Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушение общепринятой традиционной сочетаемости слов, их валентности.

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ, ИХ ДИАГНОСТИКА И ИСПРАВЛЕНИЕ

Характеристика речевых ошибок учащихся начальных классов: лексические ошибки, морфологические ошибки, синтаксические ошибки, логические и композиционные ошибки. Исправление и предупреждение речевых ошибок.

В работах М. Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма». Цейтлин С. Н. понимает под речевыми ошибками «любые случаи отклонения от действующих языковых норм».

 

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ошибки самые частотные. Могут быть отчетливо выделены их типы.

1. Неоправданные повторы слов: У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, у нас мышей нет. Наша Мурка очень ласковая, все время ласкается.

Здесь есть повторы однокорневых слов. У детей мал объем внимания, они быстро забывают, какое сло­во только что употребили. Они не приучены к местоименным заменам слова, которое повторяется: У нас дома есть кошка, ее зовут Муркой. Мышей она не ловит; их у нас нет и т.д. Младшие школьники легко овладевают приемами исправления ошибок данного типа, если им показать, как это делается. Тем не менее повтор - самая привязчивая ошибка даже у взрослых, образованных людей.

2. Употребление слов в неточном, не свойственном им значении. Примеры:

«В тот день была оттепель, было 6 градусов мороза». Нужно: Было потепление, можно догадаться, что накануне было заметно холоднее. Слово оттепель означает плюсовую температуру.

«Санки воткнулись в забор» (надо: врезались); «соловей посвистывал, щелкал, переливался, стучал клювом» здесь стучал нарушает музыкальный, поэтический ряд слов.

Нарушение общепринятой традиционной сочетаемости слов, их валентности.

Например: «вышел красный молодец на бой со змеем Горынычем» (народно- поэтическому языку свойственно сочетание добрый мо­лодец и красна девица, здесь стилистические различия),

4. Употребление слов без учета эмоционально-экспрессивной окраски; эти ошибки могут быть определены как стилистические, поскольку нарушают единство стиля, например: «Мы с мамой ходили в Большой театр на балет «Лебединое озеро». Какая чудесная музыка, какие танцы! Все как в сказке. Никогда незабуду этого мероприятия». Последнее слово было бы уместно в деловом тексте, в канцелярском стиле, но не в воодушевленном, эмоциональном рассказе.

«Мальчик почувствовал, что он утопает в болоте»; следовало бы: почувствовал, что он увяз.

5. Употребление диалектных и просторечных слов и оборотов речи. Диалекты - это местные говоры. К ним литературная норма относится спокойно. Иное дело - просторечия, жаргоны. Здесь ограничения строги и бес­компромиссны. Примеры ошибок: «Петя шел взади» (сзади); «обратно поплел дождь» (опять пошел); «вперед всех к речке при­бежал Вова» (быстрее всех, раньше всех); «поклал» вместо поло­жил, «здоровый» в значении большой.

Залогом предупреждения любых словарных ошибок будет создание хорошей языковой среды, внимательный языковой анализ читаемых текстов, выяснение значении слов в тексте, при­чины употребления именно этого, а не другого слова.

К типичным МОРФОЛОГИЧЕСКИМ ошибкам учащихся начальных классов относятся следующие:

1. Пропуск морфем, обычно - суффиксов и постфиксов: «трудящие, учащие» вместо трудящиеся, учащиеся; «он часто выглядал в окно» - вместо выглядывал.

2. Образование формы множественного числа тех имен суще­ствительных, которые употребляются только в единственном чис­ле (отвлеченные, собирательные): в этом сказывается тяга к кон­кретизации. «У защитников крепости не хватало оружий» (надо: оружия); «Крышу кроют железами» (надо: железом); «Надо ехать без промедлений» (надо: без промедления). Конкретизация особенно заметна в таком примере: «Коля съел два супа» (т.е. две тарелки супу, или супа).

3. Употребление косвенных падежных форм личных местоиме­ний без н в начале слова: «Саша спросил у её» (надо: у неё); «Пойду вместе с им» (надо: с ним).

4. Использование диалектных и просторечных форм: «они хочут», «он хотит» вместо они хотят, он хочет; «иха мама» или «ихняя мама» вместо их мама; «выстрельнул» или «стрельнул» вместо литературного выстрелил; «пришел без пальта» вместо без пальто.

Как правило, дети создают «свои» слова в соответствии с моделями, например: «На стройке работают бетонщики, каменщики, шту­катурщики» (надо: штукатуры); «Мужчины кинулись по­тушать пылающий дом» (надо: тушить, слово образовано по аналогии с глаголами поднимать, разрушать и т.п.).

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ встречаются в словосочетаниях с типом связи управление, в построении предложений, особенно сложных.

1. Часто встречается ошибка в глагольном управлении, пред­ложном и беспредложном: «В сказках всегда добро побеж­дает над злом»; нужно добро одерживает победу над злом; или добро побеждает в борьбе со злом. Возможен выбор вариан­тов, и детям следует показать это.

«Все радовались красотой природы»: радоваться чему? а не чем?, значит, нужно: радовались красоте, а лучше лю­бовались красотой.

«Жители деревень выходили навстречу своих осво­бодителей»; нужно: выходили навстречу своим освободителям, или выходили встретить своих освободителей,

«Все ждали приезд Коли из Петербурга». Глагол ждать управляет родительным падежом существительных (чего?), значит, сле­дует сказать ждали приезда или возвращения.

Полезно включать в систему развития речи специаль­ные упражнения с управлением.

2. Неудачный порядок слов в предложениях, искажающий или затемняющий смысл: «Узкая полоска только с берегом связывает остров» (надо: Только узкая полоска суши связывает остров с берегом); «Какая холодная стала погода» (благозвучнее: Как стало холодно); «Котенок стал тонуть, он плавать не мог» (лучше: Коте­нок не умел плавать, он стал тонуть). В письменной речи такие ошибки могут быть предупреждены предварительным проговариванием, самоконтролем на основе здравого смысла. Пишущий должен войти в роль слушателя. Такой прием, но, разумеется, мысленный, также эффективен. Очень полезен в этом смысле при­ем восстановления деформированного текста; слова даны вразброс, из них надо «собрать» предложение.

3. Несоотнесенность местоимений: нарушены прямые связи между местоимениями и теми словами, которые ими заменяются, в результате затемняется или искажается смысл, например: «Петя бросился на помощь Мише, а Клава кричала ему: «Осторожнее!» Кому ему - неясно, предложение нуждается в перестройке.

«Весь третий класс собрался на стадионе. Они были в спортив­ной форме». Местоимение они не соотнесено со словами третий класс. Возможный вариант исправления: Весь третий класс со­брался на стадионе. И мальчики, и девочки были в спортивной фор­ме. Здесь два предложения связаны между собой не местоименной связью, а соотнесенными синонимическими оборотами весь тре­тий класс - и мальчики, и девочки.

4. Местоименное удвоение подлежащего: «Петя - он был са­мый сильный среди ребят».

5. Употребление глаголов, не соотнесенных по виду и времени: «Незнакомец входит в комнату и поздоровался».

6. Неумение находить границу предложения: неоправданное деление сложного предложения на простые: «Дворник когда под­метал двор. Он сломал ростки тополя».

7. Как бы в противоположность этому типу ошибки многие школьники строят очень длинные предложения, не разделяя в бес­союзном сложном простые, его составляющие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...