Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внимание. Сущность внимания.




Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте или какой-либо деятельности. Такое определение скорее отражает эволюцию научных представлений о природе внимания и свидетельствует об их нестрогом и незавершенном характере. Внимание определяется как свойство сознания, термин «познавательный процесс» при этом не употребляется.

Сущность внимания как особой формы психической активности наиболее точно охарактеризовал П.Я. Гальперин. Во-первых, внимание, по его мнению, никогда не выступает как самостоятельный процесс. И самому человеку, и внешнему наблюдателю оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности.

Во-вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта: его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует. Внимание присутствует в восприятии, когда мы вслушиваемся или всматриваемся; в памяти, когда припоминаем или пытаемся запомнить что-либо; в воображении, когда мы стараемся сосредоточить наше сознание на процессе создания нового образа.

 

Воля. Психологическая характеристика воли.

Общая характеристика воли. Воля — форма психического отражения, проявляющегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением препятствий, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности. Благодаря воле человек по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, может выполнять действия в заранее спланированном направлении и предусмотренной силой.

Воля направляет или сдерживает действия человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач. Человек может воспринять нужный в данный момент предмет (преднамеренное восприятие), запомнить материал (предпамерепное запоминание), создать образ, идею (преднамеренное воображение) и т. д. Усилием воли человек может сдержать внешнее проявление своего эмоционального состояния.

Формы и этапы реализации волевых действий. Для возникновения волевой регуляции необходимо наличие препятствий, преград, именно тогда и проявляется воля. Преграды могут быть внешними н внутренними. Внешние препятствия — время, пространство, противодействия людей, физические свойства вещей и т. д.; внутренние препятствия — установки человека! болезненное состояние, усталость и т. д. Внешние и внутренние препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие (форма эмоционального стресса, который мобилизует внутренние ресурсы человека и создает дополнительные мотивы к действию).

Волевая активность имеет сложную психологическую структуру и включает в себя отношение к внешним воздействиям, мотивацию, сознательную саморегуляцию.

Волевое действие может быть реализовано как в простых, так и в сложных формах, В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В случае сложного волевою акта действию предшествует сознательный учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.

 

Память Виды памяти.

память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти.

У человека существует не менее трех различных типов памяти:

      1. Иконинеская память — «непосредственный отпечаток» сенсорной информации,
      2. Кратковременная и
      3. Долговременная память.

В зависимости от рецепторов, воспринимающих раздражения, выделяют

      • зрительную,
      • слуховую,
      • осязательную,
      • обонятельную,
      • вкусовую и другие «памяти».

Иконическая память удерживает точную и полную картину, вос­принимаемую органами чувств, то есть образ предмета. Длитель­ность хранения образа 0,1-0,5 с. Емкость ее ограничена 3-5 эле­ментами. Этот тип памяти связывают с чисто сенсорными процес­сами — последействием в периферических и центральных звеньях, связанным с иннерционностью периферического процесса, напри­мер, разложением зрительного пигмента.

Кратковременная память удерживает не точную копию предмета, события, явления, а их частичное отображение, емкость ее неве­лика — 7±2 предъявляемых элемента. Длительность сохранения сле­дов от 5 до 60 с. Запоминание связано с повторением, например, 5-7 слов или цифр, что позволяет сохранять информацию более длительное время.

Долговременная память удерживает огромный объем информации. Все, что содержится в памяти более одной минуты, переводится в систему долговременной памяти, где и сохраняется часами, а иногда на протяжении всей жизни. Основой функционирования системы, которая имеет дело с большим количеством запечатленной в памяти информации, является не физическая емкость, а способность отыс­кать ответ на поставленный перед такой системой вопрос. Именно поэтому, долговременная память составляет основное звено в орга­низации целенаправленного поведения, обеспечивая хранение, из­влечение и воспроизведение информации из внешней и внутренней среды организма.

 

Характеристика памяти.

Память человека и животных включает четыре характеристики —

      1. Запоминание (усвоение) информации,
      2. Сохранение информации,
      3. Извлечение информации,
      4. Воспроизведение информации.

 

Процессы памяти.

Запоминание, хранение, забывание.

Виды чувств.

Принято выделять низшие и высшие чувства:

Низшие чувства связаны с удовлетворение или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Высшие чувства отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего и определяющего его личность.

Нравственные или моральные чувства – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом. Эти переживания могут возникнуть лишь на основе соотнесения действий, поступков людей с нормами, выражающими общественные требования к поведению человека. Они зависят от знания норм поведения, требований морали, принятой в данном обществе, выражают отношение человека к другим людям. К таким чувствам относятся чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определённым людям, потребность в общении с ними. Отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу называется долгом. Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательного отношения к себе, выражающегося в чувство вины, стыда и в угрызениях совести. Также к ним относятся чувство жалости, зависти, ревности и другие проявления отношения к человеку.

Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). Развиваются они в связи с развитием искусства. Именно музыка и пробуждает у нас музыкальное чувство. Эти чувства – это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. К ним относятся чувство юмора, ирония, злоба, издёвка, сарказм, чувство трагического, драматического.

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...