Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия и функции политической элиты. Политические элиты России.

Бюрократия как социальная группа и политический институт. (Типология современной бюрократии) Вебер.

Бюрократия – социально-профессиональная группа, специализирующаяся на управлении и монополизирующая властные функции в своих корпоративных интересах.

Её основными чертами являются:

• отчуждение власти от народа;

• концентрация власти в руках чиновничества, стремящегося ослабить контроль за своей деятельностью или вообще избежать его.

Плюс бюрократии: независимость от политических манипуляций.

Минусы бюрократии: б юрократические организации имеют тенденцию ста­новиться громоздкими, приверженными букве инструкций, костными, безучастными к нуждам своих клиентов. Во многих случаях чиновники практически лишены стимулов к тому, чтобы вводить инновации. Хотя предполагается, что бюрократия политически и идеологически нейтральна, на практике она нередко испытывает влияние господствующих идеологий.

Виды бюрократии:

} Классическая (веберовская по сути, существовала во времена, когда еще не было сильных политических партий, например, во Франции и Германии начала XX в.).

} Политическая (бюрократия новых политических систем и демократических политических режимов, прежде всего, англо-саксонский тип)

} Централизованная (свойственна преимущественно унитарным государствам, часто встречается в странах переходного типа, крайняя степень централизации –авторитаризм и тоталитаризм)

} Децентрализованная (свойственна преимущественно федерациям)

Функции бюрократии:

1. Управления

2. Функция интеграции общества

3. Политической социализации

4. Поддержания обратной связи (с обществом)

Виды бюрократии по Веберу. 1) Бюрократия восточного типа встроена в систему государственного управления и является её неотделимой частью. С помощью бюрократии правительство приобретает возможность контролировать все стороны жизни общества и постепенно ставит себя вне общества и над ним. Государство становится намного сильнее общества, формируется бюрократическое господство (власть-собственность). Вебер назвал этот тип бюрократии патримониальной. 2) В отличие от своего восточного аналога, европейская бюрократия хотя и связана с правительством, но не является его сутью. С самого начала своего развития в капиталистическую эпоху правительства в странах западноевропейской цивилизации находились под контролем общества, и этот контроль сдерживает формирование сильных бюрократических систем.

Понятия, функции, типы политических партий. Железный закон олигархии.

Политическая партия — это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

Политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем устремлений определенного класса, слоев общества представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удержать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.

Функции политических партий:

— выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

— активизация и интеграция определенной части людей;

— борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);

— подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;

— разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

— политическое воспитание общества в целом или его части;

— подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Структуру политических партий составляют партийный аппарат, рядовые члены (партийная масса). Социальную базу составляют сторонники партии.

Политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества. Естественно, они весьма многообразны.

Классифицикацию политических партий обычно проводят по следующим критериям:

1) по социальной направленности программы и деятельности:

социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т.п.

2) по идейным основаниям их деятельности: доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

3) по методам выполнения программы: революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);

4) по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;

5) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);

6) по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;

7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами; демократические и антидемократические;

8) по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);

9) по организационной структуре: парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) и т.п.

Железный закон олигархии.

Иную систему доказательства неизбежности деления общества на правящее меньшинство и пассивное большинство предлагал Роберт Михельс (1876—1936), ставший одним из идеологов фашизма и другом Б. Муссолини.

В своей главной работе «Политические партии. Очерк об олигархических тенденциях демократии» (1911) он анализировал кризис парламентской демократии и обосновывал правомерность элитизма, которая представлена у него концепцией олигархии:

1. причины политического расслоения (стратификации) и потому невозможности осуществления демократии обусловлены самой сущностью человека, политической борьбы и организаций;

2. осуществление принципов демократии в западных странах невозможно в силу внутренне присущих политическим организациям данных обществ свойств и «олигархических тенденций» в массовых политических организациях — партиях, профсоюзах.

3. Поэтому демократия ведет к олигархии, превращается в нее; феномен олигархии объясняется частично психологически (психологией масс и психологией организаций), частично органически (законом структуры организаций), причем главная роль принадлежит факторам первой группы;

4. поведение господствующего класса в условиях демократии обусловлено в значительной мере воздействием «массы» на политический процесс;

5. понятие «массы» имеет психологическое содержание и представляет собой совокупность психических свойств массового обывателя:

o политического равнодушия,

o некомпетентности,

o потребности в руководстве,

o чувстве благодарности вождям,

o потребности в почитании лидеров и т. п.

Поэтому «массы» не способны к самоорганизации и не могут самостоятельно управлять;

6. среди групп, претендующих на власть в рамках парламентской демократии, наиболее эффективными оказываются те, которые обеспечивают поддержку своим целям со стороны «организованных масс»; это приводит к возникновению иерархии власти;

7. руководство организацией предполагает наличие профессионально подготовленных для этого людей, т. е. аппарата, который придает организации устойчивость, но одновременно вызывает перерождение организованной «массы». Аппарат совершенно меняет местами лидеров и «массу»;

8. процесс организации неизбежно делит любую партию или профсоюз на руководящее меньшинство и руководимое большинство. Складывающееся «профессиональное руководство» все дальше отрывается от «масс», имеет тенденцию противопоставлять себя рядовым членам. Оно образует более или менее закрытый внутренний круг и стремится закрепить власть в своих руках. Суверенитет масс оказывается иллюзорным.

Понятия и функции политической элиты. Политические элиты России.

Обоснование неизбежности деления общества на властвующее меньшинство и управляемое большинство представлено в политической науке в концепции элиты. Различные субъекты политики оказывают на нее явно не одинаковое воздействие. Отдельные граждане и многие социальные группы обычно не принимают непосредственного участия в процессе принятия политических решений. Этим, как правило, занят особый слой людей, который называют политической элитой.

В переводе с французского «элита» означает «лучшее», «отборное». Идеи о правомерности деления общества на избранное меньшинство, господствующее над остальным населением, и большинство, выполняющее волю меньшинства, высказывались еще древние мыслители.

Функции:

1. Стратегическая функция.

Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развитияобщества, определении политической программы действий. Она проявляется в генерировании новых идей, отражающих общественные потребности в радикальных переменах, в определении стратегического направления общественного развития, ввыработке концепции назревших реформ. Выполнение этой функции возможно толькона высшем уровне политической элиты и требует от нее высокого уровнякомпетенции.

2. Коммуникативная функция.

Она предусматривает эффективное представление, выражение и отражение вполитических программах интересов и потребностей различных социальных групп ислоев населения и реализацию их в практических действиях. Эта функция включаетв себя умение видеть особенности настроений различных социальных общностей, быстро и точно реагировать на изменения в общественном мнении по различнымживотрепещущим вопросам. Выполнение этой функции требует от представителейполитической элиты определенных качеств: умения общаться с большими массамилюдей, способности четко и интересно отвечать на задаваемые вопросы, обладатьавторитетом, красноречиво излагать программы развития общества.

3. Организаторская функция.

Содержание этой функции сводиться к необходимости организовывать массы, обеспечивать поддержку своих программ населением. Эта функция предусматриваетосуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решенийв жизнь.

4. Интегративная функция.

Ее сущность состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости егополитической и экономической систем, в недопущении конфликтов, непримиримыхантагонизмов, острых противоречий, деформации политических структур. Важнымсодержанием этой функции является сплочение различных слоев населения, гармонизация их социальных интересов, достижение консенсуса, сотрудничества итесного политического взаимодействия всех сил в обществе. Главная задачаинтегративной функции – создание устойчивого равновесия политических сил, развертывание интеграционного процесса.

 

Теорию политических элит также разрабатывал Вильфредо Парето в «Трактате общей социологии». Он также исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное, наделенное особыми психологическими и социальными качествами меньшинство – элиты. Эта элита отличается от других высокой результативностью и действует с высокими показателями в той или иной сфере деятельности. Совокупность таких индивидов и составляет элиту. Она делится на правящую, которая прямо или опосредованно участвует в управлении и не правящую - контрэлиту. Контрэлита – это люди, обладающие также характерными для элиты психологическими качествами, но не имеющими доступа к руководящим функциям в силу своего социального статуса и различного рода барьеров. Развитие общества, как представлял Парето, происходит посредством периодической смены, циркуляции элит. Причина такой циркуляции заложена в том, что правящая элита стремится сохранить свои привилегии и передать их по наследству людям с не элитарными качествами. Это ведет, с одной стороны, к качественному ухудшению ее состава, с другой, количественному росту контрэлиты.

Согласно В. Парето, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное нера­венство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя элита.

Парето различает два вида элиты: правящую, т. е. принимающую участие в осуществлении политической власти, и неправящую. В целом социальная стратификация изображается в его теории в виде пира­миды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита («высший слой»), а остальную часть - основная масса населения («низ­ший слой»). Элиты существуют во всех обще­ствах, независимо от формы правления.

В качестве синонимов этого термина Парето использует термины «правящий класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой», это просто объективно «лучшие» в определенной области деятельности.

С одной сто­роны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, как своего рода результат естественного отбора. С другой стороны, он говорил, что люди могут носить «ярлык» элиты, не обладая соот­ветствующими качествами.

Как правило, между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации. Циркуляция обеспечивает правящую элиту необходимыми для уп­равления качествами. Но если же элита оказывается закрытой, это приводит к деграда­ции элиты и ее упадку.

Согласно теории Парето, политические революции происходят вследствие того, что элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Рево­люция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит. В известном смысле сущность революции и состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты.

Итак, в историческом развитии постоянно наблюдаются циклы подъема и упадка элит. Их чередование - закон существования человеческого общества. Но изменяются не просто составы элит, их контингент; сменя­ют друг друга, чередуются сами типы элит. Причина этой смены состоит в поочередном преобладании в элитах «осадков» первого и второго классов, т.е. «инстинкта комбинаций» и «настойчивости в сохранении агрегатов».

Первый тип элиты, в котором преобладает «инстинкт комбинаций», управляет путем использования убеждения, подкупа, обмана, прямого одурачивания масс. Усиление «осадков» первого класса и ослабление «осад­ков» второго приводят к тому, что правящая элита больше заботится о на­стоящем и меньше - о будущем. Интересы ближайшего будущего господствуют над интересами отдаленного будущего; интересы материаль­ные - над идеальными; интересы индивида - над интересами семьи, дру­гих социальных групп, нации. С течением времени «инстинкт комбинаций» в правящем классе усили­вается, в то время как в управляемом классе, напротив, усиливается ин­стинкт «настойчивости в сохранении агрегатов».

Когда расхождение становится достаточно значительным, происходит революция, и к власти приходит другой тип элиты с преобладанием «осадков» второго класса. Для этой категории элиты характерны агрессивность, авторитарность, упор­ство, непримиримость, подозрительность к маневрированию и ком­промиссам.

Первый тип правящей элиты Парето называет «лисами», второй - «львами». Стабильная политическая система характеризуется преобладанием элиты "львов". Напротив, неустойчивая политсистема требует элиты прагматически мыслящих энергичный деятелей, новаторов, комбинаторов. Постоянная смена одной элиты другой - результат того, что каждый тип элит обладает определенными преимуществами, которые, однако, с течением времени перестают соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому сохранение равновесия социальной системы требует постоянного процесса замены одной элиты другой, по мере того как перед элитами возникают повторяющиеся социальные ситуации.

Общество, в котором преобладает элита "львов - ретроградов", застойно. Напротив "элита" "лис" динамична. Механизм социального равновесия функционирует нормально, когда обеспечен пропорциональный приток в элиту людей первой и второй ориентаций.

Современные властвующие политические элиты России состоят в основном из

следующих социально-политических групп:

– бывшая партноменклатура (КПСС);

–бывшая демократическая оппозиция (Демократическая Россия);

–бывшие хозяйственные руководители низшего и среднего звена;

– бывшие комсомольские работники;

–работники различных органов самоуправления (райсоветов,

горсоветов).

Кроме этого, можно принять во внимание и небольшой процент интеллектуальнойэлиты — интеллигенции.

23. Политические конфликты и кризисы: содержание, типы и способы разрешения.

Политический конфликт – это столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои потребности и интересы, связанные с достижением власти или участием в ее перераспределении.

Субъектами политических конфликтов являются социальные группы, их лидеры или политические институты, представляющие их интересы.

Объект политического конфликта связан с противоречиями, возникающими в процессе практической деятельности субъектов политики. Объектом политических конфликтов выступают государственная власть, права и свободы социальных групп, их политический статус, степень приближенности или удаленности от центров власти, возможность оказывать влияние на принятие обязательных для всего общества решений И т.д.

Основными признаками конфликта являются:

– наличие ситуации, которая противодействующими сторонами воспринимается как конфликтная;

– наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;

– взаимодействие конфликтующих сторон;

– результаты конфликтного взаимодействия, использование давления и даже силы.

Английский социолог Э. Гидденс понимает под конфликтом реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон.

Источниками и причинами политических конфликтов выступают: социальная неоднородность общества; несовпадение статусов субъектов политики; возрастание потребностей во власти; неравномерность распределения ресурсов (природных и социальных); расхождение людей (групп) в базовых ценностях и идеалах.

Стадии развития политического конфликта:
1. Скрытая стадия, обусловленная неравным положением двух (или более) групп, стремлением к улучшению своего статуса и превосходству.
2. Стадия напряженности, которая может быть нулевой, средней степени и высокой.
3. Стадия антагонизма, как следствие высокой напряженности, особенно при сочетании ее структурной и конъюнктурной разновидностей.
4. Несовместимость, как следствие высокой напряженности или, собственно, конфликт.
Конфликт может быть прерван на любой из стадий, на определенное время или окончательно, если будет устранена коренная причина.

Политические конфликты связаны с сознательно формулируемыми целями, направленными на завоевание ведущих позиций в институтах в структурах политической власти. К основным политическим относятся конфликты:

1) между ветвями власти;

2) внутри парламента;

3) между политическими партиями и движениями;

4) между различными звеньями управленческого аппарата.

Типологии конфликтов вводит М. Дойч. Он предлагает классифицировать конфликты по типу их участников (личность, группа, нация) и по видам отношений (внутри– и межсистемный уровни) следующим образом:

• внутри– и межличностные (индивидуально-психологический уровень);

• внутри– и межгрупповой (социально-психологический);

• внутринациональный и международный.

Классической стала и типология выделения конфликтных ситуаций по статусной позиции их акторов:

горизонтальные (лица или группы, не находящиеся в подчинении друг другу);

вертикальные (оппоненты, находящиеся в иерархическом соподчинении);

смешанные, в которых представлены вертикальные и горизонтальные их составляющие.

Типология уровней конфликтов в политическом анализе занимает особое место, поскольку определяющим для политических отношений является их вертикальное измерение, т. е. именно отношения «господства/подчинения».

В свою очередь, вертикальные конфликты подразделяют на конфликты макро– и микроуровня. В основе макроконфликтов лежат противоречия между различными социальными группами, прежде всего это конфликт между властью и обществом в целом либо его составляющими. Такого рода конфликты в России достигли своего апогея в конце 1980 – начале 1990-х гг., когда отношения между старой номенклатурной элитой и социумом обострились до крайности.

Каковы же конкретные методы разрешения конфликтов?
Во-первых, это метод избегания конфликта. Но избегание конфликта не означает его фактического разрешения, т.к. само противоречие, лежащее в основе конфликта противоборствующих сторон, остается.

Во-вторых, это отрицание или подмена конфликта, способ отношения к конфликту, когда ему дают возможность тлеть и перемещают в другую плоскость. Например, политический деятель, ведущий избирательную кампанию, чтобы набрать максимум голосов должен избегать четкой позиции по реальным противоречиям и руководствоваться такими сценариями, которые способствуют более широкому объединению и ведут к согласию между политическими субъектами.

В-третьих, разрешение конфликта методом конфронтации. Последняя обязательно выдвигает на авансцену политики явно неразрешимый антагонизм во всей его грубой неприкрытости. Но конфронтация же может вести к кризису и крушению политического режима.

В-четвертых, это метод откладывания конфликта. Сдача "на милость победителя" - действие довольно распространенное в практике политической борьбы. Следует отметить тот факт, что сторона, сдавшая свои позиции, по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное в прошлом.
В-пятых, примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника. В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны (в межгосударственных конфликтах). Этот метод разрешения конфликтов зафиксирован в Гаагской конвенции 1907 года. На американском континенте действует несколько договоров о мирном разрешении споров. На африканском континенте действует Протокол Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу Организации Африканского Единства.

В-шестых, третейское разбирательство или арбитраж. Считается, что этот метод имеет существенные недостатки, т.к. его применение может привести лишь к затягиванию конфликта на долгие годы.

В-седьмых, переговоры, которые необходимы для того, чтобы избежать применения насилия. Они возможны, когда между сторонами имеется хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов.


Очевидно, что одним из главных условий согласия (консенсуса) является терпимость соперников друг к другу, инакомыслию.

Он перечислял: третейский судья, подавление другой строны, канализация, компромисс.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...