Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности личности студента




Оглавление

Введение

Глава I. Теоретический анализ ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения

Психологические особенности личности студента

Содержательные характеристики ценностных ориентаций в структуре личности и её развитии

Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения

Выводы по первой главе

Глава II. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения

Методика исследования

Описание и интерпретация результатов исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 


Введение

студент психологический личность

Актуальность исследования. Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовала обращения к проблеме этических ценностей. Кардинальная смена общественной системы и произошедшие за последнее десятилетие изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей.

Перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь студенты, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества. В этой связи особое значение приобретает процесс ценностного самоопределения в вузе, становление системы ценностных ориентаций, которая особенно необходима для успешной реализации будущей профессиональной деятельности в системе «человек-человек».

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, тем самым, наличием противостояния между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов ее развития.

Цель исследования: изучитьособенностиценностных ориентаций у студентов первого курса заочной формы обучения.

Объект исследования: ценностные ориентации.

Предмет исследования: ценностные ориентации студентов 1го курса заочной формы обучения.

Гипотезой исследования послужило предположение о том что студенты отдают предпочтения таким ценностям как «любовь», «материально-обеспеченная жизнь» и «счастливая семейная жизнь».

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения;

2. Подобрать методики, соответствующей цели исследования.

. Исследовать и выявить особенности ценностных ориентаций у студентов первого курса заочной формы обучения.

. Сформулировать выводы, полученные в теоретическом и эмпирическом исследованиях.

В процессе решения задач и проверке достоверности гипотезы были использованы методы:

. Теоретические методы - теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме;

. Экспериментальные методы - тестирование, количественный и качественный анализ результатов эмпирической работы и математическая обработка данных; описание, обобщение и систематизация данных.

Методика исследования - Методика диагностики системы ценностных ориентаций личности Е.Б. Фанталовой <http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/177-diagnostika-psixologicheskoj-kultury-/1621-metodika-diagnostiki-sistemy-czennostnyx-orientaczij-lichnosti-ebfantalovoj>.

Эмпирическая база исследования:исследование проводилось на базе Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, г. Брянска.

Испытуемыми выступили студенты первого курса заочной формы обучения. Объединенная выборка составила 16 человек.

Практическая значимость состоит в подборе диагностического инструментария для исследования особенностей ценностных ориентаций студентов. В работе проанализирован, обобщён, систематизирован найденный теоретический материал по данной проблеме, который может быть использован преподавателями высшей школы в своей педагогической деятельности, а так же студентами при подготовке к курсовым и выпускным квалификационным работам. Данная работа может представлять интерес для людей, интересующихся теоретической стороной данной проблемы.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из оглавления, введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа содержит 34 страницы. Работа содержит 1 таблицу, 1 рисунок. Список литературы состоит из 32 источников.

 

 


Глава I. Теоретический анализ ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения

Психологические особенности личности студента

 

Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. Факт поступления в вуз влечет за собой смену социальной роли, его социального окружения и жизненного уклада. Это важный период - период становления личности, когда человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и самой жизни [11, с.423].

«Путь в студенты» начинается значительно раньше, чем студенческая жизнь. Психологи постоянно фиксируют широко развитое стремление стать студентом в жизненных планах людей, оканчивающей среднюю школу. Конечно, жизнь внесет поправки в эти планы. Однако это свидетельствует о том, что доминирующей ориентацией является ориентация на умственный труд и связанное с этим стремление получить высшее образование. Для студентов продолжение образования является большой социальной, моральной и психологической ценностью.

Студент (от лат. studens, род. падеж studentis - усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в 12 веке университетов термин «студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) - только учащихся.

Анализ социальной структуры студентов педагогического института важен в аспекте социальной справедливости, т. к. показывает доступность высшего образования для различных слоев общества, т. е. с точки зрения «выравнивания шансов для всех. Немаловажной является возможность прохождения обучения на бюджетной основе для слабо защищённых слоёв населения, таких как сироты, студенты из малообеспеченных семей.

Общность целей в получении высшего образования, единый характер ценностей труда - учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах ВУЗа способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованьями общества, а также специфика обучения в ВУЗе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения - это специфическая черта студенчества.

Значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу недостаточности жизненного опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.

Профессиональные планы у студентов возникают под влиянием различных средств воздействия - мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и т. д.

С другой стороны, массовое стремление к высшему образованию приводит к тому, что собственные возможности, склонности и способности оцениваются порой не в соответствии с избранной профессией, а по принципу «лишь бы с дипломом». И где уж тут думать о том, чтобы избираемая профессия соответствовала твоим склонностям и способностям, когда главным и определяющим становится принцип: «Не важно, в какой ВУЗ поступать, лишь бы поступить» [20, с.119].

Стремление студентов в ВУЗы, сопровождается столь высоким конкурсом, что он немедленно выявляет все огрехи в преподавании, особенно в сельской школе.

Несомненно, что успех работы ВУЗа по подготовке высококвалифицированных специалистов во многом зависит от качественного набора пополнения студентов. Однако следует учитывать, что у принятого в ВУЗ студента многие разочарования возникают в результате его недостаточной осведомленности о будущей специальности, характере деятельности, необходимых способностях и умениях, социальных и психологических требованиях, предъявляемых специалисту.

Для студентов годы обучения - один из важнейших периодов их жизни. Это время получения образования, приобретения профессиональной квалификации, этап согласования своих желаний, возможностей, ориентаций с условиями и требованиями со стороны общества. Они, в частности, выражаются в наборе профессий, специальностей и должностей, которые не всегда достаточно хорошо известны выпускнику школы, абитуриенту, студенту.

Подводя итоги, можно сказать следующее: во-первых, изменения в портрете студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни (а они довольно тесно связаны) указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе. Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию, окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студентов показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов.

Профессиональное самоопределение основывается на системе жизненных смыслов, которые определяет для себя человек и которые влияют на его деятельность и жизненную ситуацию [14, с. 214].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...