Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Референтные группы и агенты социализации.

Понятие социализации. Первичная и вторичная социализация. Понятие ресоциализации.

Социализация есть рождение личности — члена человеческого сообщества. Социализация — это врастание человека в мир людей. Потребность в социализации появляется в момент соприкосновения человека с миром (социумом). При этом социализация не есть гомогенный и линейный процесс, но процесс, имеющий свои этапы и переходы.

 

Первичная социализация — это освоение человеком микросоциума, то есть своего непосредственного (семейного) окружения. Это — "мир детства" (первичный мир). Он играет посредническую роль между человеком и "большим миром", или "миром взрослых" (вторичным миром).

 

Сначала человек естественным образом врастает в тот мир, который вокруг него создают взрослые. Однако постепенно с развитием человека расширяются его социальные знания, он встречается с новыми людьми, разнообразными обстоятельствами и ситуациями. Он имеет возможность сравнивать этот новый опыт с опытом прошлым. Он обретает возможность мыслить абстрактно и сравнивать свое детство с чужим, а также мир детства с миром взрослых. В результате этого старый мир не может более оставаться незыблемым. Человек своим собственным развитием подготавливает необходимость перехода в новый мир.

 

Вторичная социализация — это следствие кризиса того первичного представления о мире, который был усвоен человеком во время первичной социализации. Переходя в новый мир, человек теряет старый и все те чувства, которые были с ним связаны. Обратная сторона вторичной социализации — это ностальгия по утерянному раю.

 

Первичный мир наполнен ощущением стабильности; это оберегающий мир, или мир добра; зло находится вне этого мира, а если и проникает в него, то всегда наказывается; это мир спонтанности и свободы и прежде всего — свободы телесной; это мир, где часто исчезают границы между фантазией и реальностью (игра); в то же время в этом мире в основном все четко определено (здесь "черное", а здесь "белое").

 

Поскольку мир детства относительно неизменен, поэтому первичную социализацию сопровождает ощущение безопасности. Можно также сказать, что это ощущение — необходимый результат первичной социализации. Взрослые оберегают своего ребенка: в младенчестве — от чрезмерных физических воздействий-факторов, в более позднем возрасте — от социально-психологических. (Как крайний случай вспомним родителей царевича Гаутамы.)

 

Переходя во вторичный мир, человек теряет чувство своей защищенности, поскольку "большой мир" — это "жестокий", переменчивый и противоречивый мир. С одной стороны, этот мир наполнен нормами, а с другой стороны, это — расплывчатый и непонятный мир, в котором подчас бывает не ясно, где друзья, а где враги, что хорошо, а что плохо, где правда, а где ложь.

 

Кризис первичной социализации — это не только кризис картины мира, это также кризис своего места в мире. В первичном мире — это чаще всего центральное место, во вторичном мире — это одно из огромного количества возможных вариантов. В первичном мире чаще всего нет необходимости бороться за свое место, во вторичном мире — отсутствие активности приводит к вытеснению человека на периферию социума.

 

Выше описаны "классические" различия между первичным и вторичным мирами. Предполагается, что данная трансформация первичного мира во вторичный поддерживает жизнь архетипическим образам "потерянного рая", "волшебной страны" и другим сюжетам, встречающимся в массовой культуре, связанным с воспроизведением разного рода "параллельных" и утопических миров. Конечно, есть неклассические варианты, но это — отдельная тема.

 

Таким образом, кризис социализации неизбежен. Однако пути преодоления этого кризиса могут быть различными и зависят от ряда важных факторов:

 

• фактор контраста — наличие слишком большой разницы между первичным и вторичным миром или слишком резкого перехода;

 

• фактор агрессивности среды — ощущение дискомфорта и враждебности со стороны вторичного мира;

 

• фактор личностных ресурсов — определяет реакцию человека при встрече с трудностями вторичного мира (например, активность или пассивность), способность к личностным изменениям и пр.;

 

• фактор посредника — присутствие проводника, объясняющего новые впечатления и ощущения, поддерживающего первые шаги, активизирующего личностные ресурсы и оптимистическую позицию.

 

Тому или иному развитию человека во вторичном мире, то есть преодолению кризиса социализации можно противопоставить попытки возвращения в первичный мир, которые, конечно, могут быть лишь символическими. Эти попытки можно рассматривать, с одной стороны (в социально-психологическом плане), как патологию, а с другой — как основу разнообразных социо-культурных феноменов, в целом расширяющих поле культуры: иррациональный консерватизм — отрицание всякого нового опыта, не согласующегося со старым; социальный нигилизм — уход из "большого мира" в разного рода микросоциальные группы (например, религиозные общины); отказ от мира в пользу виртуальной реальности (телевидение, литература, компьютерные игры, наркомания), а также от реальности вообще (суицид); регрессия — попытки обретения прежних ролей и переживания прежних ощущений; активная реконструкция первичного мира, его символическое воплощение (разного рода хобби, мещанство, создание произведений искусства, политические утопии).

 

Референтные группы и агенты социализации.

Рефере́нтная гру́ппа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

Классификация групп

 

По выполняемым функциям различают нормативные и сравнительные референтные группы, по факту членства в группе — группы присутствия и идеальные, в соответствии с согласием или отрицанием индивидом норм и ценностей группы — положительные и отрицательные референтные группы.

Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ориентиром по ряду значимых для него проблем. В свою очередь, сравнительная референтная группа является для индивида эталоном в оценках себя и окружающих. Одна и та же референтная группа может выступать и как нормативная, и как сравнительная.

Группа присутствия — это референтная группа, членом которой является индивид. Идеальная референтная группа — это группа, на мнение которой индивид ориентируется в своем поведении, в оценках важных для него событий, в субъективных отношениях к другим людям, но в состав которой он по каким-либо причинам не входит. Такая группа бывает для него особо притягательной. Идеальная референтная группа может быть как реально существующей в социальной среде, так и вымышленной (в этом случае эталоном субъективных оценок, жизненных идеалов индивида выступают литературные герои, исторические деятели далекого прошлого и др.).

Если социальные нормы и ценностные ориентации положительной референтной группы полностью соответствуют представлениям о нормах и ценностях индивида, то система ценностей отрицательной референтной группы при такой же степени значимости и важности оценок и мнения этой группы для индивида чужда и противоположна его ценностям. Поэтому в своем поведении он старается получить негативную оценку, «неодобрение» своих поступков и позиции со стороны этой группы.

В социологии и социальной психологии понятие «референтная группа» используется в основном для объяснения социально-психологических механизмов, участвующих в формировании в индивидуальном сознании установок ценностно-нормативной регуляции личности. В этом плане оно представляет интерес для социологических исследований, связанных с изучением эффективности педагогических и пропагандистских воздействий, так как умение находить и выделять референтные группы существенно упрощает работу по изучению направленности личности и поиск путей целенаправленного влияния на ее формирование.

Агенты социализации - это люди, группы, институты, которые осуществляют социализацию.

 

Основные агенты социализации:

 

семья

школа

друзья, сверстники

средства массовой информации

и другие

 

Семья

В семье ребенок принимается безусловно, он ценен фактом своего существования. Семья обеспечивает не только опеку, защиту и социальную безопасность, но и эмоциональную поддержку отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает.

Ключевая роль в социализации ребенка принадлежит маме. Главная задача матери - привить малышу желание принимать другого человека, слушать его и делать ему приятное.

По сравнению с другими институтами общества семья обладает максимальными возможностями в процессе приобщения детей к социальным ценностям и ролям.

 

Эффективность семьи как агента социализации во многом определяется следующими факторами:

нравственно-психологическим микроклиматом в семье;

материальным и социальным статусом семьи;

степенью разрешения противоречия между семейными интересами и потребностями, с одной стороны, и производственной занятостью родителей, особенно матери - с другой;

ролью отца и матери в общении с детьми;

структурой и составом семьи и т.д.

Именно в семье пересекаются все силы общества, фокусируются социальные ценности и интересы. И это особенно актуально в период перехода от детства к юности, когда ярко демонстрируется претензия на взрослость, ориентация на нормы и ценности, принятые в мире взрослых, сложные и противоречивые переживания, порождаемые стремлением подростка к идентификации себя с этим миром. Традиционная семья через процесс социализации решает задачу преемственности поколений, сохранения нравственных ценностей и установок, бытового уклада, и даже профессиональных предпочтений. Выполняет она это весьма успешно, ибо ничто так не защищает личность, как устойчивый, стабильный институт семьи. Залогом этой стабильности является преемственность традиций, социальных ролей, обычаев, которые дают возможность личности выработать устойчивые адаптационные механизмы для жизни в социуме, даже в условиях ухудшения материального и социального положения.

 

Школа

В школе ребенок получает навыки общения с посторонними людьми, основы понимания социальной системы и жизни в обществе.

Взаимодействие должно составлять суть отношений учитель-ученик. Именно оно может дать ребенку ощущение партнерства при участие в процессе обучения и вызвать интерес к учебе и желание продолжить его после школы.

Результаты образовательного процесса должны рассматривать не только уровень образованности личности, но и ее социальную зрелость и приспособленность к жизни. Современная школа должна способствовать осмыслению учащимися мира социальных отношений, основ конституционного строя, прав, свобод и ответственности человека и гражданина, закономерностей экономической системы, роли семьи в жизни общества, обеспечивать проигрывание социальных ролей, а так же помочь ребенку выработать навыки сотрудничества, терпимости и преодоления трудных ситуаций.

 

То образование, которое дает школа делится на две части. Первая - предметные знания языка, математики, естественных наук и т. п. Вторая - жизненный опыт, необходимый для жизни в сегодняшнем мире. Жизненный опыт включает в себя и то, что человек хорошо осознает и помнит, и то что его мозг содержит в недоступном для сознания месте. Последняя часть опыта проявляется в стереотипах поведения, эмоций, желаниях, ценностях. И если что-то в этой части не соответствует с осознанными установленными нормами, то это, обычно, вызывает психологическую проблему. Для детей очень важно позитивное внимание, особенно со стороны взрослого. И основано оно должно быть на уважении. Дети чрезвычайно чутки к невниманию и не всегда могут заявить о себе. Отсутствие взаимопонимания в отношениях учитель - ученик приводит к возникновению проблем у ребенка

 

Кроме учителя, на ребенка оказывает влияние и сам детский коллектив. В процессе деятельности и общения спонтанно возникают малые группы. Именно в группировании ребенок может найти удовлетворяющее его положение, через группы он приобретает опыт общения, возможно на всю жизнь. Влияние малых групп на развитее отдельных личностей велико. Наличие таких групп объясняется избирательностью человеческого общения. Педагог, зная неофициальную систему взаимоотношений может управлять развитием коллектива. Необходимо так же знать каково положение каждого ребенка в коллективе. Обладая этими знаниями надо создать ситуации в которых полностью раскрывается натура ребенка перед одноклассниками.

 

Друзья и сверстники

В группах сверстников ребенок встречает другие условия взаимодействия, при которых правила поведения можно менять и подвергать проверке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...