Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: миссия социально – культурной деятельности в современном обществе




СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - комплекс специально отработанных и синтезированных видов культурной деятельности, в процессе которой:

- расширяются, углубляются, обновляются и приводятся в систему знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению научного мировоззрения, гражданской, нравственной и эстетической позиции;

- формируются интеллектуальные и практические навыки и умения в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, развиваются творческие потенции личности;

- создаются, осваиваются, сохраняются, распространяются и воспроизводятся ценности культуры;

- усваиваются способы культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения;

- удовлетворяются и последовательно обогащаются духовно-эстетические интересы и потребности людей.

Содержанием социально-культурной деятельности выступает развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности. "Общественные отношения оказываются показателем, критерием развития человека, а значит и его культуры, именно как отношения между индивидами и группами индивидов в качестве субъектов деятельности. В этом смысле данные отношения образуют "субстанцию" культуры, постольку, поскольку они реально раскрываются как "человеческие отношения". /4, с. 37/

Анализируя эту проблему, следует отметить, что общество в совеем воздействии на человека - это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека Среди них следует указать, прежде всего, на законы и правовую систему, систему образования и воспитания и т.д. Социально-культурная деятельность также представляет собой систему направленного социального воздействия на индивида Современная социально-культурная деятельность находится на переломном этапе своего развития. Происходящий на наших глазах цивилизационный сдвиг предполагает изменение способов деятельности, иной менталитет и поведение.

Человек перестает быть прежде всего объектом воздействия со стороны безличных экономических и политических структур и становится субъектом, активно реализующим право выбора, посредством которого "самодостраивается", самореализуется личность. В этих условиях предъявляются новые требования к институтам социально-культурной деятельности. Новый уровень развития, когда культурные факторы становятся паритетными с прежде безусловно доминировавшими социально-экономическими структурами, продуцирует качественно иные требования к характеру, целям, методам и формам социально-культурной деятельности, ее статусу, системе социальных институтов.

Анализ социальной природы социально-культурной деятельности по своей сути связан с ответами на вопросы о том, какое место она занимает в структуре общества, через какие социальные институты реализуется в обществе, каково ее предназначение, целевые установки и принципиальные отличия от аналогичных видов деятельности. Рассматривая социально-культурную деятельность как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества, необходимо подчеркнуть универсальность и уникальность ее характеристик

1 Социально-культурная деятельность выступает средством социализации индивида, т е приобщением к общественному целому, становления как члена общества. Отечественная социология в понимании социализации опирается на положение об определяющей роли социальной сферы в формировании личности, считая развитие индивида обусловленным не только биологической природой, но и социальной программой В ряде работ по социальной психологии и социологии социализацию определяют как усвоение индивидом социального опыта в ходе которою создается конкретная личность /Кон И С / В кратком словаре по социологии социализация определяется как процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Основным средством социализации является культура и связанная с нею социально-культурная деятельность, призванная реализовать адаптационную и человекотворческую функцию Социальная адаптация - процесс активного усвоения человеческого опыта и приспособления к изменяющейся среде с помощью различных социальных средств. Реализация человеко-творческой функции основана на потребностях личности, обусловленных общественными процессами. Социально- культурная деятельность, выполняя человекотворческую функцию, способствует созданию социального типа личности, востребованной обществом.

Принцип деятельностного подхода применительно к социализации, осуществляющейся социально-культурными средствами является ведущим Именно принцип деятельности позволяет понять природу и сущность социализации в полной мере При этом социализация определяется как "двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности" /1. с. 241/ Это означает, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации В качестве примера можно привести включение человека в деятельность различных социально-культурных или социально-инициативных обществ и объединений экологической, историко-культурной. поисково-исследовательской и другой направленности. Участвуя в активной роли в деятельности этих объединений каждый участник непосредственно через деятельность формирует свою нравственную позицию, свое отношение к проблеме сохранения природы, историческому прошлому, культурному наследию и т.д.

В этой ситуации человек является одновременно объектом и субъектом социальных отношений. Как объект он испытывает воздействие социальной среды, а как субъект изменяет ее.

Передача опыта может осуществляться как целенаправленное воздействие на личность или как стихийный, спонтанный процесс, влияющий на ее формирование Соответственно различают направленную и ненаправленную формы социализации./6. с. 18-19/ Социально-культурная деятельность относится к направленным формам социализации так как она представляет собой специально разработанную систему средств воздействия на человека с целью формирования определенного типа личности в соответствии с целями и интересами общества Она обусловлена общественным сознанием, совокупностью отношений и интересов, всей окружающей средой Ее методы и технологии используются социальными институтами, в деятельности которых учитывается социальная структура общества, специфические жизненные условия людей, их социальный опыт, уровень образования и культуры, особенности психики, закономерности восприятия и др.

Ненаправленные или стихийные формы социализации -это как бы автоматические восприятия определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении Эта форма социализации обусловлена сферой непосредственного общения индивидов Она развивается без включения механизмов направленной социализации и может стать опасной для человеческой личности и общества в целом, так как микросфера часто несет с собой стереотипы, устаревшие формы, правила существования и т.п.

Различные институты социально-культурной сферы, задействованные в процессе социализации используют различные методы, технологии и формы направленного влияния (выставки, экспозиции, праздники, образовательные программы и др.), но общим для них должно быть наличие идеалов Именно отсутствие в обществе социального идеала, утрата смыслов мировоззренческого характера отрицательно сказывается на результатах социализации При создании эмоциональных ситуаций с ориентацией на идеалы и определенную систему ценностей (обряды, праздники, вечера-чествования, вечера-юбилеи), усиливающих мотивацию деятельности, личность превращается из объекта воздействия в субъект деятельности) Стимулируют этот процесс ритуалы торжественности, традиции, романтичность Действенной оказывается социализация при воздействии авторитетного лица (например, клубные формы с участием реального героя") Эффективно действие внушения через идентификацию - чувство принадлежности к той или иной группе (например, художественные студии и клубные долговые группы, неформальные молодежные и социально-культурные объединения) Человека формирует не физическая среда, а та система знаний, ценностей, норм и правил, с которыми он себя соотносит и отождествляет. Каждое общество использует средства целенаправленного воздействия на личность рассчитанные на выработку определенного поведения не выходящего за рамки его интересов.

Таким образом, смысл социализации средствами социально-культурной деятельности - в превращении каждой личности в инициативного, творческого субъекта деятельности, соответствующего требованиям новой социальности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...