Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словарь терминов и определений

Е.П. Яхина

 

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Методические указания

к выполнению практических работ

 

 

Омск

ОГИС


УДК 681.3.07

ББК 32.973-018.2

Я 90

Рецензент

канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры ПрИМ ОГИС
М. Н. Рассказова

Ответственный за выпуск

канд. пед. наук, заведующий кафедрой ПрИМ ОГИС
О. Н. Лучко

 

 

Яхина, Е. П.

Я 90 Анализ эффективности информационных систем: Методические указания к выполнению практических работ / Е. П. Яхина. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2010. – 24 с.

 

Целью методических указаний является закрепление теоретических знаний, развитие творческого мышления, формирования профессиональных навыков в ходе выполнения практических работ.

Разработаны в соответствии с рабочей программой курса, содержат план занятий, основные рекомендации, ситуационные задачи, темы самостоятельных работ.

Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения по специальности «Прикладная информатика (по областям)».

 

Печатается в авторской редакции.

 

УДК 681.3.07

ББК 32.973-018.2

 

© Омский институт сервиса, 2010


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение. 4

Практическая работа № 1 «Расчет финансовых показателей для оценки ИТ проектов». 5

Практическая работа № 2 «Расчет трудоемкости разработки программного средства различными методами». 7

Практическая работа № 3 «Использование метода ТСО для оценки затрат на создание информационных систем». 10

Практическая работа № 4 «Сбалансированная система показателей» 12

Практическая работа № 5 «Оценка стоимости программных продуктов с использованием метода анализа иерархий (МАИ)». 14

Практическая работа № 6 «Расчет эффективности ИС системы (итоговое задание)». 15

Библиографический список. 22

Словарь терминов и определений. 23


Введение

Современный уровень развития информационных технологий поставил новую проблему – произвести оценку эффективности информационных систем (ИС). Как справедливо заметил Фредерик Брукс «...слабо развиты наши методы оценок. В сущности, они отражают молчаливое и совершенно неверное предположение, что все будет идти хорошо»

Очевидно, что наука не стоит на месте и предлагает разнообразные методы и подходы по оценке эффективности ИС, и даже идут дискуссии о том, воз­можно ли создание таких методик в принципе. Это направление до сих пор остается достаточно сложным и мало разработанным, и пока не создано надежной универсальной методики, дающей гарантированный результат. В большинстве же случаев приходится опробовать различные методы.

Анализ затрат и результатов, связанных с созданием и эксплуатацией информационной системы, подразумевает изучение разницы между понесенными затратами и прибылью. Обычно затраты определяются как сумма расходов на развитие системы, включая аппаратное и программное обеспечение, консалтинг, обучение, обслуживание системы, будущую модернизацию и т.д. С расчетом прибыли возникает больше проблем, так как выгода не всегда может выражаться в деньгах. Она может возникнуть в области рентабельности, производительности или в ценностных показателях для потребителя.

В Омском государственном институте сервиса для студентов специальности «Прикладная информатика (в сфере сервиса)» введена в учебный процесс дисциплина «Анализ эффективности информационных систем», призванная подготовить будущих специалистов к решению данной проблемы, с которой они непременно столкнутся в своей профессиональной деятельности.

 

 


Практическая работа № 1
«Расчет финансовых показателей для оценки ИТ проектов»

 

Задачи: познакомить студентов со статическими и динамическими методами оценки информационных систем, провести расчет финансовых показателей с использованием финансовых функций и прямыми расчетами.

Используемое программное обеспечение: операционная система Windows, Ms Excel.

Время выполнения работы: 4 часа аудиторных занятий.

Теоретический аспект: финансовые методы оценки предполагают подход к созданию информационной системы как вложений средств в ИТ проект и дальнейшей оценкой эффективности этого проекта [2, c. 10]. Потоки платежей вносятся в ячейки таблицы со своим знаком («+» – доход от проекта, «–» – вложения в проект). При этом возможны два варианта работы:

Способ 1. Расчет NPV, PI, T, IRR производится в Ms Exel путем расчета данных в таблице 1 [2, с.10 ].

Таблица 1

Расчет NPV, PI, T

           
потоки платежей          
накопленные разности          
дисконтированные стоимости          

Для расчета внутренней нормы доходности (IRR) необходимо рассчитать значение чистой текущей стоимости (NPV) для нескольких значений ставки дисконта E (чтобы получились “+” и “–“ значения NPV) и составить таблицу:

Таблица 2

Расчет IRR

E E1 E2+ E3 E4
NPV   NPV+ NPV-  

Значение IRR определяется по формуле:

 
 


(1)

 

 

где NPV+ и NPV- – последнее положительное и первое отрицательное значение NPV; E+ – последнее значение Е, при котором NPV > 0.

Чтобы определить IRR графически – строится прямая в координатной плоскости Е-NPV по двум точкам с пересечением оси NPV=0.

Способ 2. С применением встроенных финансовых функций (см.
табл. 3). При этом необходимо учесть, что суммы, относящиеся к начальному моменту времени, не вносятся в аргументы функции (так как не дисконтируются), а затем просто вычитаются из ответа.

Таблица 3

Функции Excel для оценки ИТ проектов

Функция Формат функции Назначение функции
ВСД ВСД (Значения; Предположение) Возвращает внутреннюю ставку доходности для периодических потоков денежных средств.
ЧПС ЧПС (Ставка; Значение1; Значение2;..) Определяет чистую приведенную стоимость с использованием денежных потоков, осуществляемых через регулярные интервалы.
ЧИСТНЗ ЧИСТНЗ (Ставка; Значения; Даты) Определяет чистую приведенную стоимость для денежных потоков, осуществляемых через нерегулярные интервалы.
ЧИСТВНДОХ ЧИСТВНДОХ (Значения; Даты; Предп) Возвращает внутреннюю ставку доходности для не равноотстоящих по времени платежей.

 

Задание 1.1.

Рассчитать показатели эффективности: NPV, PI, T, IRR для следующих проектов:

1. Оценить эффективность инвестиций размером 400 млн. рублей, если ожидаемые доходы за первые пять месяцев соответственно равны: 50, 140, 160, 180 и 250 млн. рублей при годовой ставке 8%.

2. Инвестиции в проект к концу первого года его реализации составят 100 000 руб. В последующие три года ожидаются годовые доходы по проекту: 30 000 руб., 44 200 руб., 65 800 руб. Издержки привлечения капитала 10%.

3. 1 июля 2007 года была сделана инвестиция в проект в размере 10 000 тыс. руб. В результате реализации проекта ожидается получение прибыли: 15 сентября 2007 г. – 3750 тыс. руб., 1 ноября 2007 г. – 4260 тыс. руб. и 1 января 2008 г. – 8250 тыс. руб. Норма дисконтирования 9%. Определите чистую текущую стоимость инвестиции на 1 июля 2007 года и 1 июля 2006 года.

Задание 1.2.

Методом «затраты-прибыль» [2, c. 11]. отобрать 3 наиболее прибыльных ИТ-проекта (см. табл. 4). Какую сумму финансирования необходимо выделить на эти проекты?

Таблица 4

Исходные данные о прибыли и затратах на ИТ-проекты

    Проект 1 Проект 2 Проект 3 Проект 4 Проект 5
Затраты (тыс. у.е.)          
Прибыль (тыс. у.е.)          

Задание 1.3.

При обосновании экономической эффективности ряда ИТ – проектов были получены экономические показатели, приведенные в таблице 5. В каких случаях (вариантах) все показатели согласуются, а в каких – нет? В случае рассогласования определить, какие показатели проекта следует пересмотреть?

Таблица 5

Исходные данные об ИТ - проектах

№ варианта   NPV   PI   T Срок реализации проекта Ставка дисконта (рефинансирования)   IRR
  -731 0,88     16% 8%
    0,98     10% 16%
    1,35     15% 22%

 

Практическая работа № 2
«Расчет трудоемкости разработки программного средства
различными методами»

Задачи: на примере одной задачи осуществить знакомство с разными методами определения трудоемкости разработки программных средств и рассчитать затраты на ПО на их основе. Произвести сравнительный анализ используемых методов.

Используемое программное обеспечение: операционная система Windows, Ms Excel, Ms Project.

Время выполнения работы: 10 часов аудиторных занятий.

Теоретический аспект: в общем смысле трудоемкость, как показатель производительности труда, представляет собой сумму затрат живого труда на производство единицы продукции. В нашем случае трудоемкость характеризует время, необходимое одному специалисту или коллективу для создания некоторого программного продукта или выполнения определенного этапа работ и измеряется в чел.-мес.. На практике мы рассмотрим несколько способов ее расчета.

Задание 2.1.

1. Используя «Типовые нормы времени на программирование задач для ЭВМ» от 27 июля 1987г. [2, c. 34], рассчитать трудоемкость для подсистем:

В-1. «Управление материально-техническим снабжением»;

В-2. «Управление организацией труда».

Исходные данные проекта:

– планируемый срок разработки - 0,5 года.

– количество разновидностей форм входной информации - 5, в том числе: переменной - 3; нормативно-справочной - 2.

– количество разновидностей форм выходной информации – 10.

– степень новизны комплекса задач - Г.

сложность алгоритма - 3.

– объем входной информации - 5 тыс. документострок.

– сложность организации контроля входной и выходной информации: входные данные и документы разнообразного формата и структуры, контроль осуществляется перекрестно (11); печать документов сложной многоуровневой структуры разнообразной формы и содержания (21)

– проект разрабатывается с учетом обработки информации в режиме работы в реальном времени.

– язык программирования - АССЕМБЛЕР.

– использование типовых проектных решений - 20% (руководителем разработки установлен коэффициент 0,8).

 

2. На основе трудоемкости рассчитать штатную численность исполнителей, определить их состав, длительность разработки в днях и составить календарный график работ.

3. Произвести расчет затрат (на заработную плату, амортизацию, электроэнергию и прочие расходы) и прибыли на периоды создания и эксплуатации системы.

4. Рассчитать показатели эффективности ИТ-проекта: NPV, PI, T.

 

Задание 2.2.

Для исходных данных задачи 2.1. произвести расчет трудоемкости методом экспресс-оценки [2, c. 29].

 

Задание 2.3.

Для исходных данных задачи 2.1. произвести расчет трудоемкости методом уточненной модели. Недостающие данные считать равным номинальному (среднему) значению [2, c. 30].

 

Задание 2.4.

Для исходных данных задачи 2.1. произвести расчет трудоемкости методом СОСОМО II (по двум вариантам) для модели этапа композиции приложения и модели пост-архитектуры [3, c. 27]. Недостающие данные считать равным номинальному (среднему) значению.

Задание 2.5.

Рассчитать по модели композиции приложения затраты (чел.-мес.) на создание следующего ПО: формируется 6 экранов, в т.ч. 2 серверных и 4 клиентских; 3 отчета – из них 1 серверный и 2 клиентских. Среда разработки – Delphi [1, c. 213].

Задание 2.6.

Используя средство Microsoft Project, на основе календарного графика, полученного в п 2.1., составить диаграмму Гантта. Рассчитать суммарные затраты на проект

Сравнить результаты, полученные по различным методам. Сделать выводы.

Практическая работа № 3
«Использование метода ТСО для оценки затрат на создание
информационных систем»

 

Задачи: знакомство с методом совокупной стоимости владения на конкретном примере.

Используемое программное обеспечение: операционная система Windows, Ms Excel.

Время выполнения работы: 2 часа аудиторных занятий.

Теоретический аспект: ТСО информационной системы – это полный комплекс затрат, связанных с приобретением, внедрением и использованием системы, воспринимаемой как единые затраты на ИС в процессе ее создания и эксплуатации. При этом различают первоначальные затраты (на программное обеспечение, оборудование и обучение) и эксплуатационные затраты (на сопровождение, администрирование, модернизацию, повышение квалификации, потери от простоев) [4, c. 215]. Практика показывает, что чаще всего ограничиваются рассмотрением первоначальных затрат, доля которых составляет лишь 30 % от общих затрат на ИС, тогда как эксплуатационные затраты составляют 70 % и часть из них вообще носит скрытый характер (затраты от простоев) [2, с. 16].

Задание 3.1. Рассмотрим процесс оценки информационных технологий на примере компании ООО «ЖД-Страж. Руководство компании приняло решение систематизировать процесс финансирования их развития. Для этого была проведена оценка целесообразности инвестиций в ИТ. В результате проведенного анализа, были получены три потенциально полезных ИТ-решения:

¾ внедрение высокоскоростного Интернета;

¾ установка централизованного сервера;

¾ внедрение новой системы приема и обработки заказов

Для оценки стоимости затратных составляющих проектов был использован упрощенный метод ТСО. При расчетах стоимости проектов учитывались два компонента:

¾ стоимость создания – расходы, связанные с разработкой проекта, закупкой оборудования, монтажными работами и т.д.;

¾ стоимость эксплуатирования – расходы, связанные с обслуживанием, ремонтом и модернизацией системы.

Выполнив калькуляцию затрат на проект, были получены результаты, представленные в таблице 6.

Таблица 6

Затраты на проект

Проект Стоимость создания, руб. Стоимость эксплуатирования, руб./мес.
  Высокоскоростной доступ в Интернет    
  Установка централизованного сервера    
  Новая система приема и обработки заказов    

Прогноз количественного эффекта внедрения каждого ИТ-проекта вычислялся на основании прогноза качественных эффектов; финансово-экономических показателей компании; а также планов подразделений, деятельность которых затрагивают внедряемые решения. Результаты вычисления количественного эффекта каждого ИТ-проекта представлены в таблице 7.

Таблица 7

Количественный эффект от проекта

 

Проект Качественные выгоды Количественный результат, руб./мес.
  Высокоскоростной доступ в Интернет Увеличение оперативности при работе на 70%  
  Установка централизованного сервера На 30% повышение производительности при обработке информации  
  Новая система приема и обработки заказов На 20% увеличение пропускной способности приема заказов  

Поскольку ИТ динамично развиваются, аналитики приняли срок жизни проектов равным 12 мес. Ставка дисконта равнялась 20%.

Исходя из этого необходимо рассчитать финансовые показатели:

срок окупаемости (Т),

чистый приведенный доход (NPV),

индекс рентабельности (PI),

возврат инвестиций ROI (как отношение суммарного эффекта от автоматизации к объему инвестиций в нее),

совокупную стоимость владения (ТСО)

Сделать выводы о целесообразности каждого проектного решения
[2, c. 10] и в совокупности всех проектов.

 

Практическая работа № 4
«Сбалансированная система показателей»

Задачи: Использование метода BSC при оценке удовлетворенности потребителя продуктов/услуг, в том числе информационных.

Используемое программное обеспечение: операционная система Windows, Ms Excel, среда разработки приложений Delphi или любое другое инструментальное средство.

Время выполнения работы: 2 часа аудиторных занятий.

Теоретический аспект: предлагаемые критерии оценки удовлетворенности клиентов приведены в таблице 8. Распространенный способ измерения и мониторинга удовлетворенности потребителя — расчет по одной из следующих формул:

И х В или (И – 3)В2/50,(2)

где: «И» — среднее значение исполнения критериев или факторов удовлетворенности. Исполнение оценивается в баллах: 1 — полное разочарование; 2 — раздражен; 3 — ожидания оправдались; 4 — приятно удивлен; 5 — восторг.

«В» — среднее значение важности (или степени соответствия ожиданиям). Важность оценивается в баллах: 5 — жизненно необходимо; 4 — важно; 3 — должно быть; 2 — не важно; 1 — полное безразличие.

Задание 4.1. Необходимо придумать виртуальное предприятие, для которого составить анкету удовлетворенности его потребителей. Автоматизировать расчет с использованием инструментальной среды или языка VBA (Ms Excel).

Возможные критерии удовлетворенности клиентов приведены таблицы 8. С учетом специфики предприятия можно откорректировать данные критерии.

Рассчитать удовлетворенность клиентов по формулам (2) и полученные результаты сравнить. Определить, в чем состоит преимущество или недостаток каждой из них.

Таблица 8

Критерии оценки удoвлeтвopeннocти клиeнтoв

  Kpитepий Oпиcaниe
Качество продукции/услуги Качество продукции Потребитель должен получить качественный продукт/услугу.
Полнота ассортимента Для успешной деятельности компания должна следить за предлагаемым продукционным рядом, пополнять и расширять услуги и виды выпускаемой продукции.
Цена Цена на услугу/продукцию не должна намного превышать цен, представленных по городу в этой нише, иначе потребитель уйдет в другую компанию.
Упаковка/отделка Внешний вид продаваемой продукции, его упаковка должна быть привлекательной, положительно влиять на мнение покупателя о данном продукте.
Качество обслуживания Оперативность приема заказа Coтpудники кoмпaнии дoлжны ocущecтвлять взaимoдeйcтвиe c клиeнтoм быcтpo и oпepaтивнo.
Оперативность исполнения заказа Koмпaниeй дoлжны выпoлнятьcя oбeщaния выпoлнить paбoту к нaзнaчeннoму вpeмeни или же еще быстрее, что положительно влияет на мнение о компании.
Оперативное решение сложных ситуаций Coтpудники кoмпaнии дoлжны вceгдa пoмoгaть клиeнтaм c peшeниeм иx пpoблeм, быстро и вежливо. K клиeнтaм кoмпaнии дoлжeн пpoявлятьcя индивидуaльный пoдxoд.
Качество предложения Оптимальность соотношения цена-качество Качество должно соответствовать цене.
Система скидок, бонусов, подарков Необходимо заинтересовать клиентов в нас - если компания проводит акции, выдает постоянным клиентам карточки со скидками, пусть даже небольшими, делает скидки на крупные заказы, это привлекает потребителя.
Возможность возврата продукции Если возникает ситуация, когда продукция по каким-то причинам не удовлетворяет потребителя, должна быть организована возможность возврата или же замены продукции.

 

Практическая работа № 5
«Оценка стоимости программных продуктов
с использованием метода анализа иерархий (МАИ)»

Задачи: на конкретном примере оценки стоимости программного продукта рассмотреть метод анализа иерархий.

Используемое программное обеспечение: операционная система Windows, Ms Excel.

Время выполнения работы: 2 часа аудиторных занятий.

Теоретический аспект: практика определения стоимости товара (услуг) методом сравнительного анализа показывает, что зачастую ни один из выбранных подобных аналогов по характеристикам полностью не идентичен оцениваемому товару (услуге). В таких случаях можно использовать МАИ, являющийся систематической процедурой для иерархического представления элементов, определяющих параметры товара.

Для разрабатываемого ПО и существующих программ-аналогов рассчитываются глобальные приоритеты [5, c.33].

Сравнение происходит с помощью матриц парных сравнений. Для этого составляется одна квадратная матрица для сравнения критериев и несколько матриц (по числу критериев) для сравнения аналогов по каждому из критериев.

Расчет стоимости ПО проводится по формуле:

 
 


(3)

 

где Ci и ri – стоимость и глобальный приоритет i-го аналога, C0 и r0 – стоимость и глобальный приоритет оцениваемого ПО.

Задание 5.1. ИТ-подразделение организации получило заказ на разработку ПО для оценки эффективности инвестиционных проектов. Заказчик сформулировал свои требования к программе. Используя продукты-аналоги, стоимость которых известна, определить стоимость разрабатываемого ПО. Данные о программах-аналогах и требования к разрабатываемой программе приведены на рисунке 1.

Рис. 1. Исходные данные о программных продуктах-аналогах и разрабатываемом ПО

Практическая работа № 6
«Расчет эффективности ИС системы (итоговое задание)»

 

Задачи: научиться самостоятельно производить оценку прибыли (выгод или преимуществ) от внедрения информационной системы в конкретной предметной области, рассчитывать затраты и делать вывод об экономической эффективности данного ИТ-решения.

Используемое программное обеспечение: операционная система Windows, Ms Excel.

Время выполнения работы: 6 часов аудиторных занятий.

Теоретический аспект:

Затраты на ИТ-решение рекомендуется определять по методу ТСО – совокупной стоимости владения, учитывающей вложения в систему как на этапе проектирования, так и на этапе ее эксплуатации [2, c. 16]. В случае создания программного обеспечения силами ИТ-подразделения предприятия, рассчитать трудоемкость одним из известных методов. В

Преимущества от внедрения связаны со спецификой данной ИС. Каждое преимущество должно быть однозначным и легко проверяемым, а также подтверждено владельцами процессов в ходе анализа.

При анализе конкретной компании выявляются общие традиционные и уникальные особенности, позволяющие привести полную картину потенциально сэкономленных средств за счет внедрения функциональных модулей системы. Высвобождаемое время сотрудников может быть переведено не в фактическую прибыль от проекта, а оценено как высвобождающееся дополнительное время, которое будет потрачено на развитие персонала компании в целом. Внедрение экономического обоснования

Рассмотрим пример

Рассмотрим пример ИТ-решение, автоматизирующее кадровые бизнес-процессы: кадровый учет, расчет заработной платы, набор персонала и управление обучением и кадровым развитием. Расчет производится для территориально распределенного холдинга, в котором работает 1000 сотрудников: 500 рабочих, 350 офисных сотрудников и 150 руководителей различного уровня; в кадровых процессах принимают участие сотрудники кадровой службы (пять человек) и бухгалтерии (два сотрудника, рассчитывающие заработную плату).

Определение преимуществ

1. Первым преимуществом является оптимизация времени выполнения стандартных кадровых процессов в информационной системе. Для определения данного преимущества необходимо выявить и учесть следующие факторы:

– время выполнения каждой операции до и после внедрения.

– время получения отчетности до и после внедрения.

– частотность выполнения каждой операции.

Экономия времени сотрудников HR-службы. Организация принимает на работу пятьдесят сотрудников в год (50:260 = 0,19), то есть в среднем один раз в неделю принимается один сотрудник. Время, затраченное на прием сотрудника, составляет 30 минут. В информационной системе Х сотрудник затрачивает на тот же процесс 20 минут. За год на операцию «прием на работу» экономится 520 минут, что составляет около восьми часов, то есть один день.

В комплексной системе кадрового учета существенная экономия времени достигается при получении различных видов отчетности для руководства: оперативной и периодической (ежемесячной, ежеквартальной и ежегодной), на ручную подготовку которой тратится около тридцати дней. Высвобождаемое время сотрудников HR-служб может быть переведено не в фактическую прибыль от проекта, а оценено как высвобождающееся дополнительное время, которое будет потрачено на развитие персонала компании в целом.

Экономия времени сотрудников бухгалтерии. На расчет заработной платы может экономиться до двух дней в месяц, что составляет двадцать четыре дня. На получение справки 2НДФЛ без информационной системы бухгалтер затрачивает двадцать минут, в информационной системе — пять минут, в среднем каждый сотрудник берет справку 2НДФЛ раз в два года, ежегодно подготавливается пятьсот справок, экономия на их подготовку составляет около 16 дней. Примеры можно продолжить.

При рассмотрении всех операций, выполняемых кадровой службой и бухгалтерией (в рамках кадровых процессов), экономия времени в нашем примере может составить около двух полных годовых загрузок специалиста HR или бухгалтерии, что при оценке стоимости высвобождающегося времени сотрудников HR-службы или бухгалтерии дает два годовых оклада.

Экономия времени всех сотрудников компании. При внедрении информационной системы, дающей возможности каждому сотруднику получать персональную информацию напрямую из системы, работник может со своего рабочего места подавать заявку на отпуск, просматривать расчетный листок, менеджер получает доступ к кадровым данным своих подчиненных, таким образом возникает экономия времени для каждого сотрудника. Для тех же, у кого рабочее место находится на производстве и нет персонального компьютера, могут быть установлены терминалы общего доступа, с помощью которых сотрудники могут получать доступ к своей личной информации.

Для рабочих экономия времени может составлять один час на каждую справку или расчетный листок, поскольку им не надо идти в кадровую службу и ждать, когда будет готов соответствующий документ. Если работники запрашивают раз в два месяца какую-либо справку, соответственно, при расчете экономии получаем полтора годовых оклада рабочего.

Для офисных сотрудников экономия составляет около 20 минут, если в среднем они запрашивают у специалистов по кадрам справки или расчетные листки раз в месяц. В нашем примере получаем экономию 0,7 годового оклада офисного сотрудника.

Менеджер запрашивает кадровые данные по своим подчиненным в среднем раз в два месяца, и экономия времени составляет тридцать минут. При пересчете получаем финансовую экономию 0,2 годового оклада менеджера.

2. Вторым ощутимым преимуществом является эффект от комплексного внедрения, подразумевающий повышение эффективности за счет внедрения различных модулей, дающих синергию.

Ежедневно работники кадровых служб, сотрудники, ответственные за подбор персонала, сотрудники подразделений компенсаций и льгот и сотрудники бухгалтерии обмениваются кадровой информацией, производя ввод дублирующихся данных. Внедрение единой системы позволяет экономить время на ведении данных по сотруднику всем использующим эти данные специалистам.

Например, единая система по персоналу позволяет сотрудникам, ответственным за подбор персонала, осуществить быстрый поиск кандидата внутри компании и за ее пределами по заданным критериям поиска (требуемый профиль кандидата).

При общей текучести персонала в 5% ежегодно в компанию приходят около 50 человек. Если есть возможность осуществлять эффективный поиск среди внутренних кандидатов, около семи человек будут найдены внутри компании (три менеджера и четыре офисных работника). На каждого сотрудника, привлеченного через внешнее кадровое агентство, компания тратит около 20 % годовой заработной платы сотрудника, в нашем примере финансовая экономия составит 0,6 годового оклада менеджера и 0,8 годового оклада рядового сотрудника.

Эффект от комплексного внедрения также относится к преимуществам, получаемым за счет внедрения единой системы в рамках распределенной компании. Единая учетная политика, контролируемая головной компанией, позволяющая экономить за счет контроля по выплатам, единые данные по персоналу, используемые при переводах из подразделения в подразделение, общекорпоративное прозрачное планирование и т.д.

Целесообразно ввести понятие базовой единицы (БЕ) — базовый годовой оклад сотрудника уровня рабочего (это самая младшая должность в компании). Для всех остальных уровней выведем относительный средний годовой оклад, измеряемый в БЕ. Сумму экономии определим равной количеству базовых годовых окладов по должности. Согласно нашему расчету общая годовая экономия в примере составляет 14,64 БЕ (расчет показан в таблице 9).

Таблица 9

Расчет годовой экономии в базовых единицах

 

Должность Кол-во сэкономленных годовых окладов Сумма годового оклада, БЕ Сумма экономии, БЕ
HR-менеджер   2,14 4,29
Менеджер 0,5 5,71 4,57
Офис 1,5 2,89 4,29
Рабочий 1,5 1,00 1,50
Итого     14,64

Стоимость внедрения предлагаемой функциональности составляет около 20 БЕ. Ежегодная поддержка — около 4 БЕ, срок внедрения — шесть месяцев. Соответственно за первый год внедрения будет потрачена сумма внедрения и полгода поддержки: 20 + 4/2 = 22 БЕ. Прибыль за первые полгода составит 7,32 БЕ. Таблица 10 отражает динамику движения к точке безубыточности, которая достигается в третьем году эксплуатации информационной системы.

Таблица 10

Движение к точке безубыточности
(анализируются накопительные результаты)

  1 год 2 год 3 год
Затраты, БЕ      
Прибыль, БЕ 7,32 14,64 14,64
Разность, ДЕ -14,68 -4,04 6,61

 

Для наглядности результатов приведем график изменения ROI на рисунке 2.

Рис. 2. Изменение ROI

Задание 6.1.

Каждый студент выполняет индивидуальное задание согласно своего варианта (см. таблицу 11) и представляет результаты в печатной форме в виде отчета.

Для выполнения задания необходимо изучить предметную область и определить участок предполагаемой автоматизации. В соответствии с этим рассчитать затраты и преимущества от внедрения ИС. Все умозаключения должны быть описаны словесно и подтверждены расчетами. Обосновать экономическую эффективность внедрения данной ИС расчетом итоговых показателей, результаты проиллюстрировать графикой.

 

Таблица 11

Темы для самостоятельной работы

№ п/п Предметная область № п/п Предметная область
  Бухгалтерский учет   Видеопрокат
  Управление запасами   Библиотека
  АРМ кассира   Биржа труда
  АРМ руководителя   Туристическое агентство
  АРМ товароведа   Учет расселения в гостинице
  Сбыт и реализация продукции   Автосалон
  Управление финансами   Фармацевтика

 

 

Продолжение таблицы 11

 

№ п/п Предметная область № п/п Предметная область
  Маркетинг   Жилищно-коммунальное хозяйство
  Учет продаж   Оплата коммунальных услуг
  Управление складом   Аренда помещений
  Договоры и взаиморасчеты   Учебные заведения
  Подготовка прайс-листов по запросам покупателей   Диспетчерская городского транспорта
  Контроль поставок товаров и расчеты по поставкам   Рекламное агентство
  Банк   Агентство недвижимости
  Универмаг   Брачное агентство
  Налоговая инспекция   Служба такси
  Таможня   Управление кадрами
  Статистика   Архив
  Страхование   Нотариальная контора
  Поликлиника   Разработка электронных учебников

Библиографический список

Основная литература:

1. Вендров, А. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: учебник / А. М. Вендров. – М.: Финансы и статистика. – 2002. – 352 с.

2. Калиберда, Е. А. Анализ эффективности информационных систем: учебное пособие / Е. А, Калиберда, Е. П. Яхина. – Омск: ОГИС, 2006. – 109 с.

3. Орлов, С. А. Технологии разработки программного обеспечения: учебник / С. А. Орлов. – СПб.: Питер, 2002. — 464 с

4. Скрипкин, К. Г. Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем: учебник / К. Г. Скрипкин. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 958 с. – (Учебники экономического факультета МГУ).

5. Яхина, Е. П. Информационные технологии поддержки принятия решений: учебное пособие / Е. П. Яхина. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2009. – 73 с.

Дополнительная литература:

1. Автоматизированная система управления предприятием. Система нормативов на ресурсы. ГОСТ 4.071.033-80, 1980.

2. Баронов, В. В. Информационные технологии и управление предприятием / В. В. Баронов. – М.: Компания АйТи, 2004. –
328 с.

3. Благодатских, В. А. Экономика, разработка и использование программного обеспечения ЭВМ / В. А. Благодатских. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 288 с.

4. Деверадж, С. Окупаемость ИТ: Измерение отдачи от инвестиций в информационные технологии / С. Деверадж. – М.: ЗАО «Новый издательский дом», 2005. – 192 с.


 

Словарь терминов и определений


Администрирование – совокупность работ по администрированию серверов, сетевого оборудования, каналов связи, операционных систем, локальных сетей, СУБД, прикладных программ.

Бенчмаркинг – сопоставление ТСО данной организации с ТСО конкурентов и предприятий схожего профиля.

Дисконтирование – приведение стоимостной величины на другой промежуток времени, как прав

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...