарственных документах и в общественном сознании общие требования к процессу образования и его результатам, к образовательной подготовке человека, к его готовности быть активным и компетентным членом общества.

Все категории и ведущие понятия взаимосвязаны и в совокупности представляют единую категориально-понятий­ную систему педагогики.

Укажем также на полезность использования в педагоги­ке образно-метафорической терминологии, воплощающей ее природу как явления искусства и помогающее через образ, сравнение, метафору глубже постигать и точнее истолко­вывать сложную сущность личностных качеств, и педаго­гических событий и ситуаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...