Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания студентам по освоению дисциплины

Изучение курса «Основы права» («Правоведение», «Право») предполагает использование следующих форм обучения: лекций, семинаров, самостоятельной работы.

Важным условием успешного изучения дисциплины является системный подход в организации учебного процесса. В этой связи изучение предмета целесообразно начинать с освоения основных понятий о праве и государстве, изучении их отрицательных признаков и закономерностей функционирования.

Для реализации этой задачи первые две темы учебной программы посвящены основным понятиям о государстве и праве. Успешное изучение основ отраслевых дисциплин возможно при условии формирования у студентов целостного представления о государстве и праве как социальных, постоянно развивающихся явлениях.

При изучении основ различных отраслей права следует обращать особое внимание на освоение понятийного аппарата отдельных отраслей, а также на изучение содержания юридических норм, составляющих важнейшие институты той или иной отрасли.

С этими целями, помимо изучения лекционных материалов, необходимо использование учебных пособий по правоведению и отдельным отраслевым дисциплинам, а также текстов нормативных актов. Учитывая то обстоятельство, что данный курс изучается студентами неюридических специальностей, основное внимание должно быть уделено изучению важнейших положений фундаментальных нормативных актов (Конституции, Кодексов, отдельных Постановлений Правительства и Указов Президента). К числу таких важнейших положений относятся: понятие и предмет отрасли, правовой статус лиц, формы и способы защиты прав.

На лекциях преподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студентам следует внимательно слушать и конспектировать лекционный материал; в конспекте рекомендуется оставлять поля для заметок при последующей самостоятельной работе над темой.

Изучение ряда тем учебной дисциплины завершается семинарскими занятиями.

Планы семинарских занятий служат целям организации учебного процесса по правоведению со студентами всех направлений и специальностей.

Учебный процесс предполагает самостоятельную работу студентов при подготовке к семинарским занятиям по изучению научной, учебной литературы и нормативно-правовых актов.

В ходе подготовки к семинарским занятиям важное место отводится самостоятельной работе с научной, учебно-методической литературой и нормативно-правовыми актами т.е. с монографиями, научными сборниками, статьями, учебниками, учебными пособиями, законами, постановлениями, указами, приказами.

Изучение этой литературы и нормативно правовых актов позволяет расширить объем информации, углубить теоретические знания, приобрести практические навыки более коротким и эффективным путем.

Предварительное знакомство с источником, несомненно, облегчит его изу­чение, даст первое представление о содержащихся в нем проблемах. Внимательное чтение работы потребует от студента сосредото­читься на содержании ее цельных частей: глав и разделов. Изучение ис­точника по частям облегчит уяснение логики рассуждений автора (законодателя), так как глава или раздел произведения содержат в себе определенное ядро кон­цепции в целом. Если произошел перерыв в чтении, то, приступая к оче­редному чтению, необходимо бегло просмотреть уже прочитанное, возобновить в памяти основные положения текста. При этом необходимо постараться дер­жать в сознании главную идею работы, систему аргументации и доказа­тельств автора.

Важнейшие требования к изучению источника – это увязать основные его положения с современными реалиями.

Какой бы хорошей у студента ни была па­мять, она не в состоянии удержать обширную информацию – многосторон­нюю и трудную для восприятия. Поэтому в той или иной форме рекомен­дуется делать записи о своей работе. Они могут иметь разную форму.

- Краткий план источника. Такая форма записи способствует быстрому восстановлению в памяти прочитанного, ибо по ходу чтения фиксируется структура источника, в предельно сжатой и лаконичной форме делаются заметки о последовательности изложения проблем. Краткие записи можно при необходимости дополнить цитированием отдельных положений, что­бы подчеркнуть значение проблем, фактов, явлений и т.д.

- Тезисы. Это не просто отражение, пересказ прочитанного материа­ла, а акцентирование внимания на выводах, доказательствах, содержащих­ся в произведении, это краткое, обобщенное выражение основных идей изучаемого материала. Кстати, студенты могут встретить в изучаемой работе тезисы непосредственно самого автора.

- Выписки. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень сложный вид самостоятельной работы Выписки делаются на карточках, листочках, в особых тетрадях, блокнотах и т.д. Таким способом накапливается материал, сконцентрированный воедино из целого ряда источников. Выписки очень полезны при написании докладов, рефератов, других работ. Особенность такого рода записей заключается в том, что вписываются только те факты, теоретические концепции, статистический мате­риал и т.п., которые интересуют именно студента и которые могут ис­пользоваться в научной работе для создания собственной концепции или творческого развития идей, заимствованных из проработанных источни­ков.

- Аннотация. Эта форма записи – наилучший способ обозначить наиболее общие представления об источнике. Ею пользуются, главным обра­зом, историографы, библиографы, специалисты в области рекламы и т.п.

- Конспект. Анализ конспектов студентов указывает на типичные ошибки, допускаемые при конспектировании. Во-первых, примерно половина студентов записать лекцию дословно практически не успевают, а первоисточники буквально переписывают, хотя и в несколько сокращен­ном виде. Этому есть свои объяснения: дефицит времени, распыленность информации, недоступность материала, отсутствие общепринятых навы­ков сокращения слов, сложность содержания, неумение точно выражать свои мысли, общая усталость и т.д. Наиболее известная и распространенная форма конспектирования – сокращенная запись источника по продуманному заранее плану. Главная цель конспектирования – сохранить основные положения, идеи и выводы автора, отобрать наиболее важное и существенное из текста в це­лом. Составленный таким образом конспект с успехом может быть использован при подготовке теоретических и научно-практических докладов, вы­ступлений на конференциях, семинарах, “круглых столах” и т.п. Составляя конспект, следует исходить из того, что конспект – не само­цель, а важнейшее средство углубленного уяснения основных положений источника, а при необходимости – и быстрейшего воспроизводства в памяти прочитанного и законспектированного.

Приступая к конспектированию, необходимо обстоятельно ознакомиться с источником и на этой основе законспектировать его главные положения, сославшись на соответствующие страницы конспектируе­мой работы. Для выделения наиболее существенных абзацев целесообраз­но отделить выводы от пояснений, концепции – от их обоснований, приме­ры – от доказательств и т.д. Не следует подменять конспектирование переписыванием наиболее важных мест первоисточника, тем более, произвольно толковать перепи­санное

Объем конспекта – далеко не решающий фактор. Главное – краткость. Конспектировать целесообразно прежде всего определения, ключевые понятия, которые существенно влияют на общее понимание смысла, заключенного в источнике; важней­шие цитаты, статистический материал, новые или малоизвестные факты и положения, которые заведомо потребуются. Конспект полезен тем, что просмотр отдельных его фраз, слов и даже отдельных знаков при соответ­ствующих условиях может означать для конспектирующего больше, чем чтение страниц описательного текста.

Структура и форма конспектов могут быть разными. Сохранение структуры источника и конспективное изложение сути источника, его актуальные положения со ссылками на конкретные страницы произведения, использование приемов, акцентирующих внимание на этих положениях (подчеркивание, условные значки, сокращения и т.д.) помогут в нужное время быстро возобновить в памяти проработанный текст. Конспектирование – это область творческого подхода к изучению про­изведения, оно не тождественно переписыванию текста автора; обильное цитирование не облегчит работу, скорее наоборот. Руководствоваться це­лесообразнее тем, что главное в источниках – это научно-критический анализ объективной действительности, практическая жизнь и опыт решения проблем, теоретико-методологические аспекты, важнейшие идеи. Настоящий интерес представляет такой конспект, где основные по­ложения автора подвергнутся конспектирующим собственному осмысле­нию, будут увязаны с современными проблемами.

При подготовке к семинарским занятиям и зачету советуем студентам обратить внимание на перечень основных юридических категорий, помещенный в каждой теме. Это поможет систематизировать имеющиеся знания, а также более рационально, целенаправленно использовать время в ходе самостоятельной подготовительной работы.

В процессе подготовки к семинарским занятиям, следует учитывать те изменения в законодательстве, которые в него в последнее время были внесены. В этой связи целесообразно использовать нормативные акты в редакции, наиболее полно отражающей внесенные в них изменения и дополнения. Нормативно – правовые акты рекомендуемые по каждой теме в надлежащей редакции содержатся в справочных правовых системах «Консультант Плюс» и «Гарант», установленных в библиотеке вуза.

Подготовка доклада выступает в качестве одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов по подготовке к семинарскому занятию.

Научный доклад представляет собой исследование по конкретной проблеме, изложенное перед аудиторией слушателей.

Работа по подготовке доклада включает не только знакомство с литературой по избранной тематике, но и самостоятельное изучение определенных вопросов. Она требует от студента умения провести анализ изучаемых государственно-правовых явлений, способности наглядно представить итоги проделанной работы, и что очень важно – заинтересовать

аудиторию результатами своего исследования. Следовательно, подготовка научного доклада требует определенных навыков.

Подготовка научного доклада включает несколько этапов работы:

1. Выбор темы научного доклада;

2. Подбор материалов;

3. Составление плана доклада. Работа над текстом;

4. Оформление материалов выступления;

5. Подготовка к выступлению.

Структура и содержание доклада
Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента.
Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада.
Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов.
В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора.
В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента.
В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д.
В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам.
Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.
Приложение к докладу оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1».
Требования к оформлению доклада
Объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.
Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
Критерии оценки доклада
- актуальность темы исследования;
- соответствие содержания теме;
- глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников;
- соответствие оформления доклада стандартам.
По усмотрению преподавателя доклады могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

Реферат является одной из форм самостоятельной работы студента и представляет собой письменную работу с кратким и систематизированным изложением совре­менного состояния тех или иных вопросов (проблем), видов деятельности и т.д., рассматриваемых как в правовых, литературных или иных источниках, ото­бранных для составления реферата, так и в материалах практической дея­тельности государственных органов (предприятий, учреждений, организаций). В отличие от традиционных обзоров (аналитические, библио­графические и реферативные обзоры, содержащие анализ и оценку ис­точников, разбор публикаций, освещающих конкретные задачи или харак­теризующих исследуемые проблемы, рассматриваемые в источниках, без их критической оценки и собственных рекомендаций) подготавливаемые студентами филиала рефераты должны содержать оценки и предложения по решению рассматриваемой проблемы.

Цель реферата – обучение студентов применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения учебной дисциплины «Правоведение»; самостоя­тельному формулированию выводов и рекомендаций по их реализации, а также выработке навыков подбора и анализа необходимой специальной нормативной и научной информации. Кроме того, реферат позволяет оценить общий уровень подготовки студента, а также определить, насколько глубоки знания рассматриваемой темы.

Примерная тематика рефератов разрабатывается препода­вателями в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины, утверждается на заседании кафедры и приводится в учебно-методических разработках по конкретной дисциплине. При выборе темы реферата сту­денту необходимо учитывать её актуальность, наличие и доступность не­обходимой информации, а также свой уровень подготовки и личный инте­рес к рассматриваемым вопросам. После выбора (назначения) темы необходимо с по­мощью преподавателя и сотрудников справочно-библиографического от­дела Филиала составить список изданной по данной теме литературы, по­добрать источники информации, в том числе и нормативно-правовые акты. Далее студенту рекомендуется в произвольной форме составить план написания реферата с учётом единства его составных частей, логики изложения и смысловой завершенности раскрытия исследуемой темы.

Структура реферата: титульный лист, оглавление, введение, основ­ная часть, состоящая из 2–3 параграфов, заключение и список использо­ванных источников. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания рассматриваемой темы, выносятся в приложение.

Во введении (2–3 страницы) обосновывается важность и актуаль­ность рассматриваемых вопросов в рамках выбранной темы реферата, их практическая значимость и новизна, степень освещения в литературе, из­лагаются конкретные цели и задачи.

В основной части реферата (14–19 страниц) раскрываются главные аспекты темы: излагаются факты и подходы к решению задач, представлен­ные в современной научной и другой литературе; проводится анализ и дает­ся оценка реального состояния рассматриваемых вопросов (проблемы) на примере работы таможенных органов; предлагаются возможные пути реше­ния проблемы. Текст каждого параграфа (пункта) должен завершаться крат­кими выводами по существу рассматриваемого вопроса. При изложении ма­териала важно обеспечить логическую связь между отдельными параграфа­ми. Здесь же могут быть приведены графики, таблицы, диаграммы и т.д. Важно, чтобы реферат содержал результаты творческих поисков ав­тора.

В заключении (1–2 страницы) излагаются краткие выводы и обобще­ния по существу рассматриваемых вопросов или проблем.

Оглавление реферата обязательно должно иметь нумерацию страниц. В тексте реферата студенту необходимо делать ссылки на исполь­зуемую литературу (источники информации), а в конце реферата привести ее список. При использовании информации, полученной через сеть Internet, делается ссылка с указанием адреса её нахождения.

Рекомендуемый объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста. При этом приложения в данный объем не входят.

Рефераты студентов заочной формы обучения выполняются согласно учебному графику и сдаются (пересылаются по почте) в деканаты не позд­нее чем за месяц до начала зачётно-экзаменационной сессии. После посту­пления в деканат и регистрации они в установленном порядке передаются на соответствующую кафедру для обязательного рецензирования. Ведущий преподаватель после провер­ки реферата на титульном листе ставит оценку («зачтено» – «не зачтено») и подписывается. Рефераты, выполненные с нарушением установленных требований, а также ксерокопии к рассмотрению не принимаются.

Типичными ошибками, допускаемыми студентами при подготовке реферата, являются:

- недостаточное обоснование актуальности, практической и теорети­ческой значимости полученных результатов, поверхностный анализ ис­пользуемого материала;

- неглубокие критические оценки и рекомендации по решению ис­следуемой проблемы;

- поверхностные выводы и предложения;

- нарушение требований к оформлению реферата;

- использование информации без ссылок на источник.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...