Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административное наказание

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. КоАП РФ ст.3.1

Административное наказание занимает особое место в системе мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:

- они носят ярко выраженный санкционый характер, чем отличаются от других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают;

- воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;

- наказание могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты правоприменения;

- все административные наказания налагаются на основе специального индивидуального акта управления - постановления или решения;

- наложение административных наказаний осуществляется уполномоченными на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

- являются эффективным средством реализации института ответственность (под которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести наказание в виде административного взыскания.

Под системой административных взысканий понимается перечень различных по степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний.

В настоящее время применяются следующие административно-наказательные средства:

1. Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными проступками, совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо стойких антиобщественных установок. К ним относятся предупреждение и общественное порицание.

2. Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничении субъективных прав и вложении на нарушителя определенных претерпеваний.

В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ выделяют следующие виды административных наказаний:

-«предупреждение;

- штраф;

- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

- административный арест;

- административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства» КоАП РФ ст. 3.2

Итак, административное взыскание - это мера наказания, применяемая уполномоченными на-то государственными органами (должностными лицами), а предусмотренных законом случаях - народными судами (народными судьями), а также общественными организациями и их законными представителями к лицам, виновным в совершении административного проступка.

2 Административно-пресекательные меры

Административно-пресекательные меры своим назначением имеют прекращение противоправных действий и предотвращениеихвредных последствий. Они также разнообразны и применяются раз­личными исполнительными органами (должностными лицами).

К их числу, например, относятся:

а) требования прекратить противоправные действия (например, милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прек­ращения административных правонарушений, а также дейст­вий, препятствующих осуществлению полномочий милиции);

б) непосредственное физическое воздействие;

в) применение специальных средств (резиновые палки, слезо­точивый газ, наручники, водометы и т.п.) для пресечения массо­вых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений;

г) применение оружия (например, для остановки транспортного средства, если водитель создает реальную опасность здоровью и жизни людей);

д) принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;

е) временное отстранение от работы инфекционных больных;

ж) запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;

з) запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспе­чению общественной безопасности и т.п.

К мерам пресекательного характера относятся также специфи­ческие меры, предусматриваемые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Это — процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонару­шениях. Это: доставление правонарушителя в орган внутренних дел (милиции); административное задержание физического лица для сос­тавления протокола об административном правонарушении; личный досмотр; изъятие документов; отстранение от управления транспорт­ными средствами, задержание транспортных средств и т.п.

Действующее законодательство и административно-правовые нормы нередко закрепляют за соответствующими исполнительными органами (должностными лицами) полномочия по приостановлению либо прекращению деятельности предприятий и организаций в случае нарушения ими тех или иных общеобязательных правил. Приостанов­ление производственной деятельности предприятий или их закрытие имеет место в случае нарушения нормативных требований по охране труда.* Краевая, областная администрация приостанавливает строи­тельство, которое ведется с нарушением утвержденных проектов и планов застройки; в порядке осуществления экологического контроля и надзора ограничивает, приостанавливает или прекращает деятель­ность предприятий и иных объектов независимо от формы собствен­ности и подчиненности, если их эксплуатация осуществляется с нару­шением природоохранительного законодательства; запрещает строи­тельство экологически вредных объектов и т.п. К пресекательным ме­рам принудительного характера можно отнести также отказ в выдаче лицензии на тот или иной вид деятельности, приостановление ее действия либо аннулирование. Только Таможенный кодекс Россий­ской Федерации квалифицирует отзыв лицензии в качестве админист­ративного взыскания. Все иные нормативно-правовые акты, посвя­щенные лицензированию, относят указанные санкции к методам госу­дарственно-управленческой деятельности. Следовательно, однознач­ная их характеристика отсутствует.

Применение мер административного принуждения во всех его вариантах усиливается в условиях чрезвычайного положения. Органы, осуществляющие управление в этих условиях, наделяются чрез­вычайными полномочиями, необходимыми для скорейшей нор­мализации обстановки, восстановления правопорядка, законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. Так, возможно временное выселение граждан из районов, опасных для проживания; введение особого режима въезда и выезда граждан; запрещение проведения соб­раний, митингов, уличных шествий и демонстраций; запрещение про­ведения забастовок; введение особых правил пользования связью; ограничение движения транспортных средств; введение комендант­ского часа; приостановление деятельности политических партий, об­щественных организаций, массовых движений; приостановление пол­номочий местных представительных органов власти; использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций для предотвра­щения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств* и т.п.

Несмотря на неординарность мер административного принуждения, их использование в интересах реализации задач и функций исполнительной власти объективно необходимо. Однако это вовсе не означает, что методы прямого управляющего воздействия (т.е. адми­нистративно-правовые методы) основаны исключительно на принуж­дении. Ошибочность подобного рода взглядов очевидна, так как, во-первых, принудительные меры нередко являются единственным сред­ством обеспечения нормальных условий функционирования системы государственного управления и, во-вторых, с их помощью достигают­ся правоохранительные цели государственно-управленческой дея­тельности. В силу этого эти меры не исчезают из арсенала средств (ме­тодов), используемых и в условиях перехода к рыночным отно­шениям. В этом смысле, например, показательны принудительные ме­ры проведения в жизнь антимонопольной политики, упорядочения финансовой системы** и т.п. Очевидно, что они должны сопутствовать стимулирующим средствам управления, пока не эффективным и даже искажающимся в управленческой практике.

3 Административно-восстановительные меры

Восстановительные меры применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного неправомерным деянием.

К ним относятся меры материальной ответственности (взыскание ущерба, предусмотренное ст. 40 КоАП), снос самовольно возведенных строений и сооружений, административное выселение из самовольно занятых жилых помещении, изъятие у организации незаконно полученного, взыскание недоимки, пени.

Самовольно возведенные жилые и нежилые строения (дома, дачи, гаражи, сараи и т. д.) могут быть снесены. Вначале глава администрации обязывает правонарушителя своими силами и за свой, счет снести самовольно возведенное строение и привести земельный участок в порядок. В случае, если это требование не будет выполнено в месячный срок, он дает распоряжение муниципальным органам о сносе строения за счет виновного.

Изъятие у предприятий и учреждений незаконно полученного состоит во взимании в доход бюджета сумм, полученных предприятиями и учреждениями путем нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, реализации нестандартной продукции и т. д. Постановления об изъятии принимаются государственными органами, осуществляющими контроль за хозяйственной деятельностью юридических лиц (органами контроля за ценами, антимонопольными и др.). Так, Указом Президента Российской Федерации «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 28 февраля 1995 г. установлено, «что к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взимания всей суммы излишне полученной выручки и штрафы в таком же размере...».

Статья 18 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке ценных бумаг», принятого в июне 1999 г., обязывает нарушителей соответствующих правовых актов восстановить первоначальное положение, перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения норм о защите конкуренции на рынке ценных бумаг, во исполнение решения федерального антимонопольного органа.

К числу восстановительных мер относится и предусмотренное ст. 40 КоАП возложение обязанности возместить причиненный ущерб. Если в результате совершения проступка причинен имущественный ущерб, то административная комиссия, глава поселковой, сельской администрации, комиссия по делам несовершеннолетних, судья при решении вопроса о наложении взыскания вправе одновременно решить вопрос о взыскании с виновного имущественного ущерба, если его сумма не превышает пятидесяти рублей (половины минимального размера оплаты труда), а районный (городской) суд – независимо от размера ущерба. Комиссия по делам несовершеннолетних, кроме того, вправе возложить на родителей обязанность возместить причиненный несовершеннолетним ущерб.

Административно-восстановительными являются и так называемые финансовые санкции: взыскание недоимки, пени. Недоимка – это не внесенная в срок в бюджет или в государственные внебюджетные фонды сумма налогов и других обязательных платежей.

Выявив недоимку, налоговая инспекция направляет налогоплательщику письменное требование о ее погашении в установленный ею срок. Если требование остается без удовлетворения или ответа, в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» взыскание обращается на имущество виновного.

Пеня – это взыскание за каждый день просрочки (задержки) установленной процентной ставки от суммы просроченного платежа.

Уплата пени – это реализация восстановительной санкции. А особенность восстановительных санкций в том, что они могут быть исполнены добровольно. Без вмешательства властей виновный субъект может возместить причиненный вред, снести самовольно построенное сооружение, уплатить пеню. Поэтому в мае 1995 г. ГНС РФ направила в налоговые инспекции письмо о неприменении к налогоплательщикам финансовых санкций за нарушение законодательства в случае самостоятельного исправления ими допущенных ошибок (внесения исправлений в отчетность, уплата недоимок, пени).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...