Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

высшего профессионального образования

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени С.М. Кирова»

Кафедра экономической теории

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Макроэкономика

На тему: Рынок товара и услуг

 

Выполнила: Студентка ФЭУ з/о

Направление: 080200

l курс группа № 1

№ зачетной книжки 64212

Стародубцева Ксения Валерьевна

 

 

Санкт – Петербург

2014-2015 г.

 

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………………………………2

2. Сущность совокупного спроса……………………………………………………………………..3

2.1. Понятие совокупного спроса………………………………………………………………….3

2.2. Особенности кривой совокупного спроса………………………………………………6

3. Исследование потребительского спроса………………………………………………….10

4. Спрос на инвестиционные блага………………………………………………………………..16

5. Список использованной литературы………………………………………………………..21


Введение

Одними из основных показателей, характеризующих состояние экономики страны, является совокупный спрос и совокупное предложение. Целью моей работы является исследование и изучение совокупного спроса.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

выявить сущность понятия совокупный спрос и дать точное его определение;

выявить особенности кривой совокупного спроса;

исследовать факторы, влияющие на величину совокупного спроса;

рассмотрение влияния фискальной и монетарной политики на совокупный спрос.

Основная задача макроэкономики состоит в том, чтобы выяснить, как функционирует экономическая система в целом. Макроэкономический анализ предполагает изучение явлений и процессов, которые в своей совокупности отражают отношения, складывающиеся в рыночной экономике. Поэтому, для изучения этих отношений необходимо применять совокупные экономические категории.

В макроэкономике под спросом понимается совокупный спрос. Термин "совокупный" означает, что рассматривается спрос для всех товаров и услуг, а не спрос на какой-либо отдельный товар; аналогично цена - это совокупный уровень цен, а не цена одного товара или услуги.

В структуре совокупного спроса можно выделить спрос домашних хозяйств на потребительские товары и услуги, спрос фирм на инвестиционные блага, спрос на конечные товары со стороны государства и спрос на отечественные товары со стороны иностранцев.

На совокупный спрос влияют различные факторы, одни из них приводят к изменению в спросе, сдвигу его кривой (вправо или влево), другие же приводят к изменению величины спроса, то есть движению по его кривой.

 

Сущность совокупного спроса.

Понятие совокупного спроса.

В микроэкономике рассматривалось такое понятие, как индивидуальный спрос, который показывал зависимость между ценой и количеством товара, потребляемого каждым человеком. В макроэкономике нужно агрегировать все отдельные рынки страны в единый общий рынок. Говоря точнее, следует объединить тысячи отдельных цен - на промышленные работы, зерно, персональные компьютеры, газ, косметику - в единую совокупную цену, или уровень цен, а также собрать равновесное количество отдельных товаров и услуг в единое целое, которое называется реальным объемом национального производства. Таким образом, можно сформулировать понятие совокупного спроса. Совокупный спрос - сумма, которую люди желают заплатить за товары, и главная сила, определяющая уровень выпуска продукции. Другими словами, совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами и общим уровнем цен в экономике. Совокупный спрос формируется четырьмя секторами экономики и включает потребительский спрос С - совокупный спрос домашних хозяйств; спрос на инвестиционные товары со стороны предпринимателей и домашних хозяйств I; спрос на товары и услуги со стороны государства G; спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств - чистый экспорт NX. Все перечисленные составляющие совокупного спроса можно записать в виде формулы:

Y = C + I + G + NX, (1.1)

где Y - объем выпуска. Рассмотрим более подробно каждый их этих компонентов.

Главным компонентом совокупного спроса являются потребительские расходы. Объем потребления (С), в первую очередь, определяется величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом уплаченных налогов. Кроме того, долгосрочные тенденции в динамике потребления связаны с величиной доходов, имущества и уровня цен. Анализ совокупного спроса сосредоточен, в основном, на факторах реального потребления (то есть номинальной стоимости потребления, разделенной на индекс уровня цен). Доля потребительских расходов в национальном продукте составляет более 60%.

Вторым по важности компонентом являются государственные закупки товаров и услуг (G), которые включают расходы на национальную оборону, строительство дорог, а также покупка дорожно-строительного оборудования, выплаты местным органам власти, финансирование судебной системы или государственных школ и т.д. Эта часть совокупного спроса определяется непосредственно правительственным решением.

Следующий компонент совокупного спроса - валовые частные внутренние инвестиции ( I), которые включают весь прирост физического объема капитала и запасов, произведенных жителями данной страны за определенный период времени. Чистые инвестиции равны валовым за минусом амортизации. Объем инвестиций определяется, главным образом, уровнем выпуска, стоимостью капитала и ожиданиями относительно будущей конъюнктуры. Основным каналом влияния экономической политики на инвестиции является кредитно-денежная политика.

Чистый экспорт ( NX) равен разности между ценностью экспорта и импорта. Объем импорта зависит от величины внутренних доходов и объема производства внутри страны, соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках и обменного курса национальной валюты. Экспорт (который является импортом для других стран) можно представить как зеркальное отображение импорта, и определяется он, соответственно, доходами и объемом производства за рубежом, соотношением цен и валютным курсом. Таким образом, величина чистого экспорта зависит от соотношения доходов внутри страны и за рубежом, цен на продукцию и валютного курса.

Одни компоненты совокупного спроса, например, потребительские расходы, относительно стабильны, изменяются медленно, другие, более динамичны, например, инвестиционные расходы - их изменения вызывают колебания экономической активности. Изучив все компоненты совокупного спроса, можно сказать, что он характеризует желание и возможность населения, фирм, государства и заграницы приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившемся уровне цен.

Для анализа совокупного спроса иногда используется упрощенная модель экономики, которая характеризуется отсутствием внешней торговли, государственного сектора, не учитывает амортизацию, разницу между ЧНП и ВНП, валовыми и внутренними инвестициями.

Обозначим стоимость выпуска в упрощенной модели экономики Y, тогда при отсутствии государственного и внешнеэкономического секторов, произведенный выпуск будет равен реализованному:

Y = C + I (1.2)

При этом товары, которые фирмы не смогут продать, будут накапливаться в запасах (инвестициях). Поскольку частный сектор получает стоимость реальных товаров и услуг в качестве дохода, личные располагаемые доходы частного сектора будут равны Y. Часть этого дохода уйдет на потребление, другая часть - будет накоплена. Таким образом, мы можем записать:

Y = S + C (1.3)

Полученные равенства (1.2) и (1.3) можно записать в следующем виде:

C + I = Y = C + S (1.4)

В левой части равенства (1.4) показаны элементы совокупного спроса, в правой - направления использования дохода. Равенство подчеркивает тот факт, что произведенный продукт равен реализованному. Вычитая потребление из каждой части равенства (1.4) мы получаем:

I = Y - C = S, т.е. I = S (1.5)

Равенство (1.5) является очень важным, так как показывает, что в упрощенной экономике инвестиции равны сбережениям.

Вернемся к рассмотрению государственного и внешнеэкономического секторов и равенству производимого и реализованного продукта с учетом государственных расходов и чистого экспорта. В этом случае равенство (1.2) может быть записано в виде:

Y = C + I + G + NX (1.6)

Частный сектор получит доход, равный Y. При определении располагаемого дохода следует учесть, что частный сектор получает чистые трансфертные выплаты TR и выплачивает налоги TA. Тогда располагаемый доход YD будет равен доходу плюс трансферты минус налоги:

YD = Y +TR - TA (1.7)

Располагаемый доход в свою очередь используется на потребление и сбережения:

YD = C + S (1.8)

Объединив тождества (1.7) и (1.8), мы можем записать, что

C + S = YD = Y + TR - TA (1.9)

Или

C = YD - S = Y + TR - TA - S (1.10)

Подставим правую часть выражения (1.10) в равенство (1.6) вместо С:

Y = (Y + TR - TA - S) + I + G + X

Преобразовав это равенство, получим:

S - I = (G + TR - TA) + X (1.11)

Равенство (1.11) является исключительно важным макроэкономическим тождеством. Сумма G + TR составляет все государственные расходы, включающие все государственные закупки товаров и услуг и трансфертные платежи. TA представляет сумму налогов, полученных государством. Разность (G + TR - ТА) отражает превышение государственных расходов над доходами, или дефицит бюджета.

Таким образом, тождество (1.11) говорит о том, что превышение сбережений над инвестициями частного сектора равно дефициту государственного бюджета плюс внешнеторговое сальдо. Если, например, сбережения частного сектора будут равны его инвестициям, то дефицит (или положительное сальдо государственного бюджета) будет равен внешнеторговому дефициту (или положительному сальдо).

Особенности кривой совокупного спроса

Кривая совокупного спроса (AD) показывает комбинации уровня цен и уровня выпуска, при которых рынки товаров и рынки активов одновременно находятся в равновесии. Ее легко получить из модели IS-LM. Обратимся сначала к графическому выводу кривой совокупного спроса. Зафиксировав цены на уровне P0, найдем соответствующий равновесный доход Y0 и изобразим эту точку в осях Y-P. Рассмотрим более низкий уровень цен P’ (P’<P0). Падение цен приводит к росту реального предложения денег и сдвигает кривую LM вправо, что ведет к росту равновесного дохода. Итак, более низкому уровню цен P’ соответствует более высокий уровень равновесного дохода Y’ (Y’>Y0). Таким образом, мы получаем кривую совокупного спроса, которая является функцией цен (рис.1)


Свойства кривой AD.

Рис.1 Графический вывод кривой совокупного спроса

1) Отрицательный наклон: повышение уровня цен ведет к сокращению реального предложения денег и порождает избыточный спрос на деньги или избыточное предложение облигаций. В результате цена облигаций падает, а значит, ставка процента растет, что ведет к падению инвестиций и равновесного дохода. Формально наклон кривой совокупного спроса можно получить из модели IS-LM, которая в закрытой экономике имеет вид:

(1.12)

Рассматривая приращение цен dP, мы получаем соответствующее приращение равновесного дохода:


(1.13)

Выражая из первого уравнения di и подставляя во второе находим:


(1.14)


2) Наклон кривой AD зависит от тех же факторов, которые влияли на наклон кривых IS и LM. Действительно, наклон кривой IS определялся мультипликатором и чувствительностью инвестиций к ставке процента. Как видно из системы (1.14), чем больше наклон кривой IS по абсолютной величине (то есть, чем больше мультипликатор и чем больше чувствительность инвестиций к ставке процента ), тем круче будет кривая совокупного спроса при данном уровне цен. В случае кривой LM чувствительность спроса на деньги к доходу и ставке процента по-разному влияли на наклон кривой LM, однако как следует из (1.14), эти параметры будут одинаково влиять на наклон кривой совокупного спроса. Чем больше чувствительность спроса на деньги к доходу и чем больше чувствительность спроса на деньги к ставке процента , тем больше по абсолютной величине будет наклон кривой совокупного спроса при данном уровне цен.

3) На положение кривой AD влияют экзогенные параметры такие, как автономные расходы и номинальное предложение денег.

а) увеличение автономных расходов сдвигает кривую IS вправо, что ведет к росту выпуска при данном уровне цен и в результате кривая совокупного спроса также сдвигается вправо.

б) увеличение номинального предложения денег сдвигает вправо кривую LM, что в с свою очередь приводит к сдвигу кривой совокупного спроса в том же направлении. Однако в данном случае, мы можем сказать точнее, каким именно образом будет сдвигаться кривая AD, если рассмотрим сдвиг вверх, то есть, изменение цен при данном уровне выпуска. Когда уровень цен растет, то кривая LM сдвигается вправо.

Для того чтобы выпуск остался неизменным нужно, чтобы кривая LM вернулась обратно. Это возможно, если цены вырастут в той же пропорции, что и номинальное предложение денег, тогда реальное предложение денег вернется к исходному уровню, и мы получим прежний выпуск при более высоком уровне цен. Более того, если номинальное предложение денег увеличивается на x%, то и цены должны возрасти на x% при каждом уровне выпуска, что сдвигает кривую AD пропорционально вверх (рис.2).

 

Рис.2 Сдвиг кривой совокупного спроса в результате роста номинального предложения денег

Полученный результат свидетельствует о том, что обратная функция совокупного спроса P (Y) обладает единичной эластичностью по номинальному предложению денег. Действительно, дифференцируя систему (1.12) получим:
(1.15)

Преобразуя (1.15) имеем . Таким образом, эластичность обратной функции совокупного спроса по номинальному предложению денег равна единице:
(1.16)

то есть, при увеличении , скажем на 10 процентов, уровень цен растет также на 10% при каждом уровне выпуска.

Исследование потребительского спроса.

Спрос как основная категория рынка и факторы его определяющие. Классификация спроса. Проблемы сбалансированности и удовлетворенности спроса на потребительские товары в современных условиях

Важнейшей категорией рынка и одним из основных показателей рыночной конъюнктуры является покупательский спрос.

Соотношение потребности как нужды, принявшей специфическую форму, определяемую культурным уровнем и личностью индивида, с одной стороны, и потребления, как фактически удовлетворенной потребности, – с другой, проявляется через объем спроса.

Спрос как экономическая категория представляет собой потребность, обеспеченную денежными средствами и представленную на рынке.

Спрос как предмет коммерческой деятельности – это объем товаров (работ, услуг), который потребитель хочет и в состоянии купить по удовлетворяющей его цене в течение определенного периода времени.

Главные составляющие спроса – наличие определенных потребностей в товарах (услугах) и обеспеченность данных потребностей денежными средствами; а основные факторы, способствующие удовлетворению спроса, – приемлемые для потребителей цены и соответствующее спросу по объему и структуре товарное предложение. Для раскрытия сущности спроса как экономической категории следует различать совокупный и индивидуальный спрос

Каждый из этих видов имеет свои основные детерминанты (основные факторы, воздействующие на величину спроса).

На покупательский спрос влияет большое количество факторов, его формирующих. Всю совокупность этих факторов условно подразделяют на шесть групп: экономические, социально-демографические, технологические, психологические, природно-климатические и прочие.

К экономическим факторам относят, прежде всего, денежные доходы населения и их распределение между отдельными группами (слоями) населения; уровень цен (и их соотношение) на отдельные виды товаров; объем и структуру отечественного производства; объем импорта; объем и состав нетоварного поступления товаров (за счет личного подсобного хозяйства и натуральной оплаты труда); структуру денежных доходов (покупательные фонды и нетоварные расходы); возможность получения кредита; соотношение товарного и нетоварного потребления; уровень обеспеченности населения жильем, товарами среднесрочного и длительного пользования, платными и бесплатными услугами; состояние коммуникационных и транспортных связей; размеры и состояние торговой сети и т.д.

В группу, объединяющую социально-демографические факторы, входят социальная и профессиональная структуры общества и особенности их изменения, численность и половозрастной состав населения, состав семей и их изменение, уровень образования и культурного развития, форма распределения благ между членами общества, исторические и национальные традиции и обычаи, мода, место проживания и плотность населения и т.д.

В современных условиях возрастает значение технологических факторов, основными из которых являются: прогрессивные формы и системы товароснабжения, реализации и хранения товаров, послепродажное обслуживание на основе современных технологий, использование современных компьютерных информационных систем и т.д.

Психологические факторы – это физиологические особенности человеческого организма, реакция на окружающую действительность, религию, рекламу, моду, отношение к престижу, потребительские мотивы.

Природно-климатические факторы обусловлены воздействием географического положения, продолжительности времени года (сезонность), климата, температуры воздуха, количества атмосферных осадков, влажности, особенности рельефа местности.

Группа прочих факторов, влияющих на спрос, включает в себя такие важные факторы, как правовые, культурно-исторические, политические и т.п.

Спрос формируется под влиянием не одного, а нескольких факторов одновременно

В практике коммерческой деятельности особое значение имеет возможность измерения воздействия факторов, поэтому их подразделяют на количественно измеримые (например, экономические) и такие, степень воздействия которых не поддается или практически не поддается количественной оценке (например, психологические), то есть косвенные факторы.

По характеру влияния факторы подразделяют на общие, которые непосредственно воздействуют на величину спроса по всем или большинству товаров, частные – оказывающие непосредственное влияние на спрос по узкому кругу или отдельным товарам.

Спрос рассматривают по времени его предъявления: ретроспективный, текущий, перспективный.

Ретроспективный – спрос прошлых периодов, данные о характере и изменениях которого следует учитывать в процессе текущей деятельности.

Текущий – спрос, обусловленный состоянием рынка, торговой конъюнктурой и факторами, определяющими ее. Знание этого спроса необходимо для оперативного управления коммерческой деятельностью.

Перспективный – спрос, который предполагается в ближайшем будущем, исходя из состояния и тенденций развития экономики рынка, и на который следует ориентироваться в коммерческой работе.

По объему спрос подразделяют на макроспрос, характеризующий спрос на потребительские товары в целом, и микроспрос – на отдельные товарные группы или товары.

По степени зрелости выделяют три основные вида спроса: потенциальный, формирующийся, сложившийся.

Потенциальный – спрос на товары, которые только готовят к выпуску и они еще не поступали на рынок. Потенциальный спрос создают благодаря широкой рекламе продукции, находящейся в стадии производства. Выбирая стратегию своего поведения при работе с этими товарами, так же как и с новыми товарами, коммерсант не упускает из виду весь жизненный цикл товара: разработку, выведение на рынок, рост, зрелость, упадок.

Формирующийся – спрос на новые виды товаров, недавно появившихся на рынке и еще не прочно вошедших в сферу потребления.

Сложившийся – полностью сформировавшийся спрос на товар. Для того чтобы спрос принял форму сложившегося, товар должен достаточно зарекомендовать себя, получить признание у потребителей. Задача коммерсанта в этом случае – поддерживать постоянное количественное удовлетворение и развитие качественных характеристик предложения.

По сроку реализации (характеру проявления) необходимо учитывать такие виды покупательского спроса, как отложенный спрос, накапливаемый спрос, спрос на замену, спрос про запас.

Отложенный – спрос, реализация которого временно откладывается ввиду отсутствия условий для потребления. Например, покупка товаров для зимнего спорта может быть отложена до того времени года, когда их потребление станет возможным. Здесь деньги, предназначенные для покупки этих товаров, принимают форму отложенного спроса.

Накапливаемый – спрос, образующийся путем постепенного накапливания денег для покупки дорогостоящих товаров, он требует от коммерсанта изучения наличного парка таких товаров, сроков эксплуатации (обновления), влияния моды, физического и морального износа и т.п.

Спрос про запас – «излишний спрос», не вызванный рациональной потребностью в данном товаре. Он возникает при дефиците товаров, которые приобретают «впрок», на случай отсутствия их в продаже. Предвидение такого спроса позволяет коммерсанту создать условия для увеличения своих доходов.

Спрос на замену – спрос на товары длительного использования, обусловленный или техническими требованиями (физический износ), или факторами психологического характера (новые модели, новый дизайн, мода).

В зависимости от степени удовлетворения выделяют следующие виды спроса.

Действительный – спрос, который реально может быть предъявлен на рынке при условии достаточного предложения товаров и ассортиментно-качественного соответствия их требованиям покупателей

Реализованный – спрос, который фактически реализован при покупке товаров и оплате услуг. Он отличается от действительного только в тех случаях, когда предложение товаров и услуг по своим размерам, качеству и ассортименту не соответствует спросу населения.

Неудовлетворенный – спрос, оставшийся нереализованным ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей. Явный (активный) неудовлетворенный спрос – реальный объем денежных средств, которые не могут быть реализованы на рынке по различным причинам и скапливаются на руках у населения и во вкладах

По степени интенсивности можно выделить такие виды, как интенсивный (растущий) спрос, стабилизировавшийся спрос, угасающий спрос. Эти виды спроса, и как виды спроса по степени зрелости (потенциальный, формирующийся, сложившийся, угасающий) тесно связаны с жизненными циклами товара,

Маркетинговая (рыночная) стратегия фирмы, предприятия на потребительском рынке строится на классификации спроса по состоянию рынка и возможности его удовлетворения, согласно которому выделяют следующие виды спроса:

- негативный (отрицательный) спрос – состояние спроса, при котором часть потребителей испытывают предубеждение к товару, в связи с чем согласна избегать его потребления, или товар уже надоел покупателю;

- отсутствие спроса – состояние, при котором потребители не заинтересованы в приобретении какого-либо товара или относятся безразлично к нему, то есть товар не признан покупателем и не приобретается им;

- скрытый спрос представляет такое состояние, при котором имеющиеся потребности не могут быть удовлетворены имеющимися на рынке товарами и услугами вследствие их отсутствия (не производятся);

- полноценный спрос – это такой спрос, при котором продавец вполне удовлетворен своим оборотом;

- чрезмерный спрос – это спрос, значительно превышающий возможность его удовлетворения.

По намерениям покупателей выделяют четыре основных вида покупательского спроса: жесткий, мягкий, импульсивный и ажиотажный спрос.

Жесткий спрос – это твердо сформулированный спрос, при котором покупатель требует только определенный конкретный вид товара и не согласен на какую-либо его замену.

Мягкий спрос – это альтернативный (компромиссный) спрос, при котором покупатель согласен при отсутствии необходимого товара заменить его на аналогичный товар или не имеет достаточно четкого представления о виде необходимого ему товара.

Импульсивный спрос – это спонтанный спрос, проявляющийся неожиданно для самого покупателя при обнаружении товара в реализации, то есть спрос, вызванный эмоциональным фактором.

Ажиотажный спрос представляет собой панический спрос, связанный с ожиданиями потребителем повышения цен, дефицита товаров и т.п. и не отражающий реальных потребностей в данных товарах.

Скрытый (пассивный) неудовлетворенный – спрос, реализующийся при покупке товаров и услуг, не являющихся полноценными заменителями отсутствующих или обладающих другими потребительскими свойствами.

В современных условиях развития экономики первостепенную роль играют ценовые детерминанты спроса, а именно цены на потребительские товары, услуги; инфляционные ожидания потребителей; ценовые предпочтения потребителей.

3. Коммерсанту необходимо формировать свою стратегию деятельности на потребительском рынке на основе закона постепенного убывания спроса, согласно которому повышение цены какого-либо товара при неизменных прочих условиях ведет к уменьшению спроса на него, и наоборот.

4. В коммерческой деятельности необходимо учитывать большое количество факторов, формирующих спрос на потребительские товары, которые можно условно подразделить на шесть основных групп (экономические, социально-демографические, технологические, психологические, природно-климатические и прочие факторы). В современных условиях переходного периода первостепенное значение в формировании покупательского спроса играют экономические факторы, и прежде всего уровень цен и инфляции, среднедушевые доходы и уровень жизни, покупательные фонды населения и т.п. Вместе с тем, с развитием рыночных отношений все большее значение приобретают психологические, технологические и социально-демографические факторы.

5. Для повышения эффективности принятия управленческих решений и формирования эффективной стратегии коммерческой деятельности на потребительском рынке необходима классификация большого разнообразия видов спроса по различным признакам, основные из которых: объект и субъект спроса, его объем, масштаб, время предъявления, степень зрелости, срок реализации и характер проявления, степень удовлетворения; степень интенсивности; целесообразность и др.

СПРОС НА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ БЛАГА.

Инвестиции – долгосрочные вложения государственного или частого капитала в различные отрасли экономики как внутри страны, так и за границей с целью извлечения прибыли.
В макроэкономике под инвестициями понимаются реальные инвестиции – вложения капитала частной фирмой или государством в производство той или иной продукции.
Выделяют три типа инвестиций:
• производственные инвестиции (здания, сооружения, оборудование);
• инвестиции в жилищное строительство (приобретение домов для проживания или сдачи в аренду);
• инвестиции в запасы (сырье, материалы, незавершенное производство, готовые изделия).
Различают валовые и чистые инвестиции.
Валовые (брутто) инвестиции – это инвестиции на замещение старого оборудования (амортизация) плюс прирост инвестиций на расширение производства.
Чистые (нетто) инвестиции – это валовые инвестиции за вычетом суммы амортизации основного капитала.
Инвестиционный спрос состоит из двух частей – из спроса на восстановление изношенного капитала и спроса на увеличение чистого реального капитала.
Инвестиционный спрос – это самая динамичная и изменчивая составляющая совокупного спроса, она зависит от объективных факторов (состояние экономической конъюнктуры: ожидаемая норма чистой прибыли, ставка процента) и субъективного фактора (решения предпринимателей).
Кривая инвестиционного спроса показывает в графической форме размер инвестиций, осуществление которых возможно при каждом данном уровне процентной ставки.
Из рис. 79.

1 видно, что между ставкой процента и совокупной величиной требуемых инвестиций существует обратная зависимость.


Рис. 79.1. Кривая инвестиционного спроса


Помимо процентной ставки на инвестиции оказывает влияние увеличение ВНП, изменения в размерах налогообложения, технологические изменения и ожидания предпринимателей. В этом случае происходит изменение спроса на инвестиции. Любой фактор, вызывающий прирост ожидаемой доходности инвестиций, смещает кривую инвестиционного спроса вправо, а вызывающий падение ожидаемой доходности смещает кривую влево. Рассмотрим случай повышения налогов на доход от капитала.
На рис. 79.2 показано, что повышение налогов на доход от капитала смещает кривую спроса на инвестиции влево.
Фактические инвестиции – это запланированные и незапланированные (непредусмотренные изменения в товарно материальных запасах) инвестиции.


Рис. 79.2. Смещение кривой инвестиционного спроса


В зависимости от факторов, определяющих объем спроса на инвестиции, их подразделяют на автономные, т. е. не вызванные ростом совокупного спроса (национального дохода), и индуцированные, вызванные ростом совокупного спроса (национального дохода). Влияние инвестиций на совокупный спрос (национальный доход) отражается в теории мультипликатора и акселератора.
Теория мультипликатора возникла в период депрессии 1929–1933 гг. применительно к обществу, находящемуся в условиях острейшего кризиса.


Мультипликатор показывает роль инвестиций в росте объема национального дохода и занятости. Действие мультипликатора можно записать в виде цепочки:


, т. е. с ростом инвестиций увеличивается занятость, а затем доход и потребление.



Зависимость между изменением инвестиций и изменением. Таким образом, между изменением автономных инвестиций и национальным доходом существует устойчивая связь. Мультипликатор инвестиций – численный коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения автономных инвестиций. Если произойдет прирост объема инвестиций (например, увеличатся государственные ассигнования на общественные работы в условиях спада экономики), то доход увеличится на величину, которая в К раз больше, чем прирост инвестиций, т. е.
ДY = MI? ДI,
где ДY – приращение дохода; ДI – приращение инвестиций; M – мультипликатор (множитель), следовательно,

 


Модель акселератора (индуцированных инвестиций) была предложена Дж. Кларком. Акселератор представляет собой отношение прироста инвестиций к вызвавшему его относительному приросту дохода, потребительского спроса или готовой продукции и выражается формулой

 

Акселератор


где Д I – инвестиции; Д Y – доход; t – время.

 

Список использованной литературы

1. Г. Вечканова, Г. Вечканов. Экономическая теория, 2010

2. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – 2 изд. – Мн.: БГЭУ, 2000

3. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: В 2 т.: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992.

4. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Под общ. ред. Л.С.Тарасевич – изд. – С-П.: СПГУЭиФ, 1995.

5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. – М.: Дело, 1993.

6. Суслова Ю.Ю. Анализ рынка потребительских товаров: Учебное пособие для студентов всех форм обучения специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях торговли и общественного питания».

7. Суслова Ю.Ю. Экономика товарного обращения: уч. пособие / Ю.Ю. Суслова, Н.Н. Терещенко

8. Александров Ю.Л., Терещенко Н.Н. Экономика товарного обращения

9. Селищев А.С. Макроэкономика. - СПб: Питер, 2001.

10. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. - 2-е изд., испр., доп. - М.: Дело, 2002

11. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов.

12. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник / Под общей редакцией профессора, д. э. н. А.В. Сидоровича.

13. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс.2-е изд. / Мэнкью Н.Г. - СПб: Питер, 2000.

14. Добрынина А.И Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. СПб Питер, 2004.

15. Курс экономической теории Учебник под общей редакцией проф. Чепурина М.Н проф. Киселевой Е.А

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...