Текст для релаксации студентов во время сессии
Упражнение «Эксперимент с техникой перефразирования» Инструкция ведущего: Предлагаю вам объединиться в четыре команды. Каждая команда должна выбрать какое-нибудь четверостишие из известного стихотворения. Перефразируйте стихотворение таким образом, чтобы каждое слово в нем передавалось иным словом или словосочетанием. Например, «я» можно превратить в «автора» или «лицо», «дорогу» — в «путь», «сердце» — в «центральный орган кровообращения» и т. п. Созданный текст записывается, а затем зачитывается вслух всей группе. Важно, чтобы остальные смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано. Задание выполняется в течение 10 минут. Можно предложить повторить каждую интерпретацию на бис. Для обсуждения: • Каким должно быть перефразирование, чтобы оно наиболее точно передавало суть первоначального текста? (совпа- 1 дение ритмов, близость синонимов и т. д.). Упражнение «Бой ораторов» Участвуют два человека. Определяется тема дискуссии. Первый участник произносит речь на заданную тему. Второй должен сначала пересказать своими словами идеи предыдущего оратора, затем изложить собственные возражения и, если необходимо, задать вопросы своему противнику. Затем тему продолжает второй участник. В ходе обсуждения ведущий обращает внимание на: используемые способы и приемы общения; на то, к каким результатам они приводят; на умение слушать и убеждать; на чувства участников по поводу того или иного действия собеседников. Упражнение «Эксперимент с техникой развития идеи» Одному участнику группы (по желанию) предлагается рассказать о каком-либо своем поступке, возможно, о таком, который он сам не до конца понимает. Затем каждый участник задает ему пробный вопрос, который будет начинаться со слов: «А может быть так, что ты...». Когда участник почувствует, что его правильно поняли, он сообщает об этом, и вопросы заканчиваются.
В результате выполнения упражнения участник сам начинает лучше понимать причины и цели своего поступка. Вопросы для обсуждения: • Какие вопросы были наиболее удачными для прояснения причин и целей высказывания другого человека? • Что помогает лучше понять причины и цели, выраженные в высказывании другого человека? Упражнение «Событие» Один из участников рассказывает о том, что произошло с ним сегодня утром, или о том, в каком состоянии он находится в данный момент. Другому участнику группы дается задание воспроизвести его рассказ, третьему — отразить только основные и наиболее значимые элементы рассказа, четвертому — интерпретировать рассказ. После каждого пересказа ведущий спрашивает у рассказчика, правильно ли передана его мысль. Если рассказчик не вполне удовлетворен, ведущий просит других участников группы выполнить это задание еще раз, до тех ПоР пока не будет найден адекватный вариант. Затем обсуждается причины расхождения смыслов рассказа. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Метод, рекомендации. — СПб., 2001. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб., 2002. Практикум по социально-психологическому тренингу. / Под ред. Б.Д. jja^ рыгина. - СПб., 1994. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. — М., 1991. Психология делового общения. /Авт.-сост. Ю.А. Фомин — Минск., 1990.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Для успешного выполнения упражнений на произвольное расслабление целесообразно использовать имеющиеся в памяти человека представления, связанные с личным опытом переживания состояний расслабления и отдыха. Конкретное представление знакомой ситуации приводит к хорошему мышечному расслаблению и облегчает обучение упражнениям на расслабление.
Приняв исходное положение упражнения, следует закрыть глаза и постараться припомнить и ярко представить себе, например, следующие ситуации: 1) Я лежу на теплом песке пляжа, он приятно согревает тело; солнце мягко припекает, легкий ветер холодит кожу лба, не хочется двигаться; приятное ощущение покоя во всем теле оно как будто растворилось в теплом воздухе летнего дня; 2) Я медленно плыву в теплой тихой морской воде; перевернулся на спину, совершенно расслабился, и вода сама держит меня; тело почти невесомо, оно потеряло границы; меня слегка покачивает на легкой волне; приятно так отдыхать; 3) Я лежу в мягкой пуховой постели; сегодня я много сделал, хорошо поработал, и приятная усталость как-то особенно ощутима; она вдавила тело в постель; тяжелые руки, тяжелые неподвижные ноги, не хочется двигаться; ни о чем не думается, только физически ощущается покой, тишина, отдых. Подобные воспоминания и ситуации из личного опыта подбираются с учетом индивидуального опыта человека. Когда соответствующее воспоминание найдено, надо представить себе данную ситуацию в деталях, в подробностях и обратить на них внимание, тогда представления начнут приобретать отчетливость и яркость. Черникова О.А., Дашкевич О.В. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена. — М., 1971. МЕТОДИКА РЕЛАКСАЦИИ ВО ВРЕМЯ СЕССИИ Методика дает положительный результат лишь при тщательном усвоении приемов. Занятия по овладению методикой релаксации в период подготовки и сдачи экзаменов могут проводиться вначале с группой, а затем индивидуально в форме домашнего задания. Целесообразно тренироваться утром сразу после пробуждения и непосредственно перед засыпанием в вечерние часы. Это обусловлено тем, что заторможенное состояние коры головного мозга после пробуждения или перед засыпанием способствует эффективности. ТЕКСТ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ СЕССИИ 1. Я отдыхаю. Я расслаблен.
Все тело отдыхает. Не чувствую никакой усталости. Я отдыхаю. 2. Дышу свободно и легко. Дышу ровно и спокойно. 3. Сердце успокаивается. Все реже сокращения сердца. Оно бьется ровно и ритмично. Спокойно и ровно бьется сердце. 4. Расслаблены мышцы правой руки. Расслаблены мышцы левой руки. Плечи расслаблены и опущены. Руки расслаблены. Чувствую тяжесть рук. Приятное тепло чувствую в руках. 5. Расслаблены мышцы левой ноги. Расслаблены мышцы правой ноги. Мышцы ног расслаблены. Они неподвижные и тяжелые. Приятное тепло чувствую в ногах. 6. Все тело расслаблено. Расслаблены мышцы спины. Расслаблены мышцы живота. Чувствую приятное тепло во всем теле. 7. Расслаблены мышцы лица. Брови свободно разведены. Лоб разглажен. Веки опущены и мягко сомкнуты. Углы губ опущены. Расслаблены мышцы рта. Все лицо спокойное, расслабленное. 8. Я отдохнул. Чувствую себя свежим. Дышу глубже и чаще. С каждым вдохом уменьшается тяжесть мышц. Дышу глубоко. Чувствую бодрость и свежесть во всем теле. Потягиваюсь. Открываю глаза. 9. Тело напряжено как пружина. Хочется встать и действовать. Сегодня ответственный день. Экзамен. Я полон сил и бодрости. Много и упорно готовился. Уверен в своих силах. 10. Быстро встать. Заняться гимнастикой. Корчагина Т.Д. Психическое состояние уверенности в себе в экстремальной ситуации (на примере экзамена в вузе). — Дис. канд. психол. наук. — М., 1989.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|