Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Местное самоуправление- основа констит-го строя России.




Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных нежели в условиях централизации и концентрации власти основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

КРФ, закрепляя местное самоуправление в качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством.

Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление, которое, естественно, порождает различ­ные подходы к его исследованию.

Местное самоуправление можно рассматривать в качестве:

а) основы конституционного строя и элемента Основного закона как доктрины;

б) права населения на самостоятельное решение вопросов мест­ного значения;

в) формы народовластия.

Местное самоуправление, согласно Европейской Хартии местно­го самоуправления, составляет одну из основ любого демократичес­кого строя. «Принцип местного самоуправления, — гласит ст. 2 Хартии, — должен быть признан во внутреннем законодательстве, и, по возможности, в Конституции государства».

Конституция РФ, определяя российское государство как демо­кратическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, на­ходящие выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеоло­гическом и политическом многообразии, а также местном самоуп­равлении. Она признаёт и гарантирует местное самоуправление (ст. 3, 12, 130—133 и др.). Основываясь на конституционном регулировании, Закон об общих принципах организации местного самоуправления констатирует: «Местное самоуправление как вы­ражение власти народа составляет одну из основ конституционно­го строя Российской Федерации» (ст. 2).

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организа­ции и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

Основываясь на положениях Конституции РФ, Закон об общи принципах организации местного самоуправления определяв предметы ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов в области местного самоуправления.

Принцип местного самоуправления должен быть закреплен конституциях (уставах) субъектов Федерации, в их праве вообще, которые, признавая местное самоуправление в качестве одного из основополагающих начал организации публичной власти на своей территории определяя систему организации этой власти, не могут снижать уровень федерального гарантирования самостоятельности местно­го самоуправления. В соответствии со ст. 16 Конституции РФ положения ее ст. 3 и 12, гарантирующие местное самоуправление, не могут быть изме­нены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Никакие другие конституционные нормы не могут противоречить ее поло­жениям о местном самоуправлении, закрепленным в гл. 1. Это является важной гарантией развития местного самоуправления в нашей стране.

К формам участия населения в осуществлении местного самоуправления относится прежде всего территориальное общественное самоуправление, под которым закон понимает самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования это может быть и территория поселения, не являющегося муниципальным образованием, и территории микрорайонов, кварталов, улиц, дворов для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения. Право населения на местное самоуправление обеспечивается правом каждого гражданина РФ на осуществление местного самоуправления.

 

Россия- правовое гос-во.

Российское государство можно понимать в 2 смыслах:

1) как определенное территориальное образование, в пределах которого осуществляется суверенная власть многонационального народа России;

2) как специальный аппарат государственной власти, который распространяет свое влияние на определенную государственными границами территорию.

Конституция РФ устанавливает основные характеристики российского государства:

1) РФ – демократическое государство;

2) РФ – правовое государство;

3) высшая ценность РФ – права и свободы человека и гражданина;

4) форма правления РФ – республика.

Демократическая природа РФ складывается из: 1) народовластия – как непосредственного, так и представительного; 2) федеративного устройства на основе равенства субъектов РФ; 3) политического и идеологического многообразия.

Народовластие – осуществление власти народа посредством принятия решения непосредственно (на референдуме) либо путем избрания законодательной (представительной) власти и через органы местного самоуправления. Народовластие в РФ осуществляется исходя из воли большинства при уважении воли и прав меньшинства. Территория всей РФ является совокупностью территорий ее отдельных субъектов, которые равны перед РФ.

Федеративное устройство России строится на принципах территориальной целостности и единства российского государства.

Правовое государство – это государство, в котором во всех сферах жизнедеятельности общества обеспечивается верховенство закона.

Правовое государство подразумевает, что в нем господствует общество над государством, а не наоборот, т. е. РФ имеет социальный характер.

В таком государстве право является объективным следствием исторических процессов, оно закрепляет необходимые рамки свободы и справедливости, обеспечивается государственным аппаратом и выражается в международных нормах, в Конституции РФ, в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т. п.

Правовое государство предполагает наличие светского характера государства, т. е. в РФ не может быть объявлено в качестве обязательного ни одно из вероисповеданий, никто не может быть принужден к принятию или отказу от религии, церковные должностные лица и иерархи не вправе занимать какие-либо государственные должности, запрещается дискриминация по признаку принадлежности к той или иной религии и т. д.

Гарантированность прав и свобод личности в РФ обеспечивает реализацию принципов демократии в РФ, так как только государство, в котором признаются и гарантируются права человека, может утверждать, что в нем установлена власть народа.

Республиканская форма правления РФ означает, что:

1) во главе государства стоят: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) и Правительство РФ;

2) органы государственной власти являются в России выборными или назначаемыми, но не наследственными;

3) срок полномочий органов власти устанавливается федеральными законами и не может быть пожизненным. РФ – это смешанная республика, т. е. власть Президента РФ и исполнительной власти уравновешивается деятельностью Федерального Собрания РФ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...