Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 4. Виды и формы самостоятельной работы обучающихся


Для преподавателя при планировании и организации самостоятельной работы одной из самых сложных задач выступает отбор и конструирование заданий для самостоятельной работы по дисциплине (модулю).

Виды и формы самостоятельной работы утверждаются на кафедре при разработке учебно-методического комплекса (рабочей программы) учебной дисциплины (модуля) основной образовательной программы.

С учетом целей и задач, решаемых в процессе выполнения самостоятельной работы, а также специфики содержания выделяются следующие виды самостоятельной работы обучающихся:

· репродуктивная - самостоятельное изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины (с использованием учебника, первоисточника, дополнительной литературы); подготовка тезисов, выписок; конспектирование учебной и научной литературы; составление таблиц и логических схем для систематизации учебного материала; графическое изображение структуры текста; работа со словарями и справочниками; работа с нормативными документами; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и internet; работа с к аудиторным занятиям, деловым играм и тематическим дискуссиям конспектом лекций; заучивание и запоминание, ответы на вопросы для самопроверки; повторение учебного материала и т.д. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков.

· поисково-аналитическая и практическая- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ, составление резюме и др.); подготовка: подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях; поиск литературы и других информационных источников; составление библиографии по заданной теме: подготовка аналитических обзоров, справок; выполнение контрольных работ; выполнение упражнений; решение ситуационных,


· практических/профессиональных задач; моделирование разных видов и


компонентов профессиональной деятельности и т.д.

· творческая (научно-исследовательская) - написание рефератов, научных статей и докладов; участие в научно-исследовательской работе, в разработке проектов, направленных на решение практических задач, участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах, выполнение курсовых работ, специальных творческих заданий, написание эссе по проблемным вопросам, написание квалификационной работы и.т.д. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Обучающийся должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения.

Содержание самостоятельной работы определяется спецификой формируемых компетенций и применяемых образовательных технологий. Конкретные виды и формы организации самостоятельной работы с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя. Поэтому данные рекомендации не исчерпывают всего многообразия содержания самостоятельной работы и включают формы наиболее распространенные в практике высшей школы.


Рассмотрим наиболее распространенные формы внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся:


Подготовка к лекциям, семинарским, практическим, лабораторным занятиям, коллоквиумам

Проведение лекций в инновационных (активных, интерактивных) формах требует специальной подготовки обучающихся для их привлечения к общению и активному восприятию материала. Самостоятельная работа должна вестись по заранее подготовленным преподавателем планам, заданиям, рекомендациям. Например, для удачного проведения лекции - пресс-конференции, необходимо подготовить Обучающихся к формулировке вопросов, которые носят проблемный характер.

Подготовка к семинарским занятиям — традиционная форма самостоятельной работы обучающихся, включает отработку лекционного материала, изучение рекомендованной литературы, конспектирование предложенных источников. На семинарах могут зачитываться заранее подготовленные доклады и рефераты и проходить их обсуждение. Возможно также привлечение обучающихся к рецензированию работ своих коллег. В этом случае, в рамках самостоятельной работы по подготовке к семинару, обучающимся следует заранее ознакомиться с содержанием рецензируемых работ. Эффективность результатов семинарского занятия во многом зависит от методического руководства подготовкой к занятию.

Подготовка к опросу, коллоквиуму, проводимому в рамках семинарского занятия, требует уяснения вопросов, вынесенных на конкретное занятие, подготовки выступлений, повторения основных терминов, запоминания формул и алгоритмов.

Серьезная теоретическая подготовка необходима для проведения практических и лабораторных занятий. Самостоятельность обучающихся может быть обеспечена разработкой методических указаний по проведению этих занятий с четким определением цели их проведения, вопросов для определения готовности к работе. Указания по выполнению заданий практических и лабораторных занятий будут способствовать проявлению в ходе работы самостоятельности и творческой инициативы.

Для подготовки к аудиторным занятиям разрабатываются рабочая программа дисциплины (модуля), включающая оценочные средства; планы семинарских занятий; планы лабораторных (практических) занятий с указаниями по их выполнению.


Самостоятельное изучение отдельных тем (вопросов) в соответствии со структурой дисциплины (модуля), составление конспектов


Активизация учебной деятельности и индивидуализация обучения предполагает вынесение для самостоятельного изучения отдельных тем или вопросов. Выбор тем (вопросов) для самостоятельного изучения – одна из ключевых проблем организации эффективной работы обучающихся по овладению учебным материалом. Основанием выбора может быть наилучшая обеспеченность литературой и учебно-методическими материалами по данной теме, ее обобщающий характер, сформированный на аудиторных занятиях алгоритм изучения. Обязательным условием результативности самостоятельного освоения темы (вопроса) является контроль выполнения задания. Результаты могут быть представлены в форме конспекта, реферата, хронологических и иных таблиц, схем. Также могут проводиться блиц - контрольные и опросы. С целью проверки отработки материала, выносимого на самостоятельное изучение, могут проводиться домашние контрольные работы.

Для самостоятельного изучения тем (вопросов) необходима рабочая программа дисциплины (модуля), методические рекомендации по её изучению.

 

Самостоятельное выполнение лабораторных (практических) работ


В ряде случаев может быть целесообразным вынести отдельные практические (лабораторные) занятия для самостоятельного внеаудиторного выполнения. Особенно эффективно использовать такие формы работы при формировании общекультурных и профессиональных компетенций, связанных с получением, переработкой и систематизацией информации, освоением компьютерных технологий. Также эта форма работы может использоваться при изучении естественнонаучных дисциплин. Преимущество этой формы заключается в возможности подготовки


индивидуальных заданий и последующего обсуждения и оценивания результатов их выполнения на аудиторных занятиях.


Для проведения таких работ необходимы планы лабораторных (практических) работ с методическими указаниями по их выполнению.

 


Подготовка к тестированию, аудиторной контрольной работе


Подготовка к тестированию требует акцентирования внимания на определениях, терминах, содержании понятий, датах, алгоритмах, именах ученых в той или иной области.

Подготовка к аудиторной контрольной работе аналогична предыдущей форме, но требует более тщательного изучения материала по теме или блоку тем, где акцент делается на изучение причинно-следственных связей, раскрытию природы явлений и событий, проблемных вопросов. Для подготовки необходима рабочая программа дисциплины с примерами тестов и вопросами контрольной работы, учебно-методическим и информационным обеспечением. На кафедре должен быть подготовлен фонд тестов и контрольных заданий, с которыми обучающихся не знакомят.

 

Выполнение домашних заданий

Домашние задания как форма регулярной самостоятельной работы целесообразны для закрепления знаний, умений и владений, полученных в ходе практических занятий, например по русскому и иностранным языкам, алгебре, физике и т.п. Для выполнения домашних заданий необходимы сборники заданий, упражнений, задачники. Возможна разработка рабочих тетрадей студента (РТС).

Написание рефератов, докладов, эссе

Реферат– форма письменной работы, которую рекомендуется применять при освоении вариативных (профильных) дисциплин профессионального цикла. При подготовке реферата обучающиеся самостоятельно изучают группу источников по определённой теме, которая, как правило, подробно не освещается на лекциях. Цель написания реферата – овладение навыками анализа и краткого изложения изученных материалов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам.

Основные этапы подготовки реферата:

· выбор темы;

· консультации научного руководителя;

· подготовка плана реферата;

· работа с источниками, сбор материала;

· написание текста реферата;

· оформление рукописи и предоставление ее научному руководителю;

· защита реферата.

Доклады, по сути своей, близки к рефератам, однако их область существенно уже. Подготовка доклада позволяет обучающемуся основательно изучить интересующий его вопрос, изложить материал в компактном и доступном виде, привнести в текст полемику, приобрести навыки научно-исследовательской работы, устной речи, ведения научной дискуссии. В ходе подготовки доклада могут быть подготовлены презентации, раздаточные материалы. Доклады могут зачитываться и обсуждаться на семинарских занятиях, студенческих научных конференциях. При этом трудоемкость доклада, подготовленного для конференции обычно выше, и, соответственно, выше должна быть и оценка.

Эссе – небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины. Роль этой формы самостоятельной работы особенно важна при формировании


универсальных компетенций выпускника, предполагающих приобретение основ гуманитарных, социальных и экономических знаний.


Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ собранных обучающимся конкретных данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации, подробный разбор предложенной преподавателем проблемы с развёрнутыми пояснениями и анализом примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему и т.д.

В области социально-политических наук, исторических дисциплин они могут быть представлены научной, философской, художественной или исторической биографией.

В качестве эссе по статистике может выступать отработка того или иного статистического приема на конкретных данных публикаций. По дисциплинам направления «Юриспруденция» обучающиеся в эссе могут излагать личные взгляды и представления по отдельным проблемам теории права, нормативного регулирования и правоприменительной практики.

Требования к письменным работам могут трансформироваться в зависимости от конкретной дисциплины, однако, качество работы должно оцениваться по следующим критериям: самостоятельность выполнения, способность аргументировать положения и выводы, обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения.

Для подготовки письменных работ обучающемуся предоставляется рабочая программа со списком тем, списком обязательной и дополнительной литературы; методические рекомендации по их подготовке и оформлению.


Подготовка к игровым формам проведения занятий и оформление результатов


Игровые образовательные технологии способствуют формированию и закреплению профессиональных и общекультурных компетенций, развитию способностей к работе в команде и самостоятельному решению возникающих задач.

Подготовка к игре связана участием в распределении ролей и сборе необходимого материала. Оформление результатов требует обобщения, анализа данных, определенных выводов и рекомендаций.

Со стороны преподавателя проведению деловой игры предшествует серьезная подготовительная работа. Подготовка к игре предполагает разработку сценария, раздаточного материала, заданий для подготовки обучающихся и контрольно-измерительных материалов.


Выполнение курсовой работы


Курсовая работа – самостоятельное научно-практическое исследование, направленное на творческое освоение базовых и профильных профессиональных дисциплин (модулей) и выработку соответствующих профессиональных компетенций. В ходе подготовки курсовой работы обучающиеся приобретают навыки работы с научной, учебной и специальной литературой, документами, справочными и архивными материалами; овладевают методами поисковой деятельности, обработки, обобщения и анализа информации; развивают знания по предмету и расширяют общий кругозор; решают практические задачи на основе


теоретических знаний; активизируют самостоятельную работу и творческое мышление.


Минимально объем курсовой работы - 20 страниц (25 тыс. печатных знаков); время, отводимое на ее написание – от 1-2 месяцев до семестра. В зависимости от объема времени, отводимого на выполнение задания, курсовая работа может иметь различную творческую направленность.

При написании курсовой работы обучающийся должен полностью раскрыть выбранную тему, соблюсти логику изложения материала, показать умение делать обобщения и выводы. Курсовая работа должна состоять из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Во введении автор кратко обосновывает актуальность темы, формулирует цель и задачи работы, её структуру, и даёт обзор использованной литературы. В основной части раскрывается сущность выбранной темы; основная часть может состоять из двух или более глав (разделов); в конце каждого раздела делаются краткие выводы. В заключении подводится итог выполненной работы и делаются общие выводы. В списке использованной литературы указываются все публикации, которыми пользовался автор. Содержание работы может иллюстрироваться приложениями.


При оценке уровня выполнения курсовой работы, в соответствии с поставленными целями для данного вида учебной деятельности могут контролироваться следующие компетенции (их составляющие):


• умение работать с объектами изучения, критическими источниками, справочной и энциклопедической литературой;

• умение собирать и систематизировать практический материал;

• умение самостоятельно осмыслять проблему на основе существующих методик;

• умение логично и грамотно излагать собственные умозаключения и выводы;

• умение соблюдать форму научного исследования;

• умение пользоваться глобальными информационными ресурсами;

• способность создать содержательную презентацию выполненной работы.

Для подготовки курсовой работы необходима рабочая программа дисциплины (модуля) с примерным перечнем тем, списком основной и дополнительной литературы; методические рекомендации по подготовке и


оформлению письменных работ. Если работа носит междисциплинарный характер, примерный перечень тем разрабатывается отдельно.


 

Подготовка к промежуточной аттестации


Промежуточная аттестация являетсяодним из основных механизмов оценки качества подготовки обучающихся и формой контроля их учебной работы. Предметом оценивания на промежуточной аттестации является


уровень сформированности компетенций в рамках учебной


дисциплины (модуля).


Для промежуточной аттестации обучающихся создается фонд оценочных средств, включающий задания и оценочный материал ко всем формам ее проведения, позволяющие оценить знания, умения, навыки и уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций. При проектировании оценочных средств следует учитывать используемые виды контроля: устный опрос, письменные работы, контроль при помощи технических средств и информационных систем. При этом зачет и экзамен может проводиться как в традиционных формах (ответ на вопросы экзаменационного билета, контрольная работа, тестирование) так и в иных формах (коллоквиум, кейс, деловая или ролевая игра, презентация проекта и др.) Виды и формы проведения промежуточной аттестации сообщаются обучающимся на первом занятии или установочной лекции.

Описание системы контроля входит в рабочую программу дисциплины (модуля).

 


Выполнение самостоятельной работы во время учебных и производственных практик

Самостоятельная работа обучающихся во время прохождения практик направлена на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретения им практических навыков в сфере профессиональной деятельности.


Отчет по практике требует от обучающихся систематизации


изученного практического материала, является базой для написания курсовых и выпускной квалификационной работ. Он должен иметь приложения (входные и выходные документы, инструкции, приказы, алгоритмы расчета показателей, организационные и структурные схемы предприятия, показатели его деятельности и т.п.).

Правильно сформулированные требования к содержанию практик, оформлению и защите отчетов по практикам могут дать хороший образец системного подхода к оценке уровня приобретенных обучающимся общекультурных и профессиональных компетенций. При этом могут контролироваться следующие компетенции:

• способность работать самостоятельно и в составе команды;

• готовность к сотрудничеству, толерантность;

• способность организовать работу исполнителей;

• способность к принятию управленческих решений;

• способность к профессиональной и социальной адаптации;

• способность понимать и анализировать социальные, экономические и экологические последствия своей профессиональной деятельности;

• владение навыками здорового образа жизни и физической культурой.

Цель каждого отчета – осознать и зафиксировать профессиональные и общекультурные компетенции, приобретенные обучающимся в результате освоения теоретических курсов и полученные им при прохождении практики.

Для организации самостоятельной работы в ходе практик и подготовки отчета разрабатываются программы практик.

 

Ведение портфолио


Портфолио - индивидуальная, персонально подобранная совокупность разноплановых материалов, которые с одной стороны представляют образовательные результаты, а с другой стороны, содержат информацию об индивидуальной образовательной траектории, т.е. процессе обучения, при


котором обучаемый может эффективно анализировать и планировать свою образовательную деятельность.

При подготовке портфолио главным является процесс самостоятельной работы обучающегося над ним, поиск информации, обобщение результатов поиска, новые идеи, возникающие при этом, выход на конечный результат –


формирование общекультурных, научно-исследовательских, профессиональных компетенций обучающегося.

В результате использования портфолио как формы самостоятельной работы повышается ответственность обучающегося по отношению к процессу профессионального обучения. При использовании портфолио обучающийся получает возможность представить не только полученные самостоятельно знания, но и свои практические умения и навыки, способности в разных областях.

Подборка материалов для портфолио обязательно осуществляется с участием самого обучаемого и включает его лучшие работы, которые оцениваются на основе четко определенных критериев выставления баллов и сопровождаются свидетельствами самостоятельной работы обучаемого.

Портфолио является не только современной эффективной формой самооценивания результатов образовательной деятельности, но и способствует:

· мотивации к образовательным достижениям;

· приобретению опыта в деловой конкуренции;

· обоснованной реализации самообразования для развития общекультурных и профессиональных компетенций;


· выработке умения объективно оценивать уровень сформированности компетенций;


· повышению конкурентоспособности будущего специалиста.


Ведение портфолио предполагает установление единых требований к его структуре и разработку инструкций по заполнению. (Приложение 8)


Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа (НИР) в соответствии с ФГОС ВПО магистратуры является обязательным разделом ООП магистратуры, ведется на старших курсах бакалавриата и специалитета. Могут быть предусмотрены следующие этапы выполнения и контроля НИР:

1. Планирование НИР. Ознакомление с тематикой исследовательских работ кафедры и выбор темы своего будущего исследования, обсуждение с ведущим преподавателем сути предстоящей работы. Как правило, на этом этапе обучающийся составляет реферат по избранной теме, в котором отражает текущее состояние исследуемого вопроса. После рассмотрения реферата и собеседования преподавателем утверждается план проведения НИР. В зависимости от сроков выполнения НИР и сложности поставленной задачи этот этап может занимать временной интервал от одного до двух месяцев. На данном этапе должны контролироваться следующие компетенции, приобретаемые обучающимся в процессе выполнения работы:

· способность пользоваться глобальными информационными ресурсами, находить необходимую литературу;

· владение современными средствами телекоммуникаций;

· способность определять и формулировать проблему;

· способность анализировать современное состояние

· науки и техники;

· способность ставить исследовательские задачи и выбирать пути их решения;


· способность создавать содержательные презентации.


2. Корректировка плана проведения НИР. В ходе проведения исследований можно вносить корректировки в ранее намеченный план. При этом можно контролировать следующие компетенции, формируемые у обучающегося:


· способность анализировать современное состояние науки и техники;

· способность самостоятельно ставить научные и исследовательские задачи и определять пути их решения;

· способность составлять и корректировать план научно-исследовательских работ;

· способность применять научно-обоснованные методы

· планирования и проведения эксперимента;

· способность анализировать полученные результаты

· теоретических или экспериментальных исследований;

· способность самостоятельно принимать решения на основе проведенных исследований.

3. Составление отчета о НИР. На данном этапе можно контролировать следующие компетенции обучающихся:

· способность самостоятельно оценивать научные, прикладные и экономические результаты проведенных исследований;

· способность профессионально представлять и оформлять результаты научно-исследовательских работ, научно-технической документации, статей, рефератов и иных материалов исследований.

4. Публичная защита выполненной работы на заседании назначенной кафедрой комиссии. В ходе защиты преподаватели и обучающиеся проводят широкое обсуждение работы, позволяющее оценить качество компетенций, сформированных у обучающегося:

· способность к публичной коммуникации; навыки ведения дискуссии на профессиональные темы; владение профессиональной терминологией;


· способность представлять и защищать результаты самостоятельно выполненных научно-исследовательских работ;


· способность создавать содержательные презентации.

При оценке качества выполнения НИР должны приниматься во внимание приобретаемые компетенции, связанные с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

Для организации НИР необходима подготовка программы научно-исследовательской работы.

Согласно ФГОС итоговая государственная аттестация (ИГА) включает выпускную квалификационную работу (ВКР), а также (по решению вуза) государственный экзамен.

 

Подготовка выпускной квалификационной работы (ВКР)

В соответствии с «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации» 2003 г. выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования: для квалификации (степени) бакалавр – в форме бакалаврской работы; для квалификации "дипломированный специалист" – в форме дипломной работы (проекта); для квалификации (степени) магистр – в форме магистерской диссертации.

ВКР представляет собой самостоятельное логически завершенное исследование, связанное с решением научной или научно-практической задачи. При его выполнении обучающийся должен показать способности и умения, опираясь на полученные знания, решать на современном уровне задачи профессиональной деятельности, грамотно излагать специальную информацию, докладывать и отстаивать свою точку зрения перед аудиторией.


Цель защиты ВКР – установление уровня подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач в соответствии с требованиями ФГОС ВПО к квалификационной характеристике и уровню подготовки выпускника по конкретному направлению подготовки (специальности).

Обучающемуся может быть предоставлено право самостоятельного выбора темы ВКР. Для подготовки ВКР назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.

ВКР состоит из текста (рукописи) и графических материалов, отражающих решение профессиональных задач в соответствии с избранной тематикой.

Структура ВКР включает:

· титульный лист;

· оглавление;

· введение;

· основную часть;

· выводы;

· список использованной литературы;

· приложения.


Руководитель выпускной работы выдает задание; оказывает помощь в организации и выполнении работы; проводит систематические консультации


обучающегося; проверяет выполнение работы; дает письменный отзыв о работе.


Представление иллюстративного материала к публичной защите возможно в виде:


· плакатов и чертежей;

· раздаточного материала с иллюстрациями;

с использованием:

· проекционной техники;

· компьютерной презентации.

Конкретные требования к содержанию, структуре, формам представления и объемам устанавливаются в соответствующих Положениях о выпускных квалификационных работах и методических указаниях по их подготовке и оформлению.

 



Подготовка к государственному экзамену [2]

Целью проведения итогового государственного экзамена является проверка профессиональных и общекультурных компетенций, приобретенных выпускником при изучении учебных циклов ООП, в соответствии с требованиями ФГОС ВПО к результатам освоения ООП вуза по соответствующему направлению подготовки.

В связи с необходимостью объективной оценки степени сформированности компетенций выпускника, тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. Например, в экзаменационное задание (вопрос) могут входить элементы нескольких дисциплин (модулей) гуманитарного, естественнонаучного и профессионального циклов. На государственных экзаменах могут контролироваться как отдельные компетенции, так и элементы различных компетенций.

Итоговый междисциплинарный государственный экзамен может проводиться в письменной, устной и смешанной форме.

Экзаменационные билеты включают несколько вопросов из представленного перечня математических, естественнонаучных и профессиональных дисциплин (для естественнонаучных и технических направлений ВПО) или гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (для гуманитарных и социально-экономических направлений ВПО). Один из вопросов рекомендуется делать комплексным, ситуационным или представляющим задание практического характера.

Перед государственным экзаменом предполагается консультация или цикл консультаций и выделение времени на подготовку к экзамену не менее 7 – 10 дней.

Для подготовки обучающихся к государственным экзаменам разрабатываются программы, где должны быть отражены процедура подготовки и проведения государственного экзамена, критерии оценки. В содержание программы включается перечень вопросов и заданий, выносимых на экзамен, и позволяющих оценить результаты обучения.

 

В зависимости от творческой индивидуальности, как обучающихся, так и преподавателя, могут быть и другие самые разнообразные формы самостоятельной работы: подготовка к литературному концерту; рецензирование спектаклей, выставок, научных статей; взаимное рецензирование студенческих рефератов, эссе, докладов; составление словарей и кроссвордов по терминам курса; решение задач повышенной сложности; формулировка и решение задач по данным специальной периодической печати; разработка учебного проекта; моделирование деятельности предприятия; составление аналитических справок (обзоров) по материалам экономической, юридической и иных видов профессиональной деятельности; анализ данных статистики и др.



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...