Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика сущности социального государства




 

Историческая эволюция современной модели социального государства отражает тенденции существенной смены целей и приоритетов развития хозяйства. От полного неприятия любой формы государственного вмешательства в повседневную хозяйственную практику до «обожествления» органов власти и делегирования им всех возможных полномочий по управлению хозяйством страны. В промежутке между этими крайними формами механизмов регулирования хозяйства находятся современные, реально существующие экономические системы с высокой степенью социальной ориентации.

Возникнув после Второй мировой войны, системы социально ориентированных экономик не вызывали особой критики. По мере распространения принципов социальной солидарности на разные группы населения и усиления влияния государственных институтов проявилась оборотная сторона данного процесса – усиление напряжения в обществе. Социальная солидарность трансформировалась в социальный конфликт. Отсюда до сих пор актуальные вопросы – когда социальная солидарность, которая обеспечивает общественный прогресс, превращается в социальное иждивенчество? Каковы условия трансформации? Можно ли вообще прожить без социальной политики?

Социально ориентированный хозяйственный порядок и социальное государство, несмотря на частое отождествление этих понятий, представляют собой разные формы социальной интеграции как способы снижения социальных рисков. Анализ научной литературы, посвященной вопросам социальной ориентации экономики и социального государства, позволяет выявить следующие характерные признаки данных форм.Таблица 1 (2. 97 стр.).

Таблица 1 - Сравнительный анализ социально ориентированного хозяйства и социального государства

 

Критерии Социально ориентированный хозяйственный порядок Социальное государство
Субъекты Множество субъектов хозяйственной деятельности, в том числе государство Государство является основным субъектом
Взаимодействие экономического и социального начал хозяйственной деятельности Единство экономического и социального начал хозяйственной деятельности Приоритет социальной сферы над экономической
Взаимодействие индивидуальных и коллективных интересов Взаимообусловленность и взаимопроникновение индивидуальных и коллективных интересов Доминирование коллективных интересов над индивидуальными
Взаимодействие социальной справедливости и экономической эффективности Сочетание экономической эффективности и социальной справедливости, достижение социального мира и стабильности Стремление к социальной справедливости как высшей ценности в человеческих отношениях
Структура воспроизводства Преобладание нематериального сектора воспроизводства, в первую очередь отраслей социальной сферы Преобладание нематериального сектора воспроизводства, в первую очередь отраслей социальной сферы, организуемых усилиями государственной власти
Принципы управления экономической системой Принципы самостоятельности и ответственности индивида Принцип социальной защиты, т. е. гарантированности обеспеченности индивида

 

По мере развития социальной ориентации экономик ряда стран стали обнаруживаться серьезные проблемы организации социальных институтов, следствием которых стало социальное иждивенчество. В самом общем виде социальное иждивенчество представляет собой явление, характеризующееся удовлетворением жизненных потребностей за чужой счет. Экономические субъекты не могут, как раньше финансировать производство общественных благ, часто не видят отдачи от вложенных ресурсов, растет оппортунизм, число «безбилетников», расширяется нецелевое использование институтов.

Социальное иждивенчество (паразитизм) предполагает использование общего блага в личных целях в ущерб общественным интересам. Искажаются базовые свойства общественных благ: не исключаемость и не конкурентность. В результате общественные блага переходят в категорию исчерпаемых и приобретают свойства общих ресурсов, за которые нужно бороться, например, путем перераспределения ренты (8. 63 стр.).

Особенностью современной ситуации является глобальный масштаб происходящих изменений, когда перераспределение, неравенство и оппортунизм охватывают страны, увеличивая неопределенность и риски, провоцируют кризисы и нестабильность. Участниками этих процессов оказываются все экономические субъекты: население, бизнес, государство.

Существуют объективные причины появления социального иждивенчества.

Во-первых, национальные правовые системы закрепили нормы, которые способствуют проявлению иждивенчества. В большинстве современных государств социальные права и блага предоставляются индивиду государством на основании конституционных норм. При этом важно обратить внимание на психологическую сущность реализации социальных норм. Социальное иждивенчество не воспринимается как таковое индивидами, потребляющими социальные блага. Благополучатели полагают, что они заслужили потребляемые блага в силу особых условий труда (например, пенсию с правом досрочного использования) или жизненных обстоятельств (получение пособия по безработице или социальное пособие, когда доход домохозяйства ниже минимального стандарта, установленного в данном обществе) (4. 79 стр.).

В России, к примеру, одной из острейших проблем современного пенсионирования являются так называемые «досрочные пенсии», суть ее сводится к более раннему выходу на пенсию людей некоторых профессий по сравнению с общеустановленным возрастным цензом. При этом перечень профессий достаточно широк, распространяясь как на специальности тяжелого физического труда, так и на профессиональную деятельность военных, врачей, учителей, работников балета и многих других. При выходе на пенсию ранее общеустановленного срока пенсионеры продолжают работать. И в качестве основной причины выступает даже не фактор повышения благосостояния, а способность и желание вести активную трудовую жизнь. В дальнейшем появление возможности выхода на пенсию в довольно раннем возрасте (40–45 лет) спровоцировало дискуссию о применимости понятия «пенсия по старости» к пенсионерам молодого возраста (4. 84 стр.).

Представляется, однако, что даже если индивид понимает абсурдность легально действующей системы обеспечения социальными благами и продолжает оставаться активным потребителем, его нельзя упрекать в этом. Потребление общественного блага происходит по правилам устройства существующей системы общественных благ.

Учитывая дефицитность бюджетов, низкие темпы экономического роста, а также увеличивающиеся год от года расходы на социальную сферу, закономерным является вопрос о соответствии правовых норм реальной хозяйственной практике. На современном этапе отчетливо проявляется конфликт между социальной и экономической сферами при значительном опережении первой от второй. В условиях нарастающего социального конфликта между налогоплательщиками и получателями общественных благ легитимность правовых норм представляется сомнительной. Проблему отягощает наличие мощных групп давления, заинтересованных в наличии социальных регуляторов и, соответственно, противостоящих любым трансформационным процессам.

К примеру, ориентируясь на пенсионеров как на значительную группу избирателей, политики и государственные деятели часто принимают не всегда экономически обоснованные решения (4. 71 стр.).

Во-вторых, часть экономических субъектов, придерживаясь тактики рационального максимизатора, пытается извлечь выгоду лично для себя за счет ограничения доступа к общественному благу других или сверхлимитного потребления блага. Подобное поведение отражает определенные ожидания экономических субъектов относительно будущего.

Высока ставка социального дисконта. Сиюминутные выгоды становятся предпочтительнее долгосрочных эффектов, так как экономические субъекты не уверены в будущем, предполагают возможность кардинальной смены правил игры и, таким образом, пытаются извлечь максимальную личную пользу из существующих институтов. Это традиционная психология «временщика», соответствующая старой русской поговорке «После нас хоть потоп». И если ранее она была актуальна для периодов трансформации, то в современной России, несмотря на декларируемую политическую и экономическую стабильность, сопровождает повседневную деятельность каждого. Изменение правил настолько масштабно, что значительная доля экономических субъектов склонна придерживаться эгоистической стратегии поведения.

Ослабление горизонтальных и вертикальных связей между субъектами, сокращение открытого социального капитала, развитие локальных объединений, распространение нелегитимной практики, в том числе мошеннических действий и оппортунизма, происходят, в том числе по причине молчаливого согласия общества. Отсутствие механизмов общественного контроля со стороны социальных групп, в том числе за действиями органов государственной власти, создает ощущение вседозволенности и провоцирует еще более значительные проявления оппортунизма. Дополнительные издержки, которые приходится нести общественным группам в процессе реализации контрольных мероприятий, сокращают число желающих участвовать в сообществах и выполнять закрепленные функции. Поэтому, как только кто-то начинает отстаивать собственные интересы в противовес общественным, все остальные члены сообщества также переходят к эгоистической стратегии (4. 73 стр.).

Социально-экономической науке знаком и так называемый эффект кобры (эффект кобры – явление, характеризующее такую ситуацию, когда принятое для разрешения некоей проблемы решение ведет к прямо противоположному целям результату. В Индии во времена английского правления развелось много кобр, угрожающих нормальной жизни людей. Губернатор назначил награду за каждую сданную голову змеи. Местные жители быстро начали разводить кобр, чтобы получать вознаграждения. Осознав неправильность решения, оно было отменено, в результате змеи были отпущены и от этого их количество резко возросло, хорошо подтверждающий данный тезис. Зачастую индивиды прибегают к мошенничеству в целях поиска доступа к тому или иному виду общественного блага (6. 124 стр.).

Скрывая свои доходы, граждане претендуют на получение отдельных видов пособий (например, так называемое пособие по бедности); подделывая документы, приобретают привилегированный статус в потреблении общественных благ (пенсия по инвалидности), обращаясь в различные территориальные ведомства, индивиды нередко пытаются стать благополучателем дважды и т. д. (4. 138 стр.).

В-третьих, органам власти выгодно создавать такие нормы, которые способствуют перераспределению ренты, так как на этой основе образуются господствующие коалиции, осуществляется контроль деятельности целевых групп, манипуляция общественным сознанием. Социальные нормы позволяют приобрести лояльность крупных общественных групп и использовать их ресурс для решения экономических, социальных и политических проблем. Часто противоречивые нормы создаются в целях контроля за деятельностью отдельных экономических субъектов, нарушение этих норм не становится поводом для наказания, а скорее выступает инструментом шантажа для дальнейшего стимулирования желаемого поведения или запугивания.

В свете вышеизложенного важным является вопрос об эффективности социальной политики. Возможно два противоположных ответа: во-первых, социальная политика всегда является неэффективной и, во-вторых, может быть эффективной (4. 87 стр.).

 

Таблица 2 - Недостатки социальных государств и рекомендации по их устранению

 

Критерии Социальное государство Недостатки Рекомендации
Субъекты Государство является основным субъектом Монополярность в социальной сфере способствует снижению активности частных структур в социальной сфере Формирование многополярности в социальной сфере посредством привлечения к участию различных агентов, наделяя их правами и ответственностью
Взаимодействие экономического и социального начал хозяйственной деятельности Приоритет социальной сферы над экономической Дисбаланс между доходами и расходами приводит к хроническим дефицитам бюджетов В государственном регулировании ориентир на экономический рост и развитие
Взаимодействие индивидуальных и коллективных интересов Доминирование коллективных интересов над индивидуальными Формирование неравенства в социальных взаимодействиях, опортунизм Ориентир на индивидуальную ответственность и самостоятельный выбор в процессе покупки общественного блага
Взаимодействие социальной справедливости и экономической эффективности Стремление к социальной справедливости как высшей ценности в человеческих отношениях Приводит к конфликту с экономической эффективностью Пересмотр целей социальной политики

 

 

Таблица 3 - Недостатки социальных государств и рекомендации по их устранению (продолжение)

 

 

Структура воспроизводства Преобладание нематериального сектора воспроизводства, в первую очередь отраслей социальной сферы, организуемых усилиями государственной власти Формирование монополии государства на производство общественных благ Развитие конкуренции на рынке социальных благ
Принципы управления экономической системой Принцип социальной защиты, то есть гарантированности обеспеченности индивида Снижение индивидуальной ответственности, изменение мотивации Изменение принципов, целей и содержания социальной политики

 

Поиск механизмов, преодолевающих иждивенческие тенденции, следует осуществлять в плоскости работы над ошибками уже зрелых социальных государств.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...