Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее понятие рисков и их классификация.




Оценка рисков образовательной и социальной среды

Направление подготовки:

Педагогика и психология девиантного поведения

Специализация:

Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения

Уровень высшего образования:

Специалитет

Тема 1. Сущность образовательных и социальных рисков

Тема лекционного занятия: Понятие и классификация рисков образовательной и социальной среды 2 часа

План:

Понятие культурно-образовательной среды.

«Культурно-образовательная среда» - это достаточно новое понятие в современной науке, которое до сих пор не имеет общепринятого толкования. Считается, что культурно-образовательная среда» является одной из составляющих понятия «образовательное пространство», под которым понимается (Б. Эльконин, В. Слободчиков и др.) территория, связанная с масштабными явлениями в области образования: как определенная часть социального пространства, в пределах которой осуществляется нормированная образовательная деятельность; как единство, целостное явление в области образования, которое, однако, имеет свои пределы.

В отечественной науке понятие среды тесно связывается с понятием личности. Педагогическая сущность культурно-образовательной среды по отношению к личности заключается в том, посредством чего происходит формирование личности в течение жизни.

Термин «культурно-образовательная среда» совмещает в себе весьма сложные междисциплинарные понятия - культуру и образование. Из этого следует, что среда выполняет две соответствующие функции: воспитательную и образовательную. В целом это развивающаяся структура, отдельные элементы которой употребляются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции определенной (социально заданной) системы ценностей. В связи с этим модель культурно-образовательной среды включает в себя:

· пространственно-семантический компонент (архитектура школьных домов, дизайн жилища, различные знаки, настенная информация и т.д.);

· содержательно-методический компонент (учебные программы, учебники, формы организации занятий, школьные объединения и т.д.);

· коммуникационно-организационный компонент (распределение статусов и ролей субъектов, национальные и половозрастные особенности учащихся, стиль общения и преподавания, организационные условия и т.д.).

Культурно-образовательную среду нужно рассматривать, во-первых, контексте ее духовного содержания, которое представлено уровнем культурного развития людей, их духовными потребностями и интересами, общечеловеческими и национальными ценностями, а также наличием священных мест, реликвий, храмовых комплексов. Во-вторых, следует учитывать общественные и материальные условия общества. Содержание культурно-образовательной среды в каждый отдельный период – это и сумма культурных ценностей во все времена, и итог культурно-исторического становления человеческого общества. Каждый блок накопленной информации для последующих поколений дает возможность культуре постоянно развиваться как единый организм. В культурно-образовательной среде работает множество разнообразных носителей информации, среди которых выделяют вещественные и личностные. Вещественные представлены, прежде всего, перечнем материальных предметов, используемых людьми в процессе жизнедеятельности. Личностные же носители – это сами люди, передающие друг другу знания, ценности, опыт. Культурная среда образовательного учреждения во многом находится в зависимости от образовавшейся культурной среды района или населенного пункта, на территории которого оно расположено. Окружающая атмосфера может как содействовать образовательно-воспитательным процессам, так и мешать им. Так, например, провозглашение гуманистических идей, и ценностей как базисных в жизнедеятельности школы без их глубинного осознания и принятия со стороны педагогических коллектива приводит к развитию атмосферы притворства, усилению недоверия, столкновениям между учениками и учителями, что ведет к утверждению авторитарных методов воспитания, что, в свою очередь способствует актуализации образовательных противоречий и возникновению социальных и образовательных рисков.

 

Общее понятие рисков и их классификация.

Современные общественные условия характеризуются наличием хронического социального кризиса, увеличивающего зоны риска.

Риск допустимо трактовать как возможность возникновения неблагоприятной ситуации, вероятную опасность или неудачный исход какой-либо деятельности.

Психологическая наука определяет понятие риска как состояние, связанное с необходимостью совершать некоторые действия, поступки в ситуации с неоднозначным исходом. Чем выше риск, тем выше вероятность неудачного развития событий.

На сегодняшний день отсутствует единая, общепризнанная классификация рисков. С высокой долей условности можно говорить об общих и специальных классификациях рисков, которыедифференцируются по ряду оснований.

Виды рисков по роду опасности:

§ Техногенные риски — это риски, источником которых является хозяйственная деятельность человека, они связаны с опасностями, исходящими от технических объектов; (например, загрязнение окружающей среды).

· Природные риски — это риски, не зависящие от деятельности человека, а связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясения, наводнения, подтопления, бури и т.д.;

§ Смешанные риски — это риски, представляющие собой события природного характера, но связанные с хозяйственной деятельностью человека (например, оползень, связанный со строительными работами).

Отдельные авторы подразделяют самостоятельную группу – риски катастроф, к которым относят, прежде всего, риск террористического акта и информационные риски.

Виды рисков по сферам проявления:

§ Политические риски — это риски прямых убытков и потерь или недополучения прибыли из-за неблагоприятных изменений политической ситуации в государстве или действий местной власти.

§ Социальные риски — это риски, связанные с социальными кризисами.

§ Экологические риски — это риски, связанные с вероятностью наступления гражданской ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, а также жизни и здоровью третьих лиц.

§ Юридические (законодательно-правовые) риски - это риски потерь, связанных с тем, что законодательство или не было учтено вообще, или изменилось в период сделки; риск несоответствия законодательств разных стран; риск некорректно составленной документации, в результате чего контрагент в состоянии не выполнять условия договора и пр., риск правовых коллизий, когда отдельные статьи разных законов вступают в противоречие или даже опровергают друг друга (пример, фильм Суд – используемые и допустимые в ветеринарии препараты попадают под законодательство о наркотиках).

§ Организационные (административные) риски – это риски, связанные с ошибками в принятии организационно-управленческих решений в учреждении, с некомпетентным подходом административного состава к руководству учреждением, к определению стратегии и тактики развития организации (учреждения, компании) ее руководителем; проблемами системы внутреннего контроля, не качественно или неадекватно разработанными требованиями и алгоритмом выполняемых работ (профессионального функционала сотрудников), то есть риски, связанные с внутренней организацией работы учреждения. Недостаток организации, профессионализма, а иногда и целенаправленные действия органов управления являются факторами опасных рисков (Лепешкина М. Н. Типология и классификация факторов рисков хозяйствующих субъектов [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 77-79).

§ Профессиональные риски — это риски, связанные с выполнением профессиональных обязанностей (например, риски, связанные с профессиональной деятельностью педагогов, врачей, психологов, нотариусов и т.д.). Разновидностью можно считать должностные риски, зависящие от качества выполнения функциональных обязанностей специалиста в рамках занимаемой должности (закон Л.Питера:

В служебной иерархии каждый сотрудник имеет тенденцию движения к некомпетентности. Этот закон был впервые сформулирован Лоуренсом Дж. Питером в 1969 го­ду. Он хотел создать новую науку — иерархологию, занимающуюся некомпетентностью на работе. Он хотел исследовать, проанализировать и измерить ее естественное развитие внутри организаций и предприятий. Питер сделал следу­ющее наблюдение: в любой организации, если кто-то хорошо выполняет свою работу, ему поруча­ют более сложную задачу. Если он и с ней хорошо справляется, то получает повышение по службе. И так далее, пока не получит место, превосходя­щее его возможности. Там он будет оставаться бесконечно. У <<принципа Питера» есть два след­ствия. Во-первых, в организации работа выполня­ется теми, кто еще не достиг своего уровня не­компетентности. Во-вторых, квалифицирован­ный и эффективный сотрудник редко соглашает­ся оставаться на своем уровне компетентности. Он постарается сделать все для того, чтобы до­стичь уровня, на котором будет совершенно не­эффективен).

§ Экономические (коммерческие) риски — это риски экономических потерь, В состав коммерческих рисков включают финансовые риски (связанные с осуществлением финансовых операций) и производственные риски (связанные с производством продукции (работ, услуг), осуществлением любых видов деятельности).

Эта группа рисков, в свою очередь подразделяется на:

Виды рисков по возможности предвидения:

· Прогнозируемые риски — это риски, которые связаны с циклическим развитием организации, общества (в т.ч. их экономики, кадровой политики и пр.), предсказуемым развитием конкуренции на рынке услуг (в т.ч. образовательных) и т.п. Предсказуемость рисков носит относительный характер, так как прогнозирование со 100%-ным результатом исключает рассматриваемое явление из категории рисков (пример: Эльконин Д.Б. Размышление над проектом //Кммунист. 1980; Белобрыкина О.А. Предшкольное образование: quo vadis (камо грядеши)? // Проблемы современной школы и пути их решения: материалы Всероссийской (с международным участием) конференции /Науч. ред. С.И.Ануфриев, Л.В. Ахметова. – Томск: ТЦНТИ, 2007. – С. 43-55; Белобрыкина О.А. Социально-психологическая сущность и смысл предшкольного образования: размышления и прогнозы // ХI Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». В 6 т.: Т. 3. Ч. 4. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2007 – С. 39-51)

§ Непрогнозируемые риски — это риски, отличающиеся полной непредсказуемостью проявления. Например, форс-мажорные риски (пример, смена министра образования)

Соответственно этому классификационному признаку риски подразделяются также на регулируемые и нерегулируемые в рамках организации, учреждения, предприятия.

Виды рисков по источникам возникновения:

§ Внешние риски — то есть, существование или образование которых не связано с деятельностью данного объекта риска

§ Внутренние (несистематический или специфический) риски — те, которые находятся в прямой зависимости от функционирования объекта (пример, прием низко квалифицированных специалистов снижает качество работы – гастробайтеры)

· Риски, связанные с человеческим фактором – ошибки конкретных лиц (врачебные риски).

Виды рисков по характеру проявления во времени:

§ Постоянный риск характерен для всего периода осуществления операции и связан с действием постоянных факторов (например, кадровый).

§ Временный риск характеризует риск, носящий перманентный характер, возникающий лишь на отдельных этапах осуществления конкретной деятельности или действия, операции. Например, риски переходного периода в процессе реформирования системы образования и инновационной политики (качество образования???)

Периодический – риск, возникающий время от времени (например, при освоении новых образовательных стандартов).

§ Единичный – риск, появляющийся при создании нестандартной ситуации (например, апробация педагогических, психологических и пр. технологий, авторской программы)

Виды рисков по частоте реализации:

§ Высокие риски — это риски, для которых характерна высокая частота наступления ущерба.

§ Средние риски — это риски, для которых характерна средняя частота нанесения ущерба.

§ Малые риски — это риски, для которых характерна малая вероятность наступления ущерба.

По характеру последствий риски подразделяются на:

· Чистые риски (иногда их еще называют простые или статические) характеризуются тем, что они практически всегда несут в себе потери в процессе реализуемой деятельности. Причинами чистых рисков могут быть стихийные бедствия, войны, несчастные случаи, преступные действия, недееспособности организации и др.

Спекулятивные риски характеризуются тем, что могут нести в себе как потери, так и дополнительную прибыль по отношению к ожидаемому результату. Причинами спекулятивных рисков могут быть изменение кадровой политики, конъюнктуры рынка труда, изменение законодательства и т.д. (пример, режим инноваций, используется как щит, которым прикрываются непрофессиональные действия работника образования) (Белобрыкина О.А. Итоги и проблемы инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений //Концепция философии образования и современная антропология: Материалы Международного семинара. Новосибирск: ГЦРО, 2001. – С. 273-277; Шнейдер Л.Б. Образовательные инновации: позитивное и негативное // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2014. – № 2;
URL: bulletinpp.esrae.ru/207-928).

· По уровню воздействия: локальный, глобальный.

· По восприятию риска людьми: добровольный, принудительный.

Понятие «риск» является междисциплинарным.

Поскольку количество факторов, оказывающих влияние на один риск, может исчисляться десятками и сотнями, классификация факторов рисков несоизмеримо сложнее классификации рисков (Лепешкина М. Н.)

 


Рис. 1 Условная классификация рисков

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...