Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей




Основные этапы развития эк теории.

Впервые термин “политическая экономия” ввел в науч­ный оборот француз Антуан де Монкретьен.

Первая школа полит экономии – меркантилизм ( XVII в., Англия). Главная идея: источником общественного богатства является не производство, а сфера обращения. Благосостояние гос-ва зависит от кол-ва в стране благородных металлов (золота, серебра).

Следующий этап – классическая политическая экономия. Уильям Пети и Пьер Буагильбер. Источник богатства – сфера производства.

Школа физиократов (классическая политическая экономия). Источник богатства – производство, но они признавали только одну производительную отрасль – с/х. Считали, что с/х может создать чистый продукт, все другие отрасли – бесплодные., т.к. только преобразуют продукты сельскохозяйственного труда.

Рыночное направление классиков. А. Смит (1723-90) и Д. Риккардо (1772-1823). Главные идеи: необходимость свободной и конкурентной экономики, экономические свободы, максимум индивидуальной свободы. Труд – источник богатства. А. Смит придавал большое значение разделению труда.

Марксистская полит экономия. К. Маркс (1818-83) и Ф. Энгельс (1820-95). Вели теорию классов и классовой борьбы; теорию пролетарской революции. Выделяли 2 основных класса: пролетариат и буржуазию. Капитал создается трудом наемных рабочих и присваивается собственником капитала. Считали необходимым ликвидацию класса буржуазии как эксплуататорского класса, ликвидацию частной собственности.

Неоклассическое направление А. Маршал (1842– 1924). Анализировал теорию цены. Механизм ценообразования – взаимодействие спроса и предложения. В основе спроса – теория предельной полезности, а в основе предложения – концепция факторов производства и теория предельной производительности. Не разделял идей межклассовой борьбы, выступал за межклассовые отношения, социальное партнерство, согласие в обществе.

Кейнсианство. Д. Кейнс (1883-1946) Главное- проблемы в макроэкономике, макроанализ. Для повышения спроса Кейнс рекомендовал использовать кредитно-денежную и бюджетную политику, не рассматривал рынок как идеальный саморегулирующийся механизм.

Монетаризм. Денежная масса – определяющий фактор развития экономики. Считают, что достижение безинфляционного роста экономики требует контроля за денежной массой.

Новая классическая экономика. Д. Мут, Р. Лукас, Т. Сарджент и др. Теория рациональных ожиданий: экономические агенты сами приспосабливаются к меняющимся экономическим условиям согласно рациональному использованию имеющейся у них информации, поэтому вмешательство гос-ва в экономику не требуется.

Теория общественного выбора. Д. Бьюкенен, Г. Таллок и др. Изучали закономерности выбора направлений деятельности правительства в области экономики и того, каким образом осуществляется этот выбор. Основная идея: человек в любой области своей деятельности стремится максимизировать результат в своих собственных интересах.

Институционализм. Т. Веблен, У. Митчелл и др. Главная идея: исследование человека в зависимости от среды, которая.его окружает. Согласно этой теории эконом жизнь и эконом категории имеют институциональный характер.

Предмет эк теории: различные подходы

Экономическая теория - наука, изучающая закономерности, присущие деятельности и отношениям людей в процессе производства, распред, обмена, потребления совокупности благ, необходимых для поддержания жизни чел и общества в целом. Ресурсы для производства благ ограничены. Ограниченность порождает проблему выбора. Необходимо максимально удовлетворить потребности при минимально возможных издержках.

Предмет эк. теории - хозяйственная жизнь общества и способы производства, обмена и распределения благ при условии ограниченности ресурсов.

Микроэкономика- это часть эконом теории, изучающая поведение отдельных эконом едениц (домашних хоз-в и фирм) и функционирование отдельных рынков товаров и ресурсов.

 

Общественное производство и его структура.

«Производство не есть обработка материалов инструментами. Производство – это логическое решение поставленной задачи».

Питер Друкер, американский ученый.

 

В самом общем виде производство можно определить как деятельность, направленную на преобразование экономических ресурсов (факторов производства) в целях получения необходимых экономическим субъектам товаров и услуг.

В процессе производства используются самые разнообразные факторы производства. И цель предпринимателя состоит в обеспечении их наиболее эффективного применения.

 

 

Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей

Ограниченность экон ресурсов и неограниченность человеческих желаний порождают фундаментальную экон проблему - проблему выбора. Человек вынужден выбирать направления и способы распределения ограниченных ресурсов между различными конкурирующими целями. Р. Х. Франк, автор популярного учебника по микроэкон анализу, даже определил микроэкономику как учение о выборе людей в условиях дефицита.

Кривая производственных возможностей - трансформация. Её экон смысл в том, что общество осуществляет технологический выбор в экономике путем распределения ресурсов. Трансформация иллюстрирует тот факт, что нац экономика, полностью реализующая потенциал, не может увеличить произ-во какого-либо блага, не пожертвовав другим благом.

 

Кривая АBС определяет границу произв возможностей. Каждая точка на прямой показывает максимально возможный объем произ-ва обоих товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

В условиях, когда объем внутренних и внешних ресурсов ограничен, доп. производство 1-го из товаров возможно только за счет сокращения произ-ва другого товара.

Альтернативные издержки- издержки 1-го блага, выраженного в др. благе, от которого пришлось отказаться (издержки упущенных возможностей).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...