Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений в органах власти




Уголовная ответственность за коррупционные преступления по зарубежному законодательству
Отличительная особенность должностных преступлений состоит в том, что они совершаются людьми, которые сами призваны соблюдать и охранять законы. Широкая распространенность этих преступлений, коррумпированность государственного аппарата во многих странах Запада заставляет законодателей этих стран принимать особо строгие меры борьбы со взяточничеством, злоупотреблениями и другими опасными должностными преступлениями, и, напротив, не придавать большого значения менее опасным и более распространенным преступлениям чиновников Современная законодательная практика стран Запада свидетельствует о непрекращающихся попытках найти оптимальную линию борьбы с должностными преступлениями.Среди должностных преступлений для нас особый интерес представляют так называемые "коррупционные" преступления - взяточничество и злоупотребления служебным положением, ответственность за которые и рассмотрим на примере ряда стран.Например, в ряде стран установлена разная степень наказуемости за взяточничество в зависимости от того, была ли получена взятка за действия законные или незаконные. В других странах придается решающее значение тому, была ли получена взятка до выполнения обещанных действий или после них. В этой связи особый интерес представляет возникшая за последние годы в США и других странах проблема квалификации предварительного подкупа должностного лица без указания конкретных действий, которые должны быть совершены им "из благодарности".Нередко возникает вопрос о том, как отличать "подарки", поучаемые должностными лицами "в знак расположения", от взяток, являющихся уголовным преступлением. Наибольшее внимание этой проблеме уделяется в США, где даже не законодательным путем, а часто правоприменительной практикой, в зависимости от роста инфляции, вырабатывается негласное правило, согласно которому государственный служащий может, не опасаясь преследований, принимать подарки стоимостью до 5 или даже 100 долл. США. Аналогичное положение присутствует и в правоприменительной практике Германии (до 50 марок).Говоря о взяточничестве, следует отметить, что в американском уголовном законодательстве и в уголовно-правовой доктрине принято различать четыре основные формы этого преступления:1) собственно взяточничество, представляющее собой посягательство на деятельность публичной администрации;2) так называемое коммерческое взяточничество;3) взяточничество, связанное с деятельностью профсоюзов;4) взяточничество в области спорта. Наиболее подробно в американском законодательстве изложены нормы, регулирующие ответственность за взяточничество в сфере деятельности публичной администрации.Общеупотребительный термин "публичный служащий" разъясняется применительно к данной категории преступлений в п. 7 ст. 240.00 Примерного УК: "Публичный служащий" - это любое должностное лицо или служащий государства, включая законодателей и судей, и любое лицо, принимающее участие в осуществлении государственной функции в качестве присяжного заседателя, советника или консультанта или в каком-либо ином качестве".В разделе 18 Свода законов США ответственность за взяточничество, совершаемое должностными лицами, предусмотрена § 201 главы 11 "Взяточничество, нечестные доходы и злоупотребление своим положением публичными должностными лицами". Согласно этому закону, субъектами взяточничества являются не только те, кто получает взятки, но и те, кто их дает. Под теми, кто получает взятки, в контексте главы 11 понимаются три категории должностных лиц:Вторую группу должностных коррупционных преступлений составляют злоупотребления служебным положением. К этой группе должностных преступлений, совершаемых государственными служащими, федеральное законодательство (гл. 11) относит занятия, не совместимые с основными должностными обязанностями.Так, согласно § 204 разд. 18 Свода законов США, если конгрессмены или лица, избранные в Конгресс, либо члены постоянных комиссий практикуют в Претензионном суде, они совершают злоупотребление, наказуемое штрафом до 10 000 долл. США или (и) лишением свободы на срок до 2 лет. Государственный служащий или лицо, работающее по найму, в органах законодательной, исполнительной или судебной власти США, не может выступать, если это не входит в его обязанности, в качестве представителя или обвинителя в каком-либо требовании, предъявляемом США, а также получать вознаграждение, проценты, долю и прочее за оказание помощи в предъявлении такого требования. Эти же лица не могут представлять чьи-либо интересы в гражданских, административных и уголовных делах, в которых стороной являются США либо в которых государство имеет прямую и существенную материальную заинтересованность (§ 205). Наказываются эти действия штрафом до 10 000 долл. США или (и) лишением свободы сроком до 2 лет.Уголовную ответственность несут также указанные выше лица, если они принимают участие лично и непосредственно в качестве государственных служащих в каких-либо делах, где они, их супруги, несовершеннолетние дети, партнеры, организации, в которых они служат, являются доверительными собственниками либо партнерами, а также организации, с которыми они ведут переговоры о предстоящей работе, имеют финансовый интерес (§ 208).Наказываются все указанные выше деяния штрафом в 5000-10 000 долл. США или (и) лишением свободы на срок до 2 или 3 лет. УК штата Нью-Йоркотводит должностным преступлениям раздел, именуемый "Преступления против публичного управления". В штате Калифорния существует иная система. Должностные преступления в УК этого штата классифицированы по двум группам:1. Преступления, совершенные представителями исполнительной власти штата и направленные против исполнительной власти.2. Преступления, направленные против законодательной власти.В первую группу включены такие составы преступлений, как: взяточничество, незаконное получение доходов, подарков или вознаграждений; запрещение требовать или получать их должностными лицами органов или служащими этих органов; предложение и дача вознаграждения, а также получение вознаграждения в обмен за назначение на должность.Во вторую группу включены только преступления, относящиеся к даче и получению взятки в сфере законодательных органов власти.В УК штата Пенсильвания норма об ответственности за взяточничество (§ 4701 УК), помещенная в разделе "О преступлениях против публичного управления" (гл. 45-53 УК), в отличие от законодательств других штатов, формулируется в общей форме, без выделения ее видов ни по субъекту, ни по объекту посягательства.На примере США, где уголовный закон действует в условиях рыночной экономики уже не одно десятилетие, мы постарались показать, как регулируются отношения, складывающиеся в связи с совершением преступлений служащими государственного аппарата в сфере их деятельности. Одной из главныхпроблем для них, опять-таки, является отграничение преступлений, совершаемых должностными лицами государственного аппарата, от аналогичных деяний служащих коммерческих и иных организаций.Это происходит, прежде всего, потому, что законодательство различных стран Запада по-разному определяет круг деяний, относимых к должностным преступлениям. При этом важную роль играет понятие должностного лица. Дело в том, что традиционно доктрина уголовного права исходит из построения особенной части уголовного кодекса в соответствии с системой объектов преступления. В этом смысле должностные преступления существенно отличаются от других групп преступлений, поскольку для их квалификации важны особенности не только объекта, но и субъекта преступления. Особый интерес вызывает законодательство тех стран, где были разработаны и приняты новые уголовные кодексы. Так, в 1992 г. был принят новый УК Франции. Он пришел на смену классическому наполеоновскому кодексу 1810 г. Не всегда бесспорными являются многие новеллы этого кодекса, однако, во всяком случае они интересны и заслуживают внимания. Существенное изменение претерпели нормы, относящиеся к должностным преступлениям. Новый УК вывел из числа должностных преступлений злоупотребление доверием, совершаемое государственными служащими. Ответственность за него отныне предусмотрена главой IV "О злоупотреблениях" раздела о преступном присвоении имущества Книги третьей УК "Ответственность за преступления и уголовные деликты против собственности". Отделение I "О злоупотреблении доверием" главы IV содержит нормы, предусматривающие уголовную ответственность за злоупотребление доверием должностными лицами (ст. 314-3УК) и злоупотребление доверием руководителями или служащими какого-либо промышленного или коммерческого предприятия (ст. 314-2). Интересно, что, с одной стороны, законодатель разграничивает эти преступления, предусматривая две отдельных нормы, с другой - помещает их в одной главе. В отличие от руководителей и служащих промышленных или коммерческих предприятий, которые в соответствии со ст. 314-2 несут наказание в виде лишения свободы до 7 лет, должностные лица, согласно ст. 314-3 УК, несут более строгую ответственность за это преступление. Они наказываются тюремным заключением на срок до 10 лет.В новый Кодекс введены специальные статьи, направленные на борьбу с коррупцией, например, с нарушением должностным лицом долга честности, в частности взимание им не причитающихся ему сумм под видом предусмотренных законом, незаконное получение выгод и т.д.К Франции в разделе 3 гл. 2 ч. 3, который называется "Пороки честности", запрещает представителям публичной власти под угрозой наказания в виде лишения свободы на срок от 2-х до 10 лет со штрафом в размере от 200 тыс. до 1 млн. франков получение (прямо или косвенно) различного рода подарков (независимо от их стоимости).Претерпели изменение и нормы об ответственности за взяточничество. В новом УК это ст. 432-10 - 432-12. Взятка, согласно этим нормам, делится на взимание должностными лицами не причитающихся сумм под видом предусмотренных законом (ст. 432-10), так называемое "пассивное взяточничество", (ст. 432-11) и незаконное получение процентов (ст. 432-12). К так называемой "пассивной" форме взяточничества относятся действия, предусмотренные в ст. 432-11. Тюремным заключением на срок до 10 лет и штрафом до 1 млн. франков наказываются представитель государственной власти или наделенное особыми полномочиями или обладающее выборным мандатом лицо, если они без всяких на то прав прямо или косвенно ходатайствуют или требуют дачи предложений, обещаний, подношений, подарков или каких-нибудь других выгод за выполнение или воздержание от выполнения своих обязанностей, поручений, представительских функций, а также за злоупотребление своим реальным или вымышленным влиянием с целью добиться от государственной или административной власти награды, должности, подряда на выполнение работ или иных благоприятных решений.Одним из коррупционных преступлений является '''Злоупотребление властью". В Уголовном кодексе Франции 1992 г. ответственности должностных лиц за злоупотребление властью отведено значительное число статей. Следует отметить, что новый кодекс, как и прежний, делит этот вид преступления на два класса: 1) злоупотребление властью, направленное против управления (ст. 432-1 - 433-3); 2) злоупотребление властью в отношении частных лиц (ст. 432-4 - 432-9).Нельзя не сказать и об уголовном кодексе Германии, который был принят в новой редакции в 1987 г.Так же, как и законодателям других стран, германским юристам приходится решать проблему отличия преступлений, совершаемых должностными лицами государственного аппарата от аналогичных деяний, совершаемых должностными лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях.Понятие должностного лица раскрыто в §11 ("Употребление терминов") Общей части УК ФРГ следующим образом: это "тот, кто, согласно германскому праву: а) является чиновником или судьей; б) состоит в иных публично-правовых отношениях или в) иным образом призван к тому, чтобы осуществлять задачи публичного управления при каком-либо органе власти или другом учреждении или по его поручению".Однако в разделе 28 УК ФРГ ("Должностные преступления") в ряде случаев допускается возможность привлечения к уголовной ответственности как должностного лица того, кто "непосредственно призван к несению публичной службы" (§ 331-334). В соответствии с § 11 УК им является работник, который, "не будучи собственно должностным лицом, осуществляет задачи публичного управления при каком-либо органе власти или занят в учреждении или объединении, осуществляющем такие задачи". При установлении уголовной ответственности за получение и дачу взятки германское законодательство придает решающее значение тому, идет ли речь о выполнении за взятку вполне законных действий, входящих в обязанности данного должностного лица, или же о выполнении незаконных действий, т.е. идущих вразрез с должностными обязанностями того, кто получает взятку.Согласно ч. 1 § 331 УК ФРГ, должностное лицо, требующее имущественной или иной выгоды либо принимающее таковую выгоду или обещание ее в будущем за совершение какого-либо действия в настоящем или будущем, наказывается лишением свободы на срок до 2 лет или штрафом.В качестве квалифицированного состава этого преступления предусмотрено такое же деяние, если оно совершено судьей или третейским судьей при отправлении правосудия. Оно наказывается (ч. 2 § 331) лишением свободы на срок до 3 лет или штрафом (при этом подробнейшим образом повторяются все элементы диспозиции ч. 1 этого параграфа).Согласно ч. 3 § 331 УК, деяние, предусмотренное ч. 1 этого параграфа, не влечет за собой наказания, если субъект принимает затребованную им выгоду реально или в виде обещания ее, получив при этом предварительное согласие компетентных властей либо немедленно известив эти власти о предложении или получении взятки.Применительно к случаям совершения за взятку действий, являющихся нарушением служебного долга, в УК ФРГ зафиксированы правила, относящиеся скорее к процессуальному, чем к материальному уголовному праву: для применения норм § 332 УК достаточно, чтобы виновный на деле показал своему контрагенту готовность нарушить свои обязанности или злоупотребить своими полномочиями (ч. 3 § 332).Аналогично рассмотренным нормам об ответственности за получение взятки сконструированы в германском УК и нормы об ответственности за дачу взятки: § 333 регулирует ответственность за предложение взятки должностному лицу за совершение им законных действий, а § 334 - за совершение действий, связанных с нарушением им своих служебных обязанностей.10 сентября 1998 года принят Закон Совета Европы "Об ответственности за взяточничество", под действие которого подпадает взяточничество должностных лиц органов власти Совета Европы (СЕ), а также должностных лиц государств-стран-участников СЕ. До вступления этого закона в силу преследование за взяточничество служащих органов власти осуществлялось по законодательству Германии, а взяточничество сотрудников органов власти СЕ по национальному праву не могло быть осуществлено.10 сентября 1998 г. также был принят Закон "О борьбе с интернациональным взяточничеством", разработанный на основании положений, предусмотренных соглашением "О борьбе со взяточничеством иностранных должностных лиц в международном торговом обороте", подписанным 33 государствами также в 1997 г., согласно которому к уголовной ответственности привлекается любое лицо, предоставляющее выгодный заказ или существенное преимущество в международном торговом обороте, оказывает или обещает оказать такие услуги в отношении третьих лиц в обмен на действие или бездействие должностного лица в интересах взяткодателя. Среди должностных преступлений, включенных в раздел 28 УК ФРГ, отдельное место занимает ложное засвидетельствование документов (§ 348 Х, согласно которому должностное лицо, которое, будучи управомочено на выдачу официальных документов, ложно засвидетельствует или незаконно внесет в официальные реестры или книги существенные в правовом отношении факты, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет или штрафом.Так, например, в Италии в 1990 г. был принят закон № 86, внесший значительные изменения в главу итальянского УК о должностных преступлениях[80, с. 8].Упомянутый выше закон 1990 г. изменил старое определение должностного лица. В прежней редакции главы УК о должностных преступлениях должностными лицами считались: 1) государственные служащие и служащие государственных предприятий, которые постоянно или временно несут государственную службу; 2) любые другие лица, которые постоянно или временно бесплатно или за вознаграждение, добровольно или по обязанности несут государственную службу. Закон 1990 года определил должностное лицо, к которому применяются положения УК, как лицо, которое выполняет законодательные, судебные либо административные функции. Государственной считается такая функция, которая регламентируется нормами публичного права и постановлениями властей и характеризуется формированием и выражением воли публичной администрации, сопряжена с властными и заверенными полномочиями.В соответствии со ст. 358 УК Италии уголовной ответственности за должностное преступление подлежат также лица, исполняющие обязанности должностного лица под любым титулом.Серьезным должностным преступлением, по УК Италии, является злоупотребление должностным положением (ст. 323). Согласно этой статье, должностное лицо или исполняющий обязанности должностного лица, которые в целях получения для себя или для третьих лиц незаконных выгод неимущественного характера либо в целях нанесения незаконного ущерба другим лицам злоупотребляют своим служебным положением, наказываются, если в их деянии не содержатся признаки более тяжкого преступления, лишением свободы на срок до 2 лет (ч. 1 ст. 323). Наказание увеличивается, если предметом злоупотребления служебным положением явилось достижение в личных целях или для других лиц выгод имущественного характера. Такое деяние наказывается лишением свободы на срок от 2 до 5 лет (ч. 2 ст. 323 УК).Однако, законодательные акты других стран осуществляют борьбу с коррупцией гораздо более жесткими мерами. В УК Канады ответственность за коррупцию предусмотрена ст.ст. 108-114 УК. Государственный служащий, занимающий должность в суде или в законодательном органе Канады, за одно лишь согласие получить материальные и иные блага взамен на совершение определенного действия или попустительства такому действию подлежит тюремному заключению на срок до 14 лет. Аналогичное наказание предусмотрено для комиссаров полиции и других лиц, осуществляющих полномочия в сфере правосудия, которые взамен на материальные и иные выгоды соглашаются повлиять на процесс судопроизводства, скрывать от розыска лицо, совершившее преступление, и др.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...