Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Текст для релаксации студентов во время сессии

Упражнение

«Эксперимент с техникой перефразирования»

Инструкция ведущего:

Предлагаю вам объединиться в четыре команды. Каждая команда должна выбрать какое-нибудь четверостишие из из­вестного стихотворения.

Перефразируйте стихотворение таким образом, чтобы каж­дое слово в нем передавалось иным словом или словосочетани­ем. Например, «я» можно превратить в «автора» или «лицо», «дорогу» — в «путь», «сердце» — в «центральный орган крово­обращения» и т. п.

Созданный текст записывается, а затем зачитывается вслух всей группе. Важно, чтобы остальные смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано. Задание выполняется в течение 10 минут. Можно предложить повторить каждую ин­терпретацию на бис.

Для обсуждения:

• Каким должно быть перефразирование, чтобы оно наибо­лее точно передавало суть первоначального текста? (совпа-

1 дение ритмов, близость синонимов и т. д.).

Упражнение «Бой ораторов»

Участвуют два человека. Определяется тема дискуссии. Пер­вый участник произносит речь на заданную тему. Второй дол­жен сначала пересказать своими словами идеи предыдущего оратора, затем изложить собственные возражения и, если не­обходимо, задать вопросы своему противнику. Затем тему про­должает второй участник.

В ходе обсуждения ведущий обращает внимание на:

используемые способы и приемы общения; на то, к каким

результатам они приводят;

на умение слушать и убеждать;

на чувства участников по поводу того или иного действия

собеседников.

Упражнение «Эксперимент с техникой развития идеи»

Одному участнику группы (по желанию) предлагается рас­сказать о каком-либо своем поступке, возможно, о таком, который он сам не до конца понимает. Затем каждый участник задает ему пробный вопрос, который будет начинаться со слов: «А может быть так, что ты...». Когда участник почувствует, что его правильно поняли, он сообщает об этом, и вопросы закан­чиваются.

В результате выполнения упражнения участник сам начина­ет лучше понимать причины и цели своего поступка.

Вопросы для обсуждения:

• Какие вопросы были наиболее удачными для прояснения причин и целей высказывания другого человека?

• Что помогает лучше понять причины и цели, выраженные в высказывании другого человека?

Упражнение «Событие»

Один из участников рассказывает о том, что произошло с ним сегодня утром, или о том, в каком состоянии он находит­ся в данный момент. Другому участнику группы дается задание воспроизвести его рассказ, третьему — отразить только основ­ные и наиболее значимые элементы рассказа, четвертому — интерпретировать рассказ. После каждого пересказа ведущий спрашивает у рассказчика, правильно ли передана его мысль. Если рассказчик не вполне удовлетворен, ведущий просит дру­гих участников группы выполнить это задание еще раз, до тех ПоР пока не будет найден адекватный вариант. Затем обсужда­ется причины расхождения смыслов рассказа.

Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межлично­стные отношения: Метод, рекомендации.СПб., 2001.

Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом

взаимодействии. — СПб., 2002. Практикум по социально-психологическому тренингу. / Под ред. Б.Д. jja^

рыгина. - СПб., 1994.

Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного

общения.М., 1991. Психология делового общения. /Авт.-сост. Ю.А. ФоминМинск., 1990.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Для успешного выполнения упражнений на произвольное расслабление целесообразно использовать имеющиеся в памя­ти человека представления, связанные с личным опытом пере­живания состояний расслабления и отдыха. Конкретное пред­ставление знакомой ситуации приводит к хорошему мышеч­ному расслаблению и облегчает обучение упражнениям на расслабление.

Приняв исходное положение упражнения, следует закрыть глаза и постараться припомнить и ярко представить себе, на­пример, следующие ситуации:

1) Я лежу на теплом песке пляжа, он приятно согревает тело; солнце мягко припекает, легкий ветер холодит кожу лба,

не хочется двигаться; приятное ощущение покоя во всем теле оно как будто растворилось в теплом воздухе летнего дня;

2) Я медленно плыву в теплой тихой морской воде; пере­вернулся на спину, совершенно расслабился, и вода сама дер­жит меня; тело почти невесомо, оно потеряло границы; меня слегка покачивает на легкой волне; приятно так отдыхать;

3) Я лежу в мягкой пуховой постели; сегодня я много сде­лал, хорошо поработал, и приятная усталость как-то особенно ощутима; она вдавила тело в постель; тяжелые руки, тяжелые неподвижные ноги, не хочется двигаться; ни о чем не думает­ся, только физически ощущается покой, тишина, отдых.

Подобные воспоминания и ситуации из личного опыта под­бираются с учетом индивидуального опыта человека. Когда со­ответствующее воспоминание найдено, надо представить себе данную ситуацию в деталях, в подробностях и обратить на них внимание, тогда представления начнут приобретать отчетли­вость и яркость.

Черникова О.А., Дашкевич О.В. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена.М., 1971.

МЕТОДИКА РЕЛАКСАЦИИ ВО ВРЕМЯ СЕССИИ

Методика дает положительный результат лишь при тща­тельном усвоении приемов.

Занятия по овладению методикой релаксации в период под­готовки и сдачи экзаменов могут проводиться вначале с груп­пой, а затем индивидуально в форме домашнего задания.

Целесообразно тренироваться утром сразу после пробужде­ния и непосредственно перед засыпанием в вечерние часы. Это обусловлено тем, что заторможенное состояние коры головно­го мозга после пробуждения или перед засыпанием способ­ствует эффективности.

ТЕКСТ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ СЕССИИ

1. Я отдыхаю. Я расслаблен.

Все тело отдыхает. Не чувствую никакой усталости. Я отдыхаю.

2. Дышу свободно и легко. Дышу ровно и спокойно.

3. Сердце успокаивается.

Все реже сокращения сердца. Оно бьется ровно и ритмично. Спокойно и ровно бьется сердце.

4. Расслаблены мышцы правой руки. Расслаблены мышцы левой руки. Плечи расслаблены и опущены. Руки расслаблены.

Чувствую тяжесть рук.

Приятное тепло чувствую в руках.

5. Расслаблены мышцы левой ноги. Расслаблены мышцы правой ноги. Мышцы ног расслаблены.

Они неподвижные и тяжелые. Приятное тепло чувствую в ногах.

6. Все тело расслаблено. Расслаблены мышцы спины. Расслаблены мышцы живота. Чувствую приятное тепло во всем теле.

7. Расслаблены мышцы лица. Брови свободно разведены. Лоб разглажен.

Веки опущены и мягко сомкнуты.

Углы губ опущены.

Расслаблены мышцы рта.

Все лицо спокойное, расслабленное.

8. Я отдохнул. Чувствую себя свежим. Дышу глубже и чаще.

С каждым вдохом уменьшается тяжесть мышц.

Дышу глубоко.

Чувствую бодрость и свежесть во всем теле.

Потягиваюсь.

Открываю глаза.

9. Тело напряжено как пружина. Хочется встать и действовать. Сегодня ответственный день. Экзамен.

Я полон сил и бодрости. Много и упорно готовился. Уверен в своих силах. 10. Быстро встать.

Заняться гимнастикой.

Корчагина Т.Д. Психическое состояние уверенности в себе в экстремаль­ной ситуации (на примере экзамена в вузе). — Дис. канд. психол. наук.М., 1989.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...