Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Категории риторической стилистики ( тропы и фигуры )

СТИЛИСТИКА И РИТОРИКА

Рито́рика (риторика) (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие.

Стили́стика — филологическая дисциплина, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему.

Из истории риторики:

Как систематическая дисциплина риторика сложилась в Древней Греции в эпоху Афинской демократии. Создателями образа «общественного человека» (идеала Древней Греции) были софисты (Профессиональные ораторы II—V вв. н. э., культивировавшие классические образцы древнегреческой риторики.). В основе представлений о знании, с которыми выступали софисты, в основе учения об относительности истины лежал демократический образ их мыслей.

Первый трактат по риторике принадлежал сицилийскому политическому оратору и адвокату Кораксу. Он первым дал определение: «красноречие есть работница убеждения», а также утверждал, что главная цель оратора – не раскрытие истины, а убеждение при помощи вероятного.

Крупнейшие теоретики: Аристотель, Цицерон ( автор речей, трактатов и писем ), Квинтилиан (римский ритор (учитель красноречия), автор «Наставлений оратору» — самого полного учебника ораторского искусства, дошедшего до нас от античности ).

Аристотель (384—322 до н. э.) завершил превращение риторики в научную дисциплину.

В древности риторика понималась как искусство оратора, искусство устного публичного выступления, т. е. только в прямом значении слова. К пониманию риторики в широком смысле подошли лишь ближе к средневековью. Сегодня при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле для обозначения первой используется термин «оратория».

Традиционная риторика («наука о хорошей речи», по определению Квинтилиана) была противопоставлена грамматике («науке о правильной речи»), поэтике и герменевтике. В отличие от поэтики в предмет риторики включалась только прозаическая речь и прозаические тексты. Кроме того, риторику отличал существенный интерес к убедительной силе текста и нечетко выраженный интерес к иным компонентам его содержания, которые не влияют на убедительность. Последнее отличает риторику от герменевтики.

Связь риторики-грамматики-стилистики

В системе языкового образования риторика следит за грамматикой. Вначале изучают грамматику, затем переходят к риторике. Между грамматикой и риторикой имеется существенное методологическое различие. Грамматика или лингвистика, предполагает, что все люди, используя тот или иной язык, должны знать его единство. Риторика предполагает обратный тезис: каждый создатель речи должен быть индивидуален, не похожим на других, сообщать нечто новое, отсюда основное требование риторики: запрет на отсутствие новизны в сообщении.

Грамматика (от греч. Γράμμα - «запись»), как наука, есть раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов).

Грамматика и риторика связываются через стилистику. Роль стилистики состоит в соединении риторических и грамматических представлений о языке. Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность.

 

При изучении фактов речи стилистика развила следующие категории: а) тропы и фигуры речи, которые обычно излагаются в риториках и поэтиках, - назовем их риторической стилистикой; б) стилистические пометы в словарях, вроде: просторечие, возвышенное, специальное и т. п., --- назовем это лингвистической стилистикой; в) функциональная стилистика; учение о том, в каком виде словесности какие композиционные построения и какие лексические единицы и грамматические конструкции употреблены.

Предмет и задачи риторики:

За 2,5 тыс. лет существования данной науки в качестве определения использовались сотни формулировок. Среди них выделяют три основные направления:

1. Первое, условно называемое греческим, трактует риторику как «искусство убеждения» (центральное понятие у Платона, Аристотеля).

2. Второе направление связано в большей мере с римской традицией понимать риторику как «искусство говорить хорошо». С этого времени в риторике усиливается интерес к литературно-языковому компоненту.

3. Третье характерно для средневековья и начального периода Возрождения, в нем риторика является «искусством украшения». В результате возрастания интереса риторов к литературному компоненту усилилась эстетическая характеристика речи, что в итоге привело к распаду единства логоса (мысли) и выражения (языка).

Предмет и задачи риторики также может быть определен исходя из литературного либо логического ее понимания.

В русле логического направления риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта (А. К. Авеличев); наука об условиях и формах эффективной коммуникации (С. И. Гиндин).

В русле литературного направления – это филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно-выразительной речи, прежде всего прозаической и устной; близко соприкасается c поэтикой и стилистикой (В. Н. Топоров).

 

Основные категории риторики:

Как любая наука, риторика опирается на основные категории, которые могут быть представлены двумя схемами:

Схема Квинтилиана:

ü Изобретение;

ü Расположение;

ü Исполнение;

Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная схема безразлична к содержанию речи.

Схема Аристотеля:

ü Этос;

ü Пафос;

ü Логос.

Затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.

Опр.: под эпосом античная традиция понимает условия и соглашения, на основе которых ритору дозволена действительность. Эти условия предлагает получатель речи создателю речи. Эти условия касаются времени, действия, сроков, предвидения речи, темпы речи.

Опр.: под пафосом понимается замысел речи, то есть пафос предполагает внесение новизны в речь, то есть то, для чего строится речь.

Опр.: под логосом понимают словесное наполнение речи, то есть воплощение замыслов в слове, то есть эмоции.

 

Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает ее создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи, по крайней мере, ее тема, которую получатель речи может считать уместной или неуместной. Неуместную речь получатель речи вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации.

Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определенную и интересующую его тему. Пафос ограничивается категорией этоса с одной стороны, т.е. может реализоваться лишь в пределах ее места и времени. Другим ограничением пафоса являются словесные средства, которыми располагает создатель для установления контакта с получателем речи.

Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.

Таким образом, этос создает условия для речи, пафос - источник создания смысла речи, а логос - словесное воплощение пафоса на условиях этоса.

Проиллюстрируем это на примерах:

Франциск Асизский проповедовал птицам. Его пафос был ничем не стеснен, но птицы не предложили проповеднику никаких условий этоса, и поэтому само воплощение пафоса в логос в проповеди никого не затронуло. Вот пример чистого пафоса.

Гулливер попал в страну Гуингмов. Гуингмы - существа вежливые, они позволяли Гулливеру говорить, но он не знал языка гуингмов, поэтому не мог им объяснить своих мыслей. Вот пример нужды в логосе.

Дурак из сказки приветствовал похоронную процессию словами: "Таскать вам - не перетаскать" и был бит. Эти слова он выучил от людей, занятых уборкой урожая, и применил неуместно. Вот пример этоса.

Это литературные примеры. Теперь жизненный пример. Собрание назначается в определенном месте, в определенное время и на определенную тему. Это - этос. Замсел речи у участника собрания должен быть им продуман в связи со временем, местом и темой собрания. Это пафос. Участники собрания должны применять только те языковые средства, которые понятны всем. Так, на ученом совете Киевского университета можно выступать и поукраински, и порусски, а на ученом совете Колумбийского университета можно построить речь только поанглийски. Это логос.

 

Три основные категории риторики - этос, пафос, логос - находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.

 

Структура риторики:

Риторика подразделяется на:

ü общую,

ü частную,

ü тематическую.

Она изучает этос, пафос, логос. Исследует какой-то один вид речи в сочетании со стилистикой этого вида речи (частная словесность).

Тематическая риторика исследует правила комбинирования видов словесности вокруг одной темы (получила распространение в США. Она изучает объединение различных видов словесности вокруг одной актуальной темы(например, выборов президента)).

Кроме этого существует деление риторики на:

ü теоретическую

ü прикладную.

Теоретическая – это раздел общей риторики, который занимается научным исследованием правил построения качественной речи.

Практическая – исследует правило пользы речи, которое апробируется на практике и обусловлены случаями успешной или безуспешной речи.

 

Законы риторики:

Пр. 1. Если диалог ведется в одном виде словесности, и тема обсуждается большим количеством лиц и длительное время, то происходит опустошение речи (энтропия).

Пр. 2. Если диалог ведется в разных видах словесности, и тема варьируется, то возникает обогащение содержания.

Пр. 3. Слои смысла в метологическом высказывании имеют определенный порядок – образ автора, общее содержание речи, образное содержание речи, эмоциональное содержание речи, логическое содержание, композиционное, то стилистически содержание невозможно построить речь с другой структурой содержания.

Правило гемилектики Полное понимание текста возможно лишь тогда, когда речь ведется от образа автора, либо наоборот.

Правило риторики Правило риторики – индивидуальное использование законов риторики, в зависимости от цели говорящего.

Диалектика – когда основная цель речи – поиск истины (Сократ).

Эристика – утверждение своей позиции в обществе независимо от истины.

Софистика – цель речи – утверждение своей позиции или выгодной, удобной точки зрения, которая не содержит истины, но с применением правил диалектики.


 

Риторический анализ – позволяет понять как устроена готовая речь, то есть проследить путь от мысли к слову. Для этого используется такое понятие как риторический канон.

 

Этапы классического риторического канона:

1. Инвенция – изобретение (найти что сказать).

2. Диспозиция – расположение изобретения.

3. Элокуция – словесное оформление мысли.

4. Меморио – запоминание.

5. Actio hypocrisis – произнесение (исполнение) речи.

 

Инвенция предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем. То есть на первом этапе (инвенции) фиксируется все богатство, наличие идей. Для этого существуют так называемые “общие места” (топы – смысловые модели развития речи).

Топ – система понятий, предполагающих способы мыслей о любой речи.

Диспозиция предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. В виду линейности речи выделяется следующая структура:

ü введение;

ü предложение;

ü повествование;

ü подтверждение;

ü опровержение;

ü заключение.

Элокуция – это этап словесного оформления речи. Важен отбор слов и словосочетаний; смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов. Здесь же осуществляется выбор тропов и фигур речи (образные средства для выражения смысла речи – “цветы красноречия”).

Actio hypocrisis – произнесение речи на публике предполагает умение пользоваться навыками и техникой речи (голос, интонация, жесты, мимика).

Инвенция – поиск идей, содержания, смысла будущей речи.

 

Топ, род и вид отражают универсальный закон речи или мышления, умение рассуждать, от общего к частному – дедукция, от частного к общему – индукция.

Смысловая модель: Определение Предмет речи очень просто можно определить через ближайшие родовые и видовые отличия.

 

В классической риторической традиции определение (дефиниция, экспликация) речи следует за вступлением.

I способ – подвести под общее понятие.

II способ – определить предмет речи через противопоставление.

III способ – используя метонимию – через смежность предмета.

IV способ – через последовательное перечисление свойств.

 


 

Риторическая стилистика - категория стилистики, изучающая тропы и фигуры речи, которые обычно излагаются в риториках и поэтиках.

Категории риторической стилистики (тропы и фигуры)

Опр. Троп – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении. При этом у говорящего и адресата образуется два смысла: прямой и переносный.

 

К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха, катахреза, оксюморон, аллегория и т.д.

 

Опр. Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность или экспрессивность речи.

 

К фигурам речи относятся: антитеза, парадокс, парафраз, градация, риторический вопрос, восклицание.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...