Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биографическое консультирование.

Biography and Social Development Trust

ОБУЧЕНИЕ БИОГРАФИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Второй год обучения.

 

Эссе 2.

Биографическое консультирование

По отношению к другим

Школам консультирования.

 

 

Выполнила студентка Андреева Анастасия

 

 

Июнь 2014 г.

 

«Конечно, каждый врач должен ознакомиться с так называемыми «методами». Но он должен остерегаться применять только какой-то один, специфический, рутинный подход. Вообще, следует осторожно относиться к теоретическим предположениям. Мне кажется, что к каждому отдельному человеку следует применять только индивидуальный подход. С каждым пациентом следует говорить на особом языке» К.Юнг [22].

 

Ассаджиоли(1) отмечал, что число случаев расстройств, имеющих духовное происхождение, быстро растет в наши дни, когда все больше людей сознательно или бессознательно нащупывают путь к более полной жизни. Кроме того, возросшие уровень развития и сложность личности современного человека и его критический ум сделали процесс духовного развития более богатым и содержательным, но также и более сложным и трудным. В прошлом одного лишь морального обращения, простой чистосердечной преданности учителю или спасителю, любящей покорности воле Божией нередко было достаточно для того, чтобы открыть врата, ведущие к более высокому уровню сознания и чувству внутреннего единства и свершения. Сейчас, однако, в процесс вовлекаются более разнообразные и сложные аспекты личности современного человека, которые должны быть преобразованы и приведены в гармонию друг с другом: его фундаментальные ориентации, его эмоции и чувства, его творческое воображение, его вопрошающий ум, его напористая воля, а также его межличностные и социальные отношения.

Я переживаю саму себя продуктом эпохи. Корень своих душевных деформаций я вижу

· в раннем и вечном общественном воспитании с упущениями в развитии чувств и воли, с культом интеллектуализма (с пяти месяцев я отдана в ясли, а дальше по плану: детсад, школа с продленкой, на все лето пионерлагерь, институт),

· в ликвидации семейного традиционного уклада и устранении родителей от моего воспитания из-за большой занятости и отсутствия старшего поколения в семье,

· в урбанизации, при которой я была лишена возможности принимать участие в естественных процессах, а призвана была лишь иметь о них определенное другими суждение,

· в бессознательном пребывании в наследственном потоке

· в отсутствии традиционной религиозности как формы духовного воспитания, в материалистическом мировоззрении, формировавшем мое сознание в детстве.

И вот такой «продукт эпохи» приходит на консультацию к психологу!

В роли консультируемого в официальном учреждении я оказалась во время кризиса. Он назывался для меня «Прохождение через точку НОЛЬ». Я была после 6-и курсов химиотерапии, лысая и отравленная, с отдышкой, без сил, без способности мыслить и активно действовать. Мне не нужны были гарантии выздоровления. Я думаю, что я искала сочувствия, ободрения и участия. И я искала возможности рождения в себе терпения, целенаправленности, уверенности, мужества, смирения, любви, самой жизни. Я искала источник жизненных сил. В себе?

Это была одноразовая часовая консультация в городской поликлинике. Ситуация понятная и типичная для официального учреждения: психолог оценивается по тому, насколько правильны его рекомендации, выданные тут же.

Меня выслушали с позиции «врач - пациент», загрузили рецептами, рекомендациями и лозунгом «Вы должны взять на себя ответственность за свою жизнь и здоровье».

Я была в ярости. Я шла растерянная и очередной раз разочарованная в психологии.

С медицинскими технологиями, дыхательными системами и диетами как-то можно было обойтись: изучай, используй. А я вообще-то шла с душевным запросом!

«Получи, фашист, гранату!» Я была оскорблена! Любой разумный человек скажет тебе и себе с десяток таких лозунгов типа «Перемелется, мука будет!», «Мюнхгаузен себя из болота за косичку вытащил!», «Спасение утопающих…» и т.д.

Я осталась наедине со своей душевной болью. В отчаянном одиночестве и неумении вести себя через неведомое. Я ожидала встречи со специалистом, способным быть моим вожатым, моим проводником. Я ожидала что-нибудь увидеть во тьме моего душевного. Я жаждала научиться обходиться с этим неведомым, что стояло тогда предо мною.

Вероятнее всего такие цели достигаются другими видами работы с клиентами. Но тогда в поликлинике мне предложили только такую единственную психологическую «услугу».

Это было бы отчаянно печально, если бы Я не была уже Я.

Сказать честно, консультация эта была пробничек, тест. Я шла по жизни, охватывая максимально доступное пространство. Я тщательно вглядывалась в жизнь, пробуя ее на зубок, испытывая ее жемчужинки на прочность, на ценностность, на истинность. Что есть правда? Я искала новые неведомые пока инструменты душевной жизни. Я вооружалась новым видением и новым пониманием. Я рождала в себе новые душевные качества. Я по-пластунски проползала через свою депрессию, через свою «точку НОЛЬ». Ну и сюда заглянула – вдруг что-то и для меня найдется! Написано же: «Психолог»!

Номер не прошел. Я очередной раз разочаровалась в «официальной» психологии.

Что же произошло? Ко мне применили схему: выслушать больного, дать рекомендации! И вероятнее всего различие рекомендаций зависит от вида болезни, а психологическая составляющая звучит одинаково: «Вы должны взять на себя ответственность за свою жизнь». Задача максимум – оставить человека в ярости и непонятках - выполнена! В духе возмутительства современного искусства. А дальше – сам!? А как?

Схема – как раз то, из-за чего я оставила психологию в молодости. В условиях образовательного учреждения я была призвана озвучивать проблемы и, призывая к сознательности, объяснять пути решения без возможности проходить этот созидательный путь с клиентом из-за реальных условий работы (17, с.472 – Рогов Е.И., 18, с.53 - Дубровина И.В.). То же происходит с психологом в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, загоняющих практику в жесткие временные рамки и пресс «оценки эффективности». При этом вынужденно отсекают из поля внимания проблемы «целостного человека», ограничиваются проблемами по профилю учреждения.

Видимо, такая работа должна совершаться не в официальных учреждениях! Практика психологического консультирования, как я это переживаю, только нарождается в России. Тем более у нас в глубинке.

Сейчас предо мною стоит вопрос – каким может быть «другое консультирование».

Как клиент я ожидаю от консультанта

· помощи в прохождении кризиса,

· сопровождение меня в трудное время,

· сочувствие и принятие меня как личности,

· понимание тех жерновов, которые меня перемалывают,

· объяснение тех процессов, которые во мне происходят,

· деятельное участие в формировании новых качеств для жизни и нового видения самой жизни,

· вооружение меня новыми инструментами душевной и, возможно, духовной жизни,

· и, несомненно, изменение моего состояния в лучшую сторону – приобретение уравновешенности, спокойной собранности, оптимизма, принятия своей жизни и условий жизни, мужества, повышение социальной актуальной и адекватной активности, появление сил, творческих импульсов и радости жизни.

Каким может быть «другое консультирование»?

С этим вопросом я приступила к рассмотрению школ психологического консультирования.

 

 

Биографическое консультирование.

 

Индивидуальные и групповые формы работы со своей биографией на протяжении примерно 19-ти последних лет были для меня всегда важным решающим событием. И каждый раз это было своевременно и эффективно.

· Родительская школа перед поступлением своего ребенка в вальдорфский детский сад и в первый вальдорфский класс,

· Семинары по биографии, по темпераментам, по астрологии, по телам, по чувствам,

· Опыт педагогической работы в вальдорфской школе,

· Опыт клиента.

 

В своем примере анти-консультации я ярко пережила роль консультанта в работе с человеком в кризисе.

Ассаджиоли подчеркивал, что для действенной помощи при нервных и психологических расстройствах, возникающих в процессе духовного развития, необходимы познания и опыт 2-ух уровней:

1. доктора, который практикуется по нервным болезням и психотерапии,

2. и сурового исследователя духовных путей, а еще лучше - странника на этих путях

В наше время тот и другой опыт редко соединяются воедино в одном человеке. Но так как нуждающихся в таких докторах становится больше, люди, способные к таковой работе, должны готовить себя к ней (1). По-моему этим задачам полностью соответствует направления подготовки биографических консультантов.

Я с трудом пробивалась к принятию решения о начале обучения на курсе. На это повлияло

· понимание ценности приобретенного опыта в практике антропософски ориентированной школы, базирующейся на «Общем учении о человеке» Р.Штайнера,

· принятие новых возрастных задач (в мои 49 лет),

· осознание своего уровня владения речью и мышлением, педагогическое и психологическое академическое образование

· сердечное неравнодушие к тяжелым состояниям близких, особенно в ситуации умирания,

· желание научиться правильным образом помогать людям в кризисе и в старости, перейти от «кухонных посиделок» к деятельности необходимого д о лжного уровня.

По времени принятие решения совпало с моим выздоровлением и с началом этого курса.

Б.Ливехуд (15-251) рассматривая вопросы подготовки антропософского терапевта делает акцент на том, что в обучении строится внутренний мир переживаний, нужный для понимания и для сопереживания состояний своего пациента.

Курс профессионального обучения биографических консультантов оправданно включает в себя и информационный пласт, и исследовательскую деятельность, и упражнения в искусствах. Все это я переживаю как оживляющий момент. Каждый раз я выхожу с модуля душевно более подвижной, чуткой, открытой к чувствованию другого человека.

Восприятие человека как единства телесного, душевного и духовного для меня в практике вальдорфской школы являлось базовым. Преподавание биографического консультирования полностью построено на рассмотрении явлений физической, душевной и духовной жизни человека в условиях кризиса и способов сопровождения и терапевтического воздействия в связи с этими аспектами. Само нахождение человека в кризисе рассматривается в БК как естественный этап в духовном развитии. Остановившись перед порогом неизведанного, предчувствуя раскрытие новых перспектив, человек пытается раздвинуть свое душевное пространство, одновременно переживая невозможность, бессмысленность прежнего существования и огромный страх перед реалиями духовного мира.

Смутно осознаваемые беспокойства, вопросы, мучительные состояния, метаморфозы, задачи душевной жизни каждого из нас при ближайшем рассмотрении оказываются подчиненными закономерностям развития биографии в соответствии с возрастом и кармическими законами (14 - Б.Ливехуд, 16 - Г.Буркхард). Отсюда и различия в работе с людьми разного возраста.

Рассмотрение моей личной биографии как явленной закономерности, целенаправленности и целостности привело меня к принятию своей жизни, своих поступков, своего окружения, дало мне новое мировоззрение, мужество и свободу к принятию решений, к действию и ответственности. Мистерия своей личной жизни, акценты в воспоминаниях, индивидуальное переживание ситуаций в прошлом – это ключ к разрешению проблем настоящего и к выработке мужества для будущего.

Авторы, далекие от биографического консультирования, подчеркивают, что выход может быть найден из любой, даже самой тяжелой депрессии, если пациент сможет испытать естественные чувства и по-новому осмыслить свое далекое прошлое (5).

Кооб рассматривает такие этапы работы терапевта:

1. Прояснение и упорядочивание прошлого, преодоление соединения переживания с сутью собственного существа, достойного осуждения «навсегда» (4-78),

2. Активизация собственной воли в трех душевных силах – в мышлении, чувствовании, волении, чтобы в результате укоренить характер в мире (4-85).

3. Максимальные возможности, чтобы выдержать очередной спад (4-91)

4. Формирование волевого намерения к жизни, внутреннего равновесия и выносливости, сил Доверия и Надежды (4-106).

В качестве основного метода БК использует рассмотрение мыслей, чувств и импульсов к деятельности в конкретной ситуации настоящего или прошлого, как отражения целостного душевного поля. Погружение в чувство позволяет выйти на воспоминание, дающее большее понимание значения происшедшего для прошлого, настоящего и будущего.

Открытость и ранимость клиента при этом требует большого такта и эмпатии со стороны консультанта. Мужественно провести клиента через страхи и неприглядности его индивидуальной биографии по семи шагам процесса, идти рядом, сопровождать его в необходимости «оплакать свое детство» (5), «совершить траурную работу» (4), чтобы преодолеть настроения неблагодарности к жизни, чтобы из недовольного идеалиста, ищущего лишь благоденствия, сделаться в жизни активным реалистом(4). Клиент входит в реку времени своей жизни, постигает связь и закономерность событий, их необходимость и результативность. Для меня ценно достижение деятельного уравновешенного состояния ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, преодоление горестного переживания прошлого и паники перед будущим.

Терапевтическое целостное понимание клиента приводит к применению упражнений и заданий для укрепления Я, для оздоровления и гармонизации астрального, эфирного и физического тела, для воплощения принятого решения в мировоззренческих основах и повседневной жизнедеятельности. Мой внутренний вальдорфский учитель радостно узнавал в способах работы с человеком в кризисе своих старых знакомых – сказку, фототерапию, фитотерапию, диетику, арт-терапию, путешествия, обзоры дня и нахождение в нем чуда, рассмотрения биографий, обзор событий, работу с важными глубокими вещами, которые вновь пробуждают внешний интерес к жизни(4).

Решающим для консультанта становится конкретные переживания конкретного человека –

· на какой ступени духовного ученичества стоит наш современник,

· какой терминологией он владеет (на каком языке говорит),

· что он переживает как необходимое к преобразованию (что его цепляет, беспокоит).

И тут не может идти разговор о том, «кто кого духовнее» - у каждого свои задачи, свои уроки. Здесь нет места диагнозам и суждениям. Однажды я очень экспрессивно упрекала близкого человека в его несовершенствах. Ангел дал мне наутро пережить чувство, будто я кричала: «Распни!» - и моими словами-гвоздями прибивала человека к его этим несовершенным качествам. И ходят потом люди с прибитыми вывесками: «Двоечник», «Сухарь», «Лгунья».

Разговор может идти лишь на том языке, которым владеет клиент. Раскрытие тайн духовного мира, выступление консультанта-гуру биографическим консультированием не предусмотрено.

Разговор может идти лишь о тех вещах, которые озвучивает клиент. Это как раз та область духовной реальности, к освоению которой готова эта душа. «Ведение в счастье» раскрытием б о льших пространств, чем человек может овладеть, приводит к срыву душевных защит, отчаянному провалу в бессилие перед духовным миром и регрессу душевно-духовного развития.

Задача биографического консультанта – не совет, не рекомендация, а создание условий для внутреннего преобразования в душе клиента – проработки его воспоминаний, переоценки его чувств, формирования его собственного намерения для будущего. Добытые, выкованные, рожденные самим человеком решения дают силу и мужество идти по жизни, питают душу долгие годы. Выдержать все перипетии добывания, рождения нового, выдержать роль сопровождающего – только это я могу расценивать как удачу – «чистенько сработала».

Иначе, даже если клиент из слабости или из роли «учитель-ученик», «врач-пациент» внешне соглашается на продиктованные способы выживания, они не продвигают его по пути собственного преобразования, оставаясь умозрительными и чуждыми. Задача не выполнена. Это провал. И в этом моя ответственность перед человеком и перед миром.

Я «на своей шкуре» испытала разницу. Умные диагностик «у вас это так» и умные рекомендации «делайте эдак» отбили желание заниматься психологией (моё первое образование). Опыт получения консультации у биографического консультанта 1999 года (15 лет назад) разделяет мою жизнь на «до» и «после». То, что родилось во мне тогда, остается моим богатством и действенной силой до сих пор. Рожденное тогда позволило мне делать невозможные вещи и проходить через невозможные испытания. Да, в оппозицию государственному аппарату в уездном городке внедрять практику вальдорфской школы – это фантастика! Да, излечиться от рака – это классно! Я дорожу собой и люблю жизнь! Сегодня мне снова трудно. Но та консультация была «чистенько сработана»! Зинаида Питиримовна, милая-дорогая, прими мою глубокую благодарность за те наши встречи.

Я чувствую себя вожатым, склоненным над картой человеческой души. Легкая трепетная стрелка дрожит и вибрирует. Компас? Флюгер? Я слушаю тебя, мой клиент: на каком языке ты говоришь, понимаешь ли ты мои слова, понимаешь ли ты мои вопросы, на что ты осмеливаешься сегодня, какой вопрос ты задаешь сегодня – все это укажет направление, куда можно пойти. Я – вожатый на нехоженых дорогах души. Что я выберу? Как и куда я поведу этого человека?

Я хочу научиться делать это правильно и осознанно.

 

Диалог с голосами»

 

В отделениях Международной Трансперсональной Ассоциации "Целый Мир" работают кабинеты психологического консультирования, где оказывается психологическая помощь по методу Voice Dialogue. Этот метод был разработан супругами Хэлом и Сидрой Стоунами и основан на допущении, что личность или внутреннее «Я» у людей не целостна, а множественна. Эти множественные «Я» (они же маски или роли) условно можно разделить на сильные (первичные «Я») и слабые (отстраненные «Я»). Сильные и слабые части объединяясь между собой и образуют полярные состояния личности, формируя дуальность.Часто, благодаря акцентам только на одном полюсе своих сильных качеств, мы не можем раскрыться в личной жизни или на работе, так как не осознаем полярностей, скрытых частей своей личности. В то же время, постоянное отрицание каких-либо качеств в себе, приводит к напряжению, усталости и не адекватности реакций. В итоге мы теряем яркость и качество жизни, не имеем контакта с резервами внутренней силы, которые могут быть скрыты именно в отрицаемых качествах.

Главным инструментом Диалога с Голосами являются специфические сессии по методике Х. и С. Стоунов. Фасилитатор беседует с различными субличностями клиента, что даёт последнему возможность получить большую осведомлённость о своём внутреннем мире, а также разотождествиться со своими субличностями и по-новому взглянуть на себя и на ситуацию.

Опыт прохождения консультации в рамках «Диалога с голосами» позволил мне

· познакомиться с некоторыми своими субличностями (Стоуны определяют их моими множественными сильными и слабыми отдельными«Я» - 20),

· услышать их,

· признать их принадлежность мне, их неравнодушие к моей жизни, к моей успешности, моему здоровью и безопасности.

· Я пережила переход от осуждения к переоценке и принятию как «слабых» своих сторон, так и довлеющих «сильных» качеств. Это было сделано через проявление «отрицательной» и «положительной» роли каждого из них.

· В конкретной жизненной ситуации я нашла точку опоры в том, что эмоции были объективированы. Я признала их правомочность и долженствование. Я преодолела чувство разорванности между двумя бесконечно спорящими голосами, смогла их упорядочить и прекратить «пищеварение в голове».

· Я училась быть сознательной и активной в «театре голосов», в том, как может руководить ими мое центральное существо «ЭГО», названное консультантом «Я». (Стоуны определяют ЭГО, состоящим из первичных субличностей - 20)

 

Плодами той консультации стали для меня

· Опыт познания\различения некоторой части своего внутреннего мира, который в бессознательном состоянии владеет мною.

· Опыт признания самой себя и своих переживаний по отношению к конкретной ситуации.

· Опыт определения своих границ.

· Опыт сознательной различительной и созидающей деятельности в своем сокровенном внутреннем.

· Опыт соединения существования в дуальности и действия из своего центра, независимого от условий.

· Нач а ла общей способности замечать и останавливать состояния эмоциональной охваченности, отсоединяться от эмоций.

· Нач а ла общей способности останавливать первую реакцию, переходить от эмоции к размышлению, к выслушиванию себя, и только потом – к намерению и к поступку.

· Нач а ла общей способности брать на себя ответственность за свои переживания и управление ими.

· Повышение самооценки, улучшение общего самочувствия.

· Повышение жизненной активности и решительности.

 

Я получила положительный пример практического консультирования – организации пространства, целенаправленности, системности, результативности.

Раньше мне казалось, что я после этой консультации стала сознательнее и увереннее только по отношению к данной ситуации и к данным людям. Сейчас, написав все это, я увидела не только «ситуативные» результаты, но и зарождение новых общих качеств моей душевной жизни. Насколько я упражняла и развивала их в последующем времени – это другой вопрос. Импульс к активному их усилению был получен однозначно.

С позиции биографического консультанта я вижу незадействованными духовные потребности моей души. Уровень ЭГО не затрагивал пластов целеполагания, смысла, мотивов, ответственности, добродетели. Да, я полюбила кусочек себя! Я чуть лучше себя поняла! Я научилась лучше владеть собой в рамках обнаруженного. Что дальше?

Через несколько лет на практике помогающих бесед моим клиентом оказался этот же человек, работающий методом «Диалога голосов». Меня насторожило его состояние. Обладая профессиональными качествами - тонким чутьем и слышанием, способностью различения голосов – он был погружен в жесточайшую депрессию. Собственное понимание его же собственных голосов наградило этого человека огромной неуверенностью, парализующим стыдом несовершенства, долженствованием совершенства. Будто все, изученные им субличности встали в душевном поле во весь свой могучий рост, толкаясь и отодвигая друг друга плечами, а сборное Эго оказалось как раз этим сборищем. На коллегиальных условиях они договориться не могут.

Может мне попался неопытный специалист? Или от депрессий никто не застрахован? Или настоящее «Я» человека – это все же не конгломерат сильных субличностей?! У меня остался вопрос к пониманию ЭГО и Я.

Биографическое консультирование, опираясь на метод «диалога с голосами», дает возможность

· получить опыт переживания «Я»,

· пройти к выработке новых жизненных установок,

· к формированию судьбоносных намерений,

· к развязыванию кармических узлов,

· к решающим изменениям в образе жизни

· т.е. к шагам 5, 6, 7.

В биографическом консультировании я вижу преобразованными и перенаправленными приемы «Диалога голосов»:

· Работу с внутренним пространством,

· Выделение и объективирование неисследованных качеств души – существующих или желаемых к развитию,

· Проникновение в нюансы душевного переживания и понимание их через связь с архитипичными образами-олицетворениями, через феноменологическое их рассмотрение. При этом клиент сам формирует образ в своем ментальном поле. В ходе рассмотрения феномена образа клиент или уточняет его, или соглашается с ним, или отказывается от него и заменяет новым.

· Возможность озвучить, высказать то, в чем сам себе еще не признался, что подспудно живет уже в душе, только его пока не слышно. Вот тебе и откровения, и инсайды!

Я считаю использование метода «Диалог голосов» очень важным для биографического консультирования еще и потому, что из переживания противоположностей приходит понимание необходимой золотой середины, гармонично, здоровым образом соединяющей дуальности, дающей свободу быть хозяином или ведомым. Человек приходит в свой личный центр, в свое «Я». Акцент на «Я», как на третью составляющую в методе «Диалога голосов» я считаю решающим и необходимым. В нашей малой группе на последнем модуле без понимания и знания об этой «третьей составляющей» не осознавался и ставился под сомнение смысл самого обращения к голосам. Мой опыт клиента помог это уяснить. Я не знаю, звучала ли эта информация в лекциях, и как это происходило в других малых группах на практике.

 

 

Транзактный анализ.

«Человек – это какая-то выдуманная игрушка Бога… Каждый мужчина и каждая женщина пусть проводят свою жизнь, играя в прекраснейшие игры». Платон

 

 

Идентификация с ролью, охваченность разрушительной игрой, игры с самим собой, пути выхода из игр и «хорошие» игры – предмет рассмотрения Транзактного Анализа и практической транзактной терапии (23).

Трансакционный анализ — это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться каждым, усвоившим его, на работе, дома, в школе, с соседями — везде, где люди имеют дело с людьми.

Краеугольным камнем трансакционного анализа является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго-состояний, чётко отличимых одно от другого - Родитель, Взрослый и Ребёнок. Анализируются транзакции— единицы общения, которые состоят из стимула и реакции. Скрытые трансакции являются почвой для развития психологических игр. Анализ игр — это один из методов, используемых трансакционными аналитиками. Часто психотерапевты комбинируют трансактный анализ с техниками гештальт-психологии и психодрамы. ТА используется в решении проблем личностного развития, выбора жизненного пути, а также отношений родителей и детей в том числе и в работе школьного психолога (17).

 

Цель, которую преследует транзактная терапия:

Выход на позицию «Я – ОК, Вы – ОК»

Активация Взрослого состояния для руководства своей жизнью

Устранение Неблагополучного Дитя в человеке

Развитее главнейших качеств Осознанности, Спонтанности, Близости

Отказ от Сценариев и Игр

Автономность личности – чувства и мысли «здесь и теперь»

Избегания всех ролей треугольника Спаситель, Жертва, Преследователь

Аутентичность

Для осуществления этих целей ТА предлагает:

Освоение структурного анализа Родитель-Взрослый-Ребенок

Терапевтический контракт

Равноправные отношения клиента и терапевта

Простой, понятный и общий язык

Четко разработанные порядок действий в терапии; методики, техники и упражнения ТА для выявления и решения проблем

Систему накопления поглаживаний

Эффективную групповую психотерапию

Работа в транзактном анализе обычно длится недолго, задача аналитика – избавить клиента от проблем как можно скорее. Групповые встречи проходящие раз в неделю, могут длиться от трех до шести месяцев. Индивидуальные консультации длятся 4-6 двухчасовых сеансов раз в неделю.

Мне импонирует «контракт на изменение», который заключается с клиентом в начале сотрудничества и является гарантией. В ТА ставятся конкретные цели, определяются пути их достижения, есть четкая структура действий. Контракт может быть откорректирован в ходе курса терапии.

В работах В.В. Макарова (21), например, предлагается такая схема контракта:

 

Область А Область перехода Область В  
Существующее положение: Решение Положение после изменений:  

 

Работа с диаграммой позволяет определить область В, сравнить ее с областью А, оговорить условия Перехода и принять ответственность Клиенту за Решение сделать эти изменения в своей жизни.

После определения проблемы и заключения контракта человек может составить программу поведения своего Взрослого с помощью вопроса, соответствующего этой проблеме. Затем, в критический момент, когда может использоваться тип поведения, который человек решил изменить, он задает себе вопрос. Этот вопрос активизирует Взрослого. Здесь я вижу параллель с тем, как работают с вопросом в биографическом консультировании.

Мне было интересно, что на протяжении нескольких сессий терапевт посвящает клиента в принципы трансактного анализа. Клиент обязан читать литературу по ТА, говорить с терапевтом на одном языке. Клиент при этом открывает для себя структуру своей личности, а затем начинает по внешним признакам распознавать, в каких состояниях «я» он чаще всего пребывает: Ребенка, Взрослого или Родителя, и как это сказывается на его поведении и общении.

Затем терапевт побуждает клиента к раскрытию новых возможностей

· чувствовать,

· думать,

· действовать

— в зависимости от того, что он сам ощущает, а не от того, как на это смотрят другие. Транзактный аналитик помогает клиенту измениться — вновь обрести в себе Естественного ребенка, укрепить позиции уставшего от борьбы Родителя, научиться разрешать свои проблемы с позиции Взрослого и восстановить уверенность в себе и в своих силах. Вообще, когда есть четкая, понимаемая и принимаемая структура лечения, видно направление и ясно, как к нему идти – клиент начинает доверять и помогать терапевту, участвует в процессе, - он не пациент, он равный участник терапии.

Есть много психологических центров, где наряду с другими психологами, консультируют транзактные аналитики, осуществляются тренинги по ТА для организаций, но это не комплексный подход, не целая серьезная терапия именно по Берну, с методами ТА. Приверженцы ТА считают его тем методом в психологии, который может объединить сразу несколько направлений в науке.

 

Психолог ухтинского Центра помощи семье и детям опирается на системный ТА как на способ определения проблем клиента и определения направления своей работы. В групповых семинарах и при договоренности о длительной системной работе она применяет на практике понятные результативные методы и приемы ТА.

Она провела со мною разовую консультацию.

Мною была определена задача встречи – уяснить способы взаимоотношений с взрослой дочерью в опасности, не теряя близости.

Описание ситуации по вопросам консультанта вскрыло реальные события, состояние здоровья, опасения, существующие способы взаимоотношений, типичные реакции участников.

Далее шло уточнение – какая вы были мама в её детстве?

Обратная связь по итогам интервью и наблюдения выявила видение психологом ситуации и моего «эго-состояния» – гипер-опеки, супер-контроля и консервативности моего «ограждающего от развития Родителя». С описанием я была согласна.

Условия разовой работы позволили психологу провести «информационную консультацию» для повышения осведомленности моего «Взрослого», развития его адекватности и адаптированности. Обращаясь к моему «Взрослому», к его способности воспринимать и осознавать, психолог феноменологически рассмотрела некоторые вопросы:

· Задачи возраста в молодости – набираться своего опыта, набивать свои шишки – с прямым советом к моему «Родителю, помогающему в развитии» - «отпустить в поездку!»

· Варианты нездоровых отношений: «У других хуже! Вы еще благополучны!»

· Задачи возраста после 30 лет – перспектива новых отношений между взрослыми детьми и родителями,

· Задачи возраста после 50 лет – переключить интерес с детей на свободное саморазвитие, отдых и укрепление отношений с супругом (пока не внуков, ходите вместе в кино, читайте журналы, жарьте шашлыки…).

· Противоположность состояний «мать с маленькими детьми» и «отношения с взрослыми детьми». Совет-призыв к дистанцированию, самодостаточности и здоровому эгоцентризму.

· Итогом был вывод психолога: «Отпустить в поездку!»

В заключении сеанса психолог предложила «если будет необходимость» прийти на следующую встречу через месяц после ее отпуска.

Благоприятная обстановка, понимание и приятие со стороны консультанта, авторитетность сказанного привело к снятию напряжения и расширению «поля видения» как в вопросе отношений с членами семьи, так и в личном самоощущении. Сохранялось чувство, что уяснение «изложенного материала» каким-то образом возможно повлияет на моё поведение, но в конкретной надвигающейся ситуации вряд ли сделает мою реакцию спокойной и равнодушно-отстраненной. На данном этапе я чувствовала себя как после прочтения яркой статьи в женском журнале или умной доброй книги – советами полнится весь белый свет и я согласна с ними. Намерение приобрести новое душевное состояние зародилось, а нового решения и образов «других» речевых транзакций ещё нет. Прохождение этого пути и есть реализация транзактного анализа на практике. Ответственность моего Взрослого теперь – наблюдать за собой и отслеживать, справляюсь ли я сама, или мне нужно прийти к психологу для дальнейшей совместной именно терапевтической работы.

В связи с биографическим консультированием мне было интересно, в каком плане в ТА идет работа с воспоминаниями:

· устанавливается прямая трансакция, "здесь и сейчас", между Я и Ты.

· С позиции своего Ребенка, клиент оживлет сцену и

· закрываяетстарые незавершенные дела,

· клиент получает возможность произвести эмоциональные изменения в своих ранних решениях (принять новое решение).

Я благодарна этому заданию, сделавшему необходимым близкое знакомство с теорией и практикой этой школы консультирования. Мне было важно посмотреть на предлагаемую структуру состояний эго, определение уровня фиксированных эмоциональных установок, типов сценариев и игр, типов взаимодействий, системы поглаживаний, использование диаграмм, готовых структурных списков, опросников, упражнений и заданий (21).

Считаю этот материал необходимым к применению в биографическом консультировании не как диагностический, а как стимульный материал для психотерапии и самоанализа.

Сам подход к анализу и терапии душевной жизни в ТА я переживаю как ограниченный душевным полем (нашим повседневным Я - эго) и действующим на духовное развитие человека лишь опосредовано. Есть нечто схожее между положением «управлять собой» в ТА и «управлять другими», например у В.Леви. Я переживаю это как некоторое жонглирование, ведение и манипулирование. Я не уверена, что придя с вопросом «Как родить мужество, чтобы взяться за классное руководство и преподавание в вальдорфской школе?», мой «Рациональный Взрослый» в ТА позволил бы мне пойти на такую авантюру! Услышал бы он моего «Любящего Родителя» и «Развивающегося Ребенка»? В решении проблем духовного уровня требуется мнение более сильной субстанции, чем мои «состояния эго»!

Заключение.

 

Я благодарна этому заданию, т.к. оно сделало необходимым

· тщательное знакомство с теорией, задачами и целями консультирования в целом,

· со специальной терминологией и структурой процесса (19),

· с практикой конкретных школ,

· ревизию знаний и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...