Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Язык и стиль рецензий, отзывов, заключений.

Рецензия. Это отзыв, разбор и оценка художественного, научного или научно-популярного произведения. Рецензия отличается от собственно «отзыва» тем, что рецензия понятие более широкое: это не только отклик на произведение, мнение о нём, оценка произведения, но и разбор произведения, чего нет в отзыве. Главные задачи рецензента - ориентация аудитории в тех проблемах, о которых говорят создатели книги, спектакля или живописного полотна, формирование у читателя эстетических представлений о действительности, объяснение сути творческого процесса, содействие аудитории в выработке самостоятельных оценок подобных произведений.

Научные тексты характеризуются специфическим применением местоимений. Как правило, изложение ведется от третьего лица (безличный монолог). Авторское «я» (собственная оценка работы) в этом случае отступает на второй план, и внимание читателя концентрируется на предмете исследований. Поэтому авторы диссертаций часто прибегают к неопределенно-личным конструкциям («Вначале тарируют приборы…», «Колбу вначале заполняли растворителем, а затем добавляли сухие компоненты» и т.д.). В научной среде «академическим» этикетом стало выступление автора научного документа во множественном числе («Нами установлено …», «Мы изучили ...»). Такое изложение исследований, выражение авторства через «мы» позволяет создать атмосферу диалога автора с читателем, отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, работающих по данному направлению и в составе какой-то научной школы. Это подчеркивает такие тенденции современной науки, как интеграция, коллегиальность исследований. В устном выступлении допускается применение «я», чтобы подчеркнуть свой личный вклад. От первого лица строятся ответы на рецензии, отзывы и заключения, а также в других случаях, когда автор выступает в качестве конкретного «физического» лица. Однако увлекаться этим не следует. Это может создать неблагоприятное впечатление у аудитории.

В этих жанрах обязательно дается оценка (!).

28. 28. аннотация как жанр научного стиля. Виды аннотаций. Языковые особенности и стиль аннотаций.

Аннотация. Это сжатая характеристика книги, статьи или сборника, ей содержание и назначение. В аннотации перечисляются главные вопросы первичного текста, иногда характеризуется композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет 2 обязательные части: содержательная характеристика первоисточника, цель автора и адресат аннотируемого текста. Смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише (в статье рассматривается, в книге изложены, статья посвящена, книга заинтересует).

Аннотация должна включать характеристику основной темы, проблемы, цели работы и ее результаты. В аннотации указывается, что нового несет в себе издание в сравнении с др., родственными по тематике и целевому назначению. Объем по ГОСТ 7.9-95, - 500 печатных знаков аннотация делятся на: краткие (используется при характеристике справочных изданий и сборников статей, когда содержит произведения м.б. достаточно четко выражено несколькими словами, уточняющими заглавие, или когда отдельная статья сборника подробно реферируется) и развернутые (отличаются более подробным изложением содержания произведения, например научной монографии. Здесь м. б. использованы рубрики и оглавление издания., составляется при характеристике изданий, представляющих большую научную ценность). Виды (по целевом назначению, Гречихин и Здоров)

1.Сигнальная, или справочная (имеет вид краткой характеристики заглавия: уточнение заглавия; 2-е заглавие; примеч. о содержании документа как структурный элемент библиографического описания; дополнительная характеристика содержания документа вне стандартной структуры библиографического описания): а).Уточняющая (уточняет отдельной области и элементы библиографического описания – заголовка описания, заглавия и сведений об ответственности, примечания); б) Общая (характеризует в целом содержание документа); в)Аналитическая (характеризует содержание документа с определенной точки зрения, в определенном аспекте); г) Сводная (составляется на несколько документов (частей нескольких документов) аналогичного содержания, одного автора, издательства и пр).

2. Оценочная аннотация (имеет аналитическую (критическую, оценочную) часть): а) Сопоставительная (сигнализирует о наличии новой социальной информации в документе по отношению к уже имеющейся в системе социального общения); б) Критическая (содержит элементы научной критики инф. первоисточнике); в) Сводная.

3. Рекомендательная (характеризует источник с точки зрения оптимального использования имеющейся в нем информации не вообще, а в сфере определенной общественной деятельности, данной категорией потребителя). а) Сигнальная (характеризует условия эффективного освоения и использования всей социальной информации, содержащейся в документе); б) аналитическая (характеризует условия эффективного использования определенной (новой, ценной и полезной для данного потреб-ля) социальной информации, содержащейся в документе); в) Сводная (составляется на определенное множество документальных источников информации (не менее двух). Но четкой границы между всеми этими разновидностями нет.

 

Реферат как жанр научного стиля. Виды рефератов. Языковая специфика рефератов.

Реферат (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать) — письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором обобщается информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, художественной книги и т.п.

Виды рефератов

Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста. Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника.
Репродуктивные рефераты можно разделить еще на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. Реферат-резюме содержит только основные положения данной темы.
В продуктивных рефератах выделяют реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер.

Реферат (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать) — письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором обобщается информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, художественной книги и т.п.

Виды рефератов

Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста. Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника.
Репродуктивные рефераты можно разделить еще на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. Реферат-резюме содержит только основные положения данной темы.
В продуктивных рефератах выделяют реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер.

Стилистика реферата

Рефераты пишутся обычно стандартным, клишированным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов вроде «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «делаем следующие выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т. п. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. Им, как правило, присущи неопределённо-личные предложения, отвлечённые существительные, специфичные и научные термины, свойственные исследуемой проблеме, слова-жаргонизмы, деепричастные и причастные обороты. У рефератов особая логичность подачи материала и изъяснения мысли, определённая объективность изложения материала. Всё это связано не со скудостью лексики автора, а со своеобразием языка рефератов (в особенности узкоспециализированной направленности, где преобладают жаргонизмы, специфические термины и обороты).
В завершение работа должна получить соответствующую рецензию с оценкой. Рецензия составляется на основе следующих факторов:
• уровень эрудированности автора по изученной теме (современность и своевременность рассмотренной проблемы, степень знакомства автора работы с актуальным состоянием изучаемой проблематики, полнота цитирования источников, степень использования в работе результатов исследований и установленных научных фактов);
• личные заслуги автора реферата (дополнительные знания, использованные при написании работы, которые получены помимо предложенной образовательной программы, новизна поданного материала и рассмотренной проблемы, уровень владения тематикой и научное значение исследуемого вопроса);
• характер реферата (логичность подачи материала, грамотность автора, правильное оформление работы, должное соответствие реферата всем стандартным требованиям).





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.