Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные особенности методик «ШДК»




библер диалог культура

А) Введение в ситуацию диалога

Одна из особенностей методики Школы диалога культур заключается в том, что происходит введение в ситуацию диалога, побуждение к поиску открытого знания, а не принуждение к усвоению закрытого. Это введение предлагает использовать следующие элементы:

- диагностика готовности учащихся к диалогическому общению и обобщению базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения;

поиск опорных мотивов, то есть тех волнующих ребят вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала;

переработка готового учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до вечных человеческих проблем;

продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога и сюжетных линий урока;

проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися;

гипотетическое выявление зон импровизации, то есть таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение участников (погружение, мозговой штурм, десанты, игровые ситуации, диспуты, дискуссии и т. п.).

Б) Понятие «точки удивления»

Другая особенность - использование так называемых точек удивления и загадок бытия. Под ними подразумеваются те «узелки» в сознании ребенка, где можно формировать основные опорные элементы предметов школьного цикла. В этих «точках» происходит закрепление исходных механизмов психологического и логического взаимопревращения сознания в мышление, мышления - в сознание.

«Точки удивления» можно разделить на несколько групп:

- загадки слова (слово в его самобытности, слово в разных «речевых жанрах», слово как момент предложения в жесткой системе грамматических правил, в его слитности и неразделимости, слово и язык);

загадки числа (рождение идеи числа, математического отношения к миру, сопряжение и диалог процессов изменения, счета, степени);

загадки явлений природы (отдельное самостоятельное явление и природная целостность, бесконечная Вселенная и частность, особенность, проявление и возможность, исток);

загадки момента истории (время и вечность, актуализация памяти о бывшем до меня и без меня, замыкание на феномене культуры, «наследственность», генеалогия, история и ее памятники);

загадки Я-сознания (если семи-восьмилетний человек не станет странным для самого себя, не удивит сам себя словом, числом, явлениями природы и истории, своим собственным образом как обучающегося (в смысле обучающего себя), то идея Школы диалога культур по большому счету обречена на провал).

В) Игровые средоточения.

Среди особенностей методики выделяют также «игровые средоточия». Их основной смысл состоит в том, чтобы подготовить школьника к роли субъекта учебной деятельности. Это новая грань между сознанием и мышлением, между игрой и культурной деятельностью. Существуют следующие средоточия:

- физические игры (гимнастика, развитие самостоятельных форм ритма, мелкой моторики);

словесные игры (головоломки, основанные на поэтике литературы, законах логики);

создание художественного образа (на полотне, в глине, камне, в графике, в зачатках архитектурного видения);

элементы ручного труда, ремесла;

музыка;

театр.

Смысл педагогической деятельности определяется необходимостью «открытия» ученика, поиском способа инициации его стремления к исследованию, обратного взаимодействия с взрослым. Ставя учебную проблему, преподаватель выслушивает все варианты и переопределения, помогает проявить различные формы логики разных культур, выявить точку зрения и соотнести культурные концепции. Значение такой работы - в посредничестве.

В методике проведения самих уроков в «ШДК» тоже имеются свои новшества, направленные на указанные задачи.

 


Заключение

Итак, в целом методы и содержание программы «Школа диалога культур» вполне позволяют достигнуть заявленного авторами результата: выпуска из стен образовательного учреждения культурных юношей и девушек, готовых к жизни в современном мире, ориентирующихся в нем, толерантных «ко всему», любопытных и успешных.

Однако на фоне такой мажорной картины мы видим и очень серьезные подводные камни; а именно: потеря центральных ориентиров - понятий о сущностном добре и сущностном зле, и об их несовместимости; тиражирование искажений главной книги человечества - Библии; уничтожение в детях необходимости в Любви как Богоподобности, высшему из возможных мечтаний человека, и приравнивание Творца душ к античным богам, безразличным к человеку.

Как результат, ребенок здесь скорее всего вырастет «образованным», но потерявшим образ Божий. Впрочем, как и в любой другой светской программе образования!

Касательно же приготовления детей к идущей глобализации и «общечеловеческим ценностям», напомним:

«Так называемые общечеловеческие ценности фактически рождаются западной, либерально-рыночной демократией. "Новый мировой порядок" результат ее развития и несогласные с ним рассматриваются как консерваторы, стоящие на обочине цивилизационного процесса, его "изгои". Если бы существовала красная книга погибающих культур, она была бы очень толстой, а вскоре ее возможно придется сдать в архив, из-за того, что заносить туда больше нечего. На Земле остается одна, единственная - глобальная - современно-западная культура.

При этом у ней такие ценности, благодаря которым сам Запад вырождается не только духовно, но и демографически. «Изгои», которые их не принимают, становятся объектом интервенционистской агрессии: «У вас нет демократии? Тогда мы (с бомбами) летим к вам». (...)

«Трагичность положения культуры в глобальном мире в том, что она вырождается, исчезает вообще, вытесняется другим способом воздействия на духовную и социальную жизнь. Несмотря на споры по поводу определений, культура немыслима без табу, норм и регламентаций, общего представления о долге, чести и совести, без опоры на моральные, религиозные и эстетические регуляторы. Это ценностно-рациональное отношение к миру. Оно ограничивает свободу индивида, его личные интересы, требуя "служения" чему-то внешнему, высшему, социуму или Богу, что несовместимо с идеалом открытого гражданского общества.» (3)

Поэтому - или «идеальное общество» и идеальное образование без морали, или... доверие Творцу и Его Церкви.

 


Список литературы

 

1. «Философские письма», Ф.М. Аруэ (Вольтер)

2. сайт «Википедия», <http://ru.wikipedia.org/wiki><http://ru.wikipedia.org/wiki>, статья «Первое атеистическое государство»

. «Глобализация в свете культуры», В.А. Кутырев

. сайт «Энциклопедия РОЛ», http://www.peoples.ru/science/philosophy/bibler/ статья «Биография В.С. Библера»

. сайт «Библер и вокруг», <http://www.bibler.ru/shdkom_be_shdk.htm>, статья «Школа диалога культур», И. Е. Берлянд

. «Неоспоримые свидетельства», Д. Макдауэлл, <http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/neosporimye_svidetelstva.shtml>

. «Основы программы «Школа диалога культур», В. С. Библер. Вступительное слово И. Е. Берлянд

. «Словарь по педагогике», Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., М., 2005

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...