Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эго-психология (А.Фрейд, Э Эриксон).




Аналитическая психология К.Г. Юнга.

В основе – коллективное бессознательное – оно в большей степени определяет поведение человека, чем индивидуальное. имеет культурно-историческое образование человечества в целом и данного общества в частности. Проявляется в виде архетипов – одна из сторон психики человека:

- маска (персона)

- тень – злое начало

- благородный рыцарь

- добрый молодец

- мудрец

- анима (анимус)

Каждый архетип с одной стороны олицетворяет определенную сторону чел-а и одновременно определяет способ восприятия других людей.

Высший архетип самость – символ определенности, гармоничности различных сторон личности.

Учение о психологических типах: 8 типов (мышл, эмоции, ощущ-я, интуиция + экстра- или интроверсия).

Бу Юнг гиене наьаа ерейдеех ете, оссо информацията кордоноорун)

Индивидуальная психология А. Адлера.

В основе - комплекс неполноценности. По его мнению, сексуальная энергия является движущей силой только в определенное время жизни.

Комплекс неполноценности - реакция на слабость, беззащитность. Чем он сильнее, тем сильнее стремление к совершенству. Сидоренко трактует комплекс неполноценности как комплекс недостаточности.

У чел-а формируется социальный интерес как противовес комплексу неполноценности.

Типы личности: 1. КН^, СИv - ипохондрия

2. КН^, СИ^ - чел-к реализует себя по отношению к другим людям.

3. КНv, СИv - растительный образ жизни

4. КНv, СИ^ - слабо развито стремление к совершенству, «медвежьи услуги».

Адлер использовал м-д ранних воспоминаний. У А. психоанализ более социализирован. Источники развития комплекса неполноценности:

- кажущиеся или действительные физические недостатки

- действительные психические недостатки

- источник – изнеживающие воспитание – человек теряет чув-во собственно ценности, жестокость приводит к нечувствительности, жестокости.

 

38. Неопсихоанализ (Э. Фромм, К. Хорни, Г.С. Салливен).

1. Карен Хорни.В основе – базальное чувство тревоги: как реакция только что появившегося на свет ребенка на враждебную среду, к-ая не покидает человека, но может компенсироваться заботой внутри семьи. Это чув-во порождает невротические потребности. Для компенсации невротического состояния строится идеализированный образ Я. Это не устраняет причины, а лишь приводит к обострению.

2. Эрих Фромм. Автор философско-гуманистического направления в психоанализе. В основе – экзистенциональное противоречие человеческого существования - на протяжении всего человеческого существования, вектор развития человека направлен к свободе от инстинктивной предопределенности + это свобода от биологически определенных особенностей поведения – свобода ложиться тяжким бременем на плечи человека – проблема выбора. Сущ-ет только один путь – творчество, но социальные условия препятствуют, и т.о. человек убежден, что самореализация невозможна, ищет пути бегства от свободы:

1. авторитаризм - основан на садомазохизме. Человек убежден, что смысл существования соотносится с целями, к-ые лежат за пределами «здесь и сейчас» - светлое будущее. Средства: чел-к соотносит свое поведение только с судьбой потомков. Это система: либо ты подаляешь, либо ты подавлен.

2.деструктивизм - необ-мо разрушать, убивать, чтобы не быть убитым. Присуще военной диктатуре.

3.автоматический конформизм - смысл существования в том, чтобы быть не хуже других.

 

Социальные типы хар-ра:

- рецепторный тип - человек на то, что все блага поступают из вне.

- Эксплуататорский - самое главное извлекать выгоду из др. людей

- Накопительный

- Никрофильный – min требования к выживанию и сущ-ию, нет необ-ти ничего добиваться

- Рыночный тип – принцип быть таким, какой нужен окр-щим. Для того, чтобы сохранить спрос.

Гарри Спок Салливен: межличностные отношения.

Салливен модифицирует и соединяет в своей концепции два наиболее распространенных в США психологических направления – психоанализ и бихевиоризм.

Личность человека, по Салливену, является не врожденным качеством, но формируется в процессе общения младенца с окружающими, т.е. "личность – это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений". В своем развитии ребенок проходит несколько этапов – от младенчества до юношества, причем на каждом этапе формируется определенная модель.

Салливен считал, что потребность и создает напряженность, и формирует способы ее преодоления динамизмы, которые являются не только моделями энергетических трансформаций, но и своеобразным способом накопления опыта, знаний, необходимых для удовлетворения потребностей, для адаптации. При этом существуют более и менее важные для жизни динамизмы, которые удовлетворяют разные по степени важности потребности. Главными, ведущими для всех людей потребностями Салливен считал потребность в нежности и потребность в избежании тревоги.

Таким образом, эта потребность в избегании тревоги становится ведущей для личности и определяет формирование "Я-системы", лежащей в ее основе.

Говоря о "Я-системе", Салливен выделяет три ее структуры – хорошее Я, плохое Я и не-Я.

 

Эго-психология (А.Фрейд, Э Эриксон).

В творчестве Фрейда можно выделить 2 этапа:

- выделение в структуре личности: бессознательное, предсознательное, сознательное.

- 20 гг. «Я и Оно», «По ту сторону удовольствия», «Единство Оно», «Оно и СверхЯ»

Оно – носитель инстинктов, наполненных либидной энергией; по принципу удовольствия.

СверхЯ – носитель моральных норм, как критик, цензор; по принципу «я должен»

Я – между Оно и СверхЯ следует принципу реальности, учитывает особ-ти внешнего мира, его свойства и отношения.

1. Если Я под влиянием Оно чув-во вины

2. Если СверхЯ слишком требовательно – ущемляется энергетика Оно.

Мех-мы защиты: вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

Т.о. по Фрейду, личность – это динамика побуждающих и сдерживающих сил...

Стадии развития личности:

1. 0-1 год – зона кормления – оральная.

Потребность в еде; либидозное действие – кусание.

Оно наполнено либидозной энегией, м. получить когда наз\ходиться в состоянии сна. Мир безобъектен. Нет разделения Я и не-Я. Глобальное базовое нарциссическое состояние. Биологическая связь с матерью – потребность быть любимым. Недостаток удовлетворения первых желаний приводит к фиксации – жадность, капризность …

2. 2-3 л. анальная стадия. Либидо концентрируется вокруг ануса – центр внимания ребенка к-го приучают к опрятности. Основное внимание к усвоению социальных норм поведения. На этой стадии от Оно отщепляется Я. Впервые ребенок ищет компромиссы, интериоризует запреты – отсюда потом сформируется СверхЯ. Формируются определенные черты хар-ра и на всю жизнь.

3. 3-5 Фаллическая стадия – высшая ступень детской сексуальности. Либидная энергия обретает внешнюю предметность. Привязанность к одному из родителей, всплески чув-ва ревности к родителю своего пола, разрешение конфликта идет по линии идентификации себя с родителем своего пола. Следствием вытеснения является формирование СверхЯ. Появление тревоги, фрустрации и формирование вытеснения и сублимации. Черты личности – склонность к самонаблюдению, благоразумие, рационализм, усиление черт, свойственных полу.

4. 5-12 Латентная стадия – Я полностью контролируется импульсы Оно, либидная энергия переносится на усвоение социального опыта, знаний, на установление дружеских отношений за пределами семьи.

5.Генитальная стадия – стадия возвышения детских сексуальных стремлений. Подросток стремиться к сексуальным взаимоотношениям. Запреты со стороны социума вызывают феномен фиксации и регресса. Хар-на интенсивная борьба Я и Оно. Часто встречается Эдипов комплекс. Новые мех-мы защиты: аскетизм, интеллектуализация.

Патологические хар-ры:

1. психическая гомосексуальность – преувеличенное внимание к общению со своим полом, избегание противоположного.

2. нарциссизм – либидо переноситься с внешних объектов на себя.

 

Эрик Эриксон. Вместо либидо – стремление к самоидентичности. 3 составляющих:

Я хочу

Я должен

Я промежуточное, в к-ом чел-к никогда не находится, всегда колеблеться между двумя крайними.

Развитие личности продолжается всю жизнь, а старость – необ-ый период развития личности – высшее состояние развития = мудрость.

Стадии развития личности:

1. младенчество: глобальное доверие – недоверие к миру

2. ранний возраст: автономия – стыд, сомнение

3. возраст игры: главная особенность – агрессивное постижение мира. Чув-во вины - инициативность

4. латентный период. Школьный возраст: первые оценки окр-щих рез-ов своей деят-ти. Достижения – беспомощность.

5. Подростковый возраст: детское стремление к самоидентичности достигает наибольшей силы. Пытается сознательно определить свое место в социуме. Эго-идентичность – ролевое смешение (диффузная идентичность - самоидентичность). Иден-ть – чув-во принадлежности к социууму. Диффузная идентичность – отрицание взглядов о ролях. М. приобрести форму стойкого синдрома и стать негативной идентичностью – панки.

6. Молодость: чел-к может обеспечить себя сам. Влюленность. Интимность – изоляция.

7. Взрослость: основная деят-ть: порождение, основное чув-во: забота. Творчество – застой(продуктивность - инертность).

8. Старость. Основное чув-во – переживание смысла прожитой жизни. Мудрость – разочарования в жизни.

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...