Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 6. Мнемоника при изучении иностранных языков




Главная трудность при изучении иностранных языков заключается в запоминании иностранных слов и выражений. Изучающий бьется иногда целые часы и даже дни, сидит напролет ночи, силясь усвоить значение каких-нибудь 20-30 иностранных слов. И все это происходит из-за отсутствия действенных методов обучения иностранным языкам. Конечно, нельзя сказать, что этих методов нет совсем, но они, к сожалению, не доходят до нашей средней и высшей школы. Например, благодаря методу погружения за один день можно выучить 200 слов иностранного языка и без всяких повторений воспроизвести их с безупречным произношением и уверенностью в себе. Пока же наш учащийся получает только материал для изучения и ни слова о том, как справляться с этим материалом, как освоить его, не затрачивая даром сил и времени. Этот пробел в преподавании иностранных языков становится тем более чувствителен, чем более появляется потребность в изучении иностранных языков.

Пусть даны для изучения слова: berg - гора; Tisch - стол; schprechen - говорить; Magd - служанка; Buch - книга.

И начинается зубрежка - берг - гора; тиш - стол; шпрехен - говорить; магд - служанка; бух - книга...

Такой механический способ необыкновенно труден и приводит к жалким результатам. Учащийся, повторяя берг - гора, или, например, магд - служанка, не видит между этими словами ровно никакой связи и, конечно скоро забывает. Задача мнемоники в данном случае состоит именно в том, чтобы указать возможность связи между произношением русским и иностранным, для чего к каждому слову должно подыскать соответствующее (вспомогательное) русское слово и заметить связь. Подыскиваемое русское слово должно быть сходно в произношении с данным иностранным словом, а с соответствующим русским оно должно находиться в какой-либо мнемонической связи. Итак, вставим между данными словами и их значениями ещё вспомогательные слова.

Получим: berg - берег - гора; Tisch- тиш - стол; schprechen - шпрея - говорить; magd - Мария - служанка; Buch - буквы - книга.

Можно заметить, что каждое из этих сочетаний имеет тесную связь, построенную на основании известных законов памяти. Так «берег» по закону сходства (звуковое) напоминает нам немецкое слово «berg» (берег), а по закону смежности напоминает русское значение этого слова «гора» (на берегу часто встречаем гору).

Слово «тиш» по закону сходства (звуковое) напоминает нам немецкое слово «Tisch» (тиш), а по закону смежности напоминает русское значение этого слова «стол» (за столом во время еды бывает тишь).

Слово «шпрея» по закону сходства (звуковое) напоминает нам немецкое слово «schprechen» (шпрехен), а по закону смежности напоминает русское значение этого слова «говорить» (на реке Шпрея стоит Берлин, где говорят по-немецки).

Слово «Мария» по закону сходства (звуковое) напоминает нам немецкое слово «Magd» (магд), а по закону смежности напоминает русское значение этого слова «служанку зовут Мария).

Слово «буквы» по закону сходства (звуковое) напоминает нам немецкое слово «Buch» (бух), а по закону смежности напоминает русское значение этого слова «книга» (буквы бывают в книге).

Итак, способ мнемонического изучения иностранных языков нами указан и объяснен. Дадим некоторое число примеров и представим читателю решить самостоятельно несколько задач.

Пример:

1. По немецкому языку:

Село - дорога -Dorf

дорога -Dorf (звуковое сходство)

село - дорога (смежность)

Шея - галстук -Hals

галстук - Hals (звуковое сходство)

шея - галстук (смежность)

Приятный - ангел - angenehm

ангел - Ошибка! Ошибка связи.

 

ЗАДАНИЕ 7. МНЕМОТЕХНИКА ЧИСЕЛ

Сейчас мы перейдем от мнемотехники слов к основным правилам мнемотехники чисел. Оно составляет более сложную часть занятий.

 

Замена чисел буквами

Десять цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0 заменяются согласными буквами алфавита, а именно:

1 через «л» (т.к. «л» имеет только один столбик);

2 через «ж» и «н» (мнемотехническое предложение: две жены бывает у турок). Далее заменяются:

3 через «т», «ш», «щ» (т.к. эти 3 буквы на письме имеют по 3 столбика);

4 через «ч» и «р» (первая и последняя согласные в слове четыре);

5 через «б» и «п» (буква б похожа на цифру 5, а п по звуку однородна с б);

6 через «в» и «ф» (по той же причине как у 5);

7 через «с» и «м» (т.к. слово семь содержит только эти две согласные);

8 через «г», «к», «х» (буква г похожа на цифру 8, а к, х по звуку однородны с г);

9 через «д» (похожие друг на друга);

0 через «з» и «ц» (как последние согласные, не заменяющие никакого числа).

 

Как упражнение

1. Следует взять какой-нибудь русский текст, и разобрать в нем несколько страниц называя подряд все числа, заменяющиеся напечатанными в тексте согласными, например:

лекция – л = I; к = 8; ц = 0 и т.д.

2. Берется книга, содержащая много чисел, и разбираются подряд все цифры, называя те согласные, которые могут заменять каждую цифру.

Эти упражнения следует продолжать до достижения в них полной свободы и совершенства.

Пока Вы не достигли такой свободы и совершенства, до тех пор Вы не будете в состоянии применять мнемотехнику чисел на практике.

Люди в большинстве случаев желали бы обладать этой поразительной силой памяти, но им недостает одного, а именно, усидчивости и желания заниматься. Они вечно недовольны, жалуются и ропщут. Им кажется, что другие люди не умеют ценить их, что их труд и способности должны были бы оплачиваться значительно лучше, и что они являются жертвами рока. Они жалуются без конца.

Единственное, чего этим людям недостает, это энергии.

У них нет силы воли, и, не смотря на этот видимый недостаток, они ничего не предпринимают, чтобы исправиться. Не мудрено, что жизнь воздает им по заслугам и все же они могли бы занимать другое положение в жизни, если бы они только захотели. Может быть они очень способны, умны, даже талантливы, но, не обладая сильной волей, они принуждены занимать всю жизнь, положение значительно ниже того, которое им принадлежит по праву.

 

Замена чисел словом

Чтобы заменить число словом, а в этом вся основная идея мнемотехники чисел, берутся согласные, заменяющие в этом числе каждую цифру в том порядке, в котором стоят заменяемые согласными цифры. Чтобы, например, заменить число 519 соответствующим мнемотехническим словом, берутся для цифры пять заменяющие ее согласные «б» или «п», для цифры 1 – заменяющая ее согласная «л», а для цифры 9 – согласная «д». При цифре 5, заменяемой двумя согласными, мы имеем выбор и берем ту букву, которая нам кажется более подходящей. Выбрав, таким образом, подходящие нам согласные, мы при помощи вставления гласных образуем какое-нибудь правильное слово. Возвращаясь к вышеуказанному примеру, мы из данных согласных можем образовать слово «блюдо». Но это не единственное слово, могущее заменить число 519. Так, например, выбрав вместо буквы «б», букву «п» взамен цифры 5, мы легко находим слово «плод».

Следует еще заметить, что только первые три согласные в слове заменяют цифры, следовательно, слово «мнемотехника» может заменять число 7273828, из этого также следует, что числа, имеющие более трех цифр, заменяются не одним, а двумя или несколькими словами.

 

Список слов-зацепок

 

1 - Ли 11 - Лола 21 - Жилы 31 - Тыл 41 - Руль
2 - Ной 12 - Луна 22 - Жена 32 - Тина 42 - Ружьё
3 - Щи 13 - Лето 23 - Жито 33 - Туша 43 - Рот
4 - Чай 14 - Луч 24 - Жир 34 - Туча 44 - Ручей
5 - Бай 15 - Лоб 25 - Жаба 35 - Туба 45 - Раб
6 - Вой 16 - Лава 26 - Живой 36 - Тиф 46 - Ров
7 - Сай 17 - Лес 27 - Нос 37 - Темя 47 - Рысь
8 - Цех 18 - Лук 28 - Жук 38 - Тога 48 - Рука
9 - Зуд 19 - Ладья 29 - Надя 39 - Туда 49 - Руда
10 - Лоза 20 - Нация 30 - Таз 40 - Рация 50 - База

 

51 - Боль 61 - Вол 71 - Моль 81 - Год 91 - Дуло
52 - Баня 62 - Вино 72 - Межа 82 - Огонь 92 - Дыня
53 - Боты 63 - Вата 73 - Мощи 83 - Гоша 93 - Дот
54 - Бич 64 - Вор 74 - Меч 84 - Гора 94 - Туча
55 - Баба 65 - Выпь 75 - Сыпь 85 - Губа 95 - Дуб
56 - Буфы 66 - Вова 76 - Мафия 86 - Кофе 96 - Дева
57 - Босой 67 - Вымя 77 - Мумия 87 - Гусь 97 - Дым
58 - Бог 68 - Веко 78 - Меха 88 - Гага 98 - Дуга
59 - Бадья 69 - Вода 79 - Мода 89 - Гад 99 - Дуда
60 - Воз 70 - Мазь 80 - Газы 90 - Доза 100 - Лицо Цоя

 

ПРИМЕНЕНИЕ В ГЕОГРАФИИ

Горы. Чтобы запомнить высоту самых высоких гор, необходимо отбросить последнюю цифру в каждом числе (выражающая высоту в метрах), т.к. она не играет никакой роли. Так, например, заметив себе для высоты горы Джомолунгма слово, заменяющее число 884, никто не подумает, что самая высокая гора Земли достигает только 884 метра, и каждый сообразит, что к этому числу нужно добавить четвертую цифру 0.

Рекомендуется заменить название горы похожим по звуку одним или несколькими словами и последние соединить в предложение со словом, заменяющим число, а именно:

Канчиньинги -853 - КОНЧИНА, правда, застала его в КАБАКЕ

Давалагири - 817 - она ему ДАВАЛА БРОМ, чтобы бросить их в ХЛАМ

Диконкагуа - 680 -А КАМИНА поедет до ВАМБАДА

Килиманджара - 612 - ЛИМАН и ЖАР и ВОЛНА моря дали здоровье

Монблан - 481 - ОН БЛАНКИ отпечатал на рыхлой БУМАГЕ

Казбек - 504 - КОЗА и БЫК с удивлением смотрят на мыльный ПУЗЫРЬ

МАТЕРИКИ И СТРАНЫ. Желая запомнить, что величина Азии 44310000 км, лучше всего вставить в соответствующее мнемотехническое предложение слово «БОЛЬШОЙ» или «ВЕЛИЧИНА», для того, чтобы последнее впоследствии напоминало нам, что данное мнемотехническое предложение указывает на величину, а не на народонаселение или тому подобное. Так, например, запоминаем, что «В Азии начали на большом ручье шлюзы строить».

Четыре цифры 0 не заучиваются, т.к. само собой разумеется, что следует их прибавить к заученному числу 4431. Таким же образом заучивается величина поверхности пяти материков и важнейших государств.

Европа - 9913 - Европу во всю величину её изъездить длительно. В этом случае число 9913 заменяется двумя словами «изъездить» и «длительно», которые собственно говоря, обозначают число 009913. Так как нули в начале числа не могут иметь никакого недоразумения. Рекомендуется заменить себе этот ловкий способ прибавления нулей в начале: его можно применять довольно часто.

Африка -29820 - В Африке большая недогадливая нация.

Америка - 42106 - У первобытных жителей Америки были большие чужие лицевые кости.

Австралия и Океания - 8962 - Что между Австралией и Океанией во многих местах фарватер для больших кораблей узкий, давно известно.

Франция - 536 - Во Франции впервые строились аэропланы, обещавшие большой успех.

Испания - 497 - Испания расположена на полуострове рядом с другим большим государством.

Италия - 287 - В Италии выдавливают сок из винограда в больших корытах ногами.

НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ. В данном случае заучивается народонаселение приведенных в предыдущей лекции стран и в каждое мнемотехническое предложение вставляется любая форма слова «жить» или «обитать», подобно тому, как в предыдущей лекции вставлялось в мнемотехнические предложения слово «большой». У следующих чисел отброшено по шесть нулей.

Европа - 700- Почти все люди, живущие в Европе с Цезарем знакомы.

Азия - 2600 - Некоторые народы, живущие в Азии, нивой кормятся.

Африка - 469 - Некоторые народы, живущие в Африке чай водой разбавляют.

Америка - 560 - В Америке живут те, кто на повозке катается.

Австралия - 615 - В Австралии обитает много людей, у которых лоб большой.

Франция - 56 - Во Франции бывая, видели много живущих на одну зарплату.

Испания - 38 - В Испании туго жить.

Англия - 57 - В горах Италии псы пользуются уважением.

ПРИМЕНЕНИЕ В ИСТОРИИ. Если необходимо запомнить с какого до какого года жил выдающийся человек или продолжалась известная война, то для этого берутся два слова, из которых первое выражает начало, второе конец данного периода времени. При этом, однако, следует обратить внимание на следующие два упражнения:

1. цифра, обозначающая тысячелетие, всегда отбрасывается;

2. во втором числе также и цифра, обозначающая столетие, так что, например, для периода Шекспира от 1564-1616, припоминаются лишь только число 564-16, что, очевидно, не введет никого в заблуждение.

Владимир Святой - 980-15 - Святы должны быть доказательства любви.

Ярослав Мудрый - 019-54 - Мудрый быстро заметит злодейства и порок.

Владимир Мономах - 113-25 - Птица понеслась широким размахом крыльев по лелеящему её ветерку и скрылась в синеве неба.

Иван Данилович Калита - 328-41- Выбежавшего из калитки щенка захватил орел.

Дмитрий Донской - 363-89 - Донские казаки в ответ на раздавшиеся из толпы выстрелы пустили в ход нагайки.

Василий Темный - 425-62- Из Темного леса показался рыжебородый воин.

Иоанн Грозный - 533-84- Грозно бушует ветер в снастях корабля.

Федор Иоаннович - 584-98- Несколько ведер спирта погрузили на корабль без надлежащих документов.

Борис Годунов - 598-05- Борис подхватил цель.

Василий Шуйский - 606-10- Васильки, выцветшие, валялись на улице.

Михаил Федорович- 613-46- Мишке велять танцевать и собирать рубли.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

b АЛФАВИТЫ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...