Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «топография переднебоковой стенки живота»




ВВЕДЕНИЕ

 

В данной работе содержатся методические разработки для преподавателей по проведению практических занятий по 4 темам 7-го семестра: по топографической анатомии и оперативной хирургии переднебоковой стенки живота, верхнего (2 занятия) и нижнего этажа брюшной полости и забрюшинного пространства.

Методические разработки рассчитаны на занятия продолжительностью в 4 академических часа.

Методические разработки составлены с учетом унифицированной схемы организации учебного процесса и единым планом построения и последовательности изучения данных тем на основе интеграции с клиническими дисциплинами.

Методика изложена в соответствии с программой, общими и конкретными целями и задачами прохождения предмета на лечебных факультетах медицинских ВУЗов.

Методические разработки составлены на основе многолетнего опыта кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии ММА им. И.М.Сеченова по изучению различных вопросов топографической анатомии и оперативной хирургии.

В рекомендуемой литературе приведены основные работы, с которыми необходимо познакомиться преподавателю, осуществляя подготовку к занятию со студентами.

 

 

 

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ И ЗАБРЮШИННОГО ПРОСТРАНСТВА.

 

 

Конечной целью обучения студента по топографической анатомии переднебоковой стенки живота, брюшной полости и забрюшинного пространства является: выработать умение применить знания по топографической анатомии этих областей для топографо-анатомического обоснования оперативных доступов и оперативных вмешательств на органах живота.

Задача преподавателя - мотивировать учебное занятие, связать материал занятия с клиническими дисциплинами и полностью выполнить учебный план.

 

Общие цели и задачи

 

Научить студентов:

1. Самостоятельно, на трупном материале, с помощью внешних ориентиров уметь проецировать на кожу переднебоковой стенки живота органы брюшной полости и забрюшинного пространства.

2. Применять знания по топографической анатомии переднебоковой стенки живота для обоснования оперативных доступов к органам брюшной полости и забрюшинного пространства, для операций по поводу наружных грыж живота.

3. Используя внутренние ориентиры, самостоятельно находить на учебном препарате анатомические образования брюшной полости и забрюшинного пространства.

4. При разборе топографической анатомии фасций и клетчаточных пространств переднебоковой стенки живота, забрюшинного пространства уметь топографо-анатомически обосновывать возможные пути распространения гнойной инфекции и оперативные доступы для дренирования гнойных затеков.

5. Применить знания по топографической анатомии органов брюшной полости, забрюшинного пространства и крупных сосудов для обоснования доступов к ним при оперативных вмешательствах.

6. Применять знания топографической анатомии портокавальных анастомозов для обоснования диагноза заболеваний некоторых органов грудной и брюшной полости и забрюшинного пространства.

7. Использовать знания топографической анатомии регионарных лимфатических узлов и сосудов для определения возможного пути

 

9. На препарате области забрюшинного пространства студент должен уметь показать пояснично-реберный треугольник и знать, что к нему со стороны грудной полости примыкает внутригрудная фасция и плевра. Отметить практическое значение этого участка в клинике в связи с распространением гнойной инфекции и возможностью ранения плевры при расширении операционной раны за счет резекции ребра.

10. Обучить студентов осмотру и пальпации правой почки со стороны верхнего этажа брюшной полости; со стороны левого брыжеечного синуса - нижнего отдела левой почки, аорты, общих подвздошных артерий, мочеточника, семенных или яичниковых сосудов. Со стороны правого брыжеечного синуса - нижнего отдела правой почки, правого мочеточника и правых семенных или яичниковых сосудов.

11. Использовать знание внутренних ориентиров забрюшинного пространства для нахождения на препарате органов и основных сосудисто-нервных образований: аорты, нижней полой вены, пограничных симпатических стволов. Например, внутренним ориентиром для нахождения левого симпатического ствола – аорта. Левый пограничный ствол лежит рядом с наружным краем аорты. Правый пограничный симпатический ствол прикрыт нижней полой веной.

12. Студент должен знать топографию почек и надпочечников, их голотопию, скелетотопию, синтопию, капсулы, кровоснабжение, венозный отток, лимфоотток и иннервацию. При разборе синтопии почек преподаватель обращает внимание студентов на близкое расположение к воротам правой почки нижней полой вены, а к воротам левой почки - хвоста поджелудочной железы (возможность их ранения при операциях на почке), а также на дополнительные сосуды, идущие от аорты к верхнему и нижнему полюсам почек (возможность их пересечения без предварительной перевязки при нефрэктомии).

13. При разборе топографии мочеточников, преподаватель обращает внимание на их взаимоотношение о яичковыми (яичниковыми) сосудами, на отток венозной крови по правой и левой яичковой вене (развитие варикозного расширения вен семенного канатика чаще слева.

 

Контроль итогового уровня знаний студентов (устно)

Итоговый контроль проводится путем решения ситуационных задач.

Примеры ситуационных задач

1. В хирургическое отделение доставлен больной с диагнозом тромбоз верхней брыжеечной артерии. Перечислите отделы кишечника, в которых в связи с этим было нарушено кровоснабжение.

2. После операции аппендэктомии у больного образовался межкишечный абсцесс в правой брыжеечной пазухе. Укажите, куда в дальнейшем может распространиться гнойный затек.

Заключение преподавателя по данной теме, оценка знаний и самостоятельной работы студентов, задание на дом.

 

метастазирования при онкологических заболеваниях органов живота и забрюшинного пространства.

8. Использовать знания топографической анатомии нервных сплетений брюшной полости и забрюшинного пространства для топографо-анатомического обоснования блокады этих сплетений при оперативных вмешательствах, при диагностике и лечении некоторых заболеваний.

 

Список основной литературы:

А.В.Николаев – Топографическая анатомия и оперативная хирургия. Учебник. Москва, Гэотар-мед., 2007

Сборник ситуационных задач под редакцией А.В.Николаева, Москва, 2008

 

Список дополнительной литературы:

Оперативная хирургия и топографическая анатомия: учебник под ред. В.В. Кованова. - М.: Медицина, 1978, 1985, 1995, 2001.

Топографическая анатомия и оперативная хирургия: в 2 т. под ред. Ю.М. Лопухина. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.

Основы оперативной хирургии / под ред. С.А. Симбирцева. — СПб: Гиппократ, 2002.

Большаков О.П., Семенов Г.М. Лекции по оперативной хирургии и клинической анатомии. — СПб: Питер, 2001.

Большаков О.П., Семенов Г.М. Оперативная хирургия и топографическая анатомия: практикум. — СПб: Питер, 2001.

Гостищев В.К. Оперативная гнойная хирургия. — М.: Медицина, 1996.

Золотко Ю.Т. Атлас топографической анатомии человека. — М., 1964-1967. - Т. 1, 2, 3.

Кирпатовский И.Д., Смирнова Э.Д. Клиническая анатомия: в 2 т. - М.: МИА, 2003.

Кованов В.В., Бомаш Ю.М. Практическое руководство по топографической анатомии. — М., 1974.

Кованов В.В., Аникина Т.И. Хирургическая анатомия артерий человека. — М., 1974.

Кованов В.В., Аникина Т.И. Хирургическая анатомия фасций и клетчаточных пространств человека. — М., 1974.

Кованов В.В., Травин А.А. Хирургическая анатомия конечностей человека. — М., 1983.

Неттер Ф. Атлас анатомии человека. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003.

 

 

Место проведения занятий - учебная комната кафедры.

 

План проведения занятий и распределение учебного времени.

Продолжительность одного занятия – 4 учебных часа

1. Проверка присутствующих, организационные вопросы – 5 минут

2. Введение к теме занятия - 5 минут

3. Тестовая проверка самоподготовки - 10 минут

4. Подготовка к разбору учебных препаратов (время для проверки тест-карт) - 30 минут.

5. Разбор со студентами учебных препаратов - 90 минут

6. Итоговый контроль - решение ситуационных задач – 30 минут

7. Заключение преподавателя по теме - 5 минут

8. Задание на следующее занятие - 5 минут.

 

ТЕМА: «ТОПОГРАФИЯ ПЕРЕДНЕБОКОВОЙ СТЕНКИ ЖИВОТА»

 

Цели занятия

Научить студентов:

I. Применить знания внешних ориентиров, мышечно-фасциальных и сосудисто-нервных образований переднебоковой стенки живота для топографо-анатомического обоснования доступов к органам брюшной полости.

2. Уметь использовать знания слабых мест переднебоковой стенки для топографо-анатомического обоснования возникновения наружных грыж живота.

3. Уметь дать топографо-анатомическое обоснование образования различных видов паховых грыж.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...