Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статистический анализ получаемых лонгитюдных данных.




Выбор аналитич. стратегий зависит от лонгитюдного дизайна, гипотез и ур-ня статистич. подготовки исследователя. Области применения лонгитюда:

1) Экспериментальные и квазиэкспериментальные исследования.

Здесь исследователей интересуют кратковр. изменения и различия в гр. после осуществления воздействи я. Здесь большие выборки. Для таких исследований наиб. информативны многомерные модели кривых развития.

2) Исследования роста и развития.

Долгосрочные паттерны изменений и их систематич. связи с различными х-ками испытуемых. Здесь меньшие выборки. Лучше всего в этом случае подходит ауторегрессионный анализ временных серий.

 

Схемы корреляционных исследований.

Корреляционными исследованиями называются такие, где проверяются гипотезы о связях и психологические переменные либо являются проявлениями разных сторон одних и тех же базисных процессов, либо сопутствуют друг другу, а вопрос об их взаимной детерминации остается открытым.

Планы корреляционного исследования нужно рассматривать как формы контроля при получении эмпирических данных, это аналог форм экспериментального контроля.

1. Планы с одной группой испытуемых.

Каждый субъект единой группы представлен в ней как минимум двумя измерениями переменных (2 разных показателя или один и тот же, оцениваемый в другой промежуток времени).

Адекватность плана КИ включает оценку возможности охвата всего диапазона измеряемой переменной или его уточнения с целью корректной формулировки гипотезы о связях. Исследователь часто не знает этого диапазона, поэтому вынужден прибегать к увеличению числа измерений (к увеличению выборки), чтобы проконтролировать несистематические смешения. Исследователь при использовании плана с одной группой прибегает к статистическому контролю, означающему контроль вариабельности переменных (вариат и ПП) посредством увеличения числа испытуемых в выборке.

1. Планы с двумя и более группами испытуемых.

План должен включать и формы контроля ПП. Три основные формы контроля:

1) Стабилизация ПП или подбор уровней значений основных переменных так, чтобы ПП выступила в виде учитываемых уровней, задающих факторный план ее взаимосвязей хотя бы с одной из двух измеряемых переменных.

2) Статистический контроль – варьирование переменных (большое число n; подбор выборки, которая проварьирует на всем диапазоне).

Подбор однородных групп – план сбора данных в КИ, посредством к-рой психолог контролирует различие групп по основной вариате, заданной критериально или предварительно измеренной и выступающей в качестве аналога НП. Контролируется эквивалентность групп; ПП здесь фиксируется на определенном уровне или функционально контролируется путем составления подгрупп с определенными уровнями этих ПП.

Корреляционное исследование завершается выводом: о статистической значимости установленных (или неустановленных) зависимостей (связей, полученных коэффициентов корреляции) между переменными, установлению ее направления (положительное или отрицательное) и измерению ее тесноты (сильная/слабая).

Внешняя валидность исследования и диапазон обобщений

Внешняя валидность (англ. external validity) — вид валидности, определяющий то, насколько результаты конкретного исследования можно распространить на весь класс подобных ситуаций/явлений/объектов. Валидность при использовании методов наблюдения или эксперимента включает оценку репрезентативности исследования как степени его приближения к возможным безупречным мысленным образцам.

Ее оценка входит в содержательное планирование. Позволяет делать обобщение за пределы ситуации. Аспект репрезентативности испытуемых – внешняя валидность. Обеспечивает надежность как устойчивость и воспроизводимость результатов.

Внешняя валидность определяет то, в какой мере результаты, полученные в эксперименте, могут соответствовать тому типу жизненной ситуации, которая была исследована, и то, насколько возможно обобщить эти результаты на все подобные жизненные ситуации. Например, критику психологов-экспериментаторов в том, что о студентах-второкурсниках и белых крысах они знают очень много, а обо всём остальном — очень мало, можно рассматривать как критику внешней валидности.

Как и в отношении любой другой валидности, о внешней валидности в исследовании, вероятно, невозможно сказать, что она абсолютно соблюдена, можно указать только на её нарушение. Абсолютным соблюдение внешней валидности считалось бы тогда, когда результаты исследования можно обобщить на любые популяции при любых условиях и в любое время, поэтому учёные говорят не о соблюдении либо несоблюдении внешней валидности, а о степени её соблюдения.

Критерии внешней валидности:

Чтобы исследование обладало наивысшей степенью валидности, должна существовать возможность генерализации его результатов на 1) другие популяции, 2) другие условия, 3) другое время.

Пример нарушения внешней валидности:

Исследование Лоренса Колберга, посвящённое изучению нравственного развития детей, было подвергнуто критике за низкую степень внешней валидности. В 1963 году Колберг предложил мальчикам-подросткам разрешить различные коротко сформулированные дилеммы. На основании полученных ответов он разработал теорию о шести стадиях морального развития. Критика внешней валидности этого исследования в частности состояла в том, что учёный не учитывал половых различий в особенностях мышления и способах принятия моральных решений и, следовательно, неправомерно генерализовал свою модель на представителей обоих полов. Колберг также исходил из предпосылки о том, что существуют некие «универсальные принципы справедливости и соблюдения прав личности», однако он не учёл межкультурных различий, следовательно, выводы, которые он сделал, не могут восприниматься как универсальные.

Соблюдение внешней валидности:

Чтобы увеличить степень внешней валидности, в исследованиях могут не ограничиваться лишь экспериментальным методом, но также использовать и другие — например, наблюдение, межкультурные исследования и т. д.

При современном научном подходе в психологии соблюдение внешней валидности в исследованиях играет ведущую роль, так как наиболее ценным считается создание общих теорий, моделей и алгоритмов, применимых к психике в целом, независимо от контекста, — то есть моделей, обладающих крайне широкими предсказательными возможностями; поэтому исследования, результаты, которых можно применить только к какой-то определённой ограниченной ситуации, обладают нисходящей ценностью.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...