Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Институт президентства в Республике Беларусь.




Институт Президентства в системе государственной власти РБ был впервые закреплен в Конституции РБ 15.03.1994 г. В соответствии со ст. 95 Конституции в той редакции (до внесения изменений и дополнений) Президент РБ является Главой государства и исполнительной власти. В первоначальной редакции закона «О Президенте РБ» было закреплено, что Президент является высшим должностным лицом РБ, представителем государства в межгосударственных отношениях и внутри страны. Для нашей Республики, как и для других государств СНГ, этот институт является относительно новым. В настоящее время институт Президентства введен почти во всех пост советских государствах и государствах восточной Европы, принадлежащих до 1990 г. к социалистическому блоку. Статус Президента, круг его полномочий, порядок взаимодействия с ветвями власти во многом является определяющими факторами при характеристике государства.

Республика Беларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан выступает Президент.

В Беларуси институт президентства был введен в 1994 году, когда наиболее остро стала ощущаться объективная необходимость в его учреждении. Это было вызвано следующими обстоятельствами:

образовавшимся вакуумом власти в силу кардинального изменения в политической системе общества, связанной с ликвидацией командно – административной системы, устранением руководящей роли КПСС, передачей власти Советам народных депутатов, которые по ряду причин не смогли обеспечить полноту власти в центре и на местах, не обеспечили координацию действий государственных структур; ослаблением исполнительной власти, повлекшим за собой появление серьезных недостатков в реализации принимаемых решений; искажением принципа коллективного руководства, что обусловило появление безответственности, ошибок и злоупотреблений.

Кроме того, выйти из экономического кризиса в стране можно было только посредством быстрого реагирования, принятия и реализации рациональных решений, что могла обеспечить сильная президентская власть.

Институт президентства в Республике Беларусь был введен в 1994 году одновременно с принятием новой Конституции, согласно которой Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти.

Однако Концепция президентской власти на том этапе была слабо разработана. Она не привела к коренному изменению всего механизма государственного управления. Ведущая роль Верховного Совета обусловливала смещение баланса сил в пользу законодательного собрания.

Положение усугубляла и сложная политическая обстановка, возникшая из-за разгоревшейся конкуренции между политическими лидерами того времени, открытого противостояния законодательной и исполнительной властей, что выражалось в попытках игнорировать некоторые президентские инициативы. Все это привело к кризису механизма государственного управления, обусловило необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.

В соответствии с нынешним вариантом Конституции Республики Беларусь мы имеем новую модель государственного устройства, восстановленное равновесие между тремя ветвями власти, баланс между обязанностями и правами главы государства, повышение статуса и роли исполнительной власти в системе государственного управления.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в государственном механизме и в системе разделения властей. В организационном отношении Президент самостоятелен – он избирается народом. Он не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности.

Президент оказывает существенное влияние на формирование и деятельность всех государственных структур. Он вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, противоречащие Конституции республики, определять структуру Правительства и устанавливать порядок его взаимодействия с республиканскими органами государственного управления. С целью повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти, Президентом Беларуси создана «исполнительная вертикаль».

Президент Республики Беларусь имеет достаточно широкие полномочия, которые по существу касаются всех направлений организации и осуществления государственной власти. Это – реализация исполнительной власти, участие в законодательном процессе, формирование судебной системы, организация и формирование госаппарата.

Президент Республики Беларусь олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов, и обеспечивает их исполнение. Президент образует, упраздняет и реорганизует:

57.Правовой статус Президента Республики Беларусь. Президент в любом государстве является главой государства. Кандидаты на должность президента выдвигаются граждане РБ, при наличии не менее 10 тысяч подписей избирателей. Выборы считаются состоявшимися, если в голосовании принимало участие более ½ граждан, включенных в список избирателей. Президент считается избранным, если за него проголосовало более ½ граждан, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал достаточного количества голосов, то проводиться 2 тур по 2 кандидата, получивших наибольшее количество голосов.

Полномочия Президента Республики Беларусь. Полномочия президента можно систематизировать в следующие группы: 1. в области законотворчества: назначает республиканские референдумы, подписывает законы, имеет право возвратить закон со своими возражениями в палату представителей, имеет право отменить акты правительства, имеет право издавать декреты, указы и распоряжения, полномочия президента в области организации, реорганизации и упразднения госорганов и должностных лиц. (ст.84) иные полномочия (ст.84) Президент не может занимать другие должности и получать кроме зарплаты денежные вознаграждения, за исключением гонораров за достижения в области науки, искусства и литературы. Это положение закреплено в ст. 86 конституции.

Поделиться:





Читайте также:

B) политический институт, имеющий влияние на законодателей и чиновников
II. Нормативно-правовые акты, относящиеся к истории развития института мер пресечения
INSTITUTE FOR POLICY STUDIES (IPS) (“Институт политических исследований” (ИПИ))
STANFORD RESEARCH INSTITUTE (SRI) (“Стэнфордский исследовательский институт” (СИИ)
Авторский коллектив: Т. Доронова, В. Гербова, Т. Гризик, Е. Соловьева и др. Институт общих проблем образования Минобразования России.
Аквинсар, 165 горианских лет спустя. Миры Ксеара, 296 год. Первый мир, научный институт Горы.
Американский национальный институт стандартов и технологии
Астраханский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский гуманитарный институт»
Белорусский государтсвенный институт физической культуры
Билет № 33. Банки, их виды и функции. Банковская система государства и принципы её построения. Небанковские финансовые институты.






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...