Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование педагогической индивидуальности




А. М. Бруссер

кандидат филологических наук, профессор кафедры сценической речи Театрального института им. Б.Щукина

М. П. Оссовская

Практические задания. Раздел «Дикция»

А.М. Бруссер, М.Н. Радциг

© А.М.Бруссер, автор, 2008 г.

 

А. М. Бруссер

Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов.. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008, -112 с


Содержание

Введение

5…..Педагогическая компетентность

Формирование педагогической индивидуальности [7]

Организация учебного процесса[11]

Создание рабочей атмосферы[14]

Междисциплинарные связи[16]

Внутрипредметные связи[23]

Индивидуальность педагогического подхода[27]

Урок. Прогон (репетиция). Показ (зачёт) [29]

38….. Методические рекомендации по основным разделам техники

Речи

(первый год обучения) Дикция[38]

Дыхание и постановка голоса[49]

Орфоэпия[61]

Анализ художественных текстов как способ овладения речевыми

средствами выразительности[68]

76……Примерная программа зачётов по сценической речи

77…..Контрольные вопросы по разделам предмета «Методика

Преподавания сценической речи»

78……Практические задания. Раздел «Дикция»

Сценическая речь. Учебная программа для

Студентов актерского факультета

95….Сценическая речь. Учебная программа для магистров


Рождение педагогической индивидуальности — трудно прогнози­ровать. Актёры далеко не всегда занимаются театральной педагогикой - нехватка времени, нежелание заниматься чужой судьбой или другая неведомая причина останавливают их. Однако находятся и такие, ко­торые ищут в педагогике призвание и на многие годы связывают с ней свою жизнь. Путь в педагогику у каждого свой. И все же не каждый, кто пришёл в театральную школу преподавать, сразу может похва­статься своим педагогическим почерком и мастерством.

Известно, что любая профессиональная деятельность требует оп­ределённой предрасположенности. Для педагогической деятельности необходимы такие качества как воля, терпение, такт, ответственность, художественный вкус, чувство меры... Желание помочь студенту во чтобы то ни стало - вот реальный путь к рождению педагогической индивидуальности. К этому прибавляются знания, опыт, интеллект и другие составляющие элементы педагогики.

Освоение методики и методов преподавания, организации и логи­ки учебного процесса, создание творческой атмосферы и налаживание дисциплины, глубинные взаимосвязи предметов и разделов - всё это увлекательное путешествие в страну под названием «Театральная пе­дагогика».

Вы держите в руках книгу «Сценическая речь. Методические ре­комендации и практические задания для начинающих педагогов теат­ральных вузов». В ней предпринята попытка обобщить и проанализи­ровать опыт работы автора с магистрантами и стажерами Театрального института имени Б. Щукина в рамках авторского курса «Методика преподавания предмета «Сценическая речь».

Надеемся, что методические рекомендации, практические задания и подбор рекомендуемой литературы помогут всем желающим пройти непростой путь становления и формирования педагогической индиви­дуальности.

Стр. 4


Педагогическая компетентность

В театральном институте имени Б. Щукина существует практика под­готовки преподавателей основных театральных дисциплин (мастерство актера, сценическая речь, сценическое движение, режиссура). На кафедре сценической речи института разработана специальная, рас­считанная на два года программа, по которой обучаются магистранты и стажеры.

Стандарты и общепринятые формы учебных программ и методи­ческих пособий имеют строгие структурные рамки, в которых сложно уместить живой творческий процесс театрального образования.

Надо признать, что есть методы обучения, которые сложно зафик­сировать и описать. Это такие неуловимые субстанции, как атмосфера, юмор, энергетика, заразительность, эмоциональность - то, без чего профессия актёра не существует. Именно поэтому профессиональное обучение актёров, режиссеров, театральных педагогов передаётся «из 1>ук в руки, из уст в уста».

И всё же, необходимо предпринять попытки фиксировать и обоб­щать огромный практический опыт, накопленный разными поколе­ниями преподавателей по сценической речи.

К сожалению, бывает так, что педагог во главу угла ставит собственные амбиции. В таком случае студент является для него лишь средством самореализации. Главная задача театральной педагогики состо-И1 к том, чтобы направить усилия других людей на достижение по-(лишенных целей, добиться от учащихся использования их внутреннего потенциала, раскрыть их творческую индивидуальность.

Актер проходит длительное, углублённое, разностороннее обуче­ние, прежде чем добивается свободы, ведущей его к творчеству. А на­чинающему педагогу придётся приобретать дополнительные знания, умения и навыки, необходимые для преподавательской работы.

Педагог по сценической речи должен быть квалифицированным профессионалом в различных областях знаний. Педагогика, акмеология, психология, теория актёрского мастерства, физиология, логопедии, фониатрия, орфоэпия, риторика, стиховедение, литературоведение

Стр.5

и анализ текста - вот неполный перечень обязательных для освое­ния научных направлений.

Практически все магистранты и стажёры кафедры сценической речи являются выпускниками актёрских факультетов театральных ву­зов и, естественно, обладают такими обязательными для актёра каче­ствами как обаяние, заразительность, темперамент и др. Все эти каче­ства могут в большой степени быть полезными в педагогической дея­тельности. Творческий процесс в театральной -школе невозможен без практического знания законов театра, понимания сложности, кропот­ливости и уровня затрат актёрской профессии.

Однако существует опасность подмены истинного освоения ме­тодики преподавания предмета «Сценическая речь» актёрским «разыг­рыванием». Нельзя путать умение эмоционального, заразительного общения - «дружбы» — с углублёнными знаниями в области техники речи. Необходимо вырабатывать педагогическую компетентность.

Компетентность преподавателя складывается из знания, умения и отношения. Только комплексное понимание компетентности может дать положительный результат.

На первом этапе обучения будущий педагог должен сформировать фундамент своей деятельности - получить основные знания по инте­ресующему его предмету и изучить необходимые родственные науки.

Далее следует приобретение профессиональных умений по всем разделам предмета. Преподаватель должен не только сам уметь вы­полнить то или иное упражнение, но и объяснить студентам его цель, задачу, место этого упражнения в системе профессиональной подго­товки актёра. Он должен не только уметь определить, «услышать» ре­чевые ошибки студентов, но и в полной мере овладеть методикой ис­правления речевых недостатков, а также своей работой уметь добиться положительного результата, используя в своей деятельности необхо­димые педагогические и психологические элементы воздействия на аудиторию.

Третья, чрезвычайно важная составляющая - отношение к учеб­ному процессу. «Педагог являет собою пример для подражания» - эта формула накладывает на каждого из нас определённые обязательства. Внутренняя и внешняя дисциплина, искренняя заинтересованность в процессе обучения, понимание гуманности всей педагогической

Стр. 6

деятельности, уважение к учащемуся - вот неполный перечень обязатель­ных для обдумывания и выполнения тем.

Сочетание всех трёх компонентов компетентности - знания, уме­ния и отношения складывается в профессиональную пригодность педагога.

Далее стоят вопросы творческого роста, раскрытия индивиду­альных возможностей, максимальной личностной самореализации.

Задание:

- Откройте список рекомендуемой литературы и составьте индивидуальный план поэтапного чтения.

- Оцените качество своей речи, с учётом овладения всех основных разделов предмета.

- Обратите внимание на свою внутреннюю и внешнюю дисциплину.

Формирование педагогической индивидуальности

Что такое педагогическая индивидуальность? Из чего она склады­вается? Как выработать свой педагогический почерк? Думается, что ни вопросы волнуют каждого, кто с любовью занимается общей и театральной педагогикой.

Практическое освоение методики преподавания сценической речи также основывается на приобретении всех трёх компонентов компе­тентности. Физик Л. Ландау говорил, что создание методики несоиз­мерим» по своей значимости с конкретным, даже положительным результатом, так как она (методика) может дать большое количество разнообразных результатов.

Думается, что в практике театральной педагогики существует множество рекомендаций по обучению магистрантов и стажёров, од­ним» до сих пор они не находили должного отражения в учебно-методической литературе. Определим некоторые возможные пути и и. 1|>п.шил такого обучения.

III) кафедре сценической речи Театрального института имени Б. Щукина учебный процесс будущих преподавателей делится на три основные этапа. (А.М. Бруссер, М.П. Оссовская. Сценическая речь. Учебная программа для магистрантов. Издательство Театрального института имени Б. Щукина. М, 2006.)

Стр.7

Первый этап обучения складывается из чтения и анализа учебно-методической литературы (это необходимо продолжать на протяжении всей преподавательской деятельности), а также приобретения «созер­цательного» опыта на занятиях ведущих педагогов кафедры. Такое сочетание позволяет начинающему педагогу:

• осознать объём и перспективу своей новой деятельности,

• соотнести теоретические основы предмета с их практической

реализацией,

• использовать разнообразие теоретических и практических разработок для самостоятельного педагогического опыта,

• понять значимость индивидуального подхода при переходе от

теории к практике,

• освоить методику и методы обучения студентов технике сценической речи в театральном вузе,

• выработать критерии отбора материала в соответствии с личностными особенностями,

• понять принцип организации учебного процесса и обдумать возможности его усовершенствования,

• сопоставить задачи обучения, стоящие перед студентом и начинающим педагогом,

• развить и довести до совершенства собственный речевой аппарат,

• обозначить цели и задачи обучения аспирантов и стажёров на

разных этапах.

Этот этап чрезвычайно важен для получения фундаментальных знаний по всем разделам предмета и формирования коммуникативной педагогической культуры. Кроме этого, в целях организации учебного процесса, рекомендуется завести специальные тетради для записи сво­их профессиональных впечатлений. Эти «рационализаторские» идеи могут быть проанализированы, а также испробованы на практике во время второго и третьего этапа обучения. В результате подобной реф­лексии, обучающийся либо отрицает свои же мысли, либо утверждает­ся в них. При этом надо оговориться, что в теории и практике предме­та «Сценическая речь» есть незыблемые составляющие, которые не могут быть изменены в зависимости от воли учащегося, такие как

Стр. 8

закономерности методики преподавания, нормы литературного произношения, физиологические особенности организма и т.п.

Первый этап заканчивается теоретическим внугрикафедральным

экзаменом.

Второй этап обучения - продолжение созерцательного опыта в со­тни с пробной самостоятельной практикой, которая должна проходит под руководством основного педагога или научного руководителя. Такое объединение позволяет:

• мотивировать необходимость дальнейшего обучения и самоусовершенствования,

• понять неоднозначность и вариативность преобразования теоретических знаний в практические умения,

• соотнести свою педагогическую практику с практическими умениями и навыками опытных педагогов и проанализировать сходства

• осознать необходимость дополнительного изучения сопутствующих дисциплин таких, как педагогика, психология и других,

• понять, что создание педагогической индивидуальности это длитигельный процесс углублённого изучения всех аспектов предмета,

· осознать необходимость индивидуального подхода к каждому студенту для повышения эффективности учебного процесса,

• экспериментально исследовать результаты применения личностных воздействий на студентов (создание дисциплины, атмосферы, авторитета и т.д.),

• проверить на практике свои видения педагогической подачи
материала,

• попробовать добиться реального положительного результата
и обучении студентов.

Второй этап обучения должен заканчиваться подробным анализом, уточнением целей и задач обучения, постановкой конкретных проблемных вопросов, требующих обдумывания, изучения и проверки на практике.

Как правило, второй этап является важным в процессе становле­нии педагогической индивидуальности. Переход к пробно-самостоятельной практике демонстрирует готовность преподавателяI учить к третьему самостоятельному этапу обучения.

Стр. 9

В редких случаях второй этап может быть пропущен. Если аспи­рант или стажёр является взрослым человеком с опытом театральной или педагогической деятельности, то его индивидуальный план может включать в себя не три, а два этапа обучения. То есть после ознакоми­тельного сразу следует самостоятельный этап.

Однако бывают случаи, когда отсутствует третий этап обучения. Если магистрант или стажёр, по мнению научного руководителя, не готов к самостоятельной педагогической деятельности, то его обуче­ние заканчивается на втором этапе, но он должен в обязательном по­рядке провести открытый урок, пригласить преподавателей кафедры и продемонстрировать уровень своих практических умений.

Надо отметить, что при любой педагогической практике невоз­можно освоить все разделы предмета в равной степени. Особенно сложно сразу постичь комплексное видение всего предмета в целом. Для этого требуется не один год. Больше того, с приобретением прак­тического опыта количество вопросов не уменьшается, а увеличивает­ся. А так как известно, что нет предела совершенству, то, само собой разумеется, что каждый из учащихся переходит с одной ступени по­знания на другую - более высокую. Самое страшное в педагогической деятельности перестать сомневаться, закончить профессиональный поиск и считать себя «истиной в последней инстанции».

Третий этап - полноценная самостоятельная педагогическая дея­тельность. На протяжении этого этапа:

• продолжает формироваться педагогическая индивидуальность,

• реализуется на практике освоение методики преподавания,

• вырабатываются наиболее эффективные методы работы,

• происходит осознание педагогической ответственности,

• приобретается систематический опыт продуктивного общения со студентами,

• вырабатываются критерии оценки работы студентов,

• определяются критерии самооценки,

• усиливается мотивация педагогической деятельности.

Третий этап заканчивается для магистрантов защитой магистер­ской диссертации, а для стажёров внутрикафедральным экзаменом. По окончании обучения все учащиеся получают соответствующие квали­фикационные документы и полноправно встают на путь профессионального усовершенствования.

Стр. 10

Задание:

- Продумайте разнообразные варианты мотивации студентов во время групповых и индивидуальных занятий.

- Определите критерии оценки работы студента на уроке и дома.

- Адаптируйте выбранное вами упражнение для разных студентов с учётом индивидуального подхода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...