Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии.




Нормативно-правовой акт как основной источник права появляется в результате правотворческой деятельности. Правотворчество – составная часть более широкого процесса – правообразования. Правообразование – относительно длительный процесс формирования и оформления правовой нормы.

Правотворчество – это деятельность уполномоченных субъектов по установлению, изменению, отмене правовых норм.

Посредством правотворчества нормы естественного права и объективные потребности общественного развития облекаются в форму нормативных актов и становятся позитивным правом, то есть правом, существующим в виде законодательства. Содержание правотворчества составляет процедура возведения норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в закон.

Формы правотворчества:

§ Принятие НПА

§ Заключение нормативных договоров

§ Формирование правовых прецедентов

§ Санкционирование обычаев и иных источников права

Законодательный процесс является видом правотворческого процесса.

Законодательный процесс – процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона.

В целом законотворческий процесс

состоит из следующих основных стадий:

1) принятие соответствующим компетентным органом (самим зак. органом или субъектом зак. инициативы) решения об издании определенного НПА;

2) разработка и предварительное обсуждение проекта этого акта;

3) рассмотрение данного проекта зак. органом;

4) принятие нормативно-правового акта;

5) официальное опубликование принятого нормативно-правового акта.

Инициатива принятия соответствующего нормативного акта может исходить как от самого зак. органа, так и от других субъектов, обладающих правом на такую инициативу. Так, в Российской Федерации в законотворческом процессе (на федеральном уровне) право законодательной инициативы, согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ.

Все законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Разработка законопроекта осуществляется субъектом законотворческой инициативы (соответствующими структурами, подчиненными данному субъекту) или по поручению

Совета Государственной Думы — одним из ее комитетов.

В отношении внесенного в Государственную Думу законопроекта Совет Государственной Думы назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным по законопроекту (ответственный комитет) и принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую либо на очередную сессию.

Одновременно законопроект н ап р ав л я е т с я в комитеты, комиссии и депутатские объединения Государственной Думы, Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, а т акже в Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ — по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

На этой стадии предварительного обсуждения законопроекта он может быть направлен ответственным комитетом в государственные органы, научные и общественные организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной экспертизы.

Правовое управление аппарата Государственной Думы осуществляет правовую и юридико-техническую экспертизу законопроекта, а в ряде случаев — и лингвистическую экспертизу.

Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы и может освещаться в средствах массовой информации.

Законопроект может обсуждаться и на парламентских слушаниях с участием широкого круга заинтересованных лиц, общественности, представителей средств массовой информации.

На основе всех этих предварительных обсуждений в законопроект вносятся необходимые исправления и уточнения. Законопроект, подготовленный к рассмотрению, направляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы д ля внесения на рассмотрение Государственной Думы.

Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях. В первом чтении обсуждается концепция, актуальность и значимость законопроекта и вносятся в него поправки. Во втором чтении обсуждаются внесенные поправки к законопроекту и принимается решение об их принятии или отклонении. Третье чтение н а зн а ч а е т с я д л я го л о со в ан и я в ц ел я х принятия законопроекта в качестве закона.

Принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ, который в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Официальное опубликование принятого нормативно-правового акта осуществляется в специальных печатных изданиях. Так, федеральные конституционные и федеральные

законы, акты палат Федерального Собрания официально публикуются в “Парламентской газете”, “Российской газете” или в “Собрании законодательства Российской Федерации”. В этих же изданиях в течение десяти дней после их подписания публикуются акты Президента РФ и Правительства РФ.

Неопубликованные законы, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 15), не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие общий (межведомственный) характер, подлежат официальной публикации в “Российской газете” в течение десяти дней после их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Официальное опубликование актов субъектов РФ осуществляется в специальных местных печатных изданиях.

В местных средствах массовой информации публикуются и акты органов местного самоуправления.__

19. Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации.

Нормативно-правовой акт – принятый уполномоченным субъектом правотворчества официальный письменный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права. В нем выражается абсолютное большинство правовых норм, которые регулирует наиболее важные общественные отношения.

Понятия «правовой акт» и «НПА» не тождественны, - первое понятие значительно шире по содержанию, т.к. включает в себя несколько видов правовых актов: НПА, правоприменительные акты, акты толкования, договоры.

Признаки нормативно-правового акта:

1) нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности уполномоченных субъектов правотворчества, в пределах их компетенции;

2) в нормативно-правовом акте содержатся правила общего характера, обладающие государственной обязательностью;

3) нормативно-правовые акты рассчитаны на многократное применение;

4) нормативно-правовой акт оформляется в виде официального письменного документа, который имеет обязательные атрибуты и установленную форму;

5) в нормативно-правовом акте нормы права группируются по отдельным структурным образованиям, разделам, главам, статьям.

6) Принимается на основе и в порядке, предусмотренном нормами права

7) Имеет государственно-властный характер

8) Устанавливает, изменяет или отменяет нормы права

9) Адресован широкому кругу лиц

Виды нормативно-правового акта

1. По юридической силе (это наиболее существенный признак их классификации):

- законы,

- подзаконные нормативно-правовые акты.

Юридическая сила нормативно-правового акта определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

2. По отраслевой принадлежности:

-отраслевые

- комплексные

3. По объему и характеру действия:

- акты общего действия (они отхватывают всю совокупность отношений определенного вида на данной территории);

- акты ограниченного действия (они распространяются только на часть территории или на строго определенный круг лиц, находящихся на данной территории);

- акты чрезвычайного действия (они рассчитаны только на деяния при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий));

4. По субъектам правотворчества:

- акты, принятые народом на референдуме

- акты, принятые гос. органами

-акты, принятые не гос. органами

-акты, принятые должностными лицами

5. по сроку действия

-бессрочные (действуют до их отмены)

- срочные (имеют установленный срок действия и действуют до его истечения)

6. по территории действия

- действующие на всей территории государства

- действующие на части территории

7. по сфере действия

- внутреннего действия (действуют внутри органа, его принявшего)

- внешнего действия

20. Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов.

Систематизация нормативных правовых актов – это юридическая деятельность, направленная на упорядочение нормативных правовых актов, приведение их в стройную и согласованную систему.

Виды систематизации: Инкорпорация. Консолидация. Кодификация. Учет

*Инкорпорация - вид систематизации, который осуществляется путем объединения нормативных правовых актов в сборники и собрания без изменения их содержания.

Черты инкорпорации:

1.) содержание инкорпорируемых нормативных правовых актов не изменяется, нормативные правовые акты инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент инкорпорации;

2.) в процессе инкорпорации осуществляется только внешняя обработка нормативных правовых актов;

3.) инкорпорируемые нормативные правовые акты сохраняют свою юридическую силу и самостоятельное значение;

4.) инкорпорация осуществляется как уполномоченными органами, так и любыми организациями и лицами;

5.) в результате инкорпорации издаются (публикуются) сборники и собрания нормативных правовых актов.

Виды инкорпорации:

1. По субъектам:

- официальная (она осуществляется только уполномоченными органами и должностными лицами в пределах их компетенции);

- неофициальная (она осуществляется любыми субъектами без специальных на то полномочий и контроля со стороны субъектов правотворчества).

2. По принципу объединения нормативных правовых актов:

- хронологическая (нормативные правовые акты инкорпорируются в хронологическом порядке);

- систематическая / предметная / тематическая (она осуществляется по предмету правового регулирования).

Инкорпорация является самым простым видом систематизации.

*Консолидация – объединение нескольких нормативных правовых актов, регулирующих определенную группу общественных отношений, в единый нормативный правовой акт без изменения содержания этих актов.

Черты консолидации:

1.) она осуществляется в ходе правотворческой деятельности уполномоченным субъектом правотворчества;

2.) она является приемом правотворчества;

3.) в результате консолидации принимается новый нормативный правовой акт, вобравший в себя содержание ранее действовавших актов;

4.) ранее действовавшие нормативные правовые акты прекращают свое действие со дня вступления в силу нового нормативного правового акта;

5.) не вносит изменений в правовое регулирование, т.к. содержание отмененных актов полностью входит в содержание нового нормативного правового акта.

Консолидация по своей юридической природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.

*Кодификация –переработка действующих нормативных правовых актов и принятия нового нормативного правового акта. Черты кодификации:

1.) она осуществляется в ходе правотворческой деятельности уполномоченными субъектами правотворчества;

2.) она является приемом правотворчества;

3.) в результате кодификации существенно перерабатываются действующие нормативные правовые акты и принимается новый нормативный правовой акт;

4.) она вносит существенную новизну в правовое регулирование общ.отношений.

Виды кодификационных актов: кодексы; основы законодательства (после 1993г. они не принимаются); уставы; положения; регламенты.

Черты кодификационных актов: 1)сводный характер; 2) широкий охват регулируемых общественных отношений; 3) значительный объем и сложное строение; 4) главенствующее положение среди других отраслевых актов.

Виды кодификации:

1. Всеобщая (полная кодификация нормативного материала по всем отраслям права).

2. Отраслевая (кодификация нормативного материала одной отрасли права).

3. Внутриотраслевая / специальная (кодификация нормативного материала подотрасли или института права).

4. Межотраслевая / комплексная (она состоит в кодификации нормативного материала комплексных институтов права).

* Учет – деятельность организаций по формированию и поддержанию в актуальном состоянии фонда НПА в соответствии с потребностями организации.

Целью учетов является поучение и хранение информации о всех НПА, регламентирующих деятельность организации. Наличие такой информации необходимо для квалифицированного применения НПА.

Требования, предъявляемые к учету: полнота, достоверность, удобство пользования.

Виды учета: 1. Журнальный (фиксация реквизитов НПА по хронологическому, алфавитному или тематическому принципам)

2. Картотечный (фиксация информации о НПА на карточках в хронол., алфавитном или предметном порядке)

3. Автоматизированный (фиксация информации на электронных носителях) (справочные правовые системы).

21. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства.

Право, кроме внешней формы выражения, имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение.

Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных элементов - норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Черты системы права:

1) ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования – институты, подотрасли, отрасли;

2) ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованны, взаимосвязаны. Это придает ей целесообразность и единство;

3) она обусловлена социально-экономическим, политическим, национальным, религиозным, культурным, историческим факторами;

4) имеет объективный характер, так как зависит от объективно существующих общественных отношений.

Понятие "система права" не следует отождествлять с понятием "правовая система". "Правовая система" – понятие более широкое, чем "система права".

Правовая система представляет собой совокупность трех элементов:

- системы права,

- юридической практики,

- господствующей правовой идеологии.

Таким образом, "правовая система" и "система права" соотносятся как целое и часть.

Право подразделяется на определенные части в зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений, которые регулируются нормами права.

Структура системы права: норма права, институт права, отрасль права.

Отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих определенный род (сферу) однородных общественных отношений.

Это наиболее крупное подразделение системы права. Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений соответствует конкретной отрасли права.

Профилирующие отрасли права - это базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы.

Именно в данной группе сконцентрированы главные первичные с правовой стороны юридические средства регулирования:

1) материальные:

- конституционное право – это ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма права и форма государственного устройства; доминирующий метод – императивный;

- административное право – это отрасль права, регулирующая управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительско-распорядительной деятельности государственных органов; преобладающий метод – императивный;

- уголовное право – это совокупность правовых норм, охраняющих от преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, собственность и т.д.; господствующий метод – императивный и др.

2) процессуальные:

- гражданско-процессуальное право – это совокупность правовых норм, регулирующий порядок судопроизводства по гражданским, трудовым, семейным делам.

- уголовно-процессуальное право – это совокупность правовых норм, регулирующих порядок судопроизводства по уголовным делам и др.

Специальные отрасли. В них правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества:

- семейное право – это совокупность правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения;

- финансовое право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере формирования государственных и местных бюджетов, их реализацию и др.;

Комплексные отрасли. Для них характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей:

- предпринимательское право – это совокупность правовых норм, регулирующих порядок ведения самостоятельной деятельности граждан и юридических лиц, которая направлена на получение прибыли и связана с риском самостоятельной имущественной ответственности предпринимателей;

- экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов;

Институт права – это совокупность правовых норм, регулирующих наиболее обособленные однородные отношения. Если отрасль права регулирует ряд общественных отношений, то институт – лишь их вид. Институт – гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, совокупность правовых норм.

Виды институтов права:

1) в зависимости от характера:

- материальные (институт подряда, купли-продажи, дарения),

- процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

2) в зависимости от сферы распространения:

- отраслевые (институт наследования),

- межотраслевые (институт частной собственности);

3) в зависимости от функциональной роли:

- регулятивные (институт мены, перевозки, институт прохождения государственной службы),

- охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

Система однородных институтов определенных отраслей права образует подотрасль права. Например, авторское, патентное, жилищное право являются подотраслями гражданского права.

Кроме отраслей права, правовые нормы можно подразделить на 2 большие группы:

- частное право– это совокупность правовых норм, регулирующих и охраняющих отношения частных лиц (гражданское, семейное).

- публичное право - это совокупность правовых норм, закрепляющих порядок функционирования органов гос. власти (конституционное, финансовое, уголовное).

Если частное право – область свободы и частной инициативы, то публичное право – сфера власти и подчинения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...