Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Т.8 Разрешение земельных споров

Т.7 Распределение и перераспределение земель

1. Общие положения

2. Административный порядок предоставления зем.участков находящихся в гос.собственности

3. Порядок передачи участков в гос.собственность

4. Аукционный порядок распределения земельных участков

5. Изъятие зем.уч. для гос.нужд

 

Эта важнейшая функция гос.управления землями, в процессе которой определяется правовой режим земли. При реализации данной функции гос.органы совершают совокупность действий направленных на возникновение, изменение и прекращение прав на земельные участки. В соответствии с земельным законодательством, земельные уч. могут предоставлятся:

1. В админ.порядке

2. В частную аренду если не треб.проведение аукциона

3. В пожизненное наследуемое владение

4. Постоянное и временное пользование

5. По результатам аукциона (в частную собственность, аренду)

6. В особом порядке иностранным государствам, международным организациям

Представление зем.уч. в админ.порядке осуществляется:

-от областных до сельских исполкомов

-администрациями свободных экономических зон

Процедура предоставления включает этапы:

1. Подача в исполком заявления о предоставлении земельного участка (сведения по указу 667)

2. Исполком предварительно согласовывает место размещения зем.уч. для чего предварительно создается комиссия

3. Разработка проекта отвода зем.уч. осуществляется организацией по землеустройству, на основании договора подряда.

В процессе отвода обосновываются размер и границы, предоставляемого земельного участка. Определяется состав и качество земель, наличие сервитута, ограничений, обременений, срок возврата, фактический размер ипотек и убытков леса и сельскохозяйств, условия снятия плодородного слоя, право вырубки растительности.

Установление границ зем.уч. на местности осуществляются организациями по землеустройству либо иным юридическим лицом или ИП на основании договора субподряда. Границы закрепляются межевыми знаками.

Государственная регистрация создания зем.уч. и возникновение права на него, выдача свидетельства или удостоверения о гос.регистрации, осуществляется территориальной организацией по гос.регистрации(гос.ком.имущ.).

Право на зем.уч. возникает с момента гос.решистрации.

Частные собственники имеют право в любое время отказаться от земельного участка добровольно.

В соответствии со ст. 54 добровольная передача зем.уч. находящихся в частной собственности в государственную собственность, может производится безвозмездно или возмездно, путем выкупа для государственных нужд.

Термин добровольная передача указывает на существование особого не гражданско-правового порядка перехода участка из частной собственности в государственную, которая применяется при свободном волеизъявлении собственника.

Добровольная передача производится на основании заявлений по решению соответствующих исполкомов (должно быть решение).

Применительно к переходи зем.уч.в гос.собствееность, законодательство не определяет эти действия как сделки.

Добровольная передача участков находящийся в частной собственности не государственных юридич.лиц в гос.собственность производится на основании заявлений по решению исполкомов.

Применительно к переходу в гос.собственность в результате добровольной передачи или отчуждения, действия определяются как сделки.

Добровольная передача путем выкупа для гос.нужд производится, если собственник согласен на такое изъятие и участок может предоставляться заинтересованному лицу, по решению исполкома. Выкуп производится в соответствии с постановлением Сов.мина по его кадастровой стоимости на день выкупа за исключением случаев аукциона, стоимость возмещается в соответствии с аукционной с учетом инфляции.

Указ №667 от 2007 г.

Согласно указу в аукционном порядке могут быть предоставлены земельные участки:

-в частную собственность

-гражданам для строительства и обслуживания одноквартирных или квартирных жилых домах

-негосударственным юридическим лицам.

В аренду (3 вида аукционов на право аренды):

-на право заключения договора аренды земельных участков гражданам, ип и юр.лицам

-по продаже объектов гос.собственности и на право заключения договора аренды зем.участка для обслуживания недвижимого имущества гражданам, ип, юр.лицам, а так же иностранным инвесторам

-с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений юр.лицам и ип в Минске и областных центрах, в отношении земельных участков на которых находятся объекты недвижимости, подлежащие сносу.

Порядок проведения аукционов определено постановлением Сов.Мина №462.

Аукционы проводят исполкомы. Результаты оформляются протоколом. После внесения победителем платы, ему выдается выписка из решения о предоставлении зем.участка.

 

 

Это основной способ перераспределения, поскольку прекращается право одних лиц и зем.уч. предоставляются иным субъектам, реализующие важнейшие государственные задачи.

К гос.нуждам относятся потребности связанные с обеспечением:

-Нац.безопасности

-охраны окружающей среды и историко-культурное наследствие

-размещение объектов социальной и иной инфраструктуры (инженерной, оборонной)

-разработка месторождения полезных ископаемых

-реализация международных договоров

-градостроительных объектов

-размещение объектов утвержденных Президентом и Сов.мином

-изъятие и предоставление в соответствии с указом №667

При необходимости изъятия для гос.нужд участка на котором расположены объекты недвижимости, исполком принимает решение о предстоящем изъятии зем.участка, после получения копии решения собственник не в праве без согласия исполкома совершать сделки с зем.участком и недвижемым имуществом.

При наличии письменного согласия собственника, изъятие осуществляется, по решению исполкома. При отсутствии согласия, по решению суда.

У субъектов пожизненного право наследуемого владения постоянного и временного пользования, по решению исполкома.

Гарантии прав землепользователей:

1. Возмещаются убытки причиненные изъятием зем.участков и сносом объектом недвижимости (ст.75 КоЗ)

2. Осуществляется выкуп зем.участков находящихся в частной собственности по кадастровой цене с учетом инфляции или аукционной цене, но не ниже кадастровой стоимости

3. Могут быть предоставлены равноценные зем.участки в зависимости от местных условий и особенностей, и волеизъявления землепользователей

4. Предоставление равноценного участка осуществляется в админ.порядке и без взимания платы

 

 

Т.8 Разрешение земельных споров

1. Понятие и классификация земельных споров.

2. Система и компетенция гос.органов по разрешению зем.споров.

3. Порядок разрешения зем.споров исполнительными и распорядительными органами.

4. Судебный порядок разрешения зем.споров.

 

Спор - это разногласия между сторонами которые рассматриваются компетентными органами; это надлежащим образом оформленное несогласие, одной стороны с действиями другой стороны поступившее на рассмотрение органов уполномоченных подтвердить или опровергнуть это несогласие.

Предмет спора – оспариваемые действия граждан либо юр.лиц, либо гос.органов.

Спор считается разрешенным после вынесения уполномоченным органом решения.

Земельными спорами называются споры между участниками зем.отношений в связи с действительным или предполагаемым нарушением их земельных прав и законных интересов.

Предмет зем.споров - зем.правовые отношения связанные с использованием и охраной земель, а так же любая конфликтная ситуация связанная земельным участком, его границами, размерами и т.д.

Стороны спора:

-землевладельцы

-землепользователи

-собственники

-арендаторы

-граждане, юр.лица нарушившие их интересы

-органы гос.власти принимающие решения как по предоставлению зем.участков, так и земельным спорам.

Порядок разрешения зем.споров регулируются ст.92-96 ЗК.

Закон-во выделяет 2 вида споров:

1. Между землепользователями по поводу пользования и владения землей

2. Имущественные споры связанные с

При разрешении имущественных споров выделяют 2 категории:

1. Споры о возмещении землепользователям убытков, причинённых изъятием или временным пользованием зем.участков

2. Сносов объектов недвижимости

3. Ограничением (обременением) прав сервитутов ст.75

4. Споров о возмещении ипотек сельхоз, лесхоз.производства вызванных изъятием зем.участков из сельхоз.земель, земель лесного фонда, для целей не связанных с ведением лесного или сельского хозяйства, а так же связанные со строительством, реконструкцией, подземных сооружений(ст.76)

Спор по поводу пользования и владения землей самая значительная группа споров. В соответствии со ст.10 ГК защиту нарушенных или оспоренных гражд.прав осуществляет суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью установленной процессуальным законодательством, а в предусмотренных законодательством случаев, в соответствии с договором (если не противоречит законодательству).

В соответствии со ст.92 КОЗ, земельные споры разрешаются исполкомами в соответствии с их компетенцией и судом.

Земельный спор рассматривается в присутствии заинтересованных сторон, их представителей, а так же лиц в интересах которых установлен ограничения прав на зем.уч. в том числе земельный сервитут и иных заинтересованных лиц (3-и лица).

Заинтересованные лица должны быть уведомлены о месте и времени, не позже чем за 3 дня до рассмотрения спора.

Зем.спор должен быть рассмотрен не позднее 1 месяца, а в случаях не требующих доп.изучения 15 дней.

В соотв. Со ст.94 КОЗ каждый из сторон имеет право знакомится с материалами о деле, делать выписки, снимать копии.

Сторона может ходатайствовать, возражать против ходатайств и доводов др.стороны, получать копию решения по зем.спору и обжаловать его в вышестоящий исполнительный орган в течении одного месяца.

Исполения решения по зем.спору обеспечивается соответствующим исполкомом, территориальным органом гос.ком.имущества в соответствии с их компетенцией. Обжалование решения по зем.спору приостанавливает его исполнение. ГК ст.10 предусматривает, что решения принятые в административном порядке может быть обжалована в суд. В соответствии со ст.60 КОЗ, если гражданин в течении,а не со жня вынесения решения о гос.регистрации создания зем.участка, не приступили к занятию данного участка местные исполкомы падают в суд заявление о прекращении права частной собственности на зем.уч. и после вынесения положительного решения судом, решает вопрос о дальнейшем использовании этого участка.

Конституция РБ ст.22 предоставляет право каждому без всяких дискриминации на равную защиту своих прав и законных интересов.

В суде могут быть обжалованы любые решения и действия или бездействие органов гос.власти, общественных объединений и должностных лиц.

Дела по спорам по поводу зем.правоотношений подведомственны общим судам.

Возмещение убытков причиненным временным занятием зем.уч., ухудшением качества земель в результате влияния, вызван.зан-ю юрид. и физ.лиц производится указанными лицами, в соответствии о порядке определения размера убытков сов.мин№462 от 2008.

При рассмотрении споров в судах применяется общее процес.правило порядок искового произ-ва закреплен в ГПП.

Т.9 Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель

1. Понятия и виды юридической отв-ти

2. Административная отв-ть

3. Уголовная отв-ть

4. Гражданско-правовая отв-ть

5. Земельно-правовые меры воздействия за нарушение законодательства

Юр.ответственность понимается как меры государственного воздействия применяемые к нарушителям земельного законодательства.

При этом возникает самостоятельный вид земельных правоотношений, охранительные правоотношения. Огни регулируются отдельным институтом земельного права. Институт является комплексным и состоит в значительной степени из норм других отраслей, устанавливающих различные виды юр.ответственности. Главная задача юр.ответственности заключается в восстановлении земельного правопорядка нарушенного в результате совершения правонарушения.

Состав зем.правонарушения 4 элемента:

1. Объект (родовым объектом явл.земельный правопорядок. Объектом конкретных правонарушений являются отдельные виды отношений по использованию и охране земель)

2. Субъект (юридические, физические лица, в том числе должностные)

3. Объективная сторона (противоправное денние может быть)

4. Субъективгая сторона (наличие вины (умысла))

В зависимости об объекта правонарушений зем.правонарушение можно разграничивать:

- правонарушение посягающее на порядок надлежащего использования земель (не целевое использование, не использование в течении определенного скора, несвоевременный возврат временно занимаемых земель)

- правонарушение посягающее на охрану земель (загрязнение, порча, нерациональное использование)

- правонарушение посягающее на порядок управления землями (ведение кадастра, предоставление и изъятия земель)

Наступает за противоправное нарушение зем.законодательства, который по характеру и степени общественной опасности не могут быть отнесены к преступлениям. Перечень этих правонарушений содержится в КоАп.

Админ.ответ-ть применяется к землепользователям не зависимо от форм использования земли за правонарушения связанные с ненадлежащим использованием зем.участков и невыполнением требований по охране земель. Иные лица могут нести ответственность за админ.правонарушения в сфере охраны земель.

Должностные лица, юрид.лиц и гос.органов

Должностные лица привлек к админ ответственности за произошедшее по их вине нарушения, предприятиями, учреждениями, организациями земельных предписаний, а так же порядка управления землями (15.6 КОАП нарушение порядка использования земель подвергшихся радиоактивному загрязнению, 15.10 КОАП нарушения порядка использования земли и требований по её охране, 15.11 Порча земель, 15.12 самовольное отступление от схем, 23.25 правонарушение против порядка управления, 23.80 нарушение порядка предоставлени и изъятия зем.уч., 23.41 самовольное занятие зем.уч).

В качестве админ.взысканий применяется предупреждение или штраф, порядок привлечения к админ.ответственности определяется процес.-исполнит.кодексом об админ.правонаушениях.

Выступает за правонарушение имеющих большую общественную опасность и отнесенную к преступлениям.

УК предусматривает ответственность за деяния непосредственно посягающие на земельные отношения:

1. Ст 269 УК предусматривает ряд составов объединенных общим понятием порчи земель, которые относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды. Родовым объектом порчи земель являются земельные отношения по рациональному использованию и охране земель. С объективной стороны порча земель включает след.деяния: 1. Уничтожение плодородного слоя почвы;

2.невыполнение правил рекультивации земель (восстановление);

3.загрязнение земель химическими или радиоактивными загрязнениями, сточными водами, бактериально вредными организмами

4.иное незаконное повреждение земель, а также квалифицированные составы (состоящие из нескольких признаков, более 1 тыс.базовой)

2. ст.386 предусматривает угол.отв. за самовольное занятие зем.участка.

Угол отв. за вышеперечисленные деяния как правило наступает при условии админ.преюдиции, кроме квалифицированных составов порчи земли.

Для защиты и восстановления нарушенных земельных прав, применяются предусмотренные гражд.закон-ом способы защиты в том числе признание недействительными неправомерных сделок с зем.участками, вещно правовые способы защиты, вендикационные и неготорные списки ст.282-285ГК., возмещение вреда причиненного зем.зак., возмещение убытков причиненных неправомерными действиями (изъятием, временным занятием зем.уч., сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, ограничением обременение прав на зем.участки).

Возможность применения гражданско-правовых способов вытекающих из фактов призщнания земли

В тоже время земля явл.компонентом природной среды, в связи с чем нарушение зем.законодательства может вызвать последствия в виде причинения экологического вреда. Зем.законод-о не содержи норм о возмещении вреда причиненного землям. Экологический вред возмещается по правилам и в порядке предусмотренным законодательством об охране окружающей среды.

А при отсутвии спец.норм, гражданским законодательством.

Условием наступления гражд.правовой ответственности за зем.правонарушение является:

- противоправное поведение

- вина

-причинение вреда

-причинная связь между правонарушением и последствием

Вред причиненный зем.зак-ву подлежит возмещению в полном объеме.

Исходя из постан.мин. №442 вред земле считается причиненным при установлении факта деградации земель либо иного вредного воздействия на землю.

Под деградацией земель понимается процесс снижения качества земель в результате вредного антропогенного и (или) природного воздействия.

Деградированными признаются земли потерявшие свои исходные полезные свойства до состояния исключающего возможность их эффективного использования по целевому назначению.

Причинение вреда может быть выявлено при осуществлении гос.контроля в области охраны и использовании земель.

При проведении мониторинга земель, при выполнении измерений в области охраны земли. Факт причинения вреда земли фиксируется соответствующим актом.

Законодательство предусматривает два способа возмещения вреда окружающей среде, в натуральном и денежном выражении.

Натуральное выражение- по средствам восстановления нарушенных земель (рекультивация). При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении. Возможен смешанный вариант.

Размер возмещения вреда причиненного землям в денежном выражении исчисляется в соответствии с таксами установленными указом от 2008 №348 «о таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде».

Вред причиненный нарушением земельного законодательства возмещается лицом его причинившим добровольно (на основании претензии которое направляется причинителю органам выявившим земельное правонарушение либо иным уполномоченным органам или по решению суда).

Согласно ст.101 4 прим. Закона об окружающей среде, исковая давность на требование возмещения вреда окружающей среде не распространяется, однако требование предъявленное по истечению 3-х лет, удовлетворяется не более чем за 3 года, предшествующей предъявлению иска в суд.

Земельно-правовые меры воздействия за нарушение законодательства об охране и использовании земель. В качестве земельно-правовых мер воздействия рассматриваются спец. санкции, которые применяются к правонарушителям в порядке установленным земельным законодательством.

Такие меры могут применятся на ряду с другими видами ответственности: уголовной, административной, гражданской, или в качестве самостоятельного способа воздействия на правонарушителей.

Земельно - правовые санкции направлены на восстановлении земельного порядка путем определения судьбы земельного участка по отношению к которому были допущены противоправные деяния, они не касаются личности или имущества правонарушителя, однако в случае причинения вреда земельному участку, вред должен быть возмещен в порядке предусмотренном земельным законодательством.

В качестве зем-правовых мер воздействия зем. закон-во предусматривает:

-возврат самовольно-занятых зем. участков (ст.72 КОЗ)

-принудительное прекращение земельных прав за нарушение правил использования и охраны земель (ст.60, 67 КОЗ)

-возврат самовольно занятого участка состоит в том, что самовольно занятые зем.участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат произведенных за время незаконного пользования. Эта санкция обеспечивает восстановление земельных прав законных владельцев земельных участков.

Самовольным занятием земельного участка является использование участка без документа удостоверяющего права на него. Для применения этой меры воздействия устновлен административный порядок.

Возврат производится на основании решения исполкома принятого в соответствии с его компетенцией «о возрасте самовольно занятого участка, сносе самовольной постройки и приведение земельного участка в пригодное по целевому назначению состоянию с определением сроков выполнения этих действий.

В случае отказа лица самовольно занявшего земельный участка выполнить решение соответствующего исполкома, снос самовольной постройки и приведение зем.участка в пригодное состояние, осуществляется исполкомом.

Взыскание затрат на осуществление возврата самовольно занятого земельного участка

Особенности применения мер воздействия к лицам допустившим самовольное строительство в том числе на самовольно занятом земельном участке определяется гражданским законодательством.

В соответствии со ст.223 ГК самовольным строительством признается деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, пристройки (при над перед)).

Реконструкция если она осуществлена:

1. На участке используемом не по целевому назначению либо предоставленном гос.органом с нарушением установленного порядка

2. На самовольно занятом земельном участке

3. Без поручения необходимой разрешительной документации на строительство, реконструкцию либо существенными нарушениями градостроительных, строительных норм и правил

Принудительное прекращение земельных прав производится за неправомерные деяния, которые рассматриваются земельным законодательством в качестве оснований прекращения прав на землю.

Участки находящиеся в частной соб-ти граждан и юр.лиц изымаются в принудительном порядке по решению суда ст.60 КОЗ.

Принудительное прекращение права землевладения и землепользования принимается по решению соответствующих исполнительных комитетов, которые предоставляли эти участки (ст.67 КОЗ).

Землепользователь не согласный с таким решением вправе обжаловать его в судебном порядке (ст.66, 71 КОЗ).

Судебный порядок прекращения применяется только при расторжении договора аренды в случае, если право расторжения договора аренды в одностороннем порядке не предусмотрено данным договором.

Данная санкция имеет карательный характер и применяется только к правообладателям земельных участков, т.е лицам получившим земельный участок в установленном порядке. Принудительное прекращение земельных прав применяется только за те неправомерные деяния, которые указаны в КОЗе. Это принудительное прекращение осуществляется в особом порядке. Процедура изъятия предусматривает, что решение о принудительном прекращении земельных прав принимается на основании материалов, которые свидетельствуют, что после письменного предписания от гос.органа или должностного лица осуществляющих гос.контроль, землепользователь не принял мер по устранению в установленный срок допущенных нарушений.

 

 

Т.10 Правовая охрана земель

1. Экономическая оценка земель

2. Возмещение правомерного вреда землепользователем

3. Плата за пользование земельными участками

4. Возмещение потерь сельскохоз-ого и лесохоз-ого производства

5. Понятие и содержание правовой охраны земель

6. Правовая охрана земель в процессе хоз-ой деят-ти

7. Правовое регулирование рекультивации земель

8. Правовое регулирование мелиорации земель

9. Правовой режим земель подвергшихся радиоактивному загрязнению

В соответствии с положением об оценки стоимости объектов гражданских прав указ от 2006 № 615 «земельные участки относятся к объектам гражданских прав подлежащих оценке».

Для определения стоимости земельных участков применяется метод кадастровой оценки, а в некоторых случаях и рыночный метод.

Информация о кадастровых стоимостей земель, земельных участков является частью государственного земельного кадастра и включается в регистр стоимости государственного земельного кадастра.

В указанный регистр включается сведение полученные при проведении кадастровой оценки земель, земельных участков, а так же при уточнении их кадастровых стоимостей с учетом поправочных коэффициентов учитывающих изменение цен на рынке недвижимости. Проведение кадастровой оценки земель организует гос.комитет по имущ-ву.

Результатом кадастровой оценки является кадастровые стоимости земель, оценочных зон, зарегистрированных земельных участков, кадастровая стоимость земель – это стоимость единицы площади земель в виде расчета денежной суммы, отражающее ценность (полезность) земельных участков при использовании по целевому назначению.

Кадастровая оценка земель, земельных участков произ-тся за счет республиканских или местных бюджетов.

Земли населенного пункта, а так же земли находящиеся ….оцениваются отдельно по каждому из перечисленных видов их функционального использования:

-жилая многоквартирная зона

-жилая усадебная зона

-производственная зона

-общественно деловая зона

-рекреационная зона

Процессы кадастровой оценки населенных пунктов проводится оценочная зонирование (разделение на оценочные зоны).

Гарантии права землепользователей (ст.74 КОЗ).

-при изъятии земельных участков для гос.нужд землепользователям могут быть предоставлены равноценные земельные участки в замен изымаемых.

Однако ст.73 КОЗ, возможность такого предоставления ставит в зависимость не только от волеизъявления землепользователя, но и от местных условий и особенностей.

Земельный участок в замен изъмаемого

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...