Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение малых фольклорных форм в жизни детей




Воспитательная функция фольклора

Содержание

 

Введение

Значение малых фольклорных форм в жизни детей

Проблема взаимодействия танца и фольклора

Выявление творческой направленности в танцевальной деятельности детей

Сравнительное исследование танцевальной деятельности детей различных школ

Создание творческих условий для развития личности ребенка в танцевальной деятельности средствами фольклора

Заключение

Список литературы

Введение

 

Традиционное образование, основной целью которого является формирование систематизированных знаний, умений и навыков, не способно создать условий для гармоничного развития личности. Большое значение в такой ситуации имеет большое значение применение различных форм фольклора.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально - поэтических жанров фольклора.

К детскому фольклору как средству характеристики народа обращались В.И. Даль, Д.К. Зеленин, П. Тихонов, А. Молотилов и многие другие знатоки языка. В.И. Даль в своем сборнике "Пословицы русского народа" значительное место отвел скороговоркам, загадкам, игровым приговорам, считалкам.

К.И. Чуковский собрал богатейший материал для изучения детского словотворчества и поэтического творчества детей. Его исследования объединились позднее в книге "От двух до пяти".

В.П. Аникин говорил о том, что детский фольклор русского народа чрезвычайно богат и разнообразен. По его мнению, в детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова1.

Танец - это не только физическое проявление каких-либо физических качеств, не просто показ движений, а творческую фантазию личности, которая может находить яркие и образные сравнения.

Поэтически обостренное восприятие мира, любовь к родной природе, умение слышать ее голоса, подмечать самые неожиданные ее проявления - все это дает крылья творческому воображению

Танцевальных ансамблей и школ у нас сейчас много. Среди них мы видим коллективы яркие, своеобразные, активно, по крупицам собирающие и пропагандирующие народное искусство. Но есть и такие, которые похожи один на другой, как близнецы, их репертуар преимущественно состоит из заимствований у других авторов и коллективов.

Цель данной работы - изучить влияние фольклора на формирование гармонично развитой, творческой личности.

Задачи:

изучить значение фольклора в жизни детей;

выявить взаимосвязь фольклора и танца;

исследовать творческое развитие детей в танце.

В качестве базы исследования были использованы:

хореографическая студия при ДДЮТ "Рассвет" (ул. Лесосечная, 4);

хореографический класс школы искусств №29 (ул. Депутатская, 48).

Значение малых фольклорных форм в жизни детей

 

Крупнейшим исследователем детского фольклора был Г.С. Виноградов. Он выделял пять основных разделов детской народной поэзии:

1) игровой фольклор;

2) потешный фольклор;

3) сатирическая лирика;

4) бытовой фольклор;

5) календарный фольклор.

М.Н. Мельников выделил еще один раздел - поэзию пестования.

В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Только глубокое и всестороннее знание психологии детского возраста могло послужить основой для создания произведений народного творчества.

Поэтика колыбельной песни находится в прямой зависимости от ее функции, в тесной связи с ее содержанием, с народной психологией, с народной жизнью. М.Н. Мельников обращает внимание на то, что в первые годы жизни детский организм занят главным образом собственным созиданием, поэтому колыбельная песня вызвана необходимостью безболезненного перевода ребенка из состояния бодрствования в сон, так как спокойный сон - непременное условие быстрого роста и развития2.

Детские песни поддерживают в дошкольниках интерес к поэтическому слову. Дети любят подражать крику птиц, животных, звучанию музыкальных инструментов, но у них нет еще в запасе слов для обозначения этого звукового многообразия, поэтому возникает стремление к повторам и звукоподражаниям, что способствует развитию голосового аппарата и музыкального слуха3.

Начиная с момента рождения, с помощью колыбельной песни детям даются первые представления о богатстве и гибкости русского языка. Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии. Дети воспринимают богатство звуков, обилие меняющихся картин и явлений, но в их речи еще нет слов, обозначающих эти понятия, отсюда стремление детей к звукоподражаниям. Любовь детей к повторам удовлетворена почти в каждой потешке.

В последнее время происходит проникновение в колыбельную поэзию произведений художественной литературы и других различных жанров фольклора, что может привести к угасанию и разложению жанра колыбельной песни. Колыбельная песня не в состоянии конкурировать с современными литературно - музыкальными произведениями и соответственно не поддерживается бытовой необходимостью.

В поэзии пестования закреплены многие приемы воспитания. Через колыбельную песню ребенок усваивает первичный словарный запас, без которого невозможно познание окружающего мира, развитие мышления. Структура колыбельной песни определяет познавательную и мнемоническую функции.

Пестушка закрепила в народном сознании очень важный как для физического развития ребенка, так и для развития второй сигнальной системы педагогический прием. В пестушках заложены знания по физическому воспитанию детей.

Потешка, как было сказано ранее, призвана развеселить, позабавить ребенка, поэтому в ней заложена необходимая информация (познавательный материал) для этого. "Изучая народное творчество для детей, - писала Э.С. Литвин, - можно убедиться, с какой тонкостью здесь учтены и закреплены в образе и слове общенародные наблюдения над психологией детства. Потребность ребенка в смехе, веселье, юморе, его рано пробуждающийся интерес к животному миру… - все эти черты детской психики нашли свое отражение в отборе тем, образов, языкового материала"4.

Потешки не только готовят ребенка к игре, раскрывают перед ним эстетическую суть игры, но и воспитывают эстетические потребности, которые можно удовлетворить только в игре. Таким образом, появилась прибаутка, как игра взрослых с детьми на уровне слов, понятий.

"Рассматривая жанр как функцию, выраженную в художественной структуре - писал М.Н. Мельников, - представляется целесообразным выделить по совокупности признаков следующие жанры поэзии пестования: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки"5.

Пестушки - приговоры, первые сознательные движения ребенка, часто - своеобразная зарядка с приговорами. Произведения этой группы имеют строго определенную бытовую функцию: они являются сводом приемов физического воспитания, разработанных народной педагогикой.

Содержание пестушек конкретно и касается только вопросов физического воспитания, только тех действий, которые производятся и их ожидаемых результатов. Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.

Потешки - это песенки - приговорки, сопровождающие особые забавы взрослых с детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Изучение потешек вне игры невозможно.

М.Н. Мельников пишет: "При помощи потешек у детей вырабатывается потребность в игре, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания"6.

В дальнейшем развитии потешки сменяются прибаутками.

Существует несколько определений. В.П. Аникин определял прибаутки как "маленькие сказочки в стихах"7.

М. Мещерякова говорит, что "прибаутки - сюжетные развлекательные песенки, не связанные с игрой"8, а М.Н. Мельников считает, что "прибаутка - смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок".

Прибаутки имеют эстетическую функцию: яркая образность, богатство аллитераций, рифмованность произведений. Обилие фантастического материала, небыличных элементов способствуют развитию воображения детей. Художественная структура прибауток дает ребенку обширную сумму знаний, обеспечивает их прочное запоминание, ведет к пониманию причинно-следственных связей.

Значение поэзии пестования для развития и воспитания ребенка трудно переоценить. М.Н. Мельников считает, что "в жанрах поэзии пестования, при строгом учете физических, физиологических и психических возможностей и потребностей ребенка в каждый возрастной период, сконцентрирован необходимый для поддержания прогрессирующего потока нервных импульсов, веками отобранный, эмоционально действенный и тщательно выверенный материал, закреплены формы его введения и приемы дозирования"9.

Все остальные виды малых фольклорных форм предназначены для детей не только младенческого и раннего дошкольного возраста, но и их значение для развития и воспитания детей огромно.

К потешному фольклору относятся произведения детской устной поэзии, назначение которых повеселить и позабавить себя и сверстников. Это поддевки, скороговорки, загадки, небылицы - перевертыши, словесные игры, молчанки.

Словесная игра отличается от спортивной и драматической тем, что почти не имеет или совсем не имеет никакого действия, движения, а весь интерес выражен в слове.

М.Н. Мельников отмечал, что для словесных игр характерны интонационно - мимические компоненты игры, с помощью которых удается создать эмоционально - приподнятое состояние, опоэтизировать прозаический текст10.

Молчанки имеют ряд специфических черт, присущих только этим произведениям. Они обычно представляют собой рифмованное стихотворение и содержат в форме заклинания уговор молчать.

Похожей на молчанку, детской игрой является голосянка. В голосянке основной целью является, как можно дольше тянуть гласный звук.

Игровой фольклор включает в себя разнообразные игры (с игровыми припевами, с игровыми приговорами, без поэтически организованного текста, игры - импровизации), жеребьевые сговорки и считалки.

Мы не будем останавливаться на играх, но рассмотрим то, что предшествует играм - это сговорки и считалки.

Термин " жеребьевая сговорка" указывает на характер действия - сговорку, и на цель - жеребьевку. Она представляет собой двучленную загадку, в которой образы сопоставляются или противопоставляются. М.Н. Мельников обращает внимание на то, что язык жеребьевых сговорок богат красочными эпитетами, сравнениями, метафорами, что даже при потере рифмы не делает речь прозаической11.

Считалка - рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма12.

При помощи считалок дети распределяют роли для игры или устанавливают очередь для начала игры. В.П. Аникин выделял две главные особенности считалок:

в основе большинства считалок лежит счет;

считалки поражают нагромождением бессмысленных слов.

Г.С. Виноградов, рассматривая возможные способы классификации, приходит к выводу, что "едва ли не единственным твердым основанием классификации остается словарный состав описываемых произведений".

Таким образом, он выделил три группы считалок:

считалки - числовки, содержащие счетные слова;

заумные считалки, состоящие целиком или частично из зауми;

3) считалки - заменки, не содержащие в себе ни счетных, ни заумных слов.

М.Н. Мельников классифицировал считалки по признаку единства поэтики, в первую очередь композиции:

1) заумные считалки, в основе композиционного построения которых лежит звуко-ритмический принцип;

2) сюжетные считалки, которые имеют повествовательное или драматическое развитие сюжета;

3) кумулятивные считалки имеют накопление, объединение образов без видимой логической необходимости.

В наши дни считалки остаются весьма популярными, обогащается их содержание, совершенствуется поэтика.

Загадки - иносказательное изображение какого - либо предмета или явления, замысловатое описание которого надо разгадать13. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. Она основана на сходстве и отрицании сходства между предметами.

Предлагая детям загадки, взрослый учит не только узнавать по существенным признакам тот или иной предмет, но одновременно использует его наименование в качестве упражнений для развития фонематического восприятия: умение слышать определенный звук в слове - отгадке, отличать от другого звука, близкого по произношению и звучанию. Отгадывание загадок развивает сообразительность, наблюдательность. Дети любят не только отгадывать и загадывать известные им загадки, но и придумывать свои. Умение придумывать свои загадки (охарактеризовать предмет, поставить подразумевающийся вопрос, найти соответствующее определение к предмету) развивает логическое мышление и речь.

Бытовым в широком смысле этого слова являются все жанры детского фольклора, так как они теснейшим образом связаны с детским бытом. Но так как мы придерживаемся классификации по функциональному признаку, то к бытовому фольклору можно отнести те жанры, для которых характерна многофункциональность. Это детские народные песни, заклички и приговорки, прозвища и дразнилки, детские сказки и страшилки.

Заклички - это обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Приговорки - стихотворные обращения к живым существам.

М.Н. Мельников относит заклички и приговорки к бытовому фольклору, а Г.С. Виноградов и В.П. Аникин объединяли их в календарный детский фольклор, объясняя это тем, что заклички и приговорки имеют связь с определенным временем года, погодой, праздниками.

Традиция давать прозвища унаследована детьми от взрослых, но они пошли дальше: создали рифмованные прозвища, которые дали начало дразнилкам. Прозвища прикрепляются к какому - либо лицу в качестве устойчивого эпитета. Дразнилки применяются только к случаю и не закрепляются за отдельным лицом.

Г.С. Виноградов относил прозвища и дразнилки к детской сатирической лирике, так как этим термином он объединял все коммуникативно-речевые виды детского фольклора.

Прозвища и дразнилки бытуют в среде дошкольников и младших школьников. М.Н. Мельников отмечает: "Эстетическая и нравоучительная ценность дразнилок весьма сомнительна"14.

Детские народные песенки чрезвычайно разнообразны по своему содержанию, по композиции, по музыкальному строю и характеру исполнения.

О.И. Капица выделяет три основных группы:

1) песни, заимствованные у взрослых и переработанные детьми в соответствии со своими вкусами и интересами;

2) песни - осколки, обрывки песен взрослых;

3) песни, целиком, без изменений пришедшие от взрослых к детям.

М.Н. Мельников в основу своей классификации положил опять же композиционный признак, поэтому он выделили четыре основные группы:

1) песни диалогические;

2) песни кумулятивные;

3) песни с припевом;

4) песни - перегудки15.

В последние годы в детский песенный репертуар все интенсивней проникают произведения художественной литературы. Большое распространение получили песенки, созданные под воздействием сказок.

О.И. Капица к детским сказкам относила те сказки, которые "рассказываются взрослыми детям, которые усваиваются детьми и которые они уже сами передают друг другу".

М.Н. Мельников считал, что в детских сказках можно выделить три группы произведений:

1) сказки взрослых для детей;

2) ассимилированные детьми сказки взрослых;

3) сказочные импровизации детей.

Сказки умело использовались народной педагогикой. Для каждого возраста имелись свои сказки. Сказки для маленьких развивают фантазию детей, несут определенную дозу информации. С возрастом объем информации увеличивается. При помощи сказок детям даются основы нравственности, они знакомятся с законами, обычаями, взаимоотношениями.

Для детей характерно образное мышление и, чтобы воображение ребенка нарисовало яркую, красочную картину, не требуется подробного описания предмета, его образа действия, достаточно намека. М.Н. Мельников считает, что именно этим предопределен язык страшилок: "Фантастика для ребенка - средство познания окружающего мира: встреча с необычным, таинственным, страшным помогает формировать умение анализировать и синтезировать воспринятое органами чувств, сохранять в любой обстановке ясность ума, самообладание, способность действовать".

Л.С. Выготский говорил о том, что "творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии"16.

Огромное педагогическое значение имеют словесные игры. Играющие должны уметь подчинять эмоции рассудку (воспитание воли), в любой критической ситуации помнить запреты (мнемоническая заданность), научиться быстро формулировать свои мысли, уметь создавать речевые ловушки и умело обходить словесные западни, что требует гибкости ума, быстроты речевой реакции.

При всем разнообразии словесных игр и видимой бытовой функции - позабавить себя и своих товарищей, на первый план выдвигаются их педагогические функции: познавательная, коммуникативно-речевая, нравоучительная, мнемоническая, эстетическая. Немаловажным фактором в системе эстетического воспитания являются игры - молчанки. Они вырабатывают в детях ценные волевые качества: умение управлять своими эмоциями.

Если жанры поэзии пестования ребенок воспринимает до известной степени пассивно, то жанры бытового и потешного фольклора способствуют активному развитию логического мышления. Отсюда, задача перевертышей - активизировать рассудочную деятельность ребенка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей. М.Н. Мельников отмечает, что "народная педагогика обрела эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей"17.

Педагогическую ценность загадок исследователи видели в том, что они направляют внимание ребенка на предметы и явления, их признаки, побуждают глубже вникать в смысл словесных обозначений этих признаков, повышают способность и определенность мышления и воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления.

Ребенок живет больше чувствами, чем разумом, а это, в свою очередь, эмоционально окрашивает все, с чем он соприкасается. Это является важным фактором в развитии эстетического чувства ребенка.

Считалка способствует выработке таких необходимых качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества (этическая функция), доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, в танце (эстетическая функция). Как было сказано выше, считалка несет эстетическую и этическую функцию, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.

Считалки способствуют формированию мировоззрения детей и полнее других жанров отражают процесс его становления. В наши дни считалки остаются весьма популярными, они являются богатым и развивающим жанром детского фольклора.

Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества считалки по силе эстетического воздействия на детей, по своей распространенности, по количеству произведений не знают себе равных. Большее или меньшее количество считалок знает каждый ребенок. Их этическая и эстетическая функция не вызывает сомнения. "В большинстве своем дети владеют искусством скандовки, - пишет М.Н. Мельников, - особым родом декламации с обязательным выделением каждой стопы ударением"18.

Словесные игры, поддевки, скороговорки и некоторые другие малые формы фольклора имеют эстетическую функцию, которая далеко не всегда становится ведущей, но в любом случае именно эстетическая природа данных жанров предопределяла интерес к ним детей определенных возрастных групп, способствовала развитию мыслительной деятельности и памяти, установлению ассоциативных связей между рассудком и чувствами ребенка.

Художественная структура малых фольклорных форм стала универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей.

А.П. Илькова справедливо указывает: "Краткие, емкие по смыслу изречения соединяют в себе культурно-историческое и языковое богатство фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностным ориентирам духовной культуры, которая выражается в малой фольклорной форме"19.

Каждый из этих жанров имеет свою оригинальную систему поэтических средств, свою форму воздействия на детей, свое определенное бытовое значение.

Народное поэтическое творчество - величайшее достояние национальной культуры каждого народа. "Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения"20.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...