Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка и проведение урока-лекции




 

Цель: в доступной форме преподнести учащимся новый материал, представляющий сложность для самостоятельного изучения школьниками.

 

Применение урока-лекции целесообразно в следующих случаях:

- при изучении сложного теоретического материала;

- при ознакомлении со спорным или новым материалом в рамках общественных дисциплин;

- если доступ к материалу затруднен (отсутствует в тексте учебника);

- при систематизации и обобщении обширных сведений;

- если требуется показать значимость курса, темы (вводная лекция).

 

Описание работы по подготовке и проведению лекции.

1. Подготовка к лекции:

- разработка содержания лекции – материал лекции должен усиливать и дополнять содержание учебника, а не повторять или суммировать его;

- разработка структуры лекции – формулировка вопросов, ответы на которые даются в ходе лекции; определение основных этапов – вводной части, основной части, заключения, обеспечение логической связи между этапами лекции;

- подготовка конспекта лекции;

- корректировка лексики изложения материала – используемые слова должны быть доступны для понимания учащимися.

 

2. Проведение лекции:

- перед началом лекции формулируются вопросы, ответы на которые дает учитель в ходе лекции;

- сформулированные вопросы записываются на доске, чтобы учащимся легче было фиксировать свое внимание на главном в содержании лекции, в заключении по каждому из поставленных вопросов делается вывод;

- до начала лекции сообщается план изложения и указываются возможные способы фиксирования главных мыслей в ее содержании;

- учащиеся получают задание:

А. Составить план прослушанной лекции, либо тезисы по предложенному учителем плану;

Б. Самостоятельно заполнить таблицу, составить схему по ходу изложения лекционного материала, либо в конце лекции

В. Найти ответы на поставленные вопросы в изложении учителя;

- каждые 10-15 минут в процессе изложения лекции необходимо предусмотреть паузы, связанные с изменением характера деятельности учащихся, например, задать вопросы, поинтересоваться мнением учащихся, продемонстрировать слайды.

- в ходе изложения материала необходимо контролировать темп лекции, который должен быть умеренным и разнообразным, содержать паузы, вербальную и визуальную проверку восприятия.

 

Результативность:

- учащиеся в доступной форме получают знания по сложным теоретическим вопросам изучаемого курса;

- учащиеся вырабатывают навыки конспектирования при вербальном способе передачи информации.

 

Урок в рамках курса “История России” по теме:

“Промышленный подъем 90-х годов XIX века в России:
достижения и просчеты” (10 класс)

Цель:

- дать учащимся представление об истоках, характере и последствиях промышленного подъема 90-х годов XIX века в России, выявить роль государства в процессе развития промышленности, дать характеристику экономической политике С.Ю. Витте, установить причины активизации рабочего движения в конце 80-х – начале 90 гг. XIX века;

- развивать у учащиеся навыки выявления причинно-следственных связей, анализа учебного текста;

- подвести учащихся к пониманию сложности и важности интеграции России в систему общеевропейских экономических связей.

Оборудование:

- карта “Экономическое развитие России во 2 половине XIX века”;

- портрет С.Ю. Витте;

- фотографии промышленных объектов и сцен из жизни рабочих конца XIX – начала XX веков.

 

Ход урока.

1. Перед началом урока учащиеся делятся на 4 группы. В каждой группе избирается ведущий, секретарь.

2. В начале урока учитель обращает внимание школьников на следующий факт: Согласно переписи 1897 года в России, количество жителей Санкт-Петербурга составляло 1,2 миллиона человек, Москвы – около 1 миллиона, следующим по численности населения городом являлся Саратов – 137 тысяч жителей!

Задание: предположите, чем была вызвана подобная диспропорция в развитии городов Российской империи?

Учащиеся обращаются к карте, предлагают варианты ответа на вопрос.

Вывод: развитие городов напрямую связано с развитием промышленности.

Учитель с помощью учащихся формулирует тему урока, озвучивает его цели.

3. Актуализация уже имеющихся у учащихся знаний по теме.

Учитель предлагает ответить на следующие вопросы:

- Что такое промышленный переворот?

- Какие особенности имел промышленный переворот в России?

4. Выступление учителя, в котором определяется направление развития Российской промышленности, роль государства в процессе индустриализации, связь особенностей промышленного подъема с международной ситуацией конца XIX века. Особое внимание учитель обращает на трудности, возникшие на пути создания крупной промышленности, в первую очередь, на отсутствие достаточного количества оборудования и технологий.

Вывод: необходимость закупки оборудования за рубежом и, следовательно, увеличение денежных вливаний в промышленную сферу.

5. Учебный мозговой штурм (12 минут)

Задание: Предложите источники дополнительного финансирования индустриализации.

Учащиеся обсуждают варианты ответа в группах, выступают с защитой разработанного проекта.

Учитель предлагает сравнить варианты ответов учащихся, с реальной экономической политикой, проводимой в конце XIX века министром финансов С.Ю. Витте. Учащиеся выделяют мероприятия и делают соответствующие записи, опираясь на пункт параграфа “Правительственная политика по отношению к промышленности”.

6. Групповая работа с использованием приема “Учимся сообща”. (20 минут)

Задания:

1 группа – подготовить выступление по пункту “Промышленный подъем 90х гг.”;

2 группа – составить вопросы (не менее 5) к этому пункту;

3 группа – подготовить выступление по пункту “Рабочий и рабочее движение”;

4 группа – составить вопросы к пункту.

Учащиеся выполняют задание, выступают с сообщениями, отвечают на вопросы.

7. Домашнее задание: А. Прочитать текст параграфа учебника;

Б. Творческое задание – написать сочинение-размышление на одну из тем:

- В чем отличие психологии рабочего от психологии крестьянина?

- К каким последствиям для развития российского общества может привести усиление роли государства в сфере экономики?

8. Подведение итогов урока. Выставление отметок.

 

Результативность:

- формирование у учащихся устойчивых знаний по изучаемой теме;

- развитие навыков логического мышления и коммуникативных качеств школьников.

 

Урок в рамках курса “Основы правовых знаний” по теме:

“Основы конституционного строя” (8 класс)

 

Цель:

- познакомить учащихся с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом, с основными характеристиками Российского государства, закрепленными в Конституции;

- развивать у учащиеся навыки работы с юридическими документами;

- подвести учащихся к пониманию необходимости Конституции, как договоренности между обществом и государством.

 

Оборудование:

- текст Конституции Российской Федерации;

- схема “Форма Российского государства”;

- ватманские листы, фломастеры.

 

Ход урока.

1. Перед началом урока учащиеся делятся на 4 группы. В каждой группе избирается ведущий, секретарь.

2. Учитель озвучивает тему и цели урока, настраивает учащихся на предстоящую работу, указывает на важность Конституции как нормативно-правового акта определяющего устройство и порядок функционирования государства.

В ходе последующей беседы учащиеся устанавливают, что Конституция – основной закон государства, имеющий высшую силу по отношению к другим законам.

Учитель предлагает учащимся дать более расширенное определение термину “Конституция”. Учащиеся просматривают оглавление текста Конституции и устанавливают, какие стороны деятельности государства и общества регулируются этим законодательным актом.

На основе полученной информации учащиеся пытаются сформулировать новое определение термина “Конституция”, сравнивают свои варианты с определением, помещенным в тексте учебника.

Вывод: Конституция – это основной закон государства, правовой акт, который регулирует наиболее важные вопросы жизни страны, права и свободы населения, устройство высших органов государственной власти.

3. Работа с текстом учебника. Учитель предлагает школьникам прочитать пункт “Конституция – основной закон государства”, ответить на вопросы:

- Обязательно ли Конституция должна иметь форму нормативно-правового акта?

- Каким образом может быть принята Конституция?

Учащиеся выполняют работу.

Вывод: Конституция – продукт взаимодействия общества и государства, направлена в первую очередь на обеспечение интересов общества, а не государства.

4. Работа в группах. Учащиеся предполагают какие принципы лежат в основе устройства Российского государства, составляют схему.

Далее следует защита и обсуждение вариантов проекта.

Учитель предлагает изучить статьи 1, 2, 7, 14 Конституции, исправить схемы в соответствии с полученной информацией. При помощи учителя составляется новый вариант кластера:

 

ДемократическоеФедеративноеПравовое

           
   
 
   

 


РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО

           
     
 

 


СоциальноеГуманистическоеСветское

 

Учитель дает краткие характеристики каждому из принципов Российского государства.

5. Определение формы государства. Проводится эвристическая беседа.

В ходе беседы учащиеся дают характеристики различным формам государственного правления, видам государственного устройства, типам политического режима, определяют, какие из них соответствуют современному Российскому государству. Результаты беседы фиксируются в виде схемы:

 

РОССИЯ

 
 

 


Форма государственного Вид государственного Тип политического

правления устройства режима

           
     

 


Республика Федерация Демократия

 

6. Закрепление пройденного материала.

1 этап – решение задач

Пример: определите, какие принципы Российской государственности были нарушены.

А. Гражданину Б. отказали в приеме на работу, мотивируя тем, что он является членом оппозиционной партии (принципы демократии).

Б. Глава администрации одного из субъектов Федерации временно приостановил действие Конституции на вверенной ему территории (принципы правового государства).

2 этап – составление синквейна с ключевым словом “Конституция”

 

7. Домашнее задание:

- прочитать текст параграфа;

- ответить на вопросы в конце параграфа;

- написать мини-сочинение на следующие темы:

А. “Развитие демократии в Российской Федерации”.

Б. “Федеративное устройство – плюсы и минусы”.

В. “Роль Конституции как общественного договора”.

8. Подведение итогов урока. Выставление отметок.

 

Результативность:

- учащиеся получают устойчивые знания по изучаемой теме;

- учащиеся формируют понимание необходимости Конституции для успешного взаимодействия общества и государства в современном мире.

 

Список литературы

1. Идеи Дж. Дьюи и чикагская лабораторная школа // Цирлина Т.В. На пути к совершенству. – М.: Сентябрь, 1997.

2. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение – истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.

3. Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М.: Педагогика, 1975.

4. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – М.: Педагогика, 1980.

5. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – М.: Педагогика, 1989.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

7. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.

8. Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. – М.: Просвещение, 1991.

9. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Педагогика, 1989.

10. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.

11. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988.

12. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986.

13. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. – М.: Просвещение, 1982.

14. Гражданское образование и активные методы обучения под ред. Шехтера С., Воскресенской А. – М.: Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”, 1997.

15. Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита – Пресс, 1999.

16. Иоффе А.Н. Методика преподавания общественных дисциплин и критерии оценки знаний. Аудиозапись. – М., 1999.

17. Фонтанова А.Н. Чтение и письмо для критического мышления. Примеры методик, представление модельных уроков. Аудиозапись. – М., 1999.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...