Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Триада» Платона – «единое», «ум», «душа».




Общая характеристика личности и творчества Платона.

Платон родился в 427 году до н. э. на о. Эгина вблизи Афин; происходил из
небогатого аристократического семейства. Подлинное его имя - Аристокл. По
преданию, получил имя Платон от Сократа. Его имя связывают с атлетическим
телосложением (греческое platys означает "широкий") и с широтой его интересов.
Он много занимался спортом, музыкой, поэзией; его считали поэтом. Был знаком с
учениями философов Гераклита, Кратила, Парменида, Демокрита, Сократа.
Познакомившись в двадцать лет с Сократом, стал его учеником. Историки полагают,
что после этого встречи Платон сжег свои поэтические произведения, решив
полностью посвятить себя философии. Платон тяжело пережил смерть своего учителя
и надолго покинул Афины. В годы своих странствий он посетил многие города и
встречался с рядом философов того времени. Поездка на остров Сицилия в г.
Сиракузы, где правил тиран Дионисий Старший и где Платон предлагал план
общественного переустройства, закончилась тем, что правитель этого города отдал
тайный приказ спартанскому послу, на корабле которого отплывал Платон, либо
убить его, либо продать в рабство. Посол предпочел второе, и Платон оказался на
общегреческом невольничьем рынке. После того как он был выкуплен одним из
жителей Эгины и отпущен на свободу, Платон, переживший несправедливость по
отношению к Сократу и самому себе, решил меньше заниматься государственными
делами и больше сосредоточиться на собственно философских вопросах. Наблюдения
же за политическими режимами в ряде стран привели его к выводу, что все они
плохи и что, если уж и решать, кто должен править, то им должны быть философы.
После окончательного возвращения в Афины Платон приобрел на окраине города дом с
садом и основал там философскую школу - Академию. Это название произошло от
имени аттического героя Академа, под покровительством которого, как считали
афиняне, находилась роща, посаженная в его честь и где теперь вел занятия
Платон. Просуществовала эта Академия более 900 лет. Из Академии за эти годы
вышло немало философов и государственных деятелей. Платон скончался в 347 г. до
н. э.

Почти все философские сочинения Платона дошли до наших дней. Многие из них
написаны в форме художественного диалога, а главным их действующим лицом являлся
Сократ. В отличие от личных встреч философа Сократа со своими собеседниками
Платон перевел диалоги во "внутренний" план и они предназначались для всех.

Платон – основоположник идеалистического направления философии.

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями.

Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.

Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.

Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к ним.

И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.

Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении.

Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

· материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

· окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

· реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

· чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

· любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);

· весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Триада» Платона – «единое», «ум», «душа».

Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

· «единого»;

· «ума»;

· «души».

«Единое»:

· является основой всякого бытия;

· не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);

· есть ничто;

· выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

· первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

«Ум»:

· происходит от «единого»;

· разделен с «единым»;

· противоположен «единому»;

· является сущностью всех вещей;

· есть обобщение всего живого на земле.

 

«Душа»:

· подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;

· также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при одушевленном подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

· душа человека (вещи) есть часть мировой души;

· душа бессмертна;

· при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

· постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...